Архив номеров


    131-й закон глазами тех, кого он касается.

    Тверская земля - родина русского либерализма. Именно здесь зародились еще в дореволюционной России традиции местного самоуправления. По всем городам и весям дворяне в содружестве с зажиточными горожанами и крестьянами, с купцами и промышленниками образовывали попечительские советы: строили школы, содержали больницы и приюты. Строились дороги и церкви. Люди жили общинами, когда общество заботилось о каждом своем члене. Экономика России росла, обещая превратить страну в самую великую державу мира.
Валерий Павлов     Шанс вновь вернуться в русло цивилизованного развития как европейской стране появился у России только сейчас, после 20 лет мучительных поисков эпохи перестройки.
    Чтобы люди больше не ждали милости от вышестоящего начальства, а могли сами организовывать свою жизнь в малых городах и селах, еще при президенте Владимире Путине был принят 131-й федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вводился он на территории Тверского региона поэтапно, чтобы дать возможность сформироваться полноценным органам самоуправления.
    И вот с 1 января 2009 года местные органы самоуправления приобретут все свои полномочия. Но оказалось, что такое развитие событий не нравится очень влиятельным силам, имеющим серьезные позиции в областной власти. До заветной даты остается еще шесть месяцев, а страсти на политической арене разгорелись нешуточные. И это не удивительно. Ведь согласно 131-му федеральному закону в сферу деятельности представительных органов городских и сельских поселений помимо прочих входят и вопросы выделения земли. Именно поэтому самые жаркие баталии идут в районах, сопредельных с Московской областью, в зоне Селигера и вдоль Волги, где цены за сотку земли исчисляются десятками тысяч долларов.
    Продажа земельных участков в рамках поселений могла бы стать эффективным инструментом пополнения бюджетов поселений и обустройства территорий, развития инфраструктуры, решения множества социальных задач. Но тогда это приведет к потере миллиардных доходов земельных спекулянтов и некоторых влиятельных чиновников. Поэтому даже некоторыми заместителями губернатора ведется целенаправленная работа по воспрепятствованию становления местного самоуправления. В частности, была придумана система выборов в поселениях депутатов по партийному принципу. Эксперты уверены, что это приведет к полному выхолащиванию сути 131-го закона. Было публично заявлено, что, невзирая на все «путинские» законы, утверждать список депутатов в местные советы от всех партий будут в определенных кабинетах областной администрации. Такая позиция, естественно, вызвала у глав поселений, у активистов местного самоуправления однозначно негативную реакцию. Привела она и к внутренней борьбе в команде губернатора, где столкнулись интересы людей дела, государственников и коммерсантов, которые фактически занимаются бизнесом под крышей областной администрации.
    Земельные спекулянты всех мастей проявляют повышенный интерес к предстоящим осенью выборам глав поселений. И интерес этот далеко не бескорыстный. Именно по этой причине они упорно продвигают систему выборов по партспискам, под этой маркой стараясь поставить «своих» депутатов и глав поселений в «нужных местах». А чтобы под ногами не путались «конкуренты» в лице местных жителей и действующих глав, людей, имеющих заслуженный авторитет и пользующихся уважением местного населения, в ход пускаются приближенные СМИ, готовые полить грязью любого, на кого покажет «указующий перст». В подобной ситуации оказалась администрация города Конаково - самой благодатной земли из всех тверских угодий.
    Рассказать о положении дел в Конаково мы попросили советника губернатора Дмитрия Зеленина, заслуженного учителя России, председателя Тверского регионального отделения общественной организации «Совет местного самоуправления России», главу администрации города Конаково Валерия ПАВЛОВА.
    - Валерий Михайлович, я знаю, что вы внесли весомый вклад в то, чтобы 131-й закон заработал в Тверской области.
    - Когда был принят 131-й федеральный закон, я в качестве советника губернатора, собственно, и занимался его продвижением и привязкой к условиям региона. И поскольку я имел опыт и знания, приобретенные еще в период руководства Тверской городской Думой, работы в «президентском» Совете по местному самоуправлению в Российской Федерации, в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы, где я в течение двух лет был заместителем представителя Российской Федерации, то идеологией внедрения основ местного самоуправления в поселениях Тверской области пришлось заниматься мне. Собственно, мое появление в Конакове и было связано с желанием самому оценить слабые и сильные стороны результата нашей деятельности. С 25 января 2006 года я начал работать главой администрации города Конаково, при этом оставаясь советником губернатора на общественной основе.
    - И насколько успешно, на ваш взгляд, действует новый закон в Тверской области?
    - Сегодня, оценив ситуацию «изнутри», я понимаю, что практически все мы сделали правильно. Но некоторые вещи следовало бы делать по-другому. Например, надо было значительно сократить число муниципальных образований, городских и сельских поселений. Например, в Конаковском районе их нужно было бы сделать раза в два меньше. Ведь в результате раздробленности сложилась очень слабая материальная база большинства поселений. Кроме того, следовало бы не так формально нарезать границы поселений. Исходить при этом не из пешей доступности, а оценивать экономический потенциал будущих муниципальных образований. Тем не менее закон требовал формализации. И мы, к сожалению, на эту формализацию пошли. Вот, допустим, попало в Конаково три деревни, в то же время один дом, находящийся недалеко от городского лагеря «Луч», попал в Вахонинское сельское поселение, хотя вся инфраструктура осталась в городе. Таких случаев по области, к сожалению, много. Определение границ поселений и разграничение их территории необходимо было делать более взвешенно и обдуманно. Есть и другие моменты, которые следовало бы сделать иначе. Но мы делали это первый раз и, на мой взгляд, в основном все сделали правильно.
    - Какие изменения произошли в городе после того, как вы начали там работать? И как складываются на сегодняшний день ваши отношения с представительными органами Конакова?
    - На сегодня я могу сказать четко, что за время работы городских органов местного самоуправления Конакова город начал кардинально меняться в лучшую сторону практически во всех сферах. Это отмечает население города. В настоящее время у администрации налажена плодотворная работа с депутатским корпусом, в состав которого входят в основном предприниматели. Сравнивая конаковских депутатов с составом Тверской городской Думы, которую я в свое время возглавлял два срока, вижу существенные различия. Если врачи и учителя, входившие в состав Тверской гордумы, в те времена во многом шли на поводу решений администрации, поддерживая ее, то предприниматели на все смотрят уже под прицелом коммерческой выгоды, а иногда и собственных интересов, но мы сообща ищем правильные решения. Сложности бывают, но, несмотря на них, администрации города удается достигнуть консенсуса с депутатами практически во всех вопросах. Например, недавно с подачи городской администрации депутаты приняли решение «О неотделимой городской собственности». В соответствии с этим решением все городское коммунальное имущество, тепло-, водо-, электрохозяйство и прочее имущество города, обеспечивающее коммунальную безопасность населения города, не может быть приватизировано. Оно может быть сдано в аренду, хозяйственное ведение, но должно всегда оставаться собственностью городской казны.
    - Насколько резонно, на ваш взгляд, введение системы выборов по партспискам, которую так настойчиво лоббируют некоторые областные чиновники?
    - 131-й закон подразумевает формирование депутатского корпуса разными способами - как в виде прямого голосования, так в виде голосования по смешанной системе или целиком по партийному принципу. Почему в законе предусмотрено несколько вариантов? Потому что всегда нужно учитывать местные условия и то, какая система будет работать эффективнее.
    Однако проблема заключается в другом. Сейчас в нашем регионе (и не только у нас) очень остро стоит вопрос нехватки квалифицированных кадров. Если посмотреть на состав работников сельских округов на 31 декабря 2005 года, то мы увидим, что только треть из них имела высшее образование, были даже люди с незаконченным средним. То есть на первое января 2006 года, когда начали работать нынешние органы местного самоуправления, кадров, подготовленных для управления поселениями, больше не стало. Один из опытных советников губернатора - Владимир Петрович Квасов (он руководил аппаратом правительства при Черномырдине) - мне рассказывал, что в начале 90-х годов, когда министром назначали политика, он шел в архивы КПСС, искал в архивах кадровый резерв, чтобы подобрать специалистов на должность заместителей такого министра. Специалисты страховали политиков от неверных решений. Сегодня в стране некуда пойти за резервом. К сожалению, работа с кадрами носит чисто формальный характер. Реального резерва кадров нет. В результате мы имеем чудовищный уровень непрофессионализма на всех уровнях власти. И наша область в этом не исключение.
    И при этом дефиците кадров мы позволяем себе роскошь разбрасываться опытными специалистами. Например, сегодня должность главы района абсолютно тупиковая. Опытным руководителям районов некуда расти. Вот он идет из года в год на выборы - бегает по кругу. Не потому, что ему очень хочется, - ему деваться некуда. Он по закону не может иметь собственный бизнес, должен заниматься своей муниципальной службой, и вот у него заканчивается выборный срок. Он знает, что нигде не нужен при всем его опыте, потому что в резерве кадров его нет. И самого реального резерва кадров нет. А ведь очевидно, такой резерв должен быть «сквозным» - как на муниципальные, так и на государственные должности. И опытный глава района должен не сидеть в своем кресле десятки лет, а быть востребованным в соответствии с опытом как на региональном, так и на федеральном уровнях.
    В то же время сегодня на уровне областных структур мы объявляем конкурсы по принципу «Алло, мы ищем таланты!», приглашаем на серьезные должности никому не известных людей, опыт и компетентность которых часто стоит под вопросом. И что мы ждем при таком подходе? А если взять поселения, там ситуация еще хуже. Когда были выборы в отдельных сельских поселениях, депутатов просто уговаривали ими стать. А если мы в этих поселениях представительные органы местного самоуправления переведем еще и на партийный принцип формирования? Мы еще больше усложним задачу поиска депутатов. Если есть в поселке один человек, который в состоянии возглавить поселение, и он коммунист? Как будет поступать власть? Или другой пример: партия «Единая Россия» хорошо работает в Оленинском районе. Глава района - глава отделения партии, и все депутаты - члены «Единой России». Там других просто нет. А если ввести партийную систему выборов, то им придется, хочешь - не хочешь, поделить места с коммунистами, «Справедливой Россией», ЛДПР. Что получается? Искусственно создается некий консенсус мнений. Кроме того, в большинстве муниципалитетов люди, как правило, знают друг друга и хотят голосовать за конкретных людей, а не за партийные списки. Мы проводили праймериз в нашем городе перед выборами депутатов Государственной Думы. Но после того как прошли выборы, многие жители выразили свое недовольство: «Мы доверяли другим кандидатам в депутаты, и праймериз это показал, а не тем, которые стали по факту». Что на это можно ответить? Проблема в несовершенстве партийного подхода? Или проблема в решениях конкретных партийных функционеров?
    - Как я понимаю, в Конакове выборы будут проходить не по партспискам?
    - Наших депутатов критикуют за то, что они не согласились избираться по партийной системе выборов. Но это не совсем так. Я глубоко убежден, что будущее за партиями. Ведь ситуация в настоящее время такова, что представительные органы не несут ответственности за принятые ими решения. Ответственность - она персональная, а безответственность - коллективная. Ведь если бы депутаты городской Думы в Твери не брали взятки, а просто бы проголосовали за передачу памятников, коммуникаций частной фирме, их никто бы за это не наказал. То есть депутаты не отвечают ни за что, даже за самое преступное решение. Другая ситуация складывается, когда выборы проходят по партийному принципу. Партия предлагает свою программу, согласно которой и работает. И если она проштрафилась, за это отвечают все партийные депутаты. И на очередной срок партию или не избирают совсем, либо она теряет часть депутатских мандатов. А сегодня каждый из кандидатов идет со своей программой, не задумываясь, как он будет ее реализовывать. В мои годы работы в Тверской городской Думе в Твери был такой случай, когда один из кандидатов в депутаты в своей предвыборной агитации обещал повышение пенсий в микрорайоне «Юность» в три раза. И за него проголосовали. А когда он пришел в городскую Думу, то несказанно удивился: «Слушайте, а я и не знал, что Дума Твери на это не влияет». Я убежден, что депутаты, избранные от партий по определению будут ответственнее и организованнее выступать с одной программой. И это будет во благо местному самоуправлению.
    Отказ же глав и депутатов поселений Конаковского района от партийной системы выборов обусловлен, в первую очередь, не сутью партийной системы выборов, а формой ее внедрения. Он напоминает кампанию по принудительной коллективизации из истории нашей страны. В данном случае глав поселений собрал «ответственный» господин из администрации области в кабинете у главы района и сказал, что выборы по партийным спискам - дело решенное, и он вместе с главой района «будет нам согласовывать, кто будет выдвинут от партии, а кто нет». Реакция всех глав, а в дальнейшем и депутатов поселений была однозначной - «не будете». Более безграмотного продвижения идеи трудно было придумать. А после этого человек, который очень неквалифицированно занимался подобным продвижением партийного влияния, извратил ситуацию и начал искать крайних. Плохими в итоге оказались депутаты, которые не поддержали линию партии. Не линию партии они не поддержали, а некомпетентность и очковтирательство в подходе к очень серьезному и важному вопросу.
    - Ответственность партий тоже вызывает сомнения. Как известно, преступное сообщество в городской Думе в Твери по большей части состояло из членов партии «Единая Россия». Что-то мы не слышали, что депутаты, которые сидят в тюрьме, получили партийную оценку. Но о каких партиях может идти речь в небольших сельских поселениях, где всего-навсего несколько улиц? Там все друг друга знают и будут пальцем показывать друг на друга: вот этот коммунист, а этот демократ. А в селах должны жить общинами. Не внесут ли партийные выборы разлад в мирный ход жизни сельской глубинки?
    - В отношении наказанных депутатов Тверской городской Думы я с вами не соглашусь. Например, партия «Единая Россия» не принимала участие ни в выдвижении, ни в поддержке данных депутатов, когда они шли на выборы. Тем не менее это урок для партии. А что касается выборов депутатов муниципальных образований по партийному принципу - в этом вопросе надо считаться с объективными реалиями сегодняшнего дня. По-моему, тут должен быть индивидуальный сбалансированный подход к каждому муниципальному образованию, к их органам местного самоуправления. Внутренняя политика - это продуманная работа с органами местного самоуправления муниципальных образований, с депутатами, должностными лицами местного самоуправления, с муниципальным, а еще лучше - «сквозным» кадровым резервом. Вот в этом, на мой взгляд, и заключается продуманная внутренняя политика.
    - В одном из последних номеров газеты «Вече Твери» вышла, на наш взгляд, явно заказная статья, в которой членов администрации г. Конаково причисляют фактически к ОПГ, называя членами «объединенной коммерческой группировки». Причем появился этот материал через несколько дней после посещения Конакова заместителя губернатора Владимира Пызина. Известно, что недавно значительную долю в газете «Вече Твери» купили коммерческие структуры, по нашему мнению, афиллированные с губернатором. Что вы можете на это сказать?
    - Это, конечно, полный абсурд. Как и высказывания заместителя губернатора Михаила Зайцева, который, приехав в Конаково, фактически обвинил меня в связях с ОПГ (о которой я понятия не имею). Остается только удивляться, зачем он это делает и какие у него в этом интересы. Я приехал в Конаково в начале 2006 года, и здесь у меня нет ни родственников, ни бизнеса. Я старался проводить линию администрации, эффективно взаимодействуя со всеми субъектами хозяйствования. Все частные управляющие компании в сфере ЖКХ были сформированы до моего приезда и до начала работы органов местного самоуправления города. Официально заявляю: администрация города не является и не может являться по определению учредителем никакой коммерческой структуры. На сегодняшний день я как глава администрации хочу сказать, что никто из депутатов отрицательно не влияет на исполнительную власть города. Тот же В.В. Максимов работает на общественной основе. Мы никоим образом не вмешиваемся не имеем права вмешиваться в деятельность управляющих компаний. Хотя иногда собираем их на учебные семинары - и то получаем замечания от правоохранительных органов: не влезайте в частный бизнес. И это совершенно справедливо. Но почему мы это делаем? Потому что я вижу низкий уровень кадров. Мы стараемся их учить, не вмешиваясь в их деятельность. На сегодняшний день у нас все муниципальные предприятия вышли из долгов и стали прибыльными. В городе все кардинально изменилось. И сколько нас ни проверяли, никаких злоупотреблений никогда найдено не было, потому что главная наша задача - эффективно оказывать бюджетные услуги населению. Я могу с уверенностью сказать, у нас нет воровства бюджетных средств. А если жильцов какого-то дома не устраивает управляющая компания и они хотят перейти в другую, пожалуйста, пусть переходят. В этой сфере у нас действительно реальная конкурентная борьба.
    - Многие ответственные люди перестали понимать внутреннюю политику части команды губернатора? В чем причина столь дилетантских подходов?
    - Причины те же самые, что и в любой другой сфере. Кадровый голод. Люди приезжают из Москвы в Тверь на заработки. Не нашли себя там - надо попробовать решить свои проблемы здесь. Но, поверьте, таких немного. И они муниципалам сразу видны. У них особый подход к делу - в первую очередь, как к личному бизнесу. Например, почему бы не «замутить» какой-нибудь бизнес в Конакове, получить здесь землю. Меня эти вещи не удивляют. Это одна из проблем нашего времени. Я с глубоким уважением отношусь к губернатору Дмитрию Зеленину как к человеку, сильному руководителю, энциклопедисту и хорошему политику. Хочу просто констатировать факт: с его приходом у региона появился шанс - как второе дыхание у уставшего спортсмена. Область начала нормально и гармонично развиваться. Например, в 2000 году, последнем году моей работы в Тверской городской Думе, бюджет Твери был порядка 490 миллионов рублей. Мы ежедневно собирались с администрацией города и решали, какие «прорехи латать сегодня», какой школе или больнице платить зарплату. А сегодня у Твери бюджет около 4 миллиардов рублей. И это заслуга, в первую очередь, Зеленина и его команды. А случайные люди в областной администрации были всегда. Эти люди чужие в государственном и муниципальном управлении, они даже не понимают, «а зачем, собственно, оно нужно, это управление и эти муниципалитеты». Но это, как я уже говорил, в первую очередь, результат кадрового голода, который можно преодолеть созданием реального резерва кадров и продуманной, целенаправленной работой с ним. Я верю, что пройдет время и все встанет на свои места. Я достаточно хорошо знаю Дмитрия Вадимовича Зеленина. Он контролирует ситуацию.




    Ситуация в Твери становится комичной. 3 июня суд Центрального района города принял еще одно решение об отстранении от должности мэра Олега Лебедева на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела.
    Таким образом, удовлетворено ходатайство следователя СУ Следственного комитета при областной прокуратуре. Как сообщает пресс-служба мэрии, в ближайшее время защита Лебедева намерена подать кассационную жалобу в Тверской областной суд.
    На Лебедева в июне 2005 года было заведено уголовное дело по части 3 статьи 294 УК РФ (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, совершенные лицом с использованием своего служебного положения). Его подозревали в том, что оказывал давление на представителей правоохранительных органов и мешал расследованию уголовного дела в отношении своего первого заместителя Олега Кудряшова, которого обвиняли в превышении должностных полномочий при распределении земельных участков под строительство. В связи с этим в ноябре 2005 года по решению суда Лебедев был также временно отстранен от должности, однако в апреле 2006 года дело было прекращено по указанию Генпрокуратуры в связи с грубыми нарушениями положений УК РФ. При этом его адвокат Абдулла Экаев, который проходил тоже по этому делу, был осужден на 4,5 года и в настоящее время уже условно-досрочно освобожден из тюрьмы. На выборах в декабре 2007 года Лебедев был вновь избран мэром Твери.
    Выборы мэра совпали с выборами в Государственную Думу. Олег Лебедев незадолго до голосования с помпой был принят в партию «Единая Россия». Партийный билет ему вручал лично Борис Грызлов. Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, который находился в конфликте с мэром, вдруг перед камерами телевидения стал всячески демонстрировать почтение «мятежному» главе города. Такая идиллия продолжалась до марта, пока не прошли выборы президента России.
    Уже 2 апреля 2008 года, через месяц после выборов, представитель СКП сообщил, что Генпрокуратура отменила свое постановление о прекращении дела в отношении Лебедева, расследование возобновилось. Юридическая чехарда, в которой противоречивые решения судов и правоохранительных органов следуют один за другим, продолжается уже несколько лет. 2 апреля расследование уголовного дела в отношении Лебедева было возобновлено. 3 апреля в отношении него была избрана мера пресечения - подписка о невыезде.
    11 апреля решением Центрального районного суда Твери Лебедев уже был временно отстранен от должности главы города на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. 28 апреля Центральный районный суд Твери оставил без удовлетворения жалобу адвоката Лебедева на решение прокуратуры о возобновлении уголовного дела в отношении тверского мэра. Однако 22 мая судейская коллегия Тверского областного суда отменила постановление судьи Центрального района Твери о временном отстранении Лебедева. И вот во вторник суд вновь удовлетворил ходатайство следователя. Дата направления дела в суд теперь зависит только от изучения его материалов самим Лебедевым.
    Вот как прокомментировал эти события Геннадий Климов:
    «Напомним, что к настоящему моменту все обвинения с Олега Кудряшова, с уголовного дела против которого все началось, сняты. Общественное мнение, несомненно, на стороне Лебедева. Хотя и всем понятно, что дело о коррупции в Тверской городской Думе, которое должно было быть расследовано до конца, не имеет продолжения без показаний Лебедева. А в этом деле требуется поставить точку. Вся эта правовая чехарда дискредитирует все гражданские институты и подрывает авторитет местного самоуправления и государства».

Евгений ПЕТРОВ




    На пятом году пребывания в должности губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина стала ясной и понятной его политика в области здравоохранения.
    Этот факт, пожалуй, в окончательном своем варианте проявился 30 мая сего года во время совместного заседания коллегии областного департамента здравоохранения и Общественного совета по здравоохранению при губернаторе.
    На сегодняшний день главным приоритетом губернской системы здравоохранения стало совершенствование системы первичного звена медицинской помощи населению области. Все остальное - специализированные и высокотехнологичные виды помощи - вторичны. И это, наверное, правильно. Это как на войне: при общем дефиците сил и средств важно выделить направление главного удара и сосредоточить на нем все имеющиеся резервы. Еще в самом начале своего правления областью губернатор много говорил про некий межрегиональный кардиохирургический центр как свою мечту. Сегодня речь уже идет о более скромных планах - о межрайонных центрах высокотехнологичной кардиологической помощи.
    Там можно будет проводить полноценное обследование кардиохирургических больных и по потребности направлять нуждающихся в соответствующие региональные и федеральные центры. И сегодня стало больше возможностей получать там такие виды медицинской помощи. Потому что губернатору и департаменту облздрава удалось завязать больше контактов и привлечь больше федеральных денег, чем это было прежде, на оказание высокотехнологичной помощи.
    Губернатор заявил, что для него главное, чтобы пациент мог получить медицинскую помощь в одном месте, в максимальном объеме и с наименьшими издержками. В частности, он заявил о том, что после того, как офисами врачей общей практики (сегодня их уже 180, в ближайшие годы их количество дойдет до 240) будет «закрыто» сельское население, система пойдет в города. Причем требование губернатора (и вполне справедливое), чтобы в офисах ВОП медицинская помощь оказывалась максимально комплексно. И то верно: кто сталкивался со всеми прелестями» отечественной медициной, знает, каково сегодняшнее состояние тверских больниц, куда лучше не попадать вовсе. А вне стационара пациента буквально заматывают хождением по многочисленным поликлиническим кабинетам.
    Органы управления отраслью получили задание постепенно перенести тяжесть и объемы медпомощи со стационарных методов лечения на амбулаторно-поликлинические и стационарозамещающие (стационар на дому, дневной стационар) виды помощи. И за это пока не строго, но весьма настойчиво спрашивают с руководителей лечебно-профилактических учреждений. С другой стороны, включаются экономические стимулы. Сначала начальник департамента облздрава Анатолий Цезарь, а теперь вот и Дмитрий Зеленин прилюдно пообещали врачам общей практики: кто будет пользовать своих пациентов в максимально возможных объемах, те смогут ежемесячно зарабатывать до 57 тысяч рублей. Увеличиваются и средства, выделяемые на оплату амбулаторной медицинской помощи и на лечение больных в дневных стационарах. Причем в большей степени, чем на лечение больных в стационаре.
    Разумеется, мнения специалистов на этот счет сильно различаются. Например, не везде и не всегда больничную койку в стационаре можно заменить амбулаторными методами лечения, включая лечение в дневном стационаре. Особенно в сельской местности. Существует опасение, что врач общей практики в погоне за денежным вознаграждением может переоценить собственные силы и не направить вовремя своего пациента к другому специалисту или в стационар.
    Главный же плюс системы ВОП в том, что врач отвечает за пациента в целом, а не по частям (так сказать, он не может и не должен быть «специалистом по левой ноздре»). В свое время (более 30 лет назад) получая диплом врача, мне и многим моим коллегам и в голову не приходило, что можно «отфутболить» куда-то больного с острым заболеванием не по твоему профилю. Сегодня, увы, подобного почти не встретишь…
    Много говорилось 30 мая о проблеме кадров. Не очень-то стремятся молодые специалисты - выпускники ТГМА - заменить собой постаревших коллег в сельской глубинке. Не привлекает их карьера и ВОП - несмотря на предлагаемые весьма высокие зарплаты. Причин тут много. Например, в тверской глубинке очень мало возможностей для профессионального и карьерного роста. Но, пожалуй, одна из главных причин - все доплаты, которые должны привести к тем самым 57 тысячам, получить не так-то легко. Для этого надо изрядно потрудиться. Причем не только в официально установленное рабочее время.
    Несколько лет назад после общения с некоторыми руководителями, ответственными за подготовку молодых докторов в ТГМА, у меня сформировалось мнение, что сегодня больше внимания уделяется не столько воспитанию врача, сколько получению ими знаний. А при таком подходе вряд ли сегодня возможно массовое появление подвижников в медицине. Одними административными мерами и деньгами изменения в отношениях врач - пациент не решить.
    И немного о деньгах… О них, считаю, тоже необходимо знать широкой публике. Хотя бы для того, чтобы проиллюстрировать вышесказанное. В этом году финансирование областной программы государственных гарантий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи вплотную увеличилось в сравнении с 2007 годом на 31% и составило 6 млрд. 415.6 млн руб. Для сравнения: динамика роста расходов на здравоохранение в 2005 г. - 2 млрд. 56,4 млн. руб.; в 2006 г. - 3 млрд. 925,6 млн. руб.; в 2007 г. - 4 млрд. 209,2 млн. руб. Сегодня финансирование областной программы обязательного медицинского страхования в расчете на душу населения приблизилось к общефедеральному нормативу и составило от него 97,6%. И это весьма отрадный факт. Ведь еще пару лет назад этот показатель едва достигал 2/3.
    Весьма примечательно, что губернатор публично заговорил о двух важных для отрасли вещах - об одноканальном ее финансировании (из «одного кармана») и общих расходах на здравоохранение по отношении к ВВП (о 6% вместо сегодняшних 2,5%). Почему это так важно? Потому что если в 2006 году о таком положении дел в отрасли робко писали в специализированных журналах, а потом едва упоминали на каких-то отвлеченных от жизни форумах, то теперь можно предполагать, что дискуссия, перешедшая на нижний региональный уровень, завершается. А значит, есть надежда, что разговоры в обозримом будущем перейдут в плоскость конкретных дел. Что ж, дай-то Бог!

Виктор БОГДАНОВ




    Еще месяца два назад один сведущий гражданин (по определенным соображениям он до поры просил не называть его) говорил мне, что в своем стремлении выстроить «партийную вертикаль» вместо самоуправления Тверская область входила лишь в пятерку прочих российских регионов…
    Сегодня, рассказывает он, ситуация меняется: похоже, федеральный центр всерьез решил, что местное самоуправление должно проходить под строгим партийным контролем, и теперь таких регионов, где ускоренными темпами происходит замена мажоритарной (одномандатной) системы выборов на пропорциональную (по партспискам) или смешанную (пропорционально-мажоритарную) системы, стало больше. Тем более что пресловутый 131-й закон о местном самоуправлении дает право субъектам Федерации определять то, как будут формироваться органы управления в муниципальных образованиях. На местах, конечно, сопротивляются, но, похоже, «плетью обуха не перешибешь». Хотя как посмотреть.
    Причины такой настойчивости региональной власти к созданию «вертикали» до самого «низа» точно неизвестны.
    Возможно, связано это с общероссийскими тенденциями контролировать все и вся, а возможно, это печальный опыт отношений с «самостийным» руководством областного центра. А может быть, это заместитель губернатора по внутренней политике Владимир Пызин пытается поправить свою репутацию и доказать, что его рано списывать. Но так или иначе скорее всего на ближайшем пленарном заседании областного Законодательного Собрания в окончательном втором чтении будут приняты поправки в Избирательный кодекс Тверской области (ИКТО). Суть их сводится к тому, что осенью во всех муниципалитетах, вне зависимости от того, приняты там необходимые изменения в уставы муниципальных образований или нет, пройдут по новой системе - пропорциональной или смешанной. Связано это с тем, что, увы, далеко не везде люди прониклись «необходимостью» формировать местную власть сообразно представлениям радетелей «вертикали». В большинстве своем люди все же хотят сами решать «вопросы местного значения».
    По признанию руководства Облизбиркома, им самим еще точно неизвестно в скольких муниципалитетах первого (городские и сельские поселения) и второго (городские округа и муниципальные районы) уровней приняли нужные изменения в свои уставы. Но совершенно очевидно, что желающих организовывать выборы по-новому пока меньшинство - не более одной пятой из всех 362 муниципалитетов первого уровня и не более 18 (из 43) районов и городов. Конечно, причины такого нежелания везде разные. Например, в Удомле это происходит в основном из-за конфронтации группы городских депутатов с главой города Дмитрием Подушковым с районной властью. В Старицком районе сам глава района Сергей Журавлев совсем недавно говорил, что у них люди хотят народных выборов. Основываясь не на партийной принадлежности кандидатов, а на их личностных качествах и авторитете среди людей.
    Наша газета уже высказывала свою позицию в отношении новой системы выборов, считая ее не совсем приемлемой для местного самоуправления. Особенно для тех, кто живет в глубинке и о партиях знает по большей части из телевизора. А что думают в самих поселениях?
    Звонок в Луговское сельское поселение Андреапольского района. Специалист администрации Галина Жолудева:
    - К предстоящим в октябре выборам мы практически не готовимся. Все равно они пройдут так, как решат «наверху». Поэтому нам в принципе все равно, по какой системе будут проходить выборы. Причина - депутаты не чувствуют, что могут на что-либо повлиять. Вот пример: недавно наши депутаты принимали бюджет поселения, который нам «спустили» из района. Там почти 900 тысяч рублей, а надо гораздо больше: тут и коммуналка, и благоустройство, клуб, библиотека… Что касается партий, то нас тут живет всего-то ничего. Какие уж тут партии. Впрочем, у нас глава поселения и его зам - члены партии «Единая Россия»…
    Глава администрации городского поселения поселок Максатиха Владислав Богданович:
    - Поначалу наши депутаты приняли изменения в устав, чтобы выборы проходили по партийным спискам. С одной стороны, это вроде неплохо - у нас в поселке есть три крепкие парторганизации. С другой - не очень: есть у нас приличные и активные люди, которые могут остаться «за бортом». Потом депутаты перерешили и снова вернули выборы по одномандатным округам. Я даже обрадовался этому, потому что расклад для меня будет лучше. А что, нас могут заставить голосовать за партии? Это ж наш внутренний вопрос!
    Глава городского поселения город Кувшиново Ян Кильп:
    - Мы у себя давно приняли изменения в устав и октябрьские выборы будем проводить по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. Но это у нас в Кувшинове. А если такие выборы проводить в сельских поселениях… Я не представляю, как это будет возможно. Ведь там, где живут меньше тысячи человек, избирают всего-то 5 депутатов. Как они мандаты поделят-то?..
    Статья 12 Конституции России: «В Российской Федерации гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
    Федеральный закон №131 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в ст.2 определяет понятие местного самоуправления. Это «самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
    Что может быть самым что ни на есть «вопросом местного значения», как не выборы своих представителей в местный же орган власти? Только сами жители того или иного поселения, города или района с учетом тех самых «исторических и иных местных традиций» должны решать, кого и каким способом им выбирать. Им, а не каким-либо законодательным собраниям! Какие могут быть единые правила выборов в 362-х совершенно исторически, экономически и т.д. различных территориях? Почему в 131 законе, предоставляющем право решать за муниципалитеты этот политический вопрос, регионам, так грубо попирается Конституция?
    Как мне пояснили в одной из уважаемых государственных организаций (не называю ее только по причине опасений, что им достанется за вольнодумство), причина такого отношения к местному самоуправлению в том, что до сих пор никто не опротестовал это положение 131-го закона в Конституционном Суде…

Виктор БОГДАНОВ




    7 июня стартовал очередной чемпионат Европы по футболу. И теперь до 29 июня взоры спортивных болельщиков будут прикованы к экранам телевизоров, и они с волнением будут следить за перипетиями борьбы на изумрудных полях Австрии и Швейцарии. Еще до того, как был сделан первый удар по мячу в матче открытия Евро-2008, мы провели опрос наших читателей насчет возможных итогов чемпионата. Всем респондентам было задано три вопроса:
    1. Кто выйдет в финал Евро-2008?
    2. До какой стадии дойдет сборная России?
    3. Сколько мячей забьет лучший бомбардир европейского чемпионата?
    Вот какие ответы были получены от наших экспертов.


    Вот какие ответы были получены от наших экспертов.

    Святослав Бабенко, замдиректора спорткомплекса «Юбилейный»:
    1. Такие прогнозы я боюсь давать. Слишком много неожиданностей бывает на таких футбольных форумах. Кто угодно может проявить себя.
    2. Дай Бог, чтобы сборная России дошла до 1/4 финала. Пока я не очень верю в нашу команду.
    3. Не более 6 мячей. Будут очень упорные матчи.

    Олег Белобров, председатель Федерации легкой атлетики Тверской области, председатель Старицкого райспорткомитета (г. Старица):
    1. В финале будут играть сборные России и Испании! Испанцы очень сильны сейчас, а Россия в очередной раз удивит благодаря мудрости хитрого везунчика Гуса Хиддинка. Пока что нашей сборной под его руководством фартит.
    2. Если уж Россия окажется в финале, то непременно станет чемпионом. Хиддинк не упустит возможности победить.
    3. 6 мячей. В числе возможных бомбардиров - россияне Игнашевич и Сычев, швед Ибрагимович. Думаю, кто-то из них и забьет больше всех.

    Андрей Калмаков, международный гроссмейстер по шашкам:
    1. Португалия и Испания. На мой взгляд, это сейчас самые сильные команды в Европе. Все их футболисты играют в ведущих клубах Европы. Даже второй состав любой из этих сборных мог бы с успехом сыграть.
    2. Мне кажется, наши могут дойти до полуфинала при удачном стечении обстоятельств. Команда перспективная, молодая, игроки примерно одного возраста. Да и тренер у нас замечательный, большой специалист. Я бываю в Голландии, его там ценят и уважают.
    3. 5 мячей. Лучшим игроком чемпионата и лучшим бомбардиром имеет вполне реальный шанс стать Криштиану Роналду. Он сейчас находится в сумасшедшей форме, и сегодня рядом с ним трудно кого-либо поставить из нынешних звезд.

    Владимир Марунов, ответственный секретарь Федерации футбола Тверской области:
    1. Франция и Италия. Это наиболее титулованные команды, мне нравится, как они играют. Костяк ведущих игроков у них наиболее яркий и сильный по сравнению с остальными.
    2. До финала Россия не дойдет. Россия даже из группы не выйдет.
    3. 6 мячей. Но бомбардиром будет не кто-то из звезд, а совсем новый игрок. Звезд будут придерживать, не давать им играть, поэтому им будет проблематично отличиться. А вот кто-то новенький сумеет это сделать.

    Павел Москалев, 16 лет, десятиклассник СОШ №17:
    1. Италия и Германия. У Италии мощная игра от обороны, отличная игровая дисциплина команды, итальянцы мало пропускают, и нападение у них хорошее. До финала команда дойдет. Что касается Германии, то она попала в относительно слабую группу, легко выйдет в следующий круг. В 1/4 финала она будет играть либо с Чехией, либо с Португалией, но выиграет у любой из этих команд.
    2. Сборная России дойдет до 1/4 финала, где уступит команде из «группы смерти» (Голландия, Франция, Италия).
    3. 5 мячей. В числе потенциальных бомбардиров я бы назвал итальянца Тони, голландца ван Нистелроя, француза Анри, испанца Торреса. Да и наш Павлюченко может наколотить.

    Юрий Петров, директор спорткомплекса «Пролетарка»:
    1. Я думаю, Италия и Франция. Италия - действующий чемпион мира, Франция давно на плаву, и в последние годы в команде успешно произошло обновление. Игроки в ней хорошие и сильно играют.
    2. Мы выйдем из группы. Очень хотелось бы надеяться на это. Это уже был бы успех для нашей команды. Мы так давно не выходили из группы. Россия дойдет до 1/4 финала.
    3. 5 мячей. Бомбардиром станет либо Кришитану Роналдо - лучший игрок последнего времени, либо немец Клозе.

    Дмитрий Ходарев, футбольный болельщик с 32-летним стажем:
    1. Одна из команд-финалистов играет в нашей группе, а другим финалистом будет Хорватия. Так мне кажется.
    2. Наши не выйдут из группы.
    3. Лучшим голеадором станет португалец Криштиану Роналду, который забьет 4 мяча.



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru