Архив номеров


     В этом году спектакль «Русалочка», поставленный Ларисой Леляновой, отметил свое четырнадцатилетие. За это время тысячи маленьких зрителей из Твери и районов области переживали трогательную историю Русалочки, пожертвовавшей своей любовью ради счастья любимого. Героиня сказки Андерсена стала символом великой силы любви. С первого спектакля до наших дней в этой роли с неизменным успехом выступает одна из ведущих актрис театра Елена Соколова. По-девически хрупкая, с великолепной пластикой, она стала настоящим брендом спектакля.
    Лирический рисунок роли органично ложится на музыкальное оформление - красивую и эскрессивную музыку Майкла Джексона. После очередного спектакля Русалочка Елена Соколова ответила на вопросы корреспондента.
    - Как вы ощущаете себя в этой роли через 14 лет после первого выхода?
    - У меня такое чувство, что у спектакля открылось второе дыхание. За это время у моей героини появилась масса поклонников среди зрителей. Возник даже фан-клуб «Русалочки» из школьниц. Они составили альбомы, где каждому актеру, занятому в «Русалочке», были посвящены страницы с фотографиями, автографами, газетными статьями. Некоторые маленькие зрители, потрясенные трагическим финалом спектакля, писали моей героине письма о том, что она должна была наказать Принца за измену, но, поразмыслив, убеждались, что Русалочка не могла поступить иначе. Составляя такие письма, маленькие зрители проходят настоящие нравственные университеты. Все эти письма я храню до сих пор. Среди наших фанатов были такие, кто смотрел спектакль по 10-11 раз.
    Наш спектакль стал настоящим семейным спектаклем, объединяющим детей и родителей. Меня стали узнавать на улице, не редкость, когда подходят и благодарят за роль. Хотя вспоминаю, как на фестивале во Владимире критики разгромили спектакль, не оставив от него камня на камне. После такого критического разбора совершенно незнакомый актер, встретив нас в лифте и узнав, сказал: «Спасибо вам, ребята». Похвала собрата по искусству в этом случае для нас оказалась важнее, чем разнос строгих критиков, посчитавших, что режиссер нарушила границы жанра.
    - Как вы пришли в театр?
    - После школы я дважды поступала в педагогический институт, но после сдачи каждого экзамена говорила дома, что завалила, и забирала документы. Два года проработала в школе секретарем, проводила турниры по художественной гимнастике, ставила спектакли, меня явно «несло» по творческой линии.
    По совету одного педагога я поступила в Калининское училище культуры и искусства. В ТЮЗ одновременно пришли сразу несколько актеров из «кулька»: я, Алла Крылова, Иван Иванов и Армен Филиппов (муж актрисы - Прим. авт.). Уже работая в театре, я окончила Ярославский театральный институт.
    Нашим наставником в театре был заслуженный артист Александр Романов. Я очень четко запомнила его слова: «Зритель должен все увидеть, услышать и понять, что вы хотите донести ему со сцены».
    - Вы где-нибудь учились хореографии?
    - Кроме училища - нигде, хотя всегда мечтала изучать искусство танца. Недавно в нашем театре были на гастролях артисты Мариинки и оставили нам две пары пуантов для профессиональных балерин. Может, когда-нибудь и попробую встать на них. Правда, за это удовольствие балеринам приходится очень дорого платить: в результате долгого стояния на пуантах деформируются пальцы, буквально слезают ногти.
    - Вы произвели фурор, появившись в одной из сцен спектакля «Панночка» обнаженной...
    - Когда к нам в ТЮЗ пришел работать режиссер Вячеслав Лымарев, собиравшийся поставить «Панночку», и спросил художественного руководителя Ларису Лелянову, кого из актрис можно раздеть, то она без колебаний ответила: «Елену Соколову». Так и определились с выбором актрисы на главную роль.
    Для меня это решение не было потрясением: надо, - значит, надо, ведь мы, актеры, должны верить режиссеру. К тому же мой выход в костюме Евы длится всего пять секунд, за которые толком ничего разглядеть невозможно.
    Здесь главное, чтобы зритель ни в коем случае не почувствовал неуверенности. Как-то актриса Инна Чурикова сказала: «В актеры идут самые неуверенные в себе люди». Но, когда актер выходит на сцену, он перешагивает через все свои комплексы.
    - А какие комплексы есть у Елены Соколовой?
    - У меня, к примеру, ноги далеко не идеальной формы, но я не делаю из этого проблему.
    - Традиционный вопрос артистам - о ЧП во время спектаклей.
    - Однажды во время спектакля «Русалочка» я серьезно пострадала - монтировщики неправильно закрепили качели, и, когда они раскачивались, я получила сильный удар в спину, от которого потемнело в глазах. Зрительный зал, видевший это, дружно ахнул. Самое главное для актера в этой ситуации - доиграть спектакль до конца, что я и сделала. У нас существует принцип: со сцены - только вперед ногами. Теперь я никогда не встаю к качелям спиной и искоса всегда наблюдаю за траекторией их полета.
    Во время сегодняшнего спектакля монтировщики не вставили шпильку в конструкцию декорации, и я, дотронувшись до нее, «потащила» ее за собой... Правда, мне удалось незаметно поставить ее на место.
    - Сейчас все артисты ТЮЗа активно снимаются в телесериалах, в том числе и вы...
    - Первый фильм, в котором мне повезло сняться, - «Благословите женщину» Станислава Говорухина. Помощник режиссера, приехав в Тверь и посмотрев спектакли ТЮЗа, пригласила нас сниматься вместе с Ириной Титаренко.
    Я играла пациентку роддома в палате, куда героиню (Светлану Ходченкову) привел ее муж. Правда, слова моей героини вырезали при монтаже.
    Следующий фильм этого же режиссера, в котором я участвовала, - «Не хлебом единым». Конечно, несмотря на маленькие роли, это была серьезная работа с большим режиссером, когда внимание придается всему, начиная с постановки света и ракурса.
    В телесериале «Дочки-матери» я играла вместе с мужем, бывшим актером нашего театра Арменом Филипповым. Хотя мы снимались в ночную смену - с девяти часов вечера, но ехали в Москву с удовольствием, зная, что на съемочной площадке будет работать настоящий профессионал.
    Приятно, когда режиссер пожимает тебе руку после съемок и благодарит за работу - значит, ты чего-то стоишь... Надо сказать, что в кинематографических кругах наш театр заработал хорошую репутацию. Как-то в одном из павильонов Мосфильма, куда я заглянула, ко мне сразу проявили неподдельный интерес, узнав, что я из Твери.
    Но бывает, что ты получаешь текст с ролью за пять минут до съемок и надо умудриться его оттарабанить, да еще сыграть характер. Это станочная система, поставленная на поток, на котором выпекаются однодневки. Похожее впечатление оставил сериал «Солдаты-10», в котором я снялась в роли медсестры.
    Недавно в Твери закончились съемки короткометражного художественного фильма «Ранняя оттепель», который снимала тверская съемочная группа во главе с режиссером Павлом Дроздовым. Съемки велись на серьезном профессиональном уровне.
    Действие фильма происходит в пятидесятые годы. Мы с актером нашего театра Андреем Ивановым играли семейную пару. Сюжет анекдотический: мальчик, сын главных героев, обнаруживший в себе серьезный талант скульптора, вылепил снеговика, очень напоминающего портрет отца всех народов Сталина. За героем Андрея Иванова вот-вот должны прийти из КГБ, но ранняя оттепель спасает всех: наутро от снежной скульптуры не остается и следа...
    Создатели фильма постарались воссоздать атмосферу того времени, когда в воздухе уже ощущались флюиды настоящей хрущевской оттепели.
    - Какие впечатления у вас остались от встреч с популярными актерами?
    - В большинстве случаев - самые хорошие. Никогда не забуду, как мы, студенты-первокурсники кулька, робко зашли в гримерку к Алисе Фрейндлих и Владиславу Стржельчику, приехавшим в наш город на гастроли со спектаклем «Старомодная комедия». Владислав Стржельчик нас даже расцеловал, а Алиса Бруновна поразила своим маленьким ростом (около 155 сантиметров), хотя сцена преображала ее: играя, она буквально «вырастала». В гримерке она была без каблуков, курила сигареты в большом мундштуке. Актриса принялась сетовать на то, что у нас невозможно показать спектакль с полноценными декорациями, изображающими море - антураж действия пьесы. Нас это сразило наповал: народная артистка оправдывается перед какими-то юнцами.
    В одной из сцен фильма «Не хлебом единым» довелось сниматься с популярным актером Виктором Сухоруковым. Он первый подошел ко мне и представился. Смешливый, открытый, совсем не звездный - с ним было очень легко общаться. Вообще, по моим наблюдениям, чем выше рангом актер, тем он скромнее.
    Теплые воспоминания остались об актерах Татьяне Кравченко и Василии Долинском, с которыми мы снимались в детективном телесериале «Провинциальные страсти», вышедшем на кассетах. Когда эти актеры сходились, вся группа умирала со смеху. Помню, как Татьяна Кравченко угощала нас огурцами собственного посола, которые получились чересчур острыми. Она и в жизни такая же заводная, как в своих ролях. А на некоторых «зазвездившихся» актеров иногда смотришь и удивляешься, откуда столько фанаберии, - вроде ничего особенного в искусстве еще не сделали. Впрочем, я стараюсь списать все на усталость и жизненные обстоятельства.
    - В последнее время ТЮЗу не везет с главным режиссером. Этот сезон таетр начинает с новым руководителем. Что вы ждете?
    - Вспоминаю Ларису Лелянову - она, «заболев» будущей постановкой, умела заразить актера сверхзадачей спектакля, мы понимали, что должны играть, чего нельзя сказать о многих молодых режиссерах, довольно смутно представляющих себе общую концепцию спектакля. Они увлекаются случайными формальными ходами, определяясь со смыслом происходящего на сцене в процессе репетиций. В результате спектакль лишается цельности, а на сцене царит некоторый хаос...
    Прошедший сезон был для театра тяжелым, хотя был яркий момент - гастроли в Хельсинки. Надеюсь, что актеры оживут, «засветятся» в новом сезоне, и наш театр обретет второе дыхание...
    Татьяна ТЮРИНА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru