Архив номеров


    Генеральный план - это основной документ, по которому должен жить и развиваться город. Так получилось, что с конца 80-х Тверь развивается без этого основного документа. Возможно, именно отсюда берут корни многие городские проблемы. Областной еженедельник «Караван+Я» и журнал «Бизнес-территория» решили собрать на круглый стол для обсуждения дальнейшего развития Твери представителей власти, строителей, архитекторов, девелоперов - тех, от кого зависит внешний и внутренний облик нашего города. Вели круглый стол главный редактор еженедельника «Караван+Я» Геннадий Климов и и.о. мэра Твери, первый заместитель главы города Олег Кудряшов.
    Геннадий Климов, главный редактор еженедельника «Караван+Я»:
     - Определимся с тематикой нашей беседы. Сейчас генеральный план уже на выходе, и мне бы хотелось, чтобы мы поговорили более широко, поскольку, если я не ошибаюсь, это уже седьмой генеральный план Твери, и он будет задавать тон развития города на многие десятилетия. Сейчас генплан создается в несколько иных условиях. В стране и мире происходят глобальные изменения, ужесточается конкуренция между государствами и регионами внутри страны, между городами. Какие-то города умрут, какие-то будут развиваться. Кроме этого процесс планирования развития города накладывается на то, что происходит смена технологических укладов в промышленности.
    Я хотел бы, чтобы наша беседа велась не только с точки зрения строителей и архитекторов, но и с точки зрения философов, людей, которые хотят заглянуть в завтрашний день, причем заглянуть неравнодушно, с тем, чтобы наш город развивался, потому все мы - жители Твери и очень любим свой город.
    Олег Кудряшов:
Олег Кудряшов и Геннадий Климов     - Действительно, затронута очень важная тема, поскольку генеральный план города фактически определит, как мы будем жить, застраивать город до 2020 года. Старый генеральный план, те застройки, которые происходили в Твери в последние 20 лет, изменения транспортной сети, не отражают интересы развития города. Поэтому генеральный план как раз призван решить ряд проблем: градостроительную, инфраструктурную (в том числе и транспортную) и задать генеральное направление развития города, в том числе - расширения границ города за счет прилегающего к нам Калининского района.
    Сардар Абдуллаев, «Тверьгражданстрой»:
    - Олег Борисович, когда генеральный план города будет принят в окончательном варианте?
    Олег Кудряшов:
    - Идет согласование охранных зон. Это единственный раздел генерального плана, который не готов и не утвержден. Все остальное в полной готовности. Проходят публичные слушанья. Определены зоны жилищной застройки, а охранная зона - это прежде всего центр города.
    Виктор Зверев, «Тверь-агрострой»:
    - Вы говорите, что сейчас согласовывается охранная зона - для всех строителей это больная тема. Когда мы начинаем разработку застройки квартала и приходим в комитет по охране памятников на согласование, нам говорят, что наша застройка не соответствует охранным зонам, утвержденным в 70-х годах.
    Сегодня все говорят, что эти охранные зоны не соответствуют сегодняшнему дню, современным требованиям города. Кто-то будет их пересматривать? Я посмотрел новый план, который находится у главного архитектора города - там те же охранные зоны, которые были в 70-х годах, высота определена 7 метров до конька. Я не говорю, что нужно в центре строить 18-, 20-этажные дома. Но 7 метров - это несерьезно.
    Олег Кудряшов:
    - Я, честно говоря, противник того, чтобы строить в центре города, нужно сохранить исторический облик Твери.
    Раиса Тарасенко, заместитель главного архитектора города:
    - Тот генеральный план, по которому в настоящий момент ведется застройка, был утвержден в 1991 году. В то же время были согласованы и утверждены охранные зоны. Прежний генплан, разработанный в 1969 году, вообще не учитывал исторического наследия.
    Что касается этажности, то такой показатель был в свое время продиктован требованиями ГО и ЧС, они требовали, чтобы здания не превышали девяти этажей. Безусловно, сейчас эти требования устарели. Поэтому Институт урбанистики выполнил корректуру охранных зон: определил основы той границы, которая отделит историческую зону от зоны свободной застройки, где не будут жестко регламентироваться этажность и параметры.
Юрий Митюнин     Юрий Митюнин, ОАО «Синдус»:
    - Когда закончат реконструкцию Путевого дворца? Он уже долгие годы стоит в том неприглядном виде, в котором мы его сейчас наблюдаем.
    Олег Кудряшов:
    - К сожалению, Путевой дворец не относится к сфере влияния городских властей. Однако три года назад благодаря инициативе городской администрации и депутатов Тверской городской думы были выделены средства на его проектирование и ремонтно-восстановительные работы. На сегодняшний день Путевой дворец включен в федеральную программу как объект культурного наследия федерального значения. Я уверен, что в течение 4-5 лет реконструкция будет завершена.
    Геннадий Климов:
    - Предусмотрены ли какие-то транспортные развязки, поскольку по мостам через Волгу стало проблематично передвигаться, а со временем эта ситуация будет только усугубляться?
    Раиса Тарасенко:
    - По новому генеральному плану транспортные развязки будут развиваться. Сейчас у нас в городе преобладают широтные магистрали, в основном вдоль Волги. Мостов же пока не хватает. Уже давно назрела проблема строительства западного моста в створе бульвара Ногина. В настоящее время это отражено и в генеральном плане. Кроме того, согласован проект, и в сентябре планируется начало реконструкции Мигаловского моста.
    Предусмотрены новые развязки на окружной дороге Москва - Санкт-Петербург. Строится развязка на Волоколамском шоссе, запланировано строительство развязки на Бурашевско-Тургиновском направлении.
    Геннадий Климов:
    - В рамках создания генерального плана города необходимо поднимать вопрос о специализации Твери. Если мы сейчас сделаем какую-то глупость - завтра у нас не будет Твери. Этот круглый стол и ставит перед собой задачу поднять весь комплекс вопросов, связанных с развитием города и региона.
    Есть серьезный кадровый вопрос. Например, когда начнет работать завод по производству подшипников в Боровлеве, все рабочие, которых и так не хватает в тверской промышленности, направятся туда, и что тогда будет с машиностроительными заводами, которые десятилетиями существуют в Твери?
Сергей Рожков     Сергей Рожков, УК «Аргон» (Боровлево):
    - Почему вы считаете, что население Твери не будет расти?

    Олег Кудряшов:
    - Нет серьезных территорий для роста города за пределы существующих границ. Кроме того, когда население города превышает полмиллиона человек, то он становится уже менее комфортным для жизни. Я считаю, что численность Твери останется на прежнем уровне.
    Сергей Рожков:
    - Так что лучше, чтобы количество населения осталось на прежнем уровне или выросло?
    Олег Кудряшов:
    - Я считаю, что сейчас наша задача - реконструировать город, сохранив население. Я не думаю, что нас ждет перспектива города-миллионника. Притом, что производства, которые у нас строятся, должны начать работать сразу. А через 3-4 года трудоспособного населения у нас точно не прибавится.
    Геннадий Климов:
    - На мой взгляд, у нас происходит нестыковка стратегии развития региона, разрабатываемой администрацией области, и генерального плана областного центра.
Раиса Тарасенко     Раиса Тарасенко:
    - В промышленной зоне Боровлево размещение предприятий достаточно сумбурное и при этом не предусмотрены социальные составляющие (имеется в виду жилье, школы, больницы и т.п.) Территориальное планирование промышленного сектора, прилегающего к городу, не продумано.
    Влияние новых магистралей также отражено в генеральном плане. Главная магистраль, новый автобан, пойдет севернее города Твери, между рекой Тверцой, по лесным землям, землям ЗАО «Калининское», пересечет реку Тверцу, далее за Оршинским монастырем в Московском направлении. Сначала планировался один съезд с этой трассы в районе города - у пересечения с Бежецким шоссе. Сейчас запланирован второй - у будущего моста через Тверцу - в районе деревни Павловское (за Литвинками).
    Вторая большая магистраль - железнодорожная. Она пройдет южнее города Твери. Первое, с чем мы столкнулись, не учли готовящийся разворот взлетно-посадочной полосы Мигаловского аэропорта. В настоящее время интерес представляет предложение института урбанистики: совместить Мигаловский комплекс со станцией на высокоскоростной дороге.
    Геннадий Климов:
    - Мы должны выбрать для региона несколько брендов, которые будут раскручивать и СМИ, и власть. Например, в Боровлево собираются строить полиграфический комбинат. Это правильно, это именно тот бренд, о котором я говорю. Так Тверь может стать столицей книгопечатанья.
Андрей Красильников     Андрей Красильников, архитектор студии «Абрис»:
    - Почему на генеральном плане город сплошным кольцом окружают промышленные предприятия?
    Раиса Тарасенко:
    - Без промышленности у города не будет потенциала к развитию.
    Наталья Дергачева, представительница общественности:
    - Олег Борисович, вы готовы по результатам публичных слушаний направить генеральный план на утверждение в городскую Думу?
    Олег Кудряшов:
    - Я готов его подписать. Если необходимо, можем провести еще одни публичные слушанья. Если вас что-то не устраивает, можете высказаться.
Наталья Дергачева     Наталья Дергачева:
    - Какие изменения произойдут вдоль реки Тверцы, в районе речного вокзала?
Николай Байда     Николай Байда, «Тверь-стройзаказчик»:
    - Принята городская программа реконструкции территории от речного вокзала до вагонного завода. Планируется полностью привести ее в порядок и сделать зоной отдыха для населения. Предусмотрены строительство спасательных пунктов, очистка берега и воды. Этот участок от заставы и до впадения Тверцы должен стать экологически чистым. Что касается Тверцы, нами разрабатывается концепция строительства детских лагерей вдоль ее берегов.
    Геннадий Климов:
    - Хотелось бы услышать мнение о новом генеральном плане Твери человека, который имеет опыт проектирования современных городов в сотрудничестве с крупнейшими мировыми компаниями, архитектора Андрея Барковского, автора планировки будущего города Большое Завидово.
Андрей Барковский     Андрей Барковский, архитектор ООО «Домус»:
    - Наличие любого генерального плана - это лучше, чем его отсутствие. Однако, принимая генеральный план, городская администрация должна уже сейчас думать о будущем. Поскольку этот генплан начинал разрабатываться еще при старом Градостроительном кодексе в условиях резкого обрушения экономики страны, а разработка заканчивалась фактически сейчас, когда происходит резкий подъем, конечно, план получился несовершенным. В момент революционных изменений создание каких-то правил игры, четких и понятных, которые работали бы на долгосрочную перспективу, мне представляется несколько наивным. Нужно трезво относиться к тому, что это генеральный план переломного этапа Твери. Но хотелось бы, чтобы он задал вектор развития города. Я считаю, что этот проект нужно утверждать, и необходимо сразу же задумываться, как проводить его корректуру.

    Историческая справка
    Тверь считается образцом градостроения эпохи классицизма. В 1763 году после пожара, уничтожившего все деревянные постройки города, в Тверь приехали ведущие русские архитекторы того времени во главе с Петром Никитиным. Они и разработали первый генеральный план, который был утвержден лично императрицей Екатериной II.
    В 1927 году идеи, заложенные Никитиным, развил архитектор Иваницкий, сохранив в новом генплане трехлучевую композицию города, ориентир на реки и сделав главный акцент на географическое расположение Твери между Москвой и Ленинградом. Благодаря этому генплану набережная Афанасия Никитина была освобождена от усадебной застройки, выходившей огородами и банями к Волге, появилась озелененная набережная для отдыха всего населения города, речной вокзал (сейчас памятник архитектуры).
    Генплан 1945 года носил больше восстановительный характер.
    Следующий генеральный план Твери появился в 1965 году. Он предусматривал снос старинных зданий в исторической части Твери и строительство на их месте новых проспектов, с преобладанием домов «хрущевского» периода архитектуры. К счастью, этот план оказался слишком затратным, и на его осуществление в стране развитого социализма не хватило средств.
    Наконец в 1991 году институтом «Ленгипрогор» был разработан очередной генеральный план Твери, учитывающий огрехи своего предшественника и составленный с учетом сохранения исторического своеобразия города. Но его осуществлению помешала перестройка, и спустя несколько лет он потребовал существенной корректировки.
    Правда, приступили к ней только десять лет спустя, в 2001 г., а занимались разработкой нового генплана Твери специалисты Российского государственного научно-исследовательского и проектного института урбанистики (Санкт-Петербург), которые недавно представили свое детище ценой в 7,5 млн рублей на суд тверской общественности. На сегодняшний день идут к завершению согласительные процедуры по новому генеральному плану города Твери, которые, по самым оптимистичным прогнозам, завершатся к концу нынешнего года. После чего он будет представлен для утверждения в Тверскую городскую думу.




Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru