Архив номеров


     В рамках модернизации образования в Тверском регионе в последние годы осуществляется реализация самых различных проектов. Далеко не все из них просты и сразу всем понятны. Например, в 2006 году муниципалитеты Тверской области стали участниками перехода на нормативно-подушевое финансирование. То есть, была введена такая форма государственного финансирования, когда бюджет школ напрямую зависит от количества в них учеников. С реализацией комплексного проекта модернизации образования Тверской области изменилась и система оплаты труда учителей: если раньше зарплата им начислялась по действующей тарифной сетке, то теперь директора имеют возможность сформировать фонд стимулирования и начислять надбавки за качество работы. О сути этих нововведений рассказывает начальник областного департамента образования Алексей КАСПРЖАК.
    - Алексей Анатольевич, чем были вызваны изменения в оплате труда учителей?
    - Если коротко, то существовавшей на протяжении многих лет уравниловкой. Раньше наши учителя получали зарплату исходя из количества учебных часов, классного руководства и педагогического стажа. При этом не учитывалось, что педагог не только ведет урок, а еще к нему готовится, тратит много времени и сил на проверку тетрадей, или, к примеру, контурных карт, ведет внеклассную работу и выполняет массу других функций. Не говоря уже о том, что у одного педагога есть, что называется, дар Божий, и его ученики прекрасно усваивают предмет, а другой приходит в школу отрабатывать когда-то полученный диплом, понимая в душе, что его выбор профессии во многом был случайным.
    Поэтому суть новой системы оплаты труда учителей заключается в том, чтобы формировать зарплату, учитывая не только аудиторные часы и определенные компенсационные выплаты, но и связать зарплату учителя с реальной нагрузкой, которая зависит от многих факторов, в том числе и от наполняемости классов. Таким образом, на сегодняшний день зарплата педагогов формируется из трех составляющих: базового оклада, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера.
    - Расшифруйте, пожалуйста, что включает в себя каждая из этих составляющих?
    - Базовая часть - это деньги, которые педагог получает за свою должность с учетом реальной учебной нагрузки, то есть количества часов. Вторая составляющая предусматривает оплату за особые условия труда, к примеру, работает педагог в обычной школе или коррекционной. А также за проверку тетрадей и интенсивность труда. И, наконец, выплаты стимулирующего характера учитывают результативность и качество работы педагога.
    В числе критериев, их определяющих - знание учениками предмета, состояние их здоровья, отсутствие правонарушений, дополнительные занятия в кружках или реализация образовательного проекта. И, конечно, количество учеников. Согласитесь, несправедливо сравнивать работу учителя с классом, в котором учатся 5-6 человек и того, который обучает 25 учеников. Порядок выплат согласуется с органом общественно-государственного управления школой, в который входят, в том числе, и родители учеников. Так что решения о дополнительных выплатах педагогам принимаются не келейно - в директорском кабинете, а коллегиально. Мы пытаемся уйти от субъективных факторов и выстроить максимально объективную систему. Для нас важно, чтобы всем было понятно: если ты хорошо работаешь, тебе действительно больше заплатят. Поэтому и у педагогов появится стимул повышать свое профессиональное мастерство.
    - Некоторые педагоги считают, что от реформы пострадают, прежде всего, учителя небольших сельских школ, многие из которых оказались перед угрозой закрытия.
    - Действительно, еще не все школы принимают логику этих критериев. Несмотря на то, что нормативно - подушевое финансирование школ, как это явствует из самого термина, зависит от количества учащихся, решение об их функционировании или закрытии принимается на уровне муниципалитетов. На них также возложена обязанность содержания школьных зданий, департамент образования в эти функции не вмешивается. Нас, прежде всего, волнует ученик и качество образовательных услуг, а оно напрямую связано с количеством учеников. И вот почему. В больших классах между учениками идет разноплановое общение- процесс, который формирует личность ребенка, его социальную компетентность. Это одна из основных функций школы. В старших классах, когда ребята уже выбрали для себя предметы, по которым они будут сдавать единый государственный экзамен, по двум из них они имеют возможность заниматься с педагогами дополнительно, причем без дополнительного финансирования: так строится учебный процесс. Но для этого надо сформировать группы. В маленьких школах, чаще всего, это сделать невозможно. Практика показала, что с заданиями по ЕГЭ лучше справляются учащиеся больших школ. Замечу, что показатель по ЕГЭ в динамике также является основанием для стимулирующих выплат педагогам.
    - Как вы расцениваете результаты нововведений?
    - В целом, положительно. Проект разработан коллективом авторов, среди которых и управленцы, и учителя, и представители муниципальных образований, и консультанты- методисты. В процессе реализации происходят изменения, и это естественно. Например, мы несколько упростили первоначальную методику расчета оплаты труда педагогов. Новая система оплаты труда учителей вводится на территории Тверской области с 1 марта. И, по нашим оценкам, зарплата педагогов школ должна повыситься в среднем на 30 - 35 процентов.
    Но дело здесь не только в повышенной зарплате, она - всего лишь инструмент, помогающий повысить качество образовательного процесса. Важен также и фактор справедливости, когда хороший педагог получает за свой труд больше. Директор школы, в которую 1 сентября выстраивается огромная очередь из желающих здесь учиться, ощутит результаты своей работы в том числе и в день получения зарплаты.
    Одни изменения влекут за собой другие. Теперь необходимо сформировать новую систему аттестации учителей, и думаю, что она будет разработана и апробирована уже в нынешнем году.
    И еще несколько слов о значении проекта. Он не только предоставил нам площадку для обсуждения, но и позволил его участникам самим влиять на результаты его реализации, стать авторами новых технологий. По его результатам мы готовим свои предложения в новые образовательные стандарты. Причем самая активная роль в этом отводится муниципалитетам. Логика этого проекта подразумевает стимуляцию творчества педагогов, а значит, и повышение результативности их работы. А это - главное.
    Беседовала Светлана АВДЕЕВА
    От редакции. Как видим, задумано все хорошо. Но в какой форме на местах будут реализовываться прогрессивные замыслы департамента образования Тверской области?
    Уже сейчас учителя беспокоятся, что каждая двойка, которую они поставят нерадивому ученику, отразится на их зарплате. А маленькие дети, которые должны трястись в так называемых школьных автобусах («пазиках» желтого цвета с надписью «Осторожно, дети»), преодолевая по 60-70 километров в день? Разве это нормально?
    Там, где муниципальные главы стараются сгладить заложенные в реформы острые углы, что-то получается. Но каждое новшество привычно пугает и родителей, и многострадальных учителей. Они уже привыкли, что будет только хуже.




     Несколько номеров назад мы уже затрагивали тему роста тарифов на энергоносители с 1 января. В Тверской области есть еще такие районы, где нет ни газа, ни центрального отопления, а, значит, вся жизнь там построена на единственно доступном благе - электроэнергии. И вот при получении платежей людей стал буквально прошибать холодный пот - цены на электричество превысили все мыслимые и немыслимые пределы. Настоящим «подарком» оказались т.н. «двухуровневые» счетчики. Цены по наиболее выгодной системе «день-ночь» оказались даже еще выше, чем обычный тариф! Такая ситуация наблюдается во всех районах Тверской области, колеблются лишь расценки на благо цивилизации.
    Юрий ЕРМОЛЕНКО, начальник гидрологической станции «Максатиха»:
    - В Максатихе газа нет, а самая большая неразбериха заключается в тарификации по двухуровневой системе расчета. Если по однотарифному счетчику 1 кВт электричества стоит 2 рубля 39 копеек (для районного центра), то по двухтарифному днем он обходится уже в 2 рубля 85 копеек, а ночью - в 1 рубль 70 копеек. Это, конечно, очень дорого, особенно если учитывать, что раньше ночью 1 кВт стоил всего 47 копеек (днем - 1 рубль 88 копеек). Люди находятся в недоумении - их так «агитировали» поставить «дешевые счетчики», и как только многие это сделали (за свои деньги), тут же подняли цены так, что это стало не просто невыгодно, а обременительно. Очень интересно также, почему по двум счетчикам получается такая разная цена за электричество - свет-то ведь один...
    Ангелина КОКОРЕВА, заведующая магазином в д. Колталово, Калининский район:
    - Ужас, что творится!.. Раньше 1 кВт электричества в нашей деревне стоил 1 рубль 32 копейки, с 1 января 2009 года он стоит уже 1 рубль 68 копеек - то есть, стал дороже сразу на 36 копеек! За прошедший месяц только за свет мне пришлось заплатить 420 рублей, представляете?! Всю тяжесть этого положения прочувствовала на себе не только я - в магазине, например, упала выручка оттого, что у бабушек теперь нет возможности купить себе что-то «лишнее» из продуктов. У кого субсидий нет, тот и вовсе может оказаться в яме... Счетчик у нас однотарифный: мастер, который приходил 2 года назад его менять, почему-то сказал, что для нашей деревни поставить двухтарифный не представляется реальным...
    Сергей ОРЛОВ, глава администрации сельского поселения Итомля, Ржевский район:
    - Тарифы на электроэнергию в нашем сельском поселении хотя и стали выше в 4 раза, но этот показатель все же находится в пределах нормы. Для сельских жителей, как положено, существует льгота. Но в Итомле есть несколько сельскохозяйственных предприятий, которые не приравнены к особому статусу и платят за свет весьма высокую цену. Меня, как главу администрации сельского поселения, волнует вопрос их выживания в столь непростых условиях. Тарифы устанавливает региональная энергетическая комиссия, администрация сельского поселения повлиять на этот процесс, конечно, не в состоянии.
    Ольга ПОПОВА, лаборант, г. Красный Холм:
    - Счетчик у нас однотарифный - мы ничего не меняли, потому что даже «по старой системе» это не казалось нам выгодным. А сейчас по двухуровнему тарифу у одной моей знакомой за месяц «свету нагорело» на 2000 рублей. Дело в том, что в Краснохолмском районе нет центрального отопления, и у многих для того, чтобы согреться, включены тэны или сильные обогреватели, которые поглощают очень много электричества - вот и выходят такие заоблачные суммы. Пользоваться такими приборами можно легально, но никаких льгот на это не предусмотрено. Что делать - сами стараемся быть экономнее...
    Вадим РУФФ, врач общей практики, Кашинский район:
    - Возмущает даже не то, что цены на электричество с начала года резко подпрыгнули вверх (насколько я знаю, по двухтарифной системе расчетов «ночной свет» не может составлять от дневного больше 25%), а то, что в Кашинском районе всех жителей заставляют переходить на этот способ оплаты! На подъездах развесили объявления, что если кто-то не поставит у себя двухуровневый счетчик до 1 марта, его «отрежут» от подачи электричества. Хоть эту замену и обещают произвести бесплатно, сам счетчик нужно приобретать за свои деньги, а стоит он 800 рублей...
    Ита СТОЛЕТОВА, начальник Максатихинского РЭС (ОАО «Энергосбыт»):
    - Стоимость 1 кВт электроэнергии, официально установленная РЭК, на сегодняшний день составляет 2 рубля 39 копеек по одноуровневому тарифу и 2 рубля 85 копеек днем и 1 рубль 70 копеек ночью за киловатт по двухуровневому. Для тех, кто пользуется электроплитами, предусмотрена льгота: 1 кВт в таком случае оценивается в 1 рубль 67 копеек, с 23 часов в 1 рубль 19 копеек. У жителей есть возможность выбора наиболее предпочтительной для себя тарификации. Если кто-то, поставив двухтарифный счетчик, посчитает, что однотарифный для него стал более выгодным, он всегда может написать заявление в РЭС...
    Алена СВЕТЛОВА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru