Архив номеров


    Тверь - город с древнейшей историей. Основы территориального планирования закладывались здесь сотни лет назад. Причем схема города настолько уникальна, что не имеет аналогов в мире. В древнем планировании был заложен глубокий духовный смысл. И если современные архитекторы и градостроители не будут учитывать принципы, определенные сотни лет назад, город может утратить свое особое место в истории.
    Такова позиция плеяды известных тверских историков и краеведов, среди которых особое место принадлежит Елене Радчук, долгое время работавшей в системе научно-исследовательских институтов оборонной промышленности СССР. В 90-е наряду с другими активистами инициативной группы «Возрождение» она выступила за возвращение городу Калинину его исконного названия Тверь, ратовала за установку в городе памятника Михаилу Тверскому, восстановление Спасо-Преображенского собора.
    Елена Евгеньевна - автор более тридцати научных работ, изучение истории родного края считает своим призванием. Задавшись целью понять принципы древнего градостроительства, она пришла к очень интересным выводам.

    Восставший из пепла
Мироточащая икона     В XVIII веке после страшного пожара, практически уничтожившего наш город, императрица Екатерина II издала указ о регулярной застройке Твери. Государыня хотела «превратить Тверь-городок в Петербурга уголок». Работы по восстановлению были поручены ведущему московскому архитектору Петру Никитину. В течение месяца архитектурный план был разработан и представлен на рассмотрение императрицы. Тверь стала вторым городом в России после Санкт-Петербурга, где была проведена регулярная застройка в стиле классицизма.
    Над генпланом города работали ведущие архитекторы своего времени, близкие к императорскому дому. Помимо Петра Никитина в восстановлении Твери участвовали Матвей Казаков и Андрей Квасов (который до этого разрабатывал генплан Санкт-Петербурга, возводил несколько соборов на Украине и имел статус малороссийского архитектора).
    Каким образом была разработана градостроительная схема? За основу архитекторы взяли Большую Московскую улицу (ныне улица Советская), которая шла параллельно Волге, на нее наложили так называемую модульную сетку: все улицы в городе были спланированы параллельно Волге или Большой Московской улице, а перпендикулярно располагались переулки. Это обеспечивало естественную систему проветривания города.
    В эту схему архитекторы включили еще и «трезубец». Он хорошо виден на карте города: от Советской (Полукруглой или Полуциркульной) площади расходятся, как лучи, улицы Новоторжская и Вольного Новгорода, направленные на угловые башни кремля. Центральный луч представляла Большая Московская улица. Подобная схема расположения улиц уникальна и есть только в Риме, Версале и Санкт-Петербурге. Помимо Полуциркульной на систему трехлучья были наложены еще три площади: Восьмиугольная (площадь Ленина), Красная или Соборная (площадь Революции) и Круглая (Московская площадь).
    Это был первый план регулярной застройки, который послужил основой для строительства других городов. Интересен тот факт, что, разрабатывая генплан Твери, Петр Никитин попытался объединить знания, которые он получил как архитектор своей эпохи, с древними традициями русского народа. Подтверждение этому мы получили не так давно, когда Лариса Попова, известный археолог, возглавлявшая в то время департамент по историко-архитектурному наследию, проводила в 1995 году раскопки улицы Советской. Она доказала, что это трехлучье не было привнесено Никитиным, а является исконно тверской схемой. Архитекторы использовали древний градостроительный план, развили его, модифицировали и наложили систему площадей.

    Секрет древних архитекторов
    Спрашивается, что особенного в подобной схеме города? Ответ на этот вопрос Елена Радчук и ее соратники смогли узнать только в этом году.
Удивительный дом на ул. Кутузова, 23     Недалеко от камня располагается очень интересный дом по улице Кутузова, 23. В Твери это было первым местом, где началось массовое мироточение икон. Живет там удивительный человек Марина Лобанова. Она принадлежит к древнему тверскому роду купцов Решетовых. В XVII веке на этом участке стоял храм, воздвигнутый предками Марины. В XXI веке на этом месте решили воздвигнуть часовню, а когда ее построили, оказалось, что современный архитектор невольно воссоздал древний храм.
    В доме много икон, они мироточат, под иконами стоят искусственные цветы, которые источают благоухание. Этими феноменами заинтересовались ученые. Здесь вел исследования академик Акимов, разработчик теории физического вакуума, занимались исследованиями Мельников, профессор МАИ, один из последних творческих руководителей космической программы «Буран», Людмила Гордина, член высшего экологического совета Комитета по экологии Госдумы РФ. Сюда часто приезжают паломники, на этом месте происходят исцеления. И что самое интересное: стрелка компаса здесь отклоняется, как на Курской магнитной аномалии. Сила поля такова, что она отклоняет стрелку. Такие места называют местами силы или энергетическими порталами. То есть в Твери мы имеем дело с древним энергетическим порталом, точкой поступления энергии, которая была смоделирована в глубокой древности нашими предками для получения космической энергии: солнечной, энергии других планет.
    Какую роль играет это место в градостроительной схеме Твери?
    К «закладному» камню поступает энергия, которая под прямым углом распространяется на Советскую площадь и дальше по улицам на весь город. А площади, которые заложили архитекторы в XVIII веке, выполняют функции резонаторов энергии, то есть усиливают ее.
    Еще одной особенностью Твери является ее пространственная симметрия. Сейчас город искажен современной застройкой, а по проекту Никитина - Казакова - Квасова он «складывался» по улице Советской как ракушка. Стоит обратить внимание, что здания вдоль улицы и четырех площадей располагаются абсолютно симметрично. Это говорит, что мы обладаем уникальнейшим многомерным пространством. Вот откуда пошло выражение: «Тверь - в небеса дверь». Это действительно так, здесь находится точка входа в вышестоящее пространство. Это дар, который оставили нам далекие предки. Было логично его принять и развивать. К сожалению, сегодня мы искажаем эту схему современной застройкой. Строим здания, которые не позволяют нормальному прохождению энергии. Хочется пожелать, чтобы современные архитекторы были более чутки к истории, учитывали древнее наследие и традиции народа, которому они служат.

Елена ПАВЛОВА




    Сегодня, сравнивая стоимость жизни с концом 80-х - началом 90-х годов, люди обычно применяют коэффициент 100. Потому что в большинстве своем жизнь за эти годы подорожала примерно в 100 раз. Например, буханка хлеба стоила прежде 16 копеек, теперь 16 рублей; мясо стоило 2 руб. за кг, теперь - 200. И так почти во всем. Правда, есть и исключения. Причем как в сторону снижения упомянутого коэффициента, так и в сторону его значительного возрастания. Так, водка, стоившая 3 руб. 32 коп., стоит теперь около 120 руб., что дороже прежнего «всего» в 35 раз. А вот проезд в автобусе, стоивший «пятачок», ныне подорожал в 160 раз…
    Теперь транспортники хотят, чтобы проезд стоил дороже. Вряд ли кому из нас хочется этого. Но еще меньше нам хочется, чтобы городской транспорт перестал ходить вовсе. Потому что первые признаки грядущего транспортного кризиса уже налицо. И тут речь даже не идет о транспортном коллапсе городского электротранспорта, имевшего место по весне. Уже на отдельных автобусных маршрутах сокращается количество рейсов, а то и вовсе прекращается автобусное движение. Руководитель Тверского транспортного союза Евгений ОРЛОВ уже знаком читателям нашей газеты. Он не раз заявлял о проблемах, связанных с междугородными автобусными перевозками автотранспортных предприятий, входящих в это общественное объединение.
    Сегодня г-н Орлов вызвался выступить на страницах «Каравана» с изложением своей позиции о состоянии автобусных перевозок в городе Твери. Он целиком и полностью согласен с мнением ранее выступавших руководителей тверских транспортных предприятий, что состояние тверского общественного транспорта близко к кризисному…
    - Сегодня в Твери в области автобусных пассажирских перевозок сложилась самая настоящая рыночная среда. Об этом я могу судить по работе двух самых крупных автопред-приятий нашей области - ОАО «Тверь-автотранс» и МУП «ПАТП». На территории Твери между ними развилась самая настоящая конкуренция за пассажира. Кто лучше работает - «желтые» или «белые автобусы» - определяет не начальство, а пассажир. И это хорошо для всех. И тут крайне важно, чтобы регулирующий госорган - РЭК - вел разумную тарифную политику…
    - Какой, по вашему мнению, должен быть тариф на проезд в общественном транспорте в городе Твери?
    - РЭК для разных городов области установил разные тарифы на проезд. В Бежецке, Максатихе и Осташкове, например, проехать в городском автобусе стоит 10 руб. А вообще для разных предприятий тариф колеблется от 9 до 10 рублей за одну поездку. А в Твери он составляет 8 руб. Логично ли это? Не думаю. Разве можно сравнить «плечо» перевозок в том же Осташкове и областном центре? А пассажиров в автобусе и там и там едет примерно одинаковое количество…
    - Почему вы полагаете, что городской транспорт близок к кризису?
    - Областной закон говорит: тариф на проезд определяется один раз в полгода. Нынешний тариф рассчитывался исходя из той цены дизтоплива, которая была на конец прошлого года - 16 руб. за литр. Но за прошедшее время его цена выросла на 40%. Поэтому автопредприятия и несут сегодня убытки от своей деятельности. Так, с начала года ПАТП имеет задолженность перед поставщиками топлива более 10 млн. руб. А расплачиваться нечем. Поэтому если не принять срочных мер, то транспорт просто остановится. И кто пострадает? Да прежде всего простые граждане, льготники, о которых сегодня больше всего проявляется озабоченность.
    - И до какого размера должен вырасти, по вашему мнению, тариф на проезд в Твери?
    - В Москве и Питере проезд в автобусе стоит 17 рублей... В Вологде - 12 руб. Когда там этот тариф был назначен, то все автотранспортники тут же выступили с протестом: этого явно недостаточно. На эти деньги невозможно будет ни обновить подвижной состав, ни обеспечить должную культуру перевозок, ни необходимую безопасность проезда…
    - Не думаю, что наша региональная власть пойдет на такое. Это ведь наверняка вызовет волнения, которые ей совсем не нужны…
    - Тариф должен быть разумным. С одной стороны, он не должен опустошать кошелек пассажира и давить на него излишней массой. С другой - нельзя губить перевозчика. Ну, кому будет хорошо от того, что при вроде бы низком для пассажиров тарифе городской транспорт будет ездить только утром и вечером, когда много пассажиров? Разве для людей будет хорошо, если между «часами пик» им придется выбирать: идти пешком или ловить такси? Поиск «золотой середины» должен привести к тому, что в городском транспорте можно будет удобно и безопасно ездить в течение всего дня.
    - Какими вы видите самые первые действия руководителей, ответственных за организацию пассажирских перевозок в регионе?
    - Поскольку доходы автотранспортных предприятий состоят в основном из двух частей - сборов платы за проезд пассажиров и компенсаций из областного бюджета за проезд льготных категорий граждан по единому социальному проездному билету (ЕСПБ), то и действия этих руководителей, на мой взгляд, должны идти по двум направлениям. Во-первых, необходимо пересмотреть стоимость ЕСПБ в сторону увеличения, поскольку она не менялась уже более года. А ситуация только с ценами на топливо изменилась кардинально. А во-вторых, необходимо пойти на повышение существующего в Твери тарифа. И чем это будет сделано раньше, тем лучше.
    - То есть без повышения тарифов на проезд не обойтись?
    - Да это уже видно, что называется, невооруженным глазом. Количество автобусных рейсов сокращается, а число людей на остановках, томящихся в ожидании транспорта, растет…

Записал Виктор Богданов



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru