Архив номеров


         Старый анекдот:
     Цыганка задумчиво смотрит на своих детей: «Этих помыть? Или новых нарожать?..»


    Думается, что проблемы выбора не должно быть в принципе. Нужно и то, и другое. Тверская идентичность иногда удивляет: нам не нужны «чужие» - инвесторы, управленцы, технологии. Это странно. Во-первых, к тверскому берегу прибивается не только мусор, а во-вторых, привечание новичков не означает безразличное отношение к традиционным областным ценностям, будь то культура или производство.
    На прошлой неделе машиностроители отмечали свой профессиональный праздник. Впервые за семь лет Тверь собрала практически всех представителей региональной индустрии. На святой машиностроительной неделе перед ними склонили головы руководители всех ветвей власти, общественники и партийцы. Отгремели фанфары, были вручены почетные грамоты, отбуксированы в поля и на стройки выставочные тракторы и краны. Что осталось после застольных речей и здравиц?
    Машиностроение Тверской области динамично развивается: здесь производят более трети промышленной продукции области, в отрасли занято более 50 тысяч человек, и численность работников неуклонно растет. Отрасль перспективна, она напрямую зависит от оптимистично развивающейся металлургии, обладает потенциально высоким спросом на продукцию. А проблем не меньше, чем у других.
    О рецептах выживания и перспективах тверского машиностроения мы побеседовали с первым заместителем губернатора Василием ТОЛОКО.
    
    - Машиностроительная отрасль является доминирующей в структуре нашей экономики. Тем не менее создается ощущение, что сегодня благополучны лишь те предприятия, которые входят в структуру госкорпораций. Нет проблем у вагоностроителей, у «Тверского экскаватора», «Пожтехники». Каковы перспективы остальных?
    - Машиностроение неоднородно и включает в себя много подотраслей. Часть из них рентабельна, в других более сложная ситуация. В Тверской области успешны предприятия транспортного машиностроения: их включенность в производственную цепочку госкорпораций обеспечивает постоянный заказ.
    Вообще долгое время машиностроение находилось на периферии государственной экономической политики. Считалось, что заниматься машиностроением невыгодно в связи с долгосрочностью инвестиций в эту отрасль. Довольствовались китайской, европейской техникой и оборудованием. Потом порочность такого подхода стала очевидна, ведь без опережающего развития машиностроения невозможно обеспечить достойные темпы роста энергетики, транспорта, сельского хозяйства и социальной сферы. Поняв ошибку, напряглись - восстановили производство, более-менее стабилизировали внутренний рынок. Так, объем производства в машиностроении Тверской области только за последние три года увеличился в полтора раза. Тем не менее, какими бы ни были успехи в отрасли, они минимальны. Я считаю бравурное сопоставление нынешних достижений с предыдущими годами дурным тоном: по сравнению с динамикой развития отрасли в западных странах наши показатели практически нулевые.
    Хорошие результаты сегодня демонстрируют лишь отдельные крупные предприятия области, но вагонзавод - это еще не все машиностроение. Нашу экономику формируют не только мастодонты РЖД, но и несколько десятков предприятий, производящих сельхозтехнику, станки, машины для дорожного строительства и т.д. Их вклад я расцениваю ничуть не меньше, так как у этих производителей иные стартовые позиции, им приходится больше бороться за выживание. В целом по отрасли рост производства нестабилен. Нужно принимать во внимание и общефедеральные тенденции, поскольку наш регион - часть единого экономического организма, мы не на острове живем.
    - Вы имеете в виду последствия финансового кризиса?
    - В том числе. Неприятный факт: в июне впервые за полтора года произошел спад производства в российском машиностроительном комплексе. Это связано с ослаблением инвестиционного и потребительского спроса, а также рядом других факторов. Отрасль капиталоемкая, требует серьезных инвестиционных вложений, поэтому в числе первых окажется под ударом мирового финансового кризиса, который затронул и российский рынок. Машиностроительное производство зависит от «длинных денег», а банки сегодня стремятся отказаться от долгосрочных кредитных программ. В этой связи многое зависит от намерений наших ведущих партнеров - Сбербанка и ВТБ - относительно перспектив сотрудничества с предприятиями машиностроения. Мы будем вести с ними переговоры по этому поводу.
    - Опыт свидетельствует, что машиностроители умеют переживать кризисные ситуации. И уровень заработной платы здесь выше, чем в других отраслях. Тем не менее средним предприятиям работать все труднее. Стоит ли машиностроителям рассчитывать на преференции от региональной власти?
    - За парадным фасадом успешной отрасли скрывается масса проблем, которые машиностроителям приходится преодолевать: непрогнозируемый рост цен на энергоресурсы, сырье и комплектующие детали; изношенное состояние основных фондов, устаревшие технологии, запредельный уровень старения кадров и нехватка специалистов, а также - для многих подотраслей - нестабильность в сохранении старых и завоевании новых рынков сбыта. Сегодня продукция машиностроительной отрасли, за редким исключением, не соответствует международным стандартам. Это не вина машиностроителей, а их беда. Поэтому ключевые задачи в повестке сегодняшнего дня - это производство конкурентоспособной продукции и повышение производительности труда. Как их решить?
    Сложившаяся ситуация должна решаться на двух уровнях - федеральном и региональном. На федеральном уровне решаются наиболее болезненные вопросы - таможенного и налогового регулирования. Региональная власть берет на себя обязательства по разработке «местных» инструментов поддержки отрасли - различного рода субсидирование за счет средств областного бюджета, в том числе кредитов, компенсации лизинговых платежей, а также совместных программ обеспечения строительства жилья для работников отрасли. Последние меры помогут привлечь в отрасль молодых высококвалифицированных специалистов.
    - Областная власть не раз заявляла о необходимости поддерживать производства внутреннего регионального рынка. Не идут ли эти заявления в разрез с политикой наибольшего благоприятствования «внешним» инвесторам?
    - Сегодня мы оказываем поддержку крупным инвесторам, готовым вложить в нашу экономику не менее 150 миллионов рублей. И неважно, свои это предприятия или пришли со стороны. Недавно администрацией области был принят порядок субсидирования 4% налога на прибыль, налога на имущество. Преимущественная ставка на «сильных» не случайна: именно их работа обеспечит серьезные налоговые отчисления в региональный бюджет в ближайшем будущем, именно эти предприятия создадут 40 тысяч новых рабочих мест. Сегодня более половины доходов бюджета уходит на социальные нужды: мы должны повышать зарплату бюджетникам, улучшать качество здравоохранения и образования, залатать дыры в ЖКХ, строить и ремонтировать дороги. Чтобы равноценно поддерживать менее крупные предприятия, нужно наращивать доходную базу бюджета.
    - Чтобы продукция стала конкурентоспособной, нужна модернизация производства. Проблема в том, что нужны кредиты, а получить их становится все труднее.
    - Производственные технологии совершенствуются за счет привлеченных денег. У нас собственные средства предприятий составляют порядка 80% от объема инвестиций. В развитых странах соотношение обратное - на заемные средства приходится 70-80% инвестиций. Сегодня машиностроители испытывают трудности при получении «длинных» инвестиционных денег. И здесь государство готово подставить им плечо. Во-первых, нужно совместно с производственниками и банками разработать проект создания совместных кредитных продуктов для предприятий машиностроительной отрасли.
    Во-вторых, областной бюджет уже сейчас предоставляет 50-процентную субсидию на погашение процентной ставки по кредитам для предприятий. В-третьих, скоро заработает механизм компенсации затрат на подключение к энергосетям и водоснабжению для малого бизнеса. В-четвертых, нужны программы по стимулированию лизинговых инвестиций на уровне регионального бюджета. Целесообразно рассмотреть варианты снижения финансовой нагрузки на предприятия, которые модернизируют производство с помощью лизинга. До конца года эти инструменты должны быть предусмотрены в долгосрочной целевой программе поддержки машиностроительной отрасли на 2010-2012 годы.
    Тем не менее предприятиям нужно пытаться стоять на собственных ногах, а не опираться на государственный костыль. Времена, когда госбюджет выделял деньги в надежде на отдачу в долгосрочной перспективе, давно прошли. Сегодня все государственные целевые программы реализуются только на условиях софинансирования. Это мера принудительной мобилизации ресурсов промышленности - верный стратегический ход. В новых экономических условиях нужно забыть о потребительской риторике и предлагать государству партнерские программы сотрудничества.
    - Добыча средств на развитие производства - далеко не единственный вопрос. Создание в недалеком будущем 40 тысяч рабочих мест - само по себе проблема. Где взять такое количество специалистов, если уже сейчас между предприятиями идет драка за квалифицированных работников? Привезем из-за рубежа?
    - Их нужно выращивать здесь. Проблему кадров нужно решать системно, и это в первую очередь задача департамента образования. Дефицит кадров породил еще одну проблему - несбалансированный рост зарплат. Она должна соответствовать производительности труда и квалификации работника. Сейчас человеку предлагают бешеные деньги только потому, что в его трудовой книжке написано, что он сварщик, а что он умеет, неважно. Профессиональное образование должно убивать трех зайцев - удовлетворять количественный запрос реального сектора экономики на специалистов, обеспечивать качество подготовки этих специалистов и готовить кадры с учетом текущих потребностей конкретных отраслей, не допуская диспропорции.
    Для решения этих задач нужна модернизация системы профобразования. Этот проект уже разработан, и реформа начнется в следующем году. Так что в планировании и реализации заказа на кадровый ресурс будут участвовать сами производственники.
    
    Камила СИТДЫКОВА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru