Архив номеров


     Итоги прошедших 12 октября выборов не ограничиваются подсчетом голосов. Еще не один год эхом этих событий будут звучать законодательные инициативы народных избранников. О том, каковы реальные результаты избирательной кампании и чего ждать в недалеком будущем от новоизбранных депутатов, мы спросили у человека, стоявшего у истоков тверской демократии, Сергея Киселева - первого секретаря горкома КПСС, председателя Тверского городского совета народных депутатов созыва начала 90-х. Сейчас он председатель Тверского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК).

    - Впервые в некоторых муниципалитетах, в частности, в г. Твери, выборы прошли по партийной системе. В отличие от предыдущих избирательных кампаний, когда в каждом округе баллотировались конкретные депутаты, новая система голосования несла в себе много условностей. Люди практически не знали, за кого голосовать. Более того, отсутствовала сама агитация. В лучшем случае выпускались бюллетени, в которых говорилось о партийных программах. Информация же о конкретных людях отсутствовала или же несла в себе много лукавства, связанного фактически с обманом избирателей.
    Например, нельзя было посмотреть номера людей, выставленных в партийных списках, ведь грамотный человек знает, что проходят первые номера, а последующие нет. Мне как-то удалось увидеть список партии «Единая Россия», там значились 2-3 фамилии людей, которым я доверяю и за которых был готов проголосовать. Но в Думу они не прошли. Спрашивается, для чего их в список включили? Депутатами стали люди, которых мало кто знает. В результате всех этих манипуляций интерес избирателей к выборам был значительно снижен, что и показала выборная явка.
    Необходимо отметить, что в последнее время увеличился разрыв между избирателем, который по закону формирует местную власть, и действующей властью всех уровней, которая стремится так или иначе навязать свою волю избирателям, внушить, что эта система лучше, эти кандидаты достойнее. Почти в открытую все административные и представительные органы власти наперебой вмешивались в предвыборный процесс. Формировали какие-то списки, проталкивали своих людей в избирательные комиссии. Безусловно, что люди это почувствовали и отреагировали - многие активные граждане просто не пришли на избирательные участки. Они не почувствовали свою причастность к выборам.
    Избирательные комиссии - общественные органы, а не органы власти, но формируются они под давлением, пересматриваются, туда проталкиваются свои люди. И делает это не партия, а органы власти, используя так называемые «партии».
    Нужно властям поостыть и заниматься своим делом. Ведь сейчас остается еще столько нерешенных вопросов. Основная задача власти формируется Конституцией. Ее функция - способствовать организации услуг населению. Власть не нужна людям для других целей. Однако недавние выборы показали, что органы исполнительной власти обеспокоены другим: как удержаться на своем месте и протолкнуть в законодательные органы людей, которые помогут в этом. Престиж и результативность работы Думы следует поднимать активной деятельностью, а не назначением «нужных» людей.
    Если оценивать выборы в Городскую думу по пятибалльной системе, то я от силы поставил бы «тройку». Это касается и новоизбранных депутатов. Кого-то из них пиарили до бесконечности, но как они себя проявят в качестве законодателей - абсолютно неизвестно, потому что за спиной у этих людей нет истории. Никто не знает, кто они и откуда пришли. Поэтому остается надеяться только на Бога, а также полагаться на совесть этих людей. На то, что они поймут, какую честь им оказало население и какие надежды на них возлагают.
    - Сергей Леонтьевич, имеет ли общественность рычаги контроля над этими процессами?
    - Я считаю, что имеет. Потому что законы, Конституция и сам смысл жизненного устройства государства предусматривают такую структуру: власть, избранная народом, имеет представительские функции, она формирует исполнительную власть, которая ей подотчетна. Контроль над самой властью, которую избирают, осуществляет общество, то есть избиратели. На деле зачастую эта схема не работает. Отсюда все перекосы.
    Вот если следовать ей, то тогда депутаты будут решать вопросы, предусмотренные законом и Уставом. Ведь основной недостаток системы в том, что люди не занимаются своим делом.
    Вот, например, было много шума - осудили часть депутатов Тверской городской думы. Но основная причина их проступка не только корысть, но и то, что эти люди не занимались вопросами, которые лежат в их непосредственной компетенции. Они превратились в обычных чиновников, рассматривая только вопросы, предложенные администрацией. И никакого своего нормотворчества.
    А я, исходя из практики и знания законодательства, могу назвать минимум 20 вопросов, которыми Городская дума обязана заниматься. В том числе контролем над работой администрации, который сейчас отсутствует. Общественность, опираясь на соответствующие законы, должна контролировать эту Думу, а не ожидать, пока кого-нибудь вновь не посадят.
    Есть ли такие рычаги? Да, есть. Раньше были клубы избирателей, всевозможные общественные объединения, и сейчас эту систему надо восстанавливать. Кроме того, работа представительного органа должна быть максимально открытой. То есть в заседаниях Думы имеет право участвовать каждый желающий. Но реально ли это?
    Когда в 1990 году начинал работать Городской совет народных депутатов (тогда мы после долгих лет государственного управления осваивали новую для всех систему самоуправления), тогда на каждом заседании присутствовало очень много граждан и представителей общественных организаций.
    Кроме того, нужно добиться контроля над исполнением Устава города: депутаты должны работать на общественных началах. Зачем депутатам какие-то компенсационные, зачем им оклады? Если человек не может быть депутатом и обеспечивать себя и семью материально, он может уступить место другому, не идти на выборы.
    Городское самоуправление по закону очень автономно, хотя и вписано в систему государственного устройства. И в этом его главное достоинство и возможность работать результативно для горожан. При вмешательстве кого-то сверху, желании что-то распределять работа неэффективна: все остается как есть или даже становится хуже - такой период в народе называется временем прозябания. Руководить сверху не должна и областная власть, а помогать в соответствии с законодательством.
    - Как вы оцениваете выборы в Законодательное собрание области?
    - На мой взгляд, очень хорошо, что на этих выборах Законодательное собрание пополнилось двумя депутатами от города Твери. Уже давно не наблюдалось, чтобы депутаты в ЗС отстаивали интересы Твери и вообще самоуправления в области. Они какие-то непонятные партийные интересы отстаивают. И если сравнивать их с выборами в Городскую думу, проводившимися по партспискам, то здесь была настоящая борьба, и люди знали, за кого голосовали.
    Я думаю, они избрали прекрасных депутатов. И если они окунутся в рутину Законодательного собрания и никак себя не проявят - это будет печально. Потому что наше Заксобрание и администрация области завышают самооценку своей деятельности. Мы давно соскучились по самокритике, по отражению нерешенных вопросов. Посмотрите, почти все публикации в СМИ и телесюжеты говорят только о достижениях, причем часто мнимых. А о недостатках? Партийная дисциплина требует самокритики. Ведь наряду с положительными моментами есть ряд решений Заксобрания, которые носят явно негативный характер. Например, изменения в закон о выборах. Они хвастаются, что порог явки отменили. Но любому грамотному человеку понятно, что это - отторжение избирателя от активного участия в формировании власти и политики в регионе и в стране. Или, например, депутаты Заксобрания «узаконили» себе какие-то деньги для работы в округах. Я на 90% уверен, что это незаконно и неправильно.
    Если я, депутат округа, «одариваю» своих избирателей, значит, я надеюсь, что они изберут меня в следующий раз. А где же равенство условий? Где возможность обновления? Это же представители общественности, а общественность многочисленна...
    Каким же образом прошедшие выборы повлияли на совершенствование избирательной системы, способствовали ли более активному привлечению граждан, а также формированию гражданского общества? Скорее, наоборот. Мое мнение - вперед мы не продвинулись: топчемся на месте в своих противоречиях. Выборы еще раз нанесли избирателям моральный урон, показав, что от них, к сожалению, ничего не зависит.
    Записала Елена ПАВЛОВА



     В последнее время этот вопрос все чаще обсуждается не только в Твери, но и в других российских областных центрах. Многие считают, что трамвай как вид общественного транспорта давно устарел. Нам же предстоит выяснить, насколько столь распространенное мнение соответствует действительности. Ведь в той же Европе трамвай, наоборот, переживает бурный ренессанс: за последние 30 лет заново открыты трамвайные системы более чем в сотне городов мира.

    30 ЛЕТ НЕ ПРЕДЕЛ
    По словам директора Тверского МУП «ГЭТ» Игоря Федорова, трамвай пока еще является убыточным видом транспорта. Но при всех своих недостатках он, считает Игорь Юрьевич, городу крайне необходим. И этот тезис не безосновательный. Хотя бы потому, что срок службы того же автобуса 6-8 лет, трамвая - до 30 лет (причем не в ущерб безопасности движения и перевозке пассажиров).
    Безусловно, трамваи обходятся в круглую копеечку. Но не стоит забывать, что и ежегодный ремонт автодорог по причине постоянно увеличивающегося потока автотранспорта тоже бьет по городской казне. К тому же реконструкцию дороги необходимо производить раз в 3-5 лет, а благодаря современным технологиям трамвайные пути возможно содержать до 40 лет. Так, например, в ряде районов Твери пути не ремонтировались по 30 и более лет. И даже несмотря на то, что нуждаются в замене, они еще пригодны для эксплуатации.
    На сегодняшний день в распоряжении тверитян находятся 148 трамваев, которые в день обслуживают примерно около 80 тысяч пассажиров. А все потому, что этот вид общественного транспорта располагает большой провозной способностью. И если снять линию, по которой ходят составы с интервалом, скажем, в 6 минут, то непременно понадобится пускать автобусы с интервалом в 3 минуты. Что в принципе нереально. Во-первых, город просто не располагает таким количеством автобусов, во-вторых, это обстоятельство может привести к ухудшению дорожной обстановки и увеличению пробок.
    
    ШУМИТ ТРАМВАЙ, ДОМА ТРЯСУТСЯ
    Конечно, трамвай нельзя назвать самым бесшумным видом транспорта. Но лишь потому, что некоторые пути не ремонтируются десятилетиями. А между тем именно он благодаря современным технологиям наиболее бережно относится к архитектурным постройкам. Известно, что старинные здания больше всего страдают не от колебаний почвы, создаваемых движением трамвая, а от пыли и выхлопных газов автотранспорта, которые оседают на фасадах, способствуя их разрушению.
    Выходит, если бы наша трамвайная отрасль имела необходимую финансовую поддержку, то о сохранении памятников архитектуры можно было бы задумываться гораздо реже.
    И все-таки от взора любопытного горожанина наверняка не ускользнул тот факт, что пути на территории города постоянно ремонтируются. Так, например, силами МУП «ГЭТ» выполнен ремонт на площади им. В. Терешковой и разворотного кольца около автовокзала, городские власти помогли реконструировать часть трамвайных путей Тверского проспекта, Нового моста, а также переезда на площади Конституции. На данный момент идет ремонт пути к мосту: проложены 6 километров контактной сети.
    БЕЗОПАСЕН И ПРЕДСКАЗУЕМ
    Ко всем прочим достоинствам трамвай является экологически чистым и одним из самых безопасных видов транспорта. Не секрет, что серьезные аварии с участием маршруток, автобусов или автомобилей происходят гораздо чаще, нежели с трамваями: как правило, их вагоны снабжены тремя системами торможения, а кузов намного прочнее, чем у другого вида транспорта. Немаловажен и тот факт, что направление движения трамвая заранее предсказуемо, в результате чего ДТП с участием пешеходов сводится к нулю, чего не скажешь об автобусах и троллейбусах. Кстати, именно по вышеназванным причинам это единственный вид транспорта, который допустим на пешеходных улицах.
    Словом, в европейских странах давно поняли, что демонтаж развитых трамвайных сетей является большой ошибкой, и сегодня во всем мире возвращается трамвайное полотно. В свою очередь, тверской трамвай ничем не хуже заграничного и принципиально от него не отличается, только сильно запущен и нуждается в скорейшей реанимации.
    Вера ПАКИНА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru