Архив номеров


     Меня часто просят рассказать историю того или иного народа. В том числе часто задают вопрос о татарах. Вероятно, и сами татары, и другие народы чувствуют, что школьная история лукавила про них, что-то врала в угоду политической конъюнктуре.
    Самое сложное при описании истории народов - определить точку, с которой следует начинать. Понятно же, что все в конце концов происходят от Адама и Евы и все народы родственники. Но все же... Историю татар, вероятно, следует начинать с 375 года, когда в южных степях Руси случилась большая война между гуннами и славянами с одной стороны и готами - с другой. В конце концов гунны победили и на плечах отступающих готов ушли в Западную Европу, где растворились в рыцарских замках нарождающейся средневековой Европы.
    
    ПРЕДКИ ТАТАР - ЭТО ГУННЫ И БУЛГАРЫ
    Часто гуннами считают каких-то мифических кочевников, пришедших из Монголии. Это не так. Гунны - это религиозно-военное образование, возникшее как ответ на разложение античного мира в монастырях Сарматии на средней Волге и Каме. Идеология гуннов базировалась на возвращении к исконным традициям ведийской философии Древнего мира и кодексе чести. Именно они стали основой кодекса рыцарской чести в Европе. По расовым признакам это были белокурые и рыжие великаны с голубыми глазами, потомки древних ариев, которые испокон веков жили на пространстве от Днепра до Урала. Собственно «тата - ары» с санскрита, языка наших предков, и переводится как «отцы ариев». После ухода армии гуннов из Южной Руси в Западную Европу оставшееся сарматско-скифское население нижнего Дона и Днепра стало именовать себя булгарами.
    Византийские историки не различают булгар и гуннов. Это говорит о том, что булгары и другие племена гуннов были схожи по обычаям, языкам, расе. Булгары относились к арийской расе, говорили на одном из воинских русских жаргонов (варианте тюркских языков). Хотя не исключено, что в воинских коллективах гуннов присутствовали и люди монголоидного типа в качестве наемников.
    Уже до того, как в середине IV века гунны появились в Западной Европе, на Северном Кавказе наблюдалось присутствие булгар. Во 2-й половине IV века какая-то часть булгар проникла в Армению. Можно предположить, что булгары не совсем гунны. По нашей версии гунны - это религиозно-военное образование по типу сегодняшних талибов Афганистана. С той лишь разницей, что это явление возникло тогда в арийских ведийских монастырях Сарматии на берегах Волги, Северной Двины и Дона. Синяя Русь (или Сарматия) после многочисленных периодов упадка и рассвета в четвертом веке нашей эры начала новое перерождение в Великую Булгарию, которая занимала территорию от Кавказа до Северного Урала. Так что появление булгар в середине IV века в регионе Северного Кавказа более чем возможно. А причина того, что их не называли гуннами, очевидно, в том, что в то время булгары сами себя не называли гуннами. Гуннами называло себя определенное сословие военных монахов, которые были хранителями особой ведийской философии и религии, знатоками боевых искусств и носителями особого кодекса чести, который позднее лег в основу кодекса чести рыцарских орденов Европы. Все гуннские племена пришли в Западную Европу по одному пути, очевидно, что они пришли не одновременно, а партиями. Появление гуннов - это закономерный процесс, как реакция на деградацию античного мира. Как сегодня талибы являются ответом на процессы деградации западного мира, так в начале эры гунны стали ответом на разложение Рима и Византии. Похоже, что этот процесс является объективной закономерностью развития социальных систем.
    К концу V века известны два основных булгарских племени: кутригуры и утигуры. Последние расселяются по берегам Азовского моря в районе Таманского полуостроваа. Кутригуры жили между изгибом нижнего Днепра и Азовским морем, контролируя степи Крыма вплоть до стен греческих городов.
    Они периодически (в союзе со славянскими племенами) совершают набеги на границы Византийской империи.
    Византийские дипломаты незамедлительно используют авар для борьбы против булгар. Новым союзникам предлагаются деньги и земли. Хотя аварская армия всего около 20 тыс. всадников, она несет все тот же непобедимый дух ведийских монастырей и, естественно, оказывается сильнее многочисленных булгар. Тому способствует и то, что вслед за ними движется еще одна орда, теперь тюрков.
    
    ВОЗРОЖДЕНИЕ
    После ухода войска авар в Паннонию и начала междоусобиц в Тюркском каганате булгарские племена вновь объединились под властью хана Кубрата. Этот правитель, возглавлявший племя Онногуров, в детстве воспитывался при императорском дворе в Константинополе и в 12 лет был крещен. В 632 году он провозгласил независимость от авар и встал во главе объединения, получившего в византийских источниках название Великая Болгария.
    Она занимала юг современной Украины и России от Днепра до Кубани. В 634-641 годах христианский хан Кубрат заключил союз с византийским императором Ираклием.
    Однако после смерти Кубрата (665 год) его империя распалась, поскольку была разделена между его сыновьями. Старший сын Батбаян стал жить в Приазовье в статусе данника хазар. Другой сын - Котраг - переселился на правобережье Дона и тоже попал под власть евреев из Хазарии. Третий сын - Аспарух - под хазарским давлением ушел на Дунай, где, подчинив славянское население, положил начало современной Болгарии.
    В 865 году болгарский хан Борис принял христианство. Смешение булгар со славянами привело к возникновению современных болгар.
    Еще двое сыновей Кубрата - Кувер (Кубер) и Альцеком (Алцеком) - ушли в Паннонию к аварам. В период образования Дунайской Болгарии Кувер поднял мятеж и перешел на сторону Византии, поселившись в Македонии. Впоследствии эта группа вошла в состав дунайских болгар. Другая группа во главе с Альцеком вмешалась в борьбу за престолонаследие в Аварском каганате, после чего была вынуждена бежать и просить убежища у франкского короля Дагоберта (629-639 гг.) в Баварии, а потом поселиться в Италии, близ Равенны.
    Большая группа булгар вернулась на свою историческую родину - в Поволжье и Прикамье, откуда их предков в свое время унес вихрь пассионарного порыва гуннов. Впрочем, население, которое они здесь встретили, мало чем отличалось от них.
    В конце VIII в. булгарские племена на Средней Волге создали государство Волжская Болгария. На основе этих племен в этих местах впоследствии возникло Казанское ханство.
    В 922 г. правитель волжских булгар Альмас принял ислам. К тому времени жизнь в ведийских монастырях, когда-то расположенных в этих местах, практически угасла. Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие ряд других тюркских и угро-финских племен, являются чуваши и казанские татары. Ислам с самого начала укрепился только в городах. Сын царя Алмуса отправился в паломничество в Мекку и заехал в Багдад. После этого возник союз между Булгарией с Багдадом. Подданные Булгарии платили царю подать лошадьми, кожами и др.
    (Продолжение в следующем номере.)
    Геннадий КЛИМОВ



     Недавно мне посчастливилось три недели прожить в Риге - столице Латвии. По привычке чуть не написал «советской». Теперь она - настоящее европейское государство. После восстановления независимости в 1991 году в стране были проведены приватизация и реституция - возвращение собственности прежним владельцам. В 1999 году - вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), в 2004 Г. - в Европейский союз (ЕС).
    Немного цифр:
    Население Латвии - 2 млн 295 тыс. человек.
    ВВП на душу населения - 781 доллар.
    Рост экономики - 10,5% в год.
    Средняя зарплата - 897 долларов.
    Национальная валюта - лат. Курс обмена: 1 лат - 53 рос. руб.
    С 01.01.2009 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет составлять 180 лат (9000 руб.).
    Бензин - 40 руб./литр. Проезд в общественном транспорте - 20 руб.
    Коммунальные услуги за 2-комнатную квартиру (летом) - 2500 руб.
    
    Чтобы читатель меня правильно понял, должен уточнить, что я жил в Риге с 1969 по 1975 год, а потом проводил здесь почти каждый отпуск. Те, кто бывал здесь во времена СССР, будут приятно удивлены. За последние 15 лет город преобразился. Отреставрированы здания исторического центра. Повсюду бродят группы туристов, с восхищением фотографируют. Много пивных под открытым небом, сувенирных магазинчиков, лоточников с янтарем и керамикой. Все это великолепие дополняют уличные музыканты и художники.
    Рига является одним из городов, где наиболее полно представлена европейская архитектура второй половины XIX - начала XX века. Около трети зданий построено в живописном стиле ART NOUVEAU (арт-нуво). Атмосфера в городе теплая и благодушная. Никто не демонстрирует свое плохое настроение, пропадает подсознательная российская настороженность, ожидание неприятностей и хамства.
    Неизбалованному россиянину доставит большое удовольствие поездка на общественном транспорте. Чистые стекла трамваев не дребезжат, открываются все двери, ход мягкий, без грохота и туч пыли. В автобусах и троллейбусах на табло высвечиваются названия остановок, маршрут и время. Объявления приятны для слуха. Ожидая транспорт, можно ознакомиться с расписанием движения, и оно почему-то соблюдается (сам проверял). На улицах чистота, в телефонных будках лежат справочники.
    Некоторые скажут: «Подумаешь, удивил! Бывали мы и в Англии, и во Франции». Согласен, но эти страны 20 лет назад не входили в состав СССР.
    В Риге есть Центральный рынок - один из крупнейших в Европе. Его основа - пять построенных в 20-е годы ангаров для дирижаблей. Изобилие, разнообразие, свежесть и невысокие цены. Клубника - 70-80 руб. за кг, свиная вырезка - 180 руб. Все ценники на латышском языке, но продавцы охотно объясняют все на русском. Примерно 7% населения покупают продукты на рынках, 30% - в небольших магазинах, остальные - в супер- и гипермаркетах. Магазины оставляют самое приятное впечатление. Много товаров из Европы, но даже при скромных доходах кое-что можно купить.
    Почти везде запрещено курение в 10 метрах от входа в магазин. Видел, как продавцы идут покурить за угол. Сигареты стоят 50-80 руб. за пачку.
    Железнодорожный вокзал перестроен до неузнаваемости - совмещен с торговым центром. Это надо видеть! Им восхищаются даже сами рижане. Из подземного гаража с чемоданом поднимаешься на лифте прямо на перрон к поезду. Где находится зал ожидания, я так и не понял. Чем обычно пахнет на вокзалах? На рижском преобладает запах кофе. Приятель-моряк поделился наблюдением: главное отличие заграничных магазинов от наших - запах. Как он у них получается - загадка.
    Мой телевизор показывал 22 канала. Из них только 6 на латышском, остальные на русском языке. В программах новостей часто говорили об экономическом кризисе в Латвии. Правительство честно объявило инфляцию - 17,9%. Много молодежи уезжает в страны ЕС, в основном в Ирландию и Англию, - там зарплата втрое выше. Падают продажи обуви и автомобилей (какой ужас!). Внешне кризис никак не проявляется: в кафе полно народу, в супермаркетах набивают полные тележки, народ не злой и даже приветливо отвечает на русском языке.
    Обещая перед выборами 1990 года предоставление гражданства всем жителям страны, пришедший к власти Народный фронт переменил свою позицию. Гражданство получили те, кто жил здесь до июня 1940 года (любой национальности) и их потомки. Остальные могут стать гражданами, сдав экзамены по латышскому языку и истории. На начало 2008 года 372 тыс. жителей Латвии, или 16,4%, имеют статус неграждан. Гражданство дает право участвовать в выборах, работать в государственных органах и в странах Евросоюза. Кто-то не может сдать экзамен, а некоторые принципиально не желают. Мои родственники, переселенные в 1945 году из Торопца в Ригу, как и тысячи других, прожили всю жизнь, так и не выучив язык. Естественно, латышей это обижало. А теперь русских возмущает отсутствие гражданства.
    Был я и там, куда русскоязычные рижане обычно не ходят. В здании музея латышских стрелков теперь музей оккупации (имеется в виду не только советская, но и фашистская). Музей бесплатный, интересный, но маленький. А рядом гранитные красноармейцы в длинных шинелях с безмолвным укором смотрят вдаль. Чтобы понять другого человека или даже целый народ, надо постараться представить себя на его месте. Потеря государством независимости и новое ее обретение - большие исторические потрясения.
    По возвращении домой обычно спрашивают: «Как относятся латыши к русским?». Внешне латыши к русским относятся лучше, чем русские друг к другу в России. Чтобы и российская жизнь стала по-европейски приятной, удобной и красивой, нужны усилия каждого из нас.
    Александр ЕЛИЗАРОВ


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru