Архив номеров


    Единственная дорога из России в Европу - федеральная трасса «Балтия» (Москва - Рига) - в агонии: на протяжении 250 километров между Московской и Псковской областями водители только и делают, что матерятся и ищут пути объезда, придорожные кафе и магазины закрываются, мотели увольняют обслуживающий персонал. Дорожники обещают привести трассу в порядок, но не раньше чем к 2010 году.
    С тех пор как мы выехали за пределы МКАД, прошло уже 16 часов. С тех пор, как мы оказались в Тверской области, бортовой компьютер показывает, что наша средняя скорость 19 километров в час. Трасса М-9, которая уже давно каждую весну дает водителям жару, в этом году превзошла сама себя.
    …Из кабины притормозившего рядом с нами большегруза, как из брандспойта, шпарит гневная немецкая речь, но мы успеваем расслышать только одну фразу.
    - Это он спрашивает, как проехать на трассу, - переводит нам латвийский дальнобойщик Андрис Богданов.
    - Да вот он, автобан, ебтыть! - кричит напарник Андриса Сергей Арсеньев, показывая на то самое асфальтовое болото, по которому едет немец.
    В следующую секунду мы видим перед собой такое лицо, как будто представитель арийской нации явно потерял дар речи. Немец медленно закрыл дверь кабины, посидел, помолчал, собрался с мыслями и тронулся с места. Его машина, перекатываясь с колдобины на колдобину, скрылась за холмом лишь минут через 10.
    - Он, наверное, думает, что это его дедушка дорогу разбомбил в 43-м, - смеется Арсеньев.
    Комплекс национальной неполноценности на этой трассе развивается очень быстро. Остатки патриотизма выбиваются из мозгов с каждой новой колдобиной.

    «На краю этой колдобины можно сидеть свесив ножки»
    В Тверскую область из Московской ныряешь, как в какой-то страшный омут на подводной лодке: с каждым километром ты погружаешься в него все глубже. Ощущение усиливается, когда проезжаешь первый райцентр - город Зубцов: придорожная гостиница почему-то называется «Субмарина».
    Пожалуй, трасса М-9 - это единственная в мире дорога, на которой грузовик - это скоростное средство передвижения, а легковая машина - что-то вроде трактора. Когда очередной тяжеловоз, покачиваясь из стороны в сторону, мчится тебе навстречу, хочется зарыться в остатки асфальта. Дело в том, что трасса не только убитая, она еще и очень узкая: общая ширина обеих полос - 7 метров. Минус сантиметров по 20 с каждой стороны разбитого вдребезги дорожного полотна. Чтобы двум встречным фурам разойтись, одной иногда приходится съехать на обочину.
    - Это еще ничего, - приободрили нас гаишники, когда мы доковыляли до ржевского поста ДПС. - Дальше будет еще хуже. Вы «Нашу Рашу» смотрите? Там недавно шутка была: мол, на такой-то трассе обнаружена яма размером с КамАЗ. Так вот, мы такие шутки протоколируем почти каждый день.
    Ржевские гаишники оказались первыми и последними на всем тверском участке трассы. Других постов ДПС на протяжении последующих 200 километров просто нет, а выставлять мобильные патрули нет никакого коммерческого смысла.
    - Как вы кормитесь-то на такой дороге? - задал я прямой вопрос. - Ведь тут скоростной режим при всем желании не нарушишь. Да и разметки не видно.
    - Жируют, сволочи, за наш счет, - добродушно улыбается словоохотливый гаишник. - Но ничего, будем рассматривать эту весну как разгрузочный период. Зато спокойно. Аварийность снизилась, трупов нет, сиди себе на посту и смотри на звезды.

    «Эта дорога не в Евросоюз, а в долговую яму»
    Дорога никогда не умирает в одиночку. Каждая выбоина - это прореха в доходах тех, кто живет рядом с трассой. И чем дальше от Москвы, тем эта прореха шире. В мотеле «Ласточка», который находится рядом с городом Нелидово, наполняемость уже снизилась на треть.
    Но «Ласточку» еще спасает близость города, в котором мотель имеет репутацию места, где женатый человек может отвести душу. Гораздо хуже приходится мотелю «Велес», расположенному на 50 километров дальше.
    На подступах к «Велесу» асфальтовый ужас достигает своего апогея. Приходится перейти со второй скорости на первую и ехать таким макаром более 50 километров. - Я взял это заведение в аренду полгода назад и пока в серьезнейшем прогаре, - говорит хозяин «Велеса» Артур. - По сравнению с теми доходами, которые мы имели в конце прошлого лета, когда очередной ямочный ремонт был завершен и по трассе можно было ехать 120 километров в час, они снизились на две трети. Мне уже пришлось отправить в отпуск за свой счет половину персонала, но пока это положения не спасает. Не знаю, может, кого-то эта дорога ведет в Евросоюз, но лично меня она ведет к полному банкротству.
    - Что-то мне не верится, что всего полгода назад здесь можно было идти со скоростью 120.
    - Ничего удивительного. Для этой дороги ямочный ремонт как мертвому припарки. Под асфальтом лежат бетонные плиты, которые уже давно потрескались и расползлись. Сколько асфальт на них ни клади, через несколько месяцев он разбивается вдребезги. У нас тут каждую весну такая песня, только в этом году что-то уж чересчур.
    Беспредельное состояние трассы именно нынешней весной в Ржевском ДРСУ, которое обслуживает тверской участок «Балтии», объяснили «обстоятельствами непреодолимой силы».
    - В этом году была очень тяжелая зима, - вздохнул в телефонную трубку начальник ДРСУ Николай Федоров. - Температура постоянно балансировала вокруг нулевой отметки, а это очень серьезное испытание для дороги: вода попадает в трещины дорожного полотна, замерзает и разрывает асфальт изнутри.
    - Но ведь трещин в дорожном полотне не должно быть в принципе.
    - Не должно, - напрягся Федоров. - На этой трассе много чего быть не должно. Я пришел сюда работать год назад и сам пришел в ужас, когда ознакомился с состоянием дороги. Ее спасет только полная реконструкция. Все остальное - полумеры, которые лишь загоняют болезнь внутрь.

    «Во всем виноват дефлятор»
    Начальник Ржевского ДРСУ все-таки кое-что недоговаривает. «Балтию» этой весной убила наповал не только теплая зима, но и мохнатая человеческая рука. После того как прошлой весной по рижской трассе проехался вице-премьер Сергей Иванов и на специальной пресс-конференции поделился своими впечатлениями с прессой, дело сдвинулось с мертвой точки. В головах высокопоставленных дорожников резко созрела мысль о том, что дороге необходим капремонт. Реконструкция первого участка протяженностью 19 километров, на котором как раз и расположен «Велес», должна была начаться еще прошлой осенью. Но заказчик работ, ФГУ «Упрдор “Россия”», входящий в структуру Федерального дорожного агентства, промедлил с проведением тендера до самого декабря.
    - Во всем виноват дефлятор, - объяснил мне начальник этой организации Владимир Берлев. - Это была проблема всероссийского масштаба: никто не знал, как при проведении торгов высчитывать поправку на инфляцию. Соответствующие разъяснения из Москвы мы получили только в конце осени и лишь в декабре смогли провести торги на реконструкцию этих 19 километров.
    Между тем компания «Волгадорстрой», будучи почему-то уверенной в том, что тендер выиграет именно она, начала дорожные работы, не дожидаясь тендера. Был снят слой асфальта до самых бетонных плит, и в таком виде дорога ушла в зиму. Следы фрезы и сейчас очень хорошо видны на протяжении всего участка с 352-го по 371-й километр. Формально это было сделано на свой страх и риск. Фактически - при молчаливой поддержке свыше. Формально - для того чтобы снизить колейность трассы. Фактически - чтобы начать работы именно в 2007 году и успеть получить соответствующий объем финансирования, иначе оно было бы перенесено на следующий год. Это осеннее «бритье асфальта» и добило дорогу окончательно.

    «Мы ждем весны, как ядерной войны»
    Глава администрации Западнодвинского района Юрий Тимофеев - это тот самый человек, благодаря которому вице-премьер Сергей Иванов был вынужден всем своим телом ощутить качество трассы «Балтия».
    - Он к нам сюда летел открывать детскую площадку, - вспоминает Юрий Васильевич. - Накануне мне звонят его вертолетчики: «Мы хотим приземлиться на центральной площади города». Я им отвечаю: «Дело, конечно, ваше, но я должен предупредить: это опасно. Площадь маленькая, кругом провода, зато в 15 километрах от города есть охотничий пансионат “Дербовеж”. Там и вертолетная площадка есть, и отдохнуть с дороги можно». Они думали, что 15 километров - это 5 минут езды. Оказалось -полтора часа.
    После разговора с Тимофеевым я не утерпел и пошел взглянуть на ту самую детскую площадку. Площадка как площадка. Я, наверное, совсем тупой, но мне кажется, такие объекты должны открываться в штатном режиме и хвастаться подобными достижениями - удел управдома.
    - М-9 - это легкие нашей экономики, - продолжал между тем глава местной администрации. - Как только дорога расползается, мы начинаем задыхаться. Малый бизнес каждой весны ждет, как ядерной войны. Дорогу обычно латают все лето, в результате снижается поток дачников и туристов. В нашем районе 70 озер, мы могли бы стать вторым Селигером, а вместо этого у нас всего один пансионат, и тот убыточный. Я уж не говорю про крупных инвесторов. Мы тут создали для них специальную территорию. Подвели все коммуникации, проработали юридическую базу, в общем, зеленый свет - только строй и работай. Желающих много, но когда они приезжают к нам по этой дороге, их разговор начинается с «извините» - и на этом заканчивается.

    «Паромщик. Круглосуточно. 30 рублей за километр»
    На подступах к Торопцу мы заехали пообедать в придорожное кафе «Кочевица». Я останавливался тут 2 года назад и с тех пор хорошо помню это уютное место. Здесь пахло хорошим кофе и царил уют, который свойствен только семейному бизнесу. Кафе держат супруги - русские, эмигрировавшие из Латвии. Теперь полки в этом заведении полупустые, а холодильник закрыт куском полиэтилена. 1 апреля «Кочевица» закрывается. Причина все та же: мертвая дорога.
    В «Кочевице» звякает дверной колокольчик. Заходят двое - Роберт и Аркадий. Они гонят из Европы в Москву две крутые тачки на заказ. Оба на взводе. Аркадий еще держится, потому что он сидит за рулем джипа, а Роберт чуть не плачет: у него лупоглазый «мерседес» с низкой посадкой. Хозяйка «Кочевицы» записывает гостям на листочке какой-то телефон.
    - Это кто?
    - Паромщик.
    - Какой такой паромщик?
    - Эвакуаторщик. Он тут рядом, в городе Торопце. 30 рублей километр. До того берега километров 250.
    - Тот берег - это что?
    - Московская область.
    Роберт с Аркадием достают мобильники, пять минут занимаются арифметикой и приходят к выводу, что перевезти машину до подмосковной границы на эвакуаторе будет дешевле, чем ехать туда своим ходом.
    - У меня колесо дороже стоит, - с армянским акцентом вздыхает Роберт. - А я уже одно погнул, не хочу больше. Вызывай своего паромщика, добрая женщина.
    Звонок Роберта у эвакуаторщика Александра Кошелькова сегодня уже третий, а он еще только позавтракал. Обычно в день Александру звонят раз 10, не меньше.
    - Мы тут за всех работаем: и за МЧС, и за «скорую помощь», и за психологов, - говорит Кошельков. - Люди порой звонят, просто чтобы успокоиться. Вчера одну дамочку минут 15 по телефону в чувство приводил. А когда приезжаешь, иногда тебя встречают в слезах: машина сломалась, ребенок голодный, мороз крепчает. Обычно каждый десятый вызов - это не поломка автомобиля, а нервный срыв. Человек понимает, что он попал в ад, и мы - единственные, кто может его отсюда вытащить. Обычно это ощущение накатывает на водителей где-то рядом с мотелем «Загородный дом» - это километрах в сорока отсюда в сторону Москвы, но армянин, видишь, созрел раньше - они, наверное, более сообразительные.

    «Телепузик - лучший друг дорожника»
    Когда начальник Ржевского ДРСУ Николай Федоров учился в дорожном институте, то за одну только фразу «зимний ямочный ремонт», сказанную на экзамене, его, скорее всего, отчислили бы без разговоров. Теперь он вынужден эту фразу не только употреблять, но и подкреплять ее большими расходами.
    - На внеплановый зимний ямочный ремонт Рижской трассы в этом году мы использовали 2368 тонн асфальта плюс 573 тонны черного щебня, - рапортует Николай Александрович. - Кроме того, еще 3150 тонн асфальта на эти цели употребил «Волгадорстрой». Я, конечно, понимаю, что это решение проблемы на 2-3 недели - потом дорога вернется в свое нынешнее состояние, но мы были вынуждены пойти на эту отчаянную меру. До поздней весны, когда можно будет чинить дорогу как следует, она просто бы не дожила.
    Как выглядит зимний ямочный ремонт, мы увидели на обратном пути. Фронт работ двигался нам навстречу. Машина с телепузиком на лобовом стекле выплевывала на дорогу порции асфальта, а усатый мужик обычной лопатой засыпал этим асфальтом щели. Потом он доставал ручной каток и все это дело кое-как приглаживал. В результате неровностей на дороге меньше не становилось, просто теперь они были выпуклыми.
    - Вообще-то по технологии мы должны укатывать асфальт нормальным катком, но его нам не дали, - объяснила свои действия женщина, которая назвала себя лаборантом Валентиной.
    - А зачем вам телепузик в кабине?
    - А что? Хороший мультик, - искренне приободрилась лаборант. - Помните, там одному телепузику показывают красное яблоко, а голос говорит: «Это яблоко зеленое». И все смеются. Вот примерно так же мы делаем дорогу.
    - А по-другому нельзя?
    - За 6 тысяч рублей в месяц? - мрачнеет Валентина. - Какая зарплата, такая и дорога.
    Но даже такие порнографические дорожные работы моментально оказали оздоровляющий эффект на всю дорожную экономику. На обратном пути все наши знакомцы в один голос говорили, что поток машин увеличился, посетителей стало больше, некоторых сокращенных сотрудников уже попросили снова выйти на работу. Недели на 3-4, не больше.

Дмитрий СОКОЛОВ-МИТРИЧ,
«Русский репортер»
Фото: http://www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2008/14/dorogi/




    Лев Прыгунов - актер, художник и просто красавец мужчина - стал первой ласточкой грядущих Дней славянской письменности, которые с небывалым размахом скоро пройдут в Твери. 23 апреля по инициативе Тверского областного государственного Дома народного творчества и администрации Тверской области в Музейно-выставочном центре имени Л. Чайкиной открылась персональная выставка его работ. В экспозиции, которую автор назвал «Энергетический реализм», представлено более 50 картин. И в то время, пока сам художник, преодолевая пробки, добирался из Москвы в Тверь, у тех, кто пришел на встречу с ним, была возможность обстоятельно ознакомиться с его творчеством.

    Судя по представленной экспозиции, излюбленный жанр художника, который придерживается в своем творчестве традиций русского реализма, - натюрморт. Необычные сочетания знакомых предметов, к примеру, кувалда в кресле и разнокалиберные бутылки на столе, шляпа, парящая над столом, уставленным оловянной посудой, заставляют то задуматься, то просто улыбнуться, отдавая дань юмору художника и его самоиронии. Есть на выставке и картина в несвойственной ему абстрактной манере - портрет молодого Пикассо. Но и она выглядит абсолютно органично - в самом деле, как еще можно передать образ этого знаменитого авангардиста от живописи, уж точно не в духе картин Левитана. А вот образ жены художника (ее зовут Ольга, вместе они вот уже 25 лет, и, судя по всему, оба счастливы в браке) нашел свое отображение сразу в двух картинах. Когда она незаметно появилась в выставочном зале, держась на расстоянии от своего знаменитого мужа, «идентификация» ее личности особого труда не составила.
    Заслуженный артист РСФСР Лев Прыгунов в начале 60-х годов окончил актерский факультет Ленинградского театрального института и уже с первого своего появления на экране снискал любовь зрителей, особенно зрительниц. Его визитной карточкой в советском кинематографе стала роль героя гражданской войны Бонивура в фильме «Сердце Бонивура». Запомнился он и в фильме «Дети Дон Кихота», где играл вместе с легендарным Анатолием Папановым, своей игрой в телевизионной ленте «Картина» - всего он снялся в более чем 50 фильмах. В последнее время режиссеры стали приглашать этого актера на роль генералов в заполонивших телевизионный экран детективных сериалах. И их можно понять: благородная внешность в сочетании с умом и обаянием личности нынче товар штучный, эксклюзивный.
    Что касается живописи, то обучаться ее азам Лева стал в 12 лет частным образом. А вот профессионально писать картины начал с 1972 года. По его собственному признанию, даже съемки в фильмах забирали у него всего 10-15 процентов творческой энергии. А куда девать оставшуюся? Вот и пришлось взяться за краски и кисти. Кстати сказать, вторая профессия актера очень помогла его семье в период кризиса нашего кинематографа. В 1989 г. Лев Прыгунов отвез экспозицию из 12 своих картин в США - практически все они были там проданы, а полученный гонорар позволил безбедно прожить почти полгода. Ну а после того, как одна из его работ была продана на аукционе «Frilips», то помимо материального удовлетворения пришло и осознание собственного профессионализма в живописи.
    …Лев Прыгунов, опоздав на открытие своей персональной выставки примерно на полчаса, появился в выставочном зале красивый, элегантный и очень узнаваемый. В отличие от многих коллег по актерской профессии, годы не наложили на него своего разрушительного отпечатка времени, а появившаяся седина лишь оттенила природную мужскую красоту, придав ей еще большее благородство. В этот день, 23 апреля, Льву Прыгунову исполнилось 69 лет, но именинник выглядел по меньшей мере лет на десять моложе. Открывать персональные выставки в собственный день рождения стало для него почти традицией, нынешняя - уже четвертая по счету, и, видимо, неподдельный интерес зрителей к его работам - главный подарок, который хотел бы получить для себя именинник. Кстати сказать, на этот раз - не единственный. По дороге в Тверь в этот день ему позвонили и пригласили сняться в новом фильме. О чем он будет и кого на этот раз придется играть, Лев Прыгунов пока не знает, но согласие на съемку уже дал.
    В Твери он не первый раз и, по собственному признанию, очень любит наш город. Особенно его старые дореволюционные постройки, к которым художник призвал относиться как можно бережнее, ведь именно они придают Твери своеобразие и неповторимый колорит. Что же касается собственного творчества, то он не стал глубокомысленно разъяснять задумки и тайный смысл, который вкладывал в свои работы. Единственное, что он посоветовал всем нам, - задержаться у его картин чуть подольше, и тогда добрая энергетика художника обязательно передастся зрителям. А вот что рассказал читателям «Каравана» заслуженный артист РСФСР, актер и художник Лев Прыгунов о себе, о картинах и своих творческих планах.
    - Лев Георгиевич, почему практически на каждой вашей картине изображены разнокалиберные бутыли? Это что, художественная оговорка по Фрейду?
    - Да нет, никакой оговорки. Просто мне нравится их рисовать, нравятся их формы.
    - Только формы?..
    - Ну и содержание порой. Вы вспомните, ведь эти предметы сопровождают, по сути, всю жизнь русского человека. Поэтому какой же может быть натюрморт без бутылки?
    - А почему в вашей экспозиции нет портретов коллег по актерскому цеху, они что, не вдохновляют вас на творчество?
    - Нет, почему же. У меня есть друзья в актерской среде, но все они, как правило, люди занятые. А мне для того, чтобы написать портрет, нужно долго позировать. Если что-то не получается, я начинаю громко ругаться и швырять на пол кисти. Так что на подвиг длительного позирования для меня способна на сегодняшний день только супруга.
    - Лев Георгиевич, откройте, пожалуйста, секрет вашей молодости.
    - Да нет никакого секрета. Многие годы я занимаюсь китайской гимнастикой, увлекаюсь восточной и западной философией. Вообще очень много читаю. Впрочем, один конкретный совет я могу дать: для того чтобы и в зрелом возрасте выглядеть и чувствовать себя нормально, надо меньше есть и больше думать. Постоянно тренируйте не только свое тело, но и ум - обещаю, результат вас обязательно порадует.
    А еще Лев Прыгунов рассказал, что пишет книгу о времени и о себе, а точка ее отсчета - счастливые для его поколения шестидесятые годы прошлого столетия. Что в своем творчестве художника он не хочет быть ничьим апологетом и мечтает соединить жесткий русский реализм с ощущением цвета французских художников-импрессионистов, которых считает, по сути, махровыми реалистами. А его заветное желание - написать картину о том, как ловил в детстве бабочек в ботаническом саду города Алма-Аты, откуда он родом.
    Себя Лев Прыгунов называет доморощенным философом, что находит подтверждение в таких его картинах, как «Художник в России», «Пушкин-гигант», «Пустая клетка», «Краткая история квадрата Малевича», «Самый черный квадрат №1» (барельеф Владимира Ленина на черном фоне) и «Самый черный квадрат №2» (такой же - Сталина) и многих других.
    Несмотря на то что его персональные выставки, начиная с 1983 г. проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, а многие картины приобретены российскими и иностранными музеями, Лев Прыгунов очень хочет, чтобы с его творчеством смогли познакомиться жители российской глубинки. Поэтому персональная выставка художника в Твери, которая продлится до 14 мая, стала третьей по счету после Костромы и Ярославля. А встреча с картинами Льва Прыгунова в рамках его проекта «Вниз по Волге» ожидает также жителей Самары, Волгограда, Астрахани.

Светлана АВДЕЕВА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru