Архив номеров


     Это действо в духе сюрреализма повергло в шок многих зрителей. И увенчало творческий вечер, посвященный 200-летию со дня рождения писателя. Неудивительно! Ведь мероприятие проходило под названием «Кошмар Гоголя»
    В зале было довольно тесно: все столики оказались заняты задолго до начала шоу. Привлеченные ярким дизайном афиши и необычной программой мероприятия, прибыли как представители тверского гламура (читай - завсегдатаи презентаций и банкетов) и выпускники филфака, так и совершенно случайные посетители. Последних порой было даже немного жалко: они искренне не понимали, что происходит. Взирали на манекен, обряженный в шинель, с недоумением. Давились чаем. И вовсе сбежали из кафе, когда исполнитель (обозначенный в афише как Д. Острогляд) в порыве артистизма оторвал голову у этого манекена и обратил на пластикового «Йорика» пламенную речь.
    В качестве плацдарма для интеллектуальной вечери организаторы выбрали кафе «Библиотека». Полки и шкафы, заставленные книгами, добавляли весомости действу, а алкоголесодержащие напитки - сюрреализма в общую картину происходящего (в конце концов, чем дно бокала - не призма сюрреализма?)
    По мнению организаторов, «Кошмар Гоголя» тянул не менее чем на «светскую сенсацию». Поэтому, конечно, ею заинтересовались многие видные деятели тверского бомонда. В их числе - и широко известный в Твери джазовый музыкант Владимир Ишиев.
    Как только аплодисменты стихали и возникала заминка, он ловко запрыгивал на своего любимого «конька» - на вертящийся стульчик у фортепиано. И вне рамок программы угощал посетителей джазовыми импровизациями. А когда на экране телевизора начали демонстрировать кадры из немого фильма «Портрет», музыкант Ишиев блестяще справился с ролью тапера и заслужил бурные овации.
    В тот вечер, в тишине почти мхатовских пауз о писателе вспоминали приглушенным и сакральным «Да он, наверное, в гробу переворачивается». Тем не менее отдельные посетители кафе охотно участвовали в перформансах: в рисовании «автоматического письма» и в расчлененке портрета писателя (репродукции раздали зрителям и предложили с помощью ножниц вволю поиздеваться над изображением, а после полученные части лица в произвольном порядке наклеили на портрет писателя). Чтобы не упасть в грязь лицом и не прослыть занудами, некоторые напряженно вслушивались даже в долгие манифесты сюрреалистов. От полного безумия этих чутких зрителей спасали лишь театрализованные монологи в исполнении юных артистов (учащихся и выпускников тверского училища культуры). Монологи эти, к слову, оказались на редкость приятны - так приятен бывает изюм в черствеющем батоне. Особенно запомнилось потрясающее перевоплощение Елены Троян, сыгравшей сумасшедшего из одноименных «Записок».
    Конечно, в числе зрителей оказались и те, кому мероприятие не понравилось. Весь вечер они корчили мины, выражая смесь презрения и отвращения к «самодеятельности», а после фыркали и покидали кафе. Но автор этого материала с удовольствием отсмотрела все три действия представления. И отыскала его организатора - альтруиста и бессребреника Сергея.
    Сначала он скромничал и не хотел общаться с представителем прессы. Но потом разговорился.
    - Инициатива - моя, - призналася Сергей. - Я учусь в аспирантуре. Недавно прочитал манифесты сюрреализма и решил организовать такое мероприятие. Все продумал. Пошел в училище культуры, нашел исполнителей. Договорился с кафе. Попросил манекен в одном из магазинов. Написал сценарий.
    - А зачем тебе все это? - не смогла я удержаться от вопроса.
    - Да просто… хотелось чего-нибудь эдакого, - признался Сергей. - Интеллектуального пира!
    И поспешил откланяться: мол, переволновался.
    Зоя ГЛАЗАЧЁВА



     На втором этаже Тверского технологического колледжа проходит довольно необычная фотовыставка. Она носит название «Объективный взгляд» и по сути является сборно-персональной. Как это получилось - организаторы не могут понять до сих пор. Судите сами: работы показали широкой публике студенты колледжа (отделение «Сервис», специальности - «Реклама» и «Дизайн»). Но лейтмотивом выставки стали фотоработы отнюдь не студентки, но замечательной тверской журналистки Натальи Зиминой.
    И расположились они не в красном углу экспозиции, как можно было бы предположить, а рассыпались вкраплениями по общему полотну экспозиции. Поэтому сам факт участия профессиональной фотохудожницы в студенческой выставке лишен, казалось бы, такого естественного в этом случае менторства.
    - Вот оно как, матушка! - в свойственной ей добродушной манере объясняла корреспонденту «Каравана» Наталья. - Видишь, как меня развесили! Вместе с молодежью, вместе со всеми. И это - хорошо! Ну скажи, видела ли ты когда-нибудь таких кураторов выставки?
    Рядом с Зиминой стеснительно переступает с ноги на ногу Артем. Он одет в широченные рэпперские штаны, безразмерную футболку и в кепку, лихо заломленную на затылок. Кивает вежливо. Серьезный парень.
    Он рассказывает, что и вправду курировал весь процесс появления выставочной площадки. Что долго отбирали работы учащихся. Что оформлять (делать рамы, развешивать) помогали «одногруппники и ребята с механического отделения» колледжа. Что студенты много спорили по поводу фотографий и чуть не поругались в итоге, но потом удалось договориться. Наталья слушает это и просто сияет от радости.
    Уже чуть позже, в интервью другим изданиям, она призналась, что неспроста на выставке среди ее работ есть и фото фасадов старинных особняков, и изображения Храма неба в Китае. Оказывается, это не просто фотографии, а... дидактические материалы, предназначенные для студентов. Проще говоря, с помощью особенных работ Наталья хотела показать, как нужно и как не нужно фотографировать.
    Всего в экспозиции участвуют 170 фотографий. Председатель Тверского отделения Союза фотохудожников России Борис Михайлов отметил достаточно высокий уровень фоторабот. А Наталья Эверт, председатель Тверского регионального союза дизайнеров России, поделилась:
    - Ребята делали выставку с душой, поэтому она удалась. Пусть где-то в оформлении есть недочеты, но в целом выставка - энергетически положительная!
    Зоя ГЛАЗАЧЁВА



     МОЛИТВА ДЛЯ ГАЛОЧКИ
    XXI век тонет в формализме. Примитивные законы «общества потребления» расползаются по всей шкуре бытия, затрагивая даже такую трепетную и неприкосновенную тему как религия. С начала 90-х, когда были сняты церковные табу и двери храмов распахнулись для всех желающих, верить стало модным и даже необходимым. Однако, к сожалению, религия поселилась не в душах, а в формальных действиях большинства людей. Они верят «на показ», не задумываясь над сутью христианства и не вслушиваясь в слова молитв. Грехи замаливаются не сердечным покаянием, а количеством поставленных свечек. На Пасху в церковь несут освящать не только яйца, но и жареную курицу, и салаты «Оливье», думая, что от этого еда станет вкуснее, а на душе полегчает.
    Особенно страдает формализмом глубинка, до которой все «городские» процессы доходят в значительно искаженном и подточенном виде.
    …Я отчетливо осознала это, побывав на Крестном ходе и Пасхальной службе в родном Красном Холме. Последний раз я посещала это мероприятие, учась в 11-м классе: к стыду своему, тоже из интереса и «для галочки», но с тех пор многое успела понять и осмыслить.
    В церковь набилось много пьяного люда, из-за этого благоговейной тишины не наблюдалось: слышались громкие смешки и борзый шепоток. Кругом кипело много молодежи: они пришли сюда после субботней дискотеки, очевидно, восприняв крестный ход как редкую и оригинальную форму тусовки.
    При входе один пьяный лоб спросил другого:
    - А деньги за вход платить надо?
    - Не надо! - некрасиво заржал другой. - Церковь же!
    Во время торжественной пасхальной службы очередной нетрезвый мужик шел, держась за стену, и бодался с иконами - очевидно, намереваясь поцеловать каждую из них. Стало страшно: показалось, что полностью сбиты все моральные рамки и извращены представления.
    …Сзади нас стоял другой мужичок - одутловатый, с заплывшими от спирта глазами.
    - Христос воскрес! - поздравлял свою паству батюшка.
    - Воистину воскрес! - заорал на всю церковь мужик, очень довольный тем, что делает это громче всех. Я оглянулась. Лицо мужика не выражало ничего, кроме пьяного удовлетворения и самонадеянности. Грохочущее «Воистину Воскрес!» он вопил после каждого пасхального приветствия. Впрочем, замечаний ему никто не делал.
    …Мы пошли обратно. У дверей церкви караулила целая группировка какого-то полукриминального вида. Честно говоря, в эту светлую пасхальную ночь проходить мимо них было жутковато.
    - Да мы своих не трогаем! - раздался в след хриплый надсаженный голос. - А вот не своим придется хуже…
    Я сжалась в комочек: очень не хотелось чувствовать себя среди них «своей». Но, похоже, кому-то в эту ночь все-таки досталось...
    Подобное поведение - неуважение не только к религии (если сам не веришь, хотя бы не задевай чувства верующих), но и неуважение к себе, и к миру, который тебя окружает. Форма ясна: наступает большой праздник, его надо отметить. А вот божественная суть остается за рамками.
    Настоящими, а не формальными, в ту ночь были только крупные блестящие звезды над головой (за городом они всегда виднее!), и теплое радостное чувство, которое все-таки сумело зародиться внутри: «Христос Воскресе!»
    Со страшной силой захотелось, чтобы он воскресил и очистил души всех нас, недостойных, утонувших в формализме…
    Любовь КУКУШКИНА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru