Архив номеров


    Вряд ли в Твери найдется человек, который твердо скажет, что завершившийся на прошлой неделе транспортный кризис, связанный с проблемами неплатежей городского электротранспорта за потребленную электроэнергию (такова на сегодня основная версия транспортного коллапса, продолжавшегося почти 2,5 недели), больше не повторится. Потому что все вернулось на круги своя. И опять автобусы и троллейбусы ездят каждый по своему графику, а в итоге их то густо (и ездят они почти без пассажиров), то пусто (на остановках толпится народ, и люди, устав ждать, садятся в переполненные маршрутки). Если послушать по отдельности городских и областных чиновников, ответственных за организацию работы общественного транспорта на территории нашего города, то создается впечатление, что все правы. А по вечерам опять же большая проблема доехать до дома... Городские руководители постоянно сетуют, что область не помогает, а лишь мешает нормальной работе городских транспортных предприятий, как это, например, было с началом работы «желтых автобусов» (принадлежащих ОАО «Тверьавтотранс) по маршруту Тверь - Сахарово. Дескать, они создали «нездоровую конкуренцию» «белым автобусам» (принадлежащим МУП «ПАТП»). Областные руководители тоже выражают неудовлетворение тем, как организована работа городского транспорта. И что городское руководство «тянет резину», не согласовывая паспорта маршрутов и графики движения «желтых автобусов». Поэтому, когда транспортный кризис еще только начинался, редакция газеты «Караван+Я» предприняла попытку организовать публичный диалог обеих сторон, чтобы те, глядя друг другу в глаза, изложили свою позицию и, возможно, пришли бы к взаимному согласию. А жители города и области сами могли сделать соответствующие выводы.
    Во вторник, 15 апреля, задуманное нами мероприятие прошло немного не так, как задумывалось. Круглого стола не получилось. Замглавы администрации Твери по ЖКХ Александр Голодный внезапно заболел (что ж, бывает...). Руководитель городского отдела транспорта Анатолий Мельников отбыл на важное совещание, посвященное Дням славянской письменности. Руководители транспортных предприятий Анатолий Строганов (МУП «ПАТП») и Юрий Федоров (МУП «Горэлектротранспорт») сослались на отсутствие разрешения на общение с прессой со стороны пресс-службы горадминистрации.
    В итоге на просьбу «Каравана» обсудить проблему и пояснить жителям Твери и районов области, как впредь у нас будет выстраиваться транспортная политика, откликнулись руководитель областного департамента транспорта и связи Церен Церенов, директор ОАО
    «Тверьавтотранс» Александр Рукавишников. Заинтересованность в решении проблемы городского транспорта проявил и депутат Тверской городской Думы Сергей Рогозин, побудивший недавно проникнуться возникшими транспортными проблемами своих коллег-депутатов.
    Разумеется, настоящего круглого стола, где каждая сторона могла бы изложить свою точку зрения и поспорить с оппонентом, не получилось. Вышло некое подобие дискуссионного клуба, где одна сторона, которую представляли газета «Караван» и депутат ТГД Сергей Рогозин, ставила проблемы, а другая сторона - господа Церенов и Рукавишников - пыталась их исчерпывающе разрешить. В итоге разговор, на наш взгляд, вышел интересным и поучительным.

    - Не кажется ли вам, что действия муниципалитета, ответственного за организацию пассажирских перевозок на территории г. Твери, в период недавнего транспортного кризиса можно расценить как неудовлетворительные? Помогите разобраться, кто должен отвечать за сложившуюся ситуацию и как ее можно разрешить?

    Церен Церенов: Удачный опыт взаимодействия есть: нашли же общий язык первый замгубернатора Михаил Зайцев и первый заместитель главы администрации Твери Олег Кудряшов по проблеме реконструкции Восточного моста. Я также встречался с Олегом Кудряшовым. Мы говорили о транспортной схеме Тверской области. Ее проект есть, город думает о ее реализации. Думаю, что руководители Твери так же, как и Тверской области, понимают, что по долгам надо платить, смена вывесок на муниципальных предприятиях в этом вопросе ничего не меняет. Искать решение проблемы неуплаты за электроэнергию необходимо области совместно с городом.
    Сергей Рогозин: Отсутствие руководителей, ответственных за работу городского транспорта, - это выражение их позиции. Я бы очень хотел задать им вопросы, ведь это только на первый взгляд «транспортное дело» сдвинулось с мертвой точки. А ведь причины, его породившие, не устранены. При этом информированность населения о том, что происходит у нас с транспортом, весьма низкая. Полномасштабное обсуждение нам не удалось - мы не можем услышать мнения всех сторон.

    - Давайте попробуем начать с того, будет ли расписание городского транспорта? Будет ли он ходить по вечерам? Будет ли возможность у тех, кому полагаются государственные льготы, приобретать единый социальный проездной билет? И будет ли вообще в Твери общественный транспорт?

Церен Церенов     Церен Церенов: Будет у нас все это или нет - это зависит от того, готовы ли мы все за это платить. Когда-то у нас в дефиците были все товары и услуги. Цены на товары были низкие, только вот товаров не было. Теперь, за редкими исключениями, эта проблема исчезла почти повсеместно, но общественный транспорт - среди тех самых редких исключений. Цены на общественный транспорт регулируются, а потому некоторые маршруты, которые были бы прибыльными при другой цене, становятся убыточными и вообще не запускаются, а у транспортников остается мало средств да и стимулов для дальнейшего расширения парка. Перед нами стоит проблема цены проезда, а не управления. Невозможно, чтобы все наши желания были учтены за 8 рублей.
    Сергей Рогозин: Кто часто бывает в Москве, знает: там городской транспорт работает стабильно, пусть и не за вполне адекватную цену. Но я думаю, что и у нас многие согласились бы платить больше восьми рублей, если бы были уверены, что доберутся куда надо и когда надо. Город не должен быть в состоянии транспортного паралича. Но при этом необходимо защитить ту часть населения, которая не сможет платить полную стоимость проезда.
    Церен Церенов: Действительно, повышение стоимости проезда не означает, что мы откажемся от поддержки наших малообеспеченных сограждан. Напротив, существующая политика заниженных цен помогает не только бедным, но и тем, кто вовсе не нуждается. При освобождении цен мы сможем сосредоточить усилия только на тех, кто действительно не может оплатить полную стоимость проезда. Тем более применение в отрасли рыночных принципов приведет к ее развитию и в конечном счете к выигрышу потребителей. Это проверено всеми другими отраслями. Например, мы не сомневаемся, что сможем закупиться продуктами в вечернее и даже ночное время, но в троллейбусах мы уверены намного меньше. Более того, если мы перестанем препятствовать конкуренции между уже существующими перевозчиками, а еще лучше - привлечем новых из других регионов, то плата за проезд может и вовсе не повыситься. Поэтому создание конкурентной среды - одна из важнейших задач.
    - Но почему у нас не очень хорошо получается с созданием этой самой «конкурентной среды»? Между МУП «ПАТП» и ОАО «Тверьавтотранс», например...
Александр Рукавишников     Александр Рукавишников: На сегодняшний день Тверьавтотранс осуществляет междугородные, межрайонные и пригородные перевозки. Последние - на расстояние до 50 км. Больше трех лет назад МУП «ПАТП» г. Твери перестало обслуживать пригородный маршрут №22 Тверь - Сахарово. В связи с многочисленными жалобами от граждан и по просьбе областной администрации наше предприятие начало обслуживать маршрут до Сахарова. Кому стало хуже? Население от этого только выиграло. Но и тогда договоренности с руководством города не получилось.
    Позиция города выразилась в нежелании согласовывать нам этот маршрут. Пошел поток жалоб в прокуратуру, транспортную инспекцию о якобы нелегитимности работы «Тверьавтотранса» на маршруте. Но все быстро разъяснилось, и по этому вопросу к нам больше претензий не предъявляли. Затем МУП «ПАТП»
    г. Твери постепенно ушло из ближнего пригорода, не оповещая население и руководство области, как положено, за полгода. Вот так просто поставили людей перед фактом: мы больше не обслуживаем ближний пригород. Жители, конечно, были недовольны.
    - Возможна ли единая маршрутная сеть, то есть соединить силы и средства МУП и ОАО?
    Церен Церенов: Есть 131-й федеральный закон о местном самоуправлении. Там сказано: вопросы транспортного обеспечения населения решает город. Но возможности совместного их решения есть. Должна быть разработана и выстроена единая транспортная схема города и пригорода, открытая для участия любых перевозчиков. Расписание должно быть известно населению, например, на остановках, вывешиваться в Интернете. А его исполнение четко контролироваться: пассажир - лучший контролер. Нарушителей же нужно строго наказывать.

    - Сейчас такая схема существует?

    Церен Церенов: Частично да! Ведь существуют же маршруты общественного транспорта, есть расписание. Но такой четкой, про которую я говорю, пока нет. И в городе, и в области тоже. Это сложная математическая задача - создание логистической оптимальной схемы движения общественного транспорта. Для ее составления требуется серьезный анализ, увязывающий движение всех видов транспорта, учитывающий потребности населения в зависимости от мест проживания, мест работы и времени суток, что позволит существенно улучшить работу принадлежащих области и городу транспортных предприятий. Скорее всего, в ближайшие годы они будут оставаться основными игроками на рынке пассажирских перевозок. И эта задача будет решаться совместно с городом...
    Сергей Рогозин: Как выстроить такую схему, с чего начать?
    ...Во-первых, нужно решать проблему с транспортным обеспечением и города Твери, и Калининского района. Не по отдельности, а только совместно. Они должны быть обеспечены единой транспортной системой. На сегодняшний день, помимо привлечения дополнительных перевозчиков, нет другой оптимальной меры для полного их транспортного обеспечения. И этот вопрос надо решать срочно. Калининский район остался практически без транспорта.
    Во-вторых, потребуется разработать математическую модель для оптимизации транспортных маршрутов. Сейчас подвижного состава не хватает, поэтому «собирать» приходится из того, что есть.
    В-третьих, нужно по-новому решать проблему проезда льготников. Только в Твери единым социальным проездным билетом (ЕСПБ) пользуются 52 тысячи человек. Из них только 2 тысячи проживают в Калининском районе. Но сумма, выделяемая для их провоза, передается только городским транспортным предприятиям. Как часто приходится видеть картину: едет полный автобус, а кондуктор собирает только 30 рублей. Едут в основном обладатели ЕСПБ. Кто от этого страдает?.. Стоимость одной поездки в таком переполненном льготниками автобусе составляет 14 рублей, но кто из тех, кто оплачивает проезд «звонкой монетой», поедет на нем, если тут же рядом появляется частный перевозчик, готовый везти за 12 рублей? В итоге в государственном автобусе давка, но едут там одни льготники...
    Поэтому, как ни крути, придется перераспределять средства, поступающие в город по ЕСПБ, по справедливости. Если этого не сделать, транспортную проблему жителей Калининского района придется решать за счет населения - увеличивать стоимость ЕСПБ. Тогда удастся сохранить все имеющиеся маршруты.

    - Сейчас мэр Твери и работники его администрации говорят, что едва ли не 90% всех денег, получаемых транспортниками за ЕСПБ, уходит в Тверьавтотранс...

    Александр Рукавишников: Да это совсем не так. 12 млн. руб., получаемых городом за ЕСПБ, распределяются так: 8-8,5 млн. идут к ТТУ, а оставшиеся распределяются между ПАТП и Тверьавтотрансом, как 3,5 млн. и примерно 600-800 тыс. соответственно.
    Церен Церенов: Причем большая часть денег не доходит до перевозчика - как при перевозках в Твери, так и по Калининскому району...
    Сергей Рогозин: Насколько вы предлагаете увеличить стоимость ЕСПБ, чтобы было удобно жителям и не возникало подобных сложных ситуаций?
    Церен Церенов: Сейчас этот вопрос следует адресовать к Региональной энергетической комиссии. Но что бы ни происходило, ничего не может и не должно быть сделано без поддержки населения. Мы можем подготовить предложения, которые будут вынесены на всеобщее обсуждение.
    Мы готовы объяснить, насколько всем нам необходим переход от существующей системы, поощряющей убытки, к плате за результат - устойчивое поддержание социальных маршрутов. Сегодня количество убыточных маршрутов постоянно растет. Поэтому сейчас перед нами стоит задача - ликвидировать систему, где каждый платит за другого и когда в итоге все остаются внакладе - и бюджет, и граждане, и перевозчики.
    Речь не о «повышении тарифов», а о появлении нормальных «цен», а без них транспорт никогда не станет нормальной отраслью, которая заботится о потребителях и ездит там и тогда, когда им удобно. При гарантированной поддержке льготников из бюджета предлагаю также увеличить конкуренцию между предприятиями и предоставить условия для занятия этим бизнесом всем, кто на это способен.
    Сергей Рогозин: Какой из городов Тверской области или России можно было бы привести в качестве положительного примера?
    Церен Церенов: Сравнивать какой-либо город Тверской области с Тверью нельзя. Ситуации тут и там совершенно разные. Из примеров по России знаю, что похожие сложности были в Ростове-на-Дону, и их решили благодаря созданию там здоровой конкуренции. Мы уже ведем переговоры с такими предприятиями из других городов, которые могли бы привнести к нам не только финансы, но и опыт, культуру управления. Надеюсь, это позволит создать «точки притяжения» бизнеса на автовокзалах в райцентрах, которые давно не ремонтировались и выглядят весьма непрезентабельно. Кроме того, сегодня мы работаем над созданием единого для групп населенных пунктов стандарта по транспортному обеспечению населения. Его мы будем всячески поддерживать. Наличие такого стандарта позволит государственной власти обеспечивать единый подход к проблеме транспортных перевозок граждан.

    - В областной администрации 9 апреля прошло совещание руководителей областной администрации с работниками городской администрации, ответственными за транспортное обеспечение тверитян, по поводу разрешения случившегося транспортного кризиса. Его большая и, наверное, самая интересная часть прошла «за закрытыми дверями». Что там обсуждалось такого, что было бы интересно нашим читателям?

    Александр Рукавишников: Городским властям была предложена помощь в приобретении в лизинг нескольких десятков автобусов. У нас есть договоренность с ярославской фирмой, автобусы уже покрашены в желтый цвет и готовы к отправке в Тверь. Но администрация города не дает ответа...
    - У города есть программа развития электротранспорта, наверное, поэтому...
    ...Моя позиция в отношении заявлений отдельных городских руководителей, что городской электротранспорт как самый «экологически чистый» должен развиваться, отличается от якобы общепринятой. Кто учитывал те разрушительные последствия для городской инфраструктуры, которые, например, несет за собой рельсовый электротранспорт? Я имею в виду вибрацию, шум, запыленность, блуждающие токи, приводящие в негодность подземные коммуникации... Это не говоря уже об электромагнитных полях... В 2008 году были запущены в производство автобусы по экологическому стандарту «Евро-3» (это высокий экологический показатель). Так что банкротство ТТУ - хороший повод для начала новой истории городского общественного транспорта.
    Сергей Рогозин: Я за то, чтобы сохранить электротранспорт. В Москве с ним перебоев нет, но есть другая проблема - пробки. Пока нам до такого далеко, но все же, в чем вы видите помехи движению автобусов Тверьавтотранса в Твери?
    Александр Рукавишников: Это прежде всего мосты. Очень серьезная проблема - перевезти людей с одного берега Волги, Тверцы или Тьмаки на другой. Есть значительные трудности с пуском маршрута бюрократического характера... Автобус невозможно взять и запустить на маршрут просто так. Нужна целая процедура разработки маршрута, его согласования в инстанциях, обкатки...
    - Ах, как бы хотелось в связи с этим задать вопрос тем городским чиновникам, которые отвечают за транспортное обеспечение тверитян: что мешало им заблаговременно подготовить пакет документов - паспорта маршрутов - на случай возможного отключения электроэнергии и невыхода электротранспорта на линию?
    Александр Рукавишников: Конечно, такую работу вполне можно было провести загодя. Паспорт маршрута - «продукт» долгосрочного хранения.

Записала Алена СВЕТЛОВА
Фото Елены МУНИНОЙ


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru