Архив номеров


     «Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!» - так говорил, произнося очередной тост, герой популярного фильма Гайдая «Кавказская пленница». Увы, и сегодня, хотя на дворе XXI век, этот тост продолжает сохранять свою актуальность...
    Недавно правительственный орган «Российская газета» опубликовала мнение министра транспорта И. Левитина о развитии транспортной инфраструктуры страны. И там упоминался наш город Тверь, где, по его мнению, должен бы развиваться удобный и экологичный вид транспорта - скоростной трамвай. А вспомнилось это мне потому, что в прошлом номере нашей газеты мы публиковали материалы круглого стола с тверскими транспортниками, где наряду с вопросами тарифной политики региональной власти как раз и поднималась проблема развития (или хотя бы существования) городского транспорта (в том числе и электрического). Тогда руководитель муниципального предприятия «Городской электротранспорт» (МУП «ГЭТ») Игорь Федоров как раз и утверждал, что городу нужны серьезные инвестиции в 1,5 млрд. рублей на приведение в должное состояние рельсовых путей и контактной сети.
    Так утверждалось, что один трамвай, если он сможет двигаться по городу со скоростью 50 км/час (а это скорость, близкая к скоростным параметрам скоростного трамвая, о котором говорил министр), может заменить собой не менее четырех автобусов или два десятка «маршруток». И это, дескать, наряду с комплексом оргмероприятий (например, с увеличением тарифа на проезд или иной, чем ныне, организацией дорожного движения) во многом решит проблему пассажирских перевозок в Твери в пользу общественного транспорта. Наверное, для таких выводов резон есть. Тем более что сегодняшняя ситуация на тверских дорогах такова, что даже в разговорах руководителей, ответственных за транспортное обеспечение населения в регионе нередко проскальзывает мысль, что вот-вот настанет время и город «встанет». Так что хочешь не хочешь, а прислушаться к мнению г-на Федорова придется. И все же...
    Сначала о возможностях. Мне вспоминается, как в детстве - в конце 50-х годов - я жил с бабушкой в Ленинграде в районе Автово. И мы с ней частенько ездили на трамвае в Стрельну. Трамвай представлял собой 2-3-вагонную сцепку, а каждый вагон сам по себе раза в 1,5 больше нашего чешского. Всякий раз туда набивалось народу битком, как теперь я оценивал - человек по 400. Но мчался он от Автово до Стрельны по обособленным путям, почти не пересекая автомобильную дорогу, так, что не всякий автомобиль или мотоциклист мог его обогнать. Теперь я понимаю, что это и был настоящий скоростной трамвай. Этой весной я снова проехал по этому маршруту. И убедился, что все осталось, как прежде. И трамвай на нем составляет достойную конкуренцию «маршруткам» и по скорости, и по комфорту. Правда, пассажиров стало много меньше: многие пересели в личные авто.
    Возможно ли такое у нас в Твери? На сегодняшний день нет! Участки обособленных и до крайности изношенных трамвайных путей есть только на Санкт-Петербургском шоссе протяженностью не более двух километров и на проспекте Чайковского, протяженность - от силы километр. И там и там имеется масса остановочных пунктов, делающих скоростное движение по путям бессмысленным. А если их количество уменьшить, то надобность в трамвае отпадет вовсе - такова застройка этих районов. Возможно, движение скоростного трамвая понадобится в будущем вдоль окружной и будущей платной автодорог Москва - Санкт-Петербург. Там, где, возможно, и будут развиваться микрорайоны Твери (есть это в новом генплане - неизвестно). Если в самом городе где-то и возможно будет строить линию скоростного трамвая, то только под землей или на эстакаде. Всего этого в генплане Твери тоже нет.
    Вот и получается, что на ближайшие годы, как ни крути, а перспектив для трамвайного движения в его нынешнем виде нет. Сколько туда денег ни вкладывай. Троллейбус - другое дело. Только, увы, пока наши магистрали мало приспособлены для более широкого развития этого вида транспорта. Хотя он сегодня выручает очень многих тверитян. Только вот организация его движения оставляет желать много лучшего. Например, приезжает электричка из Москвы или из Бологого. Народу - тьма. И в большинстве своем нагруженного. А ни трамвая, ни троллейбуса. Особенно вечером, когда масса народу приезжает кто с работы из Москвы, кто с дачи. И всем хочется уехать поскорее домой. Втискиваться в «маршрутку» (если там есть места) - неудобств себе и окружающим не оберешься. И тут как тут частники за 150-300 рублей довезут куда надо. Впечатление такое, словно это сговор какой-то...
    Теперь о желаниях. Естественное желание руководителей городского муниципального транспорта (МУП «ПАТП» и МУП «ГЭТ») - работать с прибылью. Про только лишь себестоимость поездки в трамвае говорят, что это 20 с лишним рублей. Такой трамвай нам нужен? Спасут ли трамвайное движение в его нынешнем виде 1,5-миллиардные инвестиции - сомнительно. Про многоуровневое движение электротранспорта сегодня даже в мечтах никто не упоминает. Так что, похоже, трамвайное движение в Твери обречено.
    Что с троллейбусом? О нем известно, что есть городская программа его развития. Но там, насколько это известно, заложены не те деньги, которые смогут обеспечить прорыв. Да к тому же проблема кадров. Нынешняя зарплата водителя троллейбуса вряд ли кого устраивает. Отсюда и график работы этого вида транспорта, когда с 18 часов - «море на замок». Тут всем понятно - 8-рублевый тариф на проезд - это тупик. А уж здесь без областной власти, определяющей тарифы, дотации и транспортную политику, вообще не обойтись никак.
    Автобусное движение в Твери вряд ли можно назвать сколь ни будь удовлетворительным. Разве что движение по 20-му (Мигалово - пл. Гагарина) и 21-му (Мигалово - «Южный») маршрутам, где интервалы движения (если оно есть) соответственно 15 и 7 минут, можно назвать всех устраивающим, да и то там могут организовать в основном лишь односменную работу водительского состава. Вот автобусы и ездят с дневным разрывом. И хотя город как-то пополняет и обновляет автобусный парк, причину такого положения дел руководители транспортной отрасли называют ту же - недостаточный 8-рублевый тариф. Наверное, в связи с ростом цен на топливо, запчасти, удорожание рабочей силы и т.д. - это так, но...
    Увы, похоже, ситуация складывается так, что наше ПАТП всегда при любых тарифах будет наращивать свою кредиторскую задолженность (работать с убытком). Например, я отлично помню, как транспортники убеждали городских депутатов (когда еще они принимали решение о тарифах на городской транспорт), что очередное повышение платы за проезд станет спасительным и предприятие тут же начнет приносить прибыль. Ничуть не бывало. Убытки приносили и когда тариф повышали до 4, потом до 5, потом до 7 и т.д. рублей. И всякий раз потом этому следовало объяснение: надо было раньше.
    Недавно на одном из совещаний с транспортниками замглавы городской администрации Игорь Смирнов, отвечающий за экономику города, спросил руководителей транспортной отрасли города: «Если вам сделают тариф 15 рублей, спасет ли он ПАТП?». В ответ - молчание...
    В упомянутой уже публикации круглого стола много говорилось о том, что «конкурирующая фирма» ООО «Тверьавтотранс» («желтые автобусы») перехватывает у ПАТП пассажиров. Но работает она с прибылью или ее ожидает тот же итог - неизвестно. Тверские транспортники утверждают, что живы они только потому, что им будто бы дают дотации из областного бюджета. Не думаю, что это так, если речь не идет о компенсациях за ЕСПБ (а это явно не те финансовые объемы, которые определяют эффективность работы предприятия), потому что Бюджетный кодекс прямо запрещает такие манипуляции с деньгами налогоплательщиков именно для данного перевозчика. Иначе - уголовное дело.
    Тогда если это предприятие считается прибыльным, то почему бы ему и ПАТП не слиться ради благополучия всех горожан. Ведь если городской власти нет особой разницы, кто именно будет осуществлять перевозки пассажиров по Твери (а я надеюсь, что это так), то какая разница - будет это ПАТП или «Тверьавтотранс»? А уж нам, пассажирам, это тем более все равно. Лишь бы дешево и сердито...
    Виктор БОГДАНОВ


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru