Архив номеров


    С нового года на магазинных прилавках вместо привычных пакетов с надписью «Молоко» появятся упаковки с наименованием «Молочный напиток». При этом содержимое самих пакетов не изменится.
    Что мы покупаем под знакомым названием «Молоко», для многих потребителей уже давно стало загадкой. Не вызывает сомнения только тот факт, что это не тот продукт, который изначально дает корова. Внести ясность в умы покупателей призван новый закон №284053-4 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», принятый в третьем чтении Государственной Думой и одобренный Советом Федерации. Закон устанавливает обязательные требования к молоку, молочной продукции, продуктам ее переработки (в стороне не остаются ни масло, ни сметана, ни творог), их производству и обороту. И вводит следующие основные понятия: молоко, молочная продукция, сырое молоко, цельное молоко, молочный напиток - всего более ста наименований. По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, молоком теперь будет называться только то, что производит корова, а «жидкость бело-мутного цвета, упакованная в пластиковые бутылки или картонные коробки, или так называемое восстановленное молоко из порошка» будет являться молочным напитком. Мы решили узнать, разделяют ли мнение депутатов производители и переработчики молока.

    Председатель СПК «Оршинский» Михаил КАТИХИН:
    - Теперь появится ясность, где натуральное молоко, а где восстановленное. И покупатель сможет выбирать, что полезнее для его здоровья. Я думаю, выбор будет в пользу цельного молока. А спрос рождает предложение. Поэтому принятие этого закона вселяет надежду на повышение закупочных цен на молоко. Поскольку в начале весны они резко упали (в настоящее время закупочная цена на сырое молоко составляет 7 руб. за литр - Прим. авт.), мы работаем фактически себе в убыток. Так что через полгода, когда закон вступит в силу, надеемся увидеть положительный для нас результат.

    Генеральный директор ЗАО «Селижаровский молочный завод» Александр ШИРОКОВ:
    - В настоящее время ситуация такова, что нам выгоднее работать с сухим молоком, которое производится из цельного. Разница между цельным молоком и восстановленным незначительна, при «сушке» молоко фактически не теряет своих свойств. А если на упаковках будут писать «Молочный напиток», это, конечно, скажется на спросе. Люди не будут покупать такую продукцию. От этого пострадают многие производители.
    Да, раньше наш завод работал исключительно на цельном молоке. Но сейчас ситуация значительно изменилась. На сегодняшний день у нас нет ни одного полноценного хозяйства. Сто коров считаются большим стадом. Не надо было резать коров в последние 10-15 лет. После того как уменьшилось поголовье крупного рогатого скота, стало меньше молока, пришлось завозить сухое. А сейчас депутаты думают, что, приняв новый закон, они смогут изменить ситуацию, что, если поставить на упаковке надпись «Молочный напиток», станет больше коров. Нет. Сначала нужно наладить производство молока в огромных количествах. Нас жизнь заставила работать с сухим молоком. Цельное молоко намного дороже сухого. А мы должны сами зарабатывать деньги. Дотации из бюджета нам никто не дает.

    Депутат Законодательного Собрания Тверской области, председатель колхоза «Мир» Николай ПОПОВ:
    - Я слышал комментарии многих переработчиков, которые говорят, что восстановленное молоко ничем не отличается от цельного. Однако они умалчивают о вносимых добавках. Между тем покупатели не имеют представления о том, что входит в состав молока, купленного в магазине.
    А ведь переработчикам просто выгоднее работать на сухом молоке, и ни о какой заботе о здоровье речи идти не может. Из одного килограмма сухого молока они получают до 10 килограммов восстановленного. На самом деле разница в цене получается небольшая: литр восстановленного молока выходит рубля на два дешевле цельного. Страдают от подобной политики переработчиков производители молока и, конечно, потребители.
    Сейчас в правительстве много говорят о возрождении сельского хозяйства, существует нацпроект «Развитие АПК». Тем не менее ситуация сложилась критическая. Закупочные цены на молоко с февраля месяца упали на 6 руб. (хотя в магазинах стоимость литра молока осталась неизменной). Поэтому нам просто невыгодно работать. А ведь у нас большое хозяйство: 1100 дойных коров. Мы производим в день 21 тонну молока в летний период и 13-14 тонн в зимнее время.
    Новый закон даст прекрасную возможность перейти на цельное молоко. Поэтому чем быстрее он будет введен в действие, тем лучше не столько для нас, производителей, сколько для потребителей. На пачке с восстановленным молоком будет написан его состав, чего в настоящее время переработчики не делают. Кроме того, восстановленное молоко должно стоить намного дешевле цельного, тогда как в настоящий момент цены фактически не отличаются.


    Директор департамента продаж ООО «Ритм-2000» Илья КЛЕВЧЕНКО:
    - Я думаю, новая надпись на упаковке отпугнет покупателей. Сегодня почти 99% всей молочной продукции изготавливаются с использованием сухого молока. Натуральных молочных продуктов практически нет. Только так называемое пятидневное молоко в полиэтиленовых пакетах, производимое в сезон. На мой взгляд, после вступления в силу нового закона цены на молочную продукцию, изготавливаемую из цельного молока, значительно вырастут.

    ИП Андрей КУЗНЕЦОВ (производитель «Михайловского» молока):
    - Безусловно, принятие нового закона нам, мелким хозяйствам, только на руку. Мы можем попытаться нашу более качественную продукцию продавать по более высоким ценам.
    Однако, на мой взгляд, этот законодательный акт по большому счету ничего не даст. Это очередная популистская мера. Кто даст гарантии, что производитель в цельное молоко не будет добавлять сухое. Ведь по характеристикам они ничем не отличаются, и доказать что-то будет очень трудно.
    Мы не добавляем сухое молоко, потому что дорожим своим именем. Покупатели знают марку нашего молока и уверены в его качестве. Конечно, в зимний период я мог бы погнаться за длинным рублем и добавить сухое молоко, но я не хочу обманывать доверие потребителей. Мы от этого только потеряем. Наше предприятие находится в колхозе, и мы имеем возможность постоянно перерабатывать цельное молоко. Однако производителей, подобных нам, единицы. А остальным от использования сухого молока пока никуда не деться.
    Чтобы изменить ситуацию, нужны серьезные финансовые вливания в сферу сельского хозяйства: в строительство новых скотных дворов, систем питания. Ведь в среднем хозяйстве за лето надаивают 1,5-3 тонны молока, а зимой всего лишь 500-1000 литров в день. Зимой корма коровам не хватает, удои значительно падают. Летом, наоборот, переизбыток молока. И чтобы сохранить молоко на зиму, его можно только высушить. Только так можно зимой обеспечить людей молоком.


    Начальник производства ОАО «Тверьмолоко» Любовь БАЕВА:
    - Молоко, восстановленное из сухого молока, никак нельзя назвать молочным напитком. Молоко на 87% состоит из воды, при определенных условиях ее выпаривают, оставшийся желтоватый порошок и есть сухое молоко. Восстановление молока происходит тоже по определенной рецептуре. Восстановленное молоко так же, как и цельное, проходит тепловую обработку и гемогонизацию. При этом оно фактически не теряет своих питательных свойств и по качественным показателям не отличается от цельного: имеет то же процентное содержание жиров, углеводов, молочных жиров, лактозы…
    Поэтому молочным напитком оно не является. Раньше на упаковке писали: «Восстановленное молоко». Подобное обозначение можно использовать и сейчас.

Елена ПАВЛОВА



    31 мая отмечается Международный день без табака. К этому событию была приурочена состоявшаяся 30 мая в Тверской государственной медицинской академии областная антитабачная конференция «Здоровье или табак». Название довольно категоричное: или - или, и доклады участников наглядно это демонстрировали.
    Так, кандидат медицинских наук, гость из Москвы Кирилл Данишевский в своем докладе привел данные финских врачей, проводивших опрос наших соотечественников. Оказалось, что к числу факторов, негативно влияющих на здоровье, россияне относят экологию, стресс, неестественный образ жизни, потерю духовности. И только 20% респондентов высказались за образ жизни вообще, к которому относятся вредные привычки. Между тем плохая экология не так страшна, как курение табака. Например, случаи заболевания раком легких до курения были достаточно редки.
    Но как же быть с правом человека губить свое здоровье? Кирилл Данишевский в своем докладе пришел к простому выводу: надо соблюдать не права курильщиков, а права некурящих. Пусть кто хочет курить - курит, но не в ущерб тем, кто этого делать не хочет. Не в ущерб детям (а курить у нас в стране начинают с 12-13 лет), государству (каждая пачка сигарет наносит ущерб в 7$ - лечение, нетрудоспособность, оплачиваемые в том числе и из кармана некурящих налогоплательщиков), наконец, окружающим людям, которые поневоле становятся так называемыми пассивными курильщиками.
    В ноябре 2007 года ассоциация «Здоровые регионы» провела исследование, в результате которого выяснилось, что из 300-400 опрошенных курят около 71% мужчин и 22% женщин. Получается, почти каждый второй мужчина и каждая пятая женщина. Что же до школьников, то к старшим классам «дымят» около 20% (а некоторые директора говорят, что и 30%) мальчиков и девочек, то есть треть всех выпускников! Причем дети, вплотную сидящие на этой форме наркотика (в докладе Данишевского никотиновая зависимость сравнивается с героиновой), уже вряд ли с нее когда-нибудь «слезут». Данишевский прямо называет это поколение «потерянным» - страшно даже подумать, какое потомство от него можно ждать! Председатель правления Ассоциации «Здоровые регионы», кандидат медицинских наук, доцент кафедры общеврачебной практики ТГМА Алексей Шабашов в своем докладе предложил эффективные методы по борьбе с курением, которые должны быть приняты на федеральном уровне. Во-первых, высокие акцизы на каждую пачку сигарет (у нас они маленькие до неприличия, поэтому купить сигареты может и 12-летний школьник), во-вторых, полный запрет на рекламу табачной продукции и, в-третьих, опять-таки максимально защитить права некурящих - полностью запретить курение в общественных местах. Но решить проблему можно, только осознав, что она есть, а это самое сложное.

Алена СВЕТЛОВА



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru