Архив номеров


     Заканчиваются прекрасные школьные годы. Подходит пора, когда вчерашний школьник становится «юношей, обдумывающим житье». И возникает вопрос: «Куда пойти дальше?» Сегодня уже ясно, что без должного профессионального образования - никуда. В наше время это очень важно - быть конкурентоспособным. Жизнь год от года предъявляет молодым людям все новые и более высокие требования. Насколько ты соответствуешь им - вопрос вопросов. И тут так важно не ошибиться в выборе будущей профессии. Сегодня бытует мнение, что в результате рыночных реформ отечественная система образования постепенно деградирует. А проявляется это в массовом производстве специалистов, убежденных в своей уникальности и исключительности, но при этом с напрочь разрушенной способностью к учебе и даже простому освоению новой информации. Между тем руководители государства объявили о переходе на инновационные методы развития. А значит, появляется проблема подготовки кадров, мотивированных к творческому труду и готовых к непрерывному повышению своей квалификации… Стало уже доброй традицией, что редакция областного еженедельника «Караван+Я» проводит дискуссии по наиболее злободневным проблемам Тверского региона. Потому что сегодня много говорят не просто про нехватку квалифицированных кадров, а даже про то, что это представляет серьезную угрозу будущему России. Ибо без профессионально подготовленного рабочего, техника, инженера вряд ли можно говорить о какой-либо серьезной инновационной перспективе страны…

     В обсуждении проблем, связанных с состоянием профессионального образования и потребностью в подготовленных ими кадрах на предприятиях Тверского региона, приняли участие представители образовательных учреждений:
     - Андрей Цуркан, директор Тверского технологического колледжа;
     - Надежда Сушко, директор профессионального лицея №16;
     - Алла Петрова, замдиректора по воспитательной работе профессионального лицея №16;
     - Галина Морозова, замдиректора по научно-методической работе профессионального лицея №10;
     - Галина Виноградова, замдиректора по воспитательной работе профессионального лицея №10;
     - Александр Егоров, замдиректора по профессиональному обучению профессионального лицея №39 -
     и представители работодателей:
     - Светлана Быкова, начальник отдела кадров ООО «Стройбилдинг»;
     - Любовь Рогозина, начальник отдела кадров Тверского почтамта;
     - Вадим Чернышев, начальник управления персоналом ГУ ОАО «ТГК-2» по Тверской области;
     - Лариса Кулагина, начальник отдела кадров ОАО «Тверь Водоканал».


     - Говорят, что за последнее время подготовлено чрезмерное количество экономистов и юристов. Но при этом не хватает инженеров, техников, рабочих. Нынешняя нехватка рабочих рук - миф или реальность?
Светлана Быкова      Светлана Быкова: - Наша строительная организация нехватки рабочих массовых специальностей не ощущает. Зато явно не хватает узких специалистов. Например, нам очень необходим слесарь по ремонту башенных кранов. Уж только кому и куда мы ни давали заявки, где только ни размещали свои объявления… Но пока еще ни один желающий к нам не приходил.
     Надежда Сушко: - Необходимо, чтобы работодатель поддерживал взаимоотношения с учебным заведением. В том числе и оказывал материальную поддержку. На сегодняшний день у нас такой опыт взаимодействия есть. Профессиональный лицей №16 является участником всероссийского проекта подготовки рабочих кадров «Рабочие нового поколения», организованного ООО «Базовый элемент», куда входит Тверской экскаваторный завод. На основе частно-государственного партнерства идет дополнительное финансирование обучения будущих рабочих по тем направлениям, которые требуются конкретному работодателю. Тот обращается к нам со своим социальным заказом на подготовку по той или иной рабочей профессии, определив при этом свои требования к квалификации и другим профессиональным параметрам. В соответствии с ними мы как образовательное учреждение корректируем образовательные программы, учебные планы.
     Галина Морозова: - Сегодня дети просто не хотят быть сварщиками или крановщиками. Встречаются лишь единичные заявления на подготовку по этим специальностям. А чтобы шло финансирование учебной программы, нужна группа в 24 человека. Мы могли бы сформировать учебные группы в меньшем составе, но этого нам не позволяет федеральное законодательство. Фактически разрушен институт наставничества, когда молодого рабочего опекал и учил опытный работник. Скоро просто некому станет учить молодежь.
Алла Петрова      Алла Петрова: - Изучая проблему, мы пришли к выводу, что работодатели не всегда знают, в каких именно учебных заведениях готовят тех или иных необходимых им специалистов. Нам кажется, что они должны быть прямо заинтересованы в изучении того, что сегодня есть в плане их информационного обеспечения, начиная от рекламы профессионального учебного заведения до учебных программ.
Любовь Рогозина      Любовь Рогозина: - «Почта России» - крепкая структура с богатыми традициями, уникальным отношением к людям. Мы всегда поддерживали желание наших работников совмещать работу с учебой. Учащиеся 39-го лицея проходят практику в подразделениях Тверского почтамта по специальности «Оператор связи». Прежде у нас были более тесные контакты с руководством лицея, мастерами, учащимися. Но к концу 2008 года планируется переход «Почты России» в новую организационную форму - почта станет государственной корпорацией. Таким образом, государство возьмет на себя содержание сельских отделений почтовой связи. Что, несомненно, повысит престиж отрасли, сделает ее работу более устойчивой. Так что мы готовы принимать на работу выпускников учебных заведений профтехобразования. Всех трудоустроим, обеспечим рабочим местом с современным оборудованием и интересной работой.
     Александр Егоров: - К нам в лицей приходят заявки от «Почты России» с просьбой направить на работу к ним тех ребят, которые проходили там практику. Мы всегда готовы пойти навстречу, разрешаем совмещать работу с учебой. Мы оборудовали современный компьютерный класс для подготовки операторов связи, а специалисты «Почты России» установили специальное программное обеспечение, которое используется в отделениях почтовой связи. Наши мастера и преподаватели проходят стажировку в учебном центре «Почты России».
     Вадим Чернышев: - Энергетика - отрасль специфическая. Работать в ней могут только граждане, достигшие 18 лет. Многие из тех, кто получает профессиональное образование, приходят к нам на практику, а потом устраиваются на работу. Специфика отрасли состоит в том, что молодых специалистов зачастую приходится переучивать в процессе работы. Мы затрачиваем на это много сил и средств, проводим большой комплекс работы с персоналом, а потом молодой человек идет в армию… Так мы остаемся без молодых кадров.
     Сегодня средний возраст наших работников - 42,5 года. Стареет вся отрасль. Новому сотруднику необходимо месяц готовиться, чтобы сдать экзамен по технике безопасности. Хотя ее и проходят в лицеях, но зачастую обучение не соответствует нашим требованиям. На предприятиях энергетической отрасли очень сложное оборудование. Для того чтобы подготовить, например, начальника смены, требуется не меньше года обучать человека с высшим образованием. И все же мы стараемся заинтересовывать молодых специалистов: постоянно улучшаем условия труда, у нас есть своя система премирования работников, пособия, льготы.

     - Профессиональная ориентация молодежи: какова ее готовность к общественно полезному труду?

Андрей Цуркан      Андрей Цуркан: - Я как представитель системы среднего профессионального обучения считаю, что проблема профориентации молодежи кроется в демографической ситуации. В ближайшие 5-7 лет резко сократится число студентов среднего профобразования, но возрастет число студентов вузов. Родители хотят, чтобы их ребенок получил высшее образование. Хотя в этом сегодня потребности экономики страны нет. Вот, к примеру, почти все наши студенты, обучающиеся строительным профессиям, проходят практику на Тверском ДСК. Это наш самый крупный партнер. Причем работают они там круглый год и зарабатывают до 12 тысяч рублей в месяц…
     Есть проблема отношений бизнеса и учебных заведений. У нас нет такой законодательной базы, поощряющей предприятие участвовать в финансировании учебного заведения. Нужен закон, позволяющий предприятию стать соучредителем учебного заведения. Считаю, что многое можно было бы решить и через налоговые льготы. Предприятие, вкладывающее свои деньги в профессиональное образование, участвует в решении важной государственной проблемы – в подготовке рабочих кадров, которых уже сейчас мало. А будет еще меньше.
     Надежда Сушко: - Изучив опыт других регионов, мы узнали, что создаются центры профессиональной ориентации. Например, в Нижнем Новгороде, в Серпухове... Эти центры работают со школьниками, начиная с пятого класса, нацеливая ребят на освоение рабочих профессий. Такие центры профориентации могли бы создавать для школьников профилированные классы и проводить несколько раз в неделю обучение по выбранной специальности, рекламировать рабочие профессии, чтобы к окончанию девятого класса ребенок имел возможность осознанного выбора.
     Алла Петрова: - К тому, что наши дети к 15 годам еще социально незрелые, не знают, чего хотят, причастны и их родители. Они желают видеть своих чад в чистых кабинетах и при галстуке, не понимая, похоже, что профессиональное образование - это всегда кусок хлеба. Рабочие профессии нужны всегда и везде. При любом строе. Поэтому профориентацией надо заниматься и с родителями. В том числе и через СМИ.
Александр Егоров      Александр Егоров: - Как привлечь учащихся в систему начального и среднего профессионального образования? Возможно, следует сделать высшее образование менее доступным.

     - Каковы возможности образовательных учреждений начального и среднего профобразования? Соответствуют ли они потребностям работодателей? Существует ли проблема взаимодействия учебных заведений и предприятий?

     Александр Егоров: - В 90-е годы было много проблем в системе образования. Недостаток финансирования, изношенность оборудования и нехватка кадров приводят к снижению качества образования во всей стране. Правительство поступило в такой ситуации правильно, сконцентрировав материально-технические, кадровые и другие образовательные мощности в ресурсных центрах профессионального образования. На их базе возможно краткосрочное обучение востребованным профессиям с учетом нужд региона. Например, сейчас в 39-м лицее на базе Регионального ресурсного центра ведется подготовка водителей трамвая и троллейбуса для МУП «Городской электрический транспорт»
     Вадим Чернышев: - На сегодняшний день тверские учреждения профтехобразования практически не готовят необходимых нашей отрасли узких специалистов. Их сегодня большой дефицит, поэтому мы и вынуждены брать на работу людей смежных специальностей.
     Я считаю, что в Твери и области нужен такой информационный центр, который стал бы посредником между учреждениями начального и среднего профобразования и работодателями. Необходимо учитывать требования предприятий-работодателей и подготавливать узких специалистов в соответствии с особенностями любой отрасли.
Надежда Сушко      Надежда Сушко: - Иногда требования работодателя не соответствуют возможностям образовательного учреждения. По простой причине: в перечне профессий, по которым нам разрешено готовить кадры, такой специальности, как, например, релейщик, нет. Существует перечень, в котором прописаны те профессии, по которым нам разрешено готовить специалистов. Если работодатель нуждается в узком специалисте, он должен подать заявку. Чтобы соответствовать потребностям работодателя, необходимо эти потребности увидеть в документе, где отображено, что именно работодатели хотят получить. Если наши возможности соответствуют требованиям, то мы пойдем за новой лицензией.
Алла Петрова      Лариса Кулагина: - К сожалению, мы как работодатели действительно не имеем тесного контакта с учебными заведениями и надеемся, что создание подобного центра решит проблему взаимосвязи учебных заведений и предприятий, нуждающихся в подготовленных кадрах. Поэтому ряд учебных заведений (профессиональные лицеи №10, №41, Индустриально-экономический колледж им. А.Н. Коняева) и наше предприятие начали действовать сами. Мы подаем в эти учебные заведения заявки на подготовку нужных нам специалистов.
Галина Морозова      Галина Морозова: - В договоре с работодателем помимо пункта о прохождении практики есть пункт и об участии работодателя в формировании учебных планов. Но работодатели этим заниматься не хотят. Договор подписывается формально. Никто не вникает в суть наших предложений поучаствовать в формировании будущего их специалиста. А ведь это так необходимо, чтобы специалисты предприятия-работодателя не просто читали, но и помогали корректировать наши учебные программы. А так, они зачастую даже не знают, что мы им можем предложить.
     Надежда Сушко: - Когда руководители предприятий поймут, что кадры решают все и готовят их в образовательных учреждениях начального и среднего профобразования, тогда они повернутся к нам лицом.

     - Существует ли проблема мотивации молодежи к производительному труду, повышению квалификации и профессиональному росту?

     Алла Петрова: - Мотивацию к труду необходимо воспитывать с детства. Этим должны заниматься и родители, и учителя. Чем больше будет публикаций о человеке труда, пропаганды труда как мерила чести и достоинства, открытых конкурсов профессионального мастерства, тем больше у нас будет рабочих династий. Тогда придет понимание, что труд - это престижно.
Галина Виноградова Вадим Чернышев      Галина Виноградова: - Не надо было втягивать учреждения профтехобразования в рыночные отношения. Сейчас учитель в школе не ведет разговоров, что работа слесаря и каменщика престижна и необходима обществу. Ребенок же сам не в состоянии правильно оценивать свои способности.
     Лариса Кулагина: - Наше предприятие на сегодняшний день заключило ряд договоров о прохождении практики учащимися на базе нашего предприятия. На период практики мы оформляем ребят по трудовому договору, чтобы они получали заработную плату. Учебное заведение дает теоретические знания. А у нас они получают практический опыт и плату за свой труд. Что может быть лучшей мотивацией к труду? У нас сохранилась и система наставничества из числа опытных работников. Старшее поколение не только обучает практике, но и следит за выполнением учащимися норм и правил по охране труда и технике безопасности. Я считаю, что такая практика полезна как для нашего предприятия, так и для учебного заведения. А учащиеся в свою очередь при положительных отзывах и хороших рекомендациях всегда могут рассчитывать на трудоустройство к нам.
Лариса Кулагина      Вадим Чернышев: - Раньше в нашем ведомстве находился детский сад, в котором выросло не одно поколение сотрудников энергетических предприятий. Ребята с ранних лет знали, кем работают их родители и гордились ими. Так, с детского возраста поднимался престиж профессии энергетика. Хотелось бы, чтобы и сегодня труд энергетиков был почетным, а профессия - востребованной и престижной.
     Мы должны больше рассказывать молодым специалистам об условиях труда, о перспективах, которые они смогут достичь, работая на наших предприятиях. Ведь именно грамотные, ответственные и подготовленные кадры необходимы любой компании.

Записала Ольга СМИРНОВА,
фото Елены МУНИНОЙ



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru