Архив номеров


     Голос оппозиции в нашей стране после 2003 года, когда правые не вошли в парламент, слышится все слабее. Мощный рык прокремлев-ских партий сегодня вряд ли кому удастся перекричать. Политику в стране делают «Единая Россия» и вторящие ей ЛДПР и «Справедливая Россия». Появление новой партии на политической арене может означать явную консолидацию оппозиционных сил. Как на самом деле обстоят дела в стане демократов, мы спросили у лидера Твер-ского отделения партии «Яблоко», заместителя начальника департамента экономики, инвестиций и промышленной политики администрации г. Твери Антона Стамплевского.
    - Я не считаю, что сейчас идет консолидация демократических сил. Новая партия создана по указанию Владислава Суркова, первого заместителя главы президентской администрации. Все это не скрывается. Со стороны Кремля речи о консолидации демократов идти не может.
    - Что же вы называете консолидацией демократических сил?
    - Во-первых, это та политика, которую проводит Российская объединенная демократическая партия «Яблоко». Мы уже третий год являемся объединенной партией, потому что ужесточение избирательного законодательства и законодательства о партиях не позволило развиться ряду общественных организаций и партий. Например, таким как Комитет солдатских матерей, Союз зеленых России (экологи). У них нет 50 тысяч членов, нет независимого финансирования, оргструктуры. И мы предложили им развиваться на нашей основе, предоставив широкое самоуправление в рамках фракции внутрипартийных объединений.
    - Создание новой партии, наверное, каким-то образом затронуло и вас?
    - Нам часто в последнее время задают вопрос: а разве вы не объединились, не вошли в состав новой партии? У нашей партии есть 16-летняя история, и в парламенте и вне парламента, я считаю, не менее успешно. Есть чем гордиться, есть и проблемы - я не отрицаю, есть ошибки, уроки из которых надо извлекать. Но с кем еще можно объединяться? Мы с 2003 года практически ежемесячно пытались организовывать какие-то объединительные проекты. Я сам был одним из участников Всероссий-ского гражданского конгресса - структуры, просуществовавшей всего три года и объединившей все оппозиционные силы. Однако амбиции федеральных лидеров привели к тому, что все наши усилия рассыпались.
    Более месяца назад прошла конференция «Новая повестка демократиче-ской общественности Тверского региона», и сейчас идет объединительный процесс в рамках единого движения под названием «Солидарность». Подобные конференции прошли более чем в 20 регионах.
    Мы рады, что уже не первый год сотрудничаем с профсоюзом предпринимателей Твери, который носит одноименное название. Тверские бизнесмены взяли за основу опыт польской «Солидарности». Я знаю многих людей, которые в Твери прекрасно относятся к «Яблоку», но они не хотят быть людьми партийными. И мы никогда не стремились включить в партию как можно большее количество людей. Такая задача не стоит. У многих потребительское отношение к партиям в принципе. Я знаю, как несколько лет назад за 50 рублей студентов сельхозакадемии записывали в «Единую Россию». Поэтому сейчас в рядах ЕР происходят чистки.
    Так вот, мы всегда говорим, что мы открыты, если людям есть что сказать, что предложить в молодежной сфере, предпринимательской, ЖКХ, общественных направлениях. Мы это продолжаем развивать и в рамках «Солидарности». Перспективы этого движения мне оценить сложно. В любом случае мы будем проводить линию, направленную на усиление его региональной составляющей. Потому что если это будет столичный проект Москвы, Санкт-Петербурга, то он обречен на провал.
    Кроме того, мы считаем, что «Солидарность» не должна иметь председателя, а нужно избрать постоянно действующий совет регионов. Ведь когда кто-то один возглавляет партию, на него очень легко надавить, воздействовать путем административных мер, угроз... Отрадно, что эту идею поддержали коллеги на федеральном уровне в рамках «Солидарности». Сейчас мы параллельно, не дожидаясь реализации федеральных проектов, реализуем наш региональный. До конца года появится общественная приемная по противодействию коррупции в рамках нацпрограммы, объявленной президентом Дмитрием Медведевым.
    Не так давно шесть ассоциаций малого и среднего бизнеса договорились учредить постоянно действующий круглый стол общественных объединений предпринимателей. Это стало вторым шагом в организации регионального движения. Это независимая дискуссионная площадка, где одним из направлений является создание широкого межрегионального движения в защиту малого и среднего бизнеса.
    Мы надеемся, что «Солидарность» сможет стать общероссийским движением. Оно не будет официально зарегистрировано, потому что те препоны, те жесткие требования законодательства по регистрации и возможность всегда прикрыть какое-то движение определяют отношение к регистрации участников движения. Мы есть сами по себе, мы выстраиваем жесткую и достаточно гибкую, с другой стороны, линию горизонтальных межрегиональных связей без единого лидера. Основное направление этого движения - просветительская работа.
    Один мой коллега на правозащитном круглом столе сказал: «Люди не знают Конституции. Давайте купим по 5 копеек Конституцию и начнем раздавать ее людям». А на днях ГД одобрила изменения в Конституцию по увеличению сроков полномочий президента и депутатов Госдумы. Мы выступаем резко против изменений в Конституции, потому что уважаем наш основной закон.
    - В чем вы видите свою роль как оппозиции: во вхождении во власть или в противовесе ныне действующей власти?     - Оппозиция - это необходимый противовес. Но противовес не оголтелый, а конструктивный. Мы - оппозиция реальных дел, а не пустых слов. Поэтому, безусловно, мы как партия будем бороться за власть. Другое дело, что это не самоцель. Потому что в рамках борьбы за власть возникает возможность решать конкретные насущные вопросы граждан.
    - Вы выступаете против изменения Конституции. Сейчас в Твери сложилась подобная ситуация. Депутаты ТГД хотят изменить конституцию города - Устав. Как вы к этому относитесь?
    - Мы считаем, что для этого нет оснований. Кроме того, эти изменения проводятся с грубейшим нарушением федерального, регионального и местного законодательства. Надеемся, что общественность внесет свою лепту в этот процесс и не позволит изменить устав. Может, крамольно для кого-нибудь звучит, но мы считаем, что насаждение полностью пропорциональной системы по партийным спискам неправильно, равно как и отмена губернаторских выборов. Потому что для того, чтобы развивать многопартийность нужно сначала создать условия, атмосферу для ее развития. Сверху придумать партию невозможно. Поэтому и в отношении Устава все происходит очень скоропалительно: «Единая Россия» торопится. Одномандатные округа - это последний шанс наших граждан хоть как-то влиять на процессы, происходящие в городе. Безусловно, мы будем отстаивать не только в общественно-политическом смысле, но, возможно, и в судебном порядке права граждан (если поступят обращения). Сейчас, с одной стороны, кто-то шумит, с другой - какая-то апатия. Кроме того, жители Твери не настолько глупые люди, чтобы не смогли сами себе избрать главу города.
    
    Елена ПАВЛОВА


     28 ноября в здании Центрального суда города Твери под председательством судьи Елены Зайцевой слушалось возобновленное уголовное дело, в котором фигурировали последние обвиняемые в коррупционном скандале в ТГД. В зале собралось немало представителей СМИ в ожидании принятия решения, но... этого не последовало.
    Вынесение приговора (и последнее слово подозреваемых Андрея Борисенко и Игоря Массарского) назначено на 18 декабря. Пока оба обвиняемых находятся под подпиской о невыезде, а их адвокаты настроены весьма оптимистически. «Все хорошо!» - одарил широкой улыбкой журналистов защитник Борисенко Александр Севастьянов и поспешил уйти из суда по окончании заседания. Что же именно так хорошо? Напомним, что оба обвиняемых - почти самые главные лица разгоревшегося в Думе скандала, причем Андрей Борисенко полностью признал свою вину в даче взятки должностным лицам. В 2005 году, будучи председателем ТГД, он совместно с экс-спикером Виктором Почтаревым (который признан теперь организатором преступной группировки) за денежное вознаграждение в 2 тысячи долларов склонял депутатов к голосованию в поддержку фиктивной системы водоснабжения города. Следствие доказало, что 3 ноября 2005 года в 9 часов 11 минут утра перед заседанием Думы Борисенко и Почтарев созвонились как раз по поводу передачи «вознаграждения» за угодное им голосование. Деньги были переданы, и «дело о «Росводоканале» стало первым эпизодом в известном скандале.
    По словам защиты, Борисенко раскаялся, активно содействовал следствию в раскрытии уголовного преступления, раскрыл имена других фигурантов (в том числе и Массарского), чем вполне заслужил снисхождение суда (то есть условного наказания). Адвокат Виктор Тян напирал на то, что Борисенко является «неопасным для общества элементом». Кроме того, у подследственного это первая судимость и имеется малолетний ребенок. Адвокат Игоря Массарского и вовсе настаивала на том, чтобы ее доверителя оправдали. Г. Кузьмина привела выводы о непричастности бывшего верного соратника и близкого друга мэра города Олега Лебедева к «делу о «Водоканале». Он, мол, и понятия не имел о том, что «Борисенко и Почтарев договорились», - подъехал к Думе только в 9.18 утра. Да и Почтарев, указавший на Борисенко, ни словом не обмолвился о Массарском. Сам Лебедев якобы не давал никаких поручений своему соратнику относительно «Водоканала». Организацией дачи взятки по этому делу занимались только Борисенко и Почтарев. Однако то, что Борисенко и Массарский в тот день созванивались, - факт доказанный, и Массарский все же оказался на скамье подсудимых.
    Оба бывших соратника мэра «проходят» по статьям «средней тяжести», и им грозит до трех лет лишения свободы (государственный обвинитель требовал для Борисенко двух лет лишения свободы в колонии поселения с лишением права три года занимать руководящие должности, для Массарского - два года шесть месяцев заключения там же). Стоит признать, что само по себе это еще достаточно мягкое требование, ведь многие (и Олег Лебедев) отправились за решетку в самые настоящие тюрьмы, а следователь Руслан Велимамедов поначалу вообще говорил о том, что по 290-й статье обоим обвиняемым может грозить от 7 до 12 лет лишения свободы!.. Никто ведь не принял во внимание, что и у опального главы города тоже есть малолетние дети и к уголовной ответственности он до этого не привлекался - посадили, и все. Сидят в тюрьмах и гораздо менее, чем Борисенко, замешанные в деле о коррупции депутаты… Видимо, когда исчезла политическая составляющая, приговоры стали гораздо мягче. И где же тут независимость суда?
    Что же будет с оставшимися высокопоставленными обвиняемыми по громкому делу, суд решит через три недели.
    Алена СВЕТЛОВА



     В беседе главного редактора тверской газеты «Караван+Я» Геннадия Климова с полномочным представителем президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгием Полтавченко - ответы на актуальные вопросы как общероссийского, так и тверского масштаба. Что думают в ЦФО о ситуации с Уставом Твери? Какие беды принесет нам мировой финансовый кризис? Об этом и многом другом рассказывает Георгий Полтавченко.
    - Георгий Сергеевич, что лично для вас кажется наиболее важным в Послании Президента РФ Федеральному Собранию?
    - Для полномочного представителя президента все тезисы послания важные и являются руководством к действию. В этом году главное место в послании отведено решающей роли Конституции в становлении российской демократии.
    Президент поставил задачи для нового этапа развития страны, в ходе которого должно быть обеспечено широкое участие граждан, политических партий и других общественных институтов в решении этих задач.
    Для формирования качественно новой правовой системы и независимого суда президент обращается к положениям Конституции, которые дают правовую основу для борьбы с коррупцией и избавления от правового нигилизма в нашей стране. Президент заострил внимание на тех конституционных положениях, которые лежат в основе дальнейшего расширения экономической, предпринимательской свободы. Это дает нам возможность решить одну из основных задач формирования прочной экономической основы благополучия граждан - успешное становление среднего класса, роста малого и среднего бизнеса, развитие инновационной экономики.
    В условиях мирового финансового и экономического кризиса на первое место сейчас выходят социальные проблемы. И именно Конституция, как подчеркнул президент в послании, дает закрепленные в ней социальные гарантии - зарплат, пособий, пенсий, сбережений граждан.
    - Каковы ваши прогнозы на конец этого - начало следующего года? Как отразится экономический кризис на областях ЦФО?
    - Во-первых, об экономическом кризисе в нашей стране речи нет. И я бы не спешил использовать эти слова в качестве расхожей характеристики сегодняшней ситуации. Во-вторых, вопрос сегодня стоит о смягчении последствий мирового финансового кризиса для нашей экономики. Этот кризис, как известно, приводит к резкому сокращению возможностей внешнего кредитования и менее резкому, но более длительному сжатию внешнего спроса на основные товары нашего экспорта. Негативные последствия очевидны, и никто не станет отрицать их угрозу для нашей экономики. Период действия этой угрозы сейчас не берутся точно предсказать даже профессионалы. Постоянный и детальный мониторинг социально-экономической ситуации в регионах округа, который мы ведем с октября, подтверждает следующее.
    С одной стороны, в реальном секторе есть отрасли, которые уже затронуты имеющимися проблемами - сокращением возможностей для инвестиций - и проблемами со сбытом. В нашем округе это главным образом строительство и промышленность стройматериалов; металлургия, производство автокомпонентов и текстильная промышленность. На ряде предприятий этих отраслей есть случаи сокращения производства и соответствующее сокращение рабочего времени, оплаты труда. Также есть случаи частичного высвобождения персонала.
    Могу сказать точнее: в реальном секторе округа речь идет (по состоянию на конец ноября) о высвобождении более 20 тысяч человек, включая те предприятия, которые «лежали на боку» еще до наступления сегодняшних трудностей. Сокращения эти не одномоментны, они планируются на несколько месяцев вперед. Мы держим на контроле практически каждый случай высвобождений там, где речь идет о социально значимом количестве рабочих мест для конкретной местности. Все выплаты должны быть произведены, люди, по возможности, трудоустроены.
    С другой стороны, от мирового финансового кризиса уже пострадали некоторые организации в таких секторах, как кредитно-финансовый, страховой, медийный, рекламный, связи и коммуникаций. Здесь речь идет, вероятно, даже о больших сокращениях, но возраст, квалификация работников, а главное - концентрация (в основном в Московском регионе) подразумевают совсем другие возможности в отношении перспективы трудоустройства этих работников. Можно сказать, что здесь речь идет о некоторой структурной перестройке рынка труда и коррекции уровней оплаты труда. Такие явления не представляют собой большой социальной драмы.
    И, наконец, с третьей стороны, и на сегодняшний момент это самое главное - экономическая активность подвергается очень серьезному испытанию кризисными ожиданиями, дефицитом доверия. А это значит, что даже там, где достаточно финансовых средств, возникают неплатежи, свертываются инвестпланы и программы развития, используется момент для снижения издержек за счет труда.
    Прогноз до конца текущего года можно сделать с достаточно большой долей уверенности. В целом экономика нашего округа набрала очень хорошие темпы в первой половине года, «хорошая» инерция работает в нашу пользу и еще будет работать некоторое время. Но некоторые из основных экономических показателей по итогам последнего квартала потеряют в темпах роста, в том числе и фонд оплаты труда, в основном за счет сокращения премиальных выплат. Предприятиям, которые и раньше испытывали трудности из-за неконкурентоспособности своей продукции, станет еще тяжелее.
    Трезво оценивая ситуацию, нельзя не настраиваться на снижение темпов роста производства и реальных доходов населения в будущем году. Однако уже принятые руководством страны меры по поддержанию деловой активности и меры, которые наверняка еще будут последовательно претворяться в жизнь, а также неукоснительная готовность государства отвечать по принятым социальным обязательствам принесут свои плоды. Ведь одной из важнейших целей государства в складывающейся ситуации является активизация внутреннего спроса, а это означает именно укрепление потребительских возможностей населения за счет роста доходов, доступа к кредитам, расширения конкурентоспособного импортозамещения. Это также означает преодоление недоверия между хозяйствующими субъектами с помощью гарантий государства, крупных инфраструктурных проектов и даже непосредственной государственной помощи.
    В ходе этого мирового кризиса огромное значение для нас имеет уверенность в собственных силах и возможностях. Объективно у нас существуют основания для того, чтобы выйти из этого испытания с новыми преимуществами.
    - Как, по-вашему, нуждается ли в реформировании нынешняя система государственного и муниципального управления?
    - Современное российское государство представляет собой постоянно развивающийся организм, который за короткий исторический промежуток времени проходит целые этапы своего развития. Сегодня развитие нашего общества во многом опережает действующую систему государственного и муниципального управления. С другой стороны, принятие и реализация новых федеральных законов, регулирующих государственные и муниципальные отношения, влияют и на развитие самого общества. К таким законам относится и известный ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Повсеместно он вступит в силу только с 1 января 2009 года, но во многих регионах он уже работает. Первые шаги в его реализации давались нелегко, но сейчас накоплен определенный опыт, есть уверенность, что граждане реально будут вовлечены в процесс местного самоуправления.
    В упомянутом уже вами Послании Федеральному Собранию наш президент обозначил ряд новых позиций в вопросах государственного управления с точки зрения большего вовлечения в него политических партий и общественных организаций. Эти задачи предстоит нам реализовывать.
    - Стремление руководства Тверской области отменить прямые выборы глав муниципальных образований с тем, чтобы избирать их из состава депутатов, назначая для текущего руководства так называемых сити-менеджеров, - это норма 131-го Закона или его неверная интерпретация? Требует ли этого президент?
    - В соответствии с тем же ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок избрания глав муниципальных образований определяет устав соответствующего муниципального образования. Как известно, 36-я статья этого закона гласит, что глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Кроме этого, в той же статье сказано, что глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации, то есть, как сейчас говорят, сити-менеджера.
    Что касается сити-менеджера, кандидат на эту должность проходит конкурсный отбор, и конкурсная комиссия предлагает депутатам представительного органа муниципального образования соответствующие кандидатуры. Законодательный орган дает согласие на назначение предлагаемого кандидата, а его председатель подписывает с избранным кандидатом контракт. Насколько я понимаю, именно по этому пути формирования исполнительной власти в городе Твери пошли местные власти. В большинстве регионов Центрального федерального округа принят именно такой порядок, и он вполне оправдывает себя.
    На мой взгляд, в условиях большой запущенности хозяйства большинства муниципальных образований важно, чтобы этой работой занимались профессионалы, освобожденные от других обязанностей, в том числе и от исполнения представительских и тем более политических функций.
    - Как вы оцениваете первые опыты выборов в органы местного самоуправления по партийным спискам? Что получилось в реальности - стимул для партийного строительства или нечто иное?
    - Итоги выборов по партийным спискам в органы местного самоуправления пока оценить трудно. Речь идет о первых шагах. Необходимо накопить опыт избрания по этой системе, сравнительную статистику с выборами по мажоритарной системе. Однако уже сейчас можно сказать с определенной уверенностью, что там, где партийные организации подошли к подбору кандидатов ответственно, мы наблюдаем избрание достойных депутатов.
    Если же речь шла о групповых интересах, сугубо личной заинтересованности, игнорировании коренных интересов избирателей, на выборных должностях оказывались непригодные люди, не обладающие необходимыми профессиональными качествами и поддержкой большинства избирателей.
    Не везде пока выборы проходят по партийным спискам. Например, муниципалитет города Ярославля пятого созыва формировался в октябре 2008 года по мажоритарной системе в 36 одномандатных избирательных округах.
    Повторяю: система выборов в органы местного самоуправления зависит от решения депутатов и мнения избирателей. В Твери было принято решение о выборах в органы местного самоуправления по партийным спискам. Это решение надо уважать.
    Естественно, выборы по пропорциональной системе (по партийным спискам) - это серьезная проверка качества работы партийных структур и стимул для активизации деятельности региональных отделений политических партий не только в предвыборный период. Однако при любой системе выборов главное для партийных организаций - это вдумчивый и качественный подбор кандидатов.
    - Депутаты Тверской городской думы, арестованные по обвинению в коррупции, - это «стрелочники» или знак вырождения системы местного самоуправления в России? Подавляющее большинство их - члены «Единой России». Сделала ли партия выводы из произошедшего?
    - Слушания в Тверском областном суде дела о коррупции в Городской думе наглядно показывают, что борьба с этим злом у нас в стране не просто слова. А то, что президент в своем послании еще раз заострил внимание на проблеме коррупции, говорит о неприемлемой степени воздействия этого порока на российское общество.
    Нарушивший закон должен нести ответственность, здесь не может быть речи о какой-либо «случайности» или выборочном наказании. Тем более что в ходе следствия были установлены факты получения взяток депутатами Тверской городской думы. Депутаты лоббировали интересы определенных организаций и принимали решения в их пользу. И местное самоуправление здесь ни при чем, надо только самим гражданам более внимательно и ответственно подходить к вопросу выборов депутатов и не допускать впредь в состав депутатского корпуса людей, способных на такие действия, независимо от их партийной принадлежности.
    Что же касается выводов, которые должна сделать «Единая Россия», то, насколько я знаю, и оценка этим событиям, и соответствующие выводы сделаны, но лучше всего задать этот вопрос все-таки руководству тверского регионального и местного отделений этой политической партии.
    - Что вы думаете о «деле мэра Твери Олега Лебедева»?
    - Бывший мэр г. Твери Олег Лебедев судом признан виновным в совершении преступления, выраженного во вмешательстве в деятельность следствия в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию уголовного дела с использованием своего служебного положения. Судом определена и мера наказания бывшему чиновнику, связанная с лишением свободы. Очень плохо, что на скамье подсудимых оказываются люди, с которыми у граждан ассоциируется власть, призванная в том числе обеспечивать соблюдение законности в обществе. Это подрывает у людей доверие к власти и органам управления в целом. В то же время дело мэра Твери показывает, что сегодня каждый человек, независимо от занимаемой должности, обязан отвечать за свои поступки по всей строгости закона. И только суд может и должен определить степень его вины.
    - Как вы расцениваете шаги новоизбранной Тверской городской думы по срочному внесению изменений в Устав города? Правильно ли это?
    - Если порядок и сроки внесения изменений соответствуют существующему регламенту, то о срочности или несрочности говорить не пристало. Если кто-то не согласен с правомерностью производимых изменений, то для этого есть соответствующие судебные инстанции.
    Депутаты Тверской городской думы вправе вносить любые не противоречащие федеральному и региональному законодательству изменения в Устав города Твери.
    - Как будет осуществляться борьба с коррупцией, о которой говорил в своем послании президент РФ Дмитрий Медведев?
    - Мы все являемся свидетелями и непосредственными участниками происходящих в стране серьезных перемен в политической и социальной сферах, связанных с выработкой и последующей реализацией мер по противодействию коррупции.
    Как вы уже знаете, в июле т. г. президентом Российской Федерации утвержден Национальный план противодействия коррупции. В Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрен в первом чтении пакет проектов соответствующих законов, также внесенных президентом Российской Федерации. Их главная особенность - в комплексности, системности и адресной направленности, в первоочередном устранении тех причин коррупции, которые порождены несовершенством нашего государственного и хозяйственного механизмов.
    В октябре т. г. мною подписано распоряжение о создании Совета при полномочном представителе президента Российской Федерации в ЦФО по противодействию коррупции. В состав Совета, кроме руководителей правоохранительных органов окружного звена, вошли авторитетные представители государственных, научных, общественных организаций и учреждений. В качестве примера назову некоторые из них: это Российский союз юристов, Московская государственная юридическая академия, Международная лига защиты человеческого достоинства и безопасности.
    Основной задачей этого совещательного органа является выработка мер по эффективному осуществлению контроля над реализацией Национального, региональных и ведомственных планов и программ противодействия коррупции на территории федерального округа. На Совет возложена и задача по координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, других уполномоченных объединений и организаций по реализации государственной политики в области противодействия коррупции. Не останется в стороне и такое сложное и важное направление работы, как разработка и принятие на местах нормативных правовых актов по противодействию коррупции.
    Мы уже провели первое организационное заседание совета, на котором определили основные направления его деятельности, утвердили план работы на ближайшую перспективу.
    Что касается практической реализации мер противодействия коррупции, то следует иметь в виду, что наряду с осуществлением принципа неотвратимости наказания за преступления коррупционной направленности (выявление, расследование, направление в суды) необходимо создать почву для того, чтобы эти преступления было крайне невыгодно совершать. Это с одной стороны. С другой - упор будет сделан на подбор и работу с руководящими кадрами, законопослушными и с «чистыми» руками гражданами. При этом все направления этой работы будут носить системный, а не кампанейский характер. Без вмешательства в расследование и судебное рассмотрение конкретных уголовных дел о коррупции.
    - Что вы пожелаете жителям Тверской области?
    - Тверская область - один из 18 регионов Центрального федерального округа. И - как каждый из них - имеет свои специфические особенности. Главная особенность Тверской области - это ее очень большая для Центральной России, богатая водными ресурсами территория и уникальное геополитическое расположение между двумя столицами. Такие обстоятельства дают большие преимущества и ко многому обязывают. Хотелось бы, чтобы Тверская область, которая сейчас динамично развивается, стала еще более привлекательной и комфортной для жителей области. Все условия для этого есть: руководство области, с одной стороны, достаточно молодо, а с другой - уже имеет достаточный управленческий опыт. Жители области проявляют активную гражданскую позицию по основным вопросам жизни региона. Ваши региональные средства массовой информации активно помогают им в этом. Хочу пожелать жителям области благополучия и хочу напомнить, что времена, когда за граждан все вопросы решало начальство, прошли, надо каждому понимать меру ответственности за тот выбор, который он делает, в том числе и в период избирательных кампаний.
    - Спасибо за разговор.



     Вновь избранные депутаты Городской думы от партии «Единая Россия», поддержанные всего-навсего 11,6% избирателей Твери, решили перекроить Устав города
    Настораживает то, с какой оперативностью навязывается новая редакция Устава. Эти неожиданные действия Городской думы, спланированные заранее, похожи на флэш-мобовские технологии, ставшие модными в последнее время. Обычно шокирующие и безумные в нашем случае, они похожи больше на некое «осеннее обострение» у депутатов от «Единой России» прогрессирующей болезни под названием «мания вседозволенности».
    Давайте внимательно посмотрим: кто же сторонники нововведения? Это некоторые директора предприятий, члены партии «Единая Россия», общественные организации и средства массовой информации, подконтрольные «партии власти», и, конечно, безропотные и беззащитные врачи, учителя и другие работники бюджетной сферы деятельности, кстати, только благодаря которым на выборах в Городскую думу были «натянуты» эти 11,6% голосов избирателей.
    Кто же противники? Это простые горожане, которые жили и живут в Твери. Они скорее встали на защиту не только понятной им системы городского управления, но и самих прав на самоуправление, гарантированных Конституцией России и не предполагающих прямого вмешательства федеральных политических структур в деятельность местного самоуправления. Куда заведет нас это бесцеремонное вмешательство? Вопрос этот отнюдь не риторический. Это вопрос прав тверского городского сообщества, прав на определение своего будущего.
    Обратите внимание, как проходит общественное обсуждение нового Устава. Его обсуждают избирательно, в основном среди бюджетников. Устав города - это серьезнейший документ, Конституция города. Почему он не выносится для обсуждения в собрания трудовых коллективов крупных предприятий, в студенческие аудитории? Почему новый Устав не обсуждается бизнес-сообществом? Ведь именно эти субъекты городской жизни способны кардинально влиять на судьбу Твери. Я не буду повторять аргументы моих коллег, выступающих против нового варианта. Они, безусловно, правы. Я безоговорочно поддерживаю их по всем позициям. Я хочу лишь обратить внимание на тот аспект Устава, который пока еще никто не затронул. Это его связь с будущим Твери. Я считаю, что существует прямая связь между Уставом как основным документом городского самоуправления и стратегией развития города. Нельзя трогать старый Устав, не разработав стратегию развития Твери на долгосрочную перспективу.
    Формирование стратегического плана развития областной столицы - это очень важная и необходимая работа. В условиях современности нельзя управлять городом без стратегии, от которой зависят жизнь (в самом прямом смысле этого слова), благосостояние, здоровье тысяч людей, а также репутация и судьба древнего города. Стратегия Твери должна быть интегрирована в стратегию развития Тверской области, которая, к сожалению, пока тоже отсутствует. Давайте сначала разработаем стратегию развития города, а потом уже под нее сделаем Устав!
    Отвечу на главный аргумент сторонников нового Устава, якобы исключающих возможность избрания на должность главы муниципального образования человека, не обладающего знаниями в вопросах городского хозяйства и зависимого от клановых и олигархических связей. Нельзя руководствоваться сиюминутной ситуацией: я имею в виду пребывание на посту главы города г-на Лебедева. Демократии, а именно ее назвал главной ценностью президент страны Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ, надо учиться. Люди должны уметь выбирать. А значит, у них есть право на ошибку. Другое дело, что наша демократия еще не совершенна. Ей еще далеко до американской, достигшей высшей степени своего развития через выбор президентом страны чернокожего соотечественника. Самим избирать главу города - это та демократическая ценность, которую у нас новый Устав отбирает. Другое заблуждение партии власти - «новый Устав поможет избежать конфликта между городом и областью». Однако конфликт как деловой спор нужен и важен. В споре рождается истина. Ликвидируем этот спор - получим застой. Мы все это уже проходили. Зачем наступать на те же грабли? Нельзя бездумно копировать примеры других городов. Тверь - особый город. У него уникальное географическое положение - между двумя столицами - и богатые исторические традиции. Первым «мэром» города, по сути, был князь Михаил Ярославич Тверской. Это традиция сильного мэра. В наше время эта традиция сохранялась и при Белоусове, и при Лебедеве.
    Спор об Уставе - это в первую очередь спор о модели развития города. Под какую модель развития Твери городские парламентарии склепали новый Устав? Пусть опишут эту модель. На кого город будет опираться в своем развитии? На какие слои населения? Как будет развиваться бизнес - главный оплот рыночной экономики? А ведь невозможно оторвать конкурентоспособность бизнеса от конкурентоспособности города. Надо выбрать модель и сформировать стратегию развития Твери до 2020 года, а лучше - до 2030. Нужно делать Устав под сильного мэра. Я сторонник модели социального партнерства власти, бизнеса и населения в стратегическом планировании развития города. Согласно этой модели мэр - главный стратег. Кто в предложенной редакции Устава мэр? «Свадебный генерал», перерезающий праздничные ленточки? Это не стратег. И Городская дума не может быть стратегом. У нее иные функции.
    Сити-менеджер, предложенный в новом Уставе в качестве нанятого менеджера по контракту для решения текущих задач городского управления, будет лишь озабочен угодить депутатам, его назначившим. Находясь под постоянной угрозой увольнения, «наемник» не сможет заниматься стратегией - он будет бояться, как бы его не убрали. Получается, что по новому Уставу развитием Твери на долгосрочную перспективу в городе будет заниматься некому. А это уже благодатная почва для возникновения и развития негативных процессов. Из города и так уже уезжает молодежь. Не будет внятной стратегии развития Твери - отток молодых кадров усилится. Молодежь не любит отсутствия перспективы.
    А в условиях надвигающегося финансового кризиса идея сити-менеджера - вообще нонсенс. Нужно будет гасить социальную напряженность, сплачивать и вести за собой городское сообщество. Это может сделать только сильный мэр, избираемый всем населением города, а никакой не «наемник» и не «свадебный генерал». Просто «свадьбы» будут уже не те, когда придется вырабатывать антикризисную стратегию. У нас же в Твери пока только флэш-моб вместо стратегии получается.
    Вячеслав БАШИЛОВ, председатель Совета ТОС на Рождественских Горках, член Международной ассоциации специалистов по экономическому развитию территорий



     После резкой критики проекта областного бюджета на 2009 год, прозвучавшей на депутатских слушаниях и в постоянном комитете ЗС по бюджету и налогам, документ был серьезно переработан. Доходная и расходная части регионального бюджета серьезно сокращены, чего и следовало ожидать на фоне кризиса. Однако вопреки ожиданиям «бюджет развития» практически не пострадал. Главный областной финансист Евгений Зимонт, продолжая проявлять свои неординарные способности, нашел деньги, недостающие для областных инвестиционных проектов, за счет дальнейшего и еще более радикального снижения региональных дотаций местным бюджетам. Напомним читателям, что эти дотации направляются на текущее содержание сельских районов области - прежде всего на зарплату с налогами, электроэнергию, коммунальные услуги и частично на топливо. С точки зрения разработчиков бюджета-2009, именно эти статьи расходов оказались самыми излишними для области. Ну, на самом деле, это же не полмиллиарда на транспортную развязку в сторону Лотошино!
    Вот как прокомментировал эту ситуацию корреспонденту «Каравана» глава Оленинского района Олег Дубов:
    - Можно было ожидать, что будет уменьшена или даже отменена индексация местных бюджетов на 8,4 процента, заложенная в первый вариант бюджета и вызвавшая массу нареканий из-за своего явно заниженного уровня (например, те же тарифы на электроэнергию с нового года вырастут на треть). Но эти ожидания оказались очень оптимистичными. Евгений Зимонт решил применить на практике чисто свое изобретение: все местные бюджеты решено проиндексировать вниз - на минус 12,3 процента к уровню 2008 года. Ни в одном российском регионе до такого еще не успели додуматься - можно будет делиться опытом. Объемы местных бюджетов по сравнению с 2008 годом в целом по Тверской области снижены на 460 миллионов рублей, а без учета Твери, Калининского района, ЗАТО Озерный (где получился рост) - на 666 миллионов (такая вот очень символичная цифра). Фактически речь идет о заранее запланированном на 2009 год неисполнении социальных обязательств местных бюджетов в объеме упомянутых необоснованно изъятых средств. Это неизбежно приведет к возникновению в муниципальных образованиях массовых неплатежей по заработной плате, начислениям на нее, коммунальным услугам, электроэнергии, полному отсутствию финансирования всех остальных расходных обязательств. Социальные и правовые последствия такой ситуации очевидны.
    - По-вашему, будет, как в девяностые?
    - Да, такой бюджет возвращает нас в памятный всем 1998 год, когда люди сидели без зарплаты по пять месяцев и без света по 12 часов в сутки. Если не хуже. В то время мы спасались хотя бы благодаря взаимозачетам, которых сейчас нет. А, например, невозможность заплатить те же налоги с заработной платы бюджетников - в отличие от середины девяностых - может иметь помимо социальных проблем еще и уголовные последствия.
    - А как планируется повышение зарплаты муниципальным бюджетникам? Услышано ли ваше предложение о том, что всю сумму на повышение надо отдать в районы отдельной целевой строкой?
    - Формально - да, услышано. Средства на повышение зарплаты бюджетникам на 30 процентов заложены всем районам отдельной строкой. Но не из областного бюджета, а за счет самих районов - им на эту сумму уменьшена текущая дотация. Другими словами, источником финансирования в 2009 году повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы являются не дополнительно выделяемые средства областного бюджета, а средства бюджетов самих муниципальных образований, выделявшихся им в 2008 году в составе дотаций на выполнение расходных обязательств 2008 года. Это, по моему мнению, противоречит статье 83 Бюджетного кодекса. Но решение принято именно такое. Мы будем получать целевые деньги на повышение зарплаты (что само по себе правильно), но не получим эти же деньги на выплату текущей зарплаты в ее нынешнем объеме. Более абсурдной ситуации ни в одном бюджете еще не было - даже десять лет назад… Фактически если первый вариант бюджета создавал только две проблемы, хотя и очень серьезные (это отсутствие средств на топливо и не до конца урегулированный вопрос с уровнем повышения зарплаты), то нынешний вариант просто гарантирует коллапс не по каким-то отдельным направлениям жизни районов, а по всем и сразу. Сельские районы просто уничтожены новой методикой господина Зимонта.
    - Вы обратились в Законодательное собрание с просьбой пересмотреть решение об отрицательной индексации местных бюджетов, а также выделить средства на повышение зарплаты дополнительно из области, а не за счет самих районов. Как вы считаете, это предложение может пройти?
    - Всегда до последнего момента надо надеяться на здравый смысл. Хотя я прекрасно понимаю, что шансы минимальны. У нас настолько креативный начальник департамента финансов, что спорить с ним - себе дороже…
    * * *
    …Мы оставляем на совести оленинского главы его утверждения о том, что вся проблема в одном Евгении Зимонте. Судя по всему, проблема гораздо глубже. Региональная власть решила во что бы то ни стало сохранить имидж Тверской области как региона, испытывающего инвестиционный бум, даже несмотря на кризис. А возникшие проблемы будут решаться за счет населения дотационных районов, содержание которого воспринимается некоторыми людьми как досадная обуза.
    Так получилось, что ситуация с бюджетом-2009 совпала по времени с событиями вокруг нового Устава Твери. Но если оппонентов устава любят обвинять в какой-то политической заинтересованности, то против бюджета выступают совершенно лояльные местные главы, которые полностью поддерживают политику региональной власти и активно участвуют в деятельности ЕР. И речь далеко не об одном Дубове - его поправку по топливу, например, поддержали местные собрания депутатов в более чем десяти районах.
    И если лояльные чиновники, не замеченные ни в какой оппозиционности, начинают активно возмущаться - значит, действительно не все ладно в нашем регионе.
    Областной бюджет-2009 будет принят в первом чтении в ближайшие дни.
    
    Евгений Петров


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru