Архив номеров


    Чем больше в обществе лидеров, ведущих людей к избранной цели, тем крепче народ и его государство. К сожалению, лидеров в колбах не выращивают, в спецшколах не учат. Они формируются сами, воспитываются окружающей обстановкой на основе личных качеств. Выдающимся лидером ушедшей эпохи можно назвать и нашего земляка Павла Панкратова, возглавившего в 1970 году ведущее предприятие области - Тверской экскаваторный завод.

Украинец, белорус, русский?


    Павел Панкратов родился 81 год назад, 25 января 1927 года, в городе Клинцы Черниговской области. Несколько раз этот городок включали в состав Гомельской, Орловской и, наконец, Брянской областей, потому Павел Борисович шутит, что затрудняется сказать что-то определенное о своей национальности: украинец, белорус, русский? Согласен на славянина.
    В мае 1941 года окончил 7 классов местной школы, пошел работать учеником токаря к своему отцу-рабочему. Грянула война. Производство готовилось к эвакуации, Павел вместе с другими рыл траншеи - противотанковые рвы, выкапывал из-под земли дефицитные кабели для отправки в тыл. В сентябре в Клинцы пришли немцы. Окрестности города превратились в партизанский край, отец Павла выполнял некоторые поручения командира отряда Кузнецова, мальчишки в этом, ясное дело, помогали. Обстановка в оккупированном городе была ужасной, всех русских считали быдлом, каждый день приходилось встречаться с опасностью лицом к лицу. «После пережитого у меня до сих пор не проходит ненависть к так называемой западной цивилизации», - вспоминает Павел Борисович.
    После прихода Красной Армии, в августе 1943 года, Павел пошел в 9-й класс, окончив который с двумя товарищами собрался ехать в Курск поступать в летное училище. Кто из парней в те годы не мечтал стать летчиком? Комиссия Павла Панкратова приняла, но тут появился Иван Подберезский, профессор Брянского института тяжелого и транспортного машиностроения. У него были большие способности по части уговоров: «Будете и инженерами, и танкистами». Уговорил-таки профессор, и Павел поехал в Брянск.
    Институт давал высшее «танковое» и высшее техническое образование, к тому же хорошо платил стипендии. Павел получал повышенную Калининскую стипендию. Избирался в комитет комсомола, занимался боксом, штангой - заработал 1-й спортивный разряд. В 1950 году защитил диплом с отличием и вместе с однокурсником Евгением Поляковым получил направление в Калинин на вагонный завод.

Кулибин вагонного завода


1980 г. Директор экскаваторного завода     Два инженера-конструктора вагонов - Панкратов и Поляков - попросились на работу в цеха. Павел Борисович начал с должности мастера, затем начальника смены вагоносборочного цеха. В те годы завод выпускал только товарные вагоны, 30-35 штук в сутки. Вскоре завод перепрофилировали на выпуск пассажирских вагонов, а это во многом новое дело - и в конструировании, и в технологии, и в управлении. Понадобились новые «мозги», и выпускники брянского института оказались «на коне».
    С 1951 года Павел Панкратов назначается конструктором в отделе главного технолога, занимавшегося проблемами технологической оснастки для рамно-кузовного цеха. Здесь Панкратов показал себя настоящим конструктором - он спроектировал контактно-сварочную машину для операций по изготовлению полов, крыш и боковин вагонов. Машина делалась в срочном порядке, директор Иван Лукьянов всячески работу поддерживал и помогал, а ходом работы, как говорят, интересовался сам Лаврентий Берия. Так что подпись Панкратова на чертежах изобретения имела двоякий смысл: при неудаче можно было «загреметь куда следует», а при удаче быть именинником.
    Новая машина получила название «Портал», она заменяла работу 25-30 сварщиков.
    В 1952 году Павел Панкратов получил звание «Лучший технолог-конструктор Министерства», а в 1953 году его назначают заместителем начальника рамно-кузовного цеха. Недолго ему пришлось работать в этом качестве. Новое руководство СССР озаботилось состоянием сельского хозяйства. Было решено оказать помощь селу из города, обеспечить полевые работы путем облуживания и ремонта техники, а местами и созданием новых машино-тракторных станций (МТС).
    Члена КПСС Панкратова вызвали в партком завода. К этому моменту добровольцев ехать в деревню не нашлось, вот и стали уговаривать, агитировать персонально. Павел Панкратов ехать тоже не хотел и стал отказываться. «Был там такой рыжий заместитель секретаря парткома Иван, он и говорит: «Если партия пошлет, то и тогда будешь упираться?» Отвечаю: «Дурак ты, Иван, я же не специалист в сельском хозяйстве. Если же партия все равно пошлет, то зачем вы уговариваете?» Я знал, что многие представили справки о мифических болезнях, лишь бы не ехать в деревню. Никогда таким способом я не пользовался», - вспоминает Павел Борисович. Все-таки под нажимом его уговорили. Павла Панкратова послали в Кулицкую главным инженером, директором - Николая Гарусова с целью почти на голом месте создать новую МТС.
    Узнав, что Павел согласился ехать, от него ушла жена. Ну что ж, война без потерь не бывает. И начались суматошные будни: надо доставать кирпич, горючее, запчасти, технику, разрабатывать лесосеки для лесоматериалов, набирать механизаторов и других рабочих, делать прочие вспомогательные работы, иногда совершенно не по своей специальности. Было трудно, хотя помогали все, в том числе Федор Баранов из облисполкома. В таком режиме прошел год, в течение которого началось постепенное формирование руководителя, лидера производства. В апреле 1955 года вызывают Панкратова в райком КПСС и говорят, мол, Кулицкую МТС теперь и без тебя достроят, а ты поезжай в Медное, там МТС совсем развалили пришельцы из Москвы.
    В Медном и в самом деле был полный развал. Тракторы «Фордзон 15/30» разобраны, из 50 штук еле собрали 30. Москвичей новый главный инженер выгнал, пригласил местных. На каждую машину завел паспорт, ввел так называемый агрегатный метод ремонта: это когда разбирают не всю машину, а только «больной агрегат». Ввел связь между бригадами по радио, достав танковую радиостанцию.
    В 1958 году правительство выдало очередное «мудрое» решение: МТС ликвидировать, а технику передать в колхозы. Но в колхозах нет ни специалистов, ни технической базы, ни своей технической культуры. Снова все шиворот-навыворот, без учета специфики.
    Сдав дела, Павел Борисович в 1959 году возвратился на завод. Из села Панкратов вернулся «без ничего», ходил в танкистском шлеме, но зато, набравшись жизненного опыта, бесценного опыта руководителя коллективом работящих, мыслящих людей. Его назначают заместителем главного конструктора по новым вагонам и эксплуатации. Новые вагоны - это главные и прицепные вагоны электрички, с искусственным климатом, вагоны-электростанции, которые еще не бегали по рельсам. Однажды пришли чертежи из Германии на контактно-сварочные машины. «Смотрю, а это же мои разработки! Но моей фамилии в списке авторов нет!» - с обидой вспоминает бывший конструктор. Лишь однажды дали ему премию… 10 рублей.
    С 1960 года Павел Панкратов - начальник рамно-кузовного цеха. Цех был «в прорыве», дисциплины никакой - устраивали пьянки прямо на рабочих местах. Принял Панкратов цех, выгнал с работы человек 5-6 ИТРов (инженерно-технических работников), стал поднимать дух ответственности. Спал через день, сутками жил на рабочем месте, но через 2-3 месяца цех поднял. Коллектив получал знамена, портрет Панкратова с Доски почета не снимали годами, его избрали в партком завода.

Битва за экскаваторы


2002 г. С о. Вассианом и дочерью Еленой     И в это время, когда успех, казалось, во всем сопутствовал Павлу Борисовичу, к нему пришел Василий Бельченко - в те времена фигура заметная на советско-партийном небосклоне - и завел разговор о положении дел на экскаваторном заводе: «Он разваливается, прежний директор Петр Долбанов и главный инженер уходят на пенсию, специфика работы ну прямо под тебя, Павел Борисович! Иди главным инженером!»
    «Пошел я туда посмотреть, что и как. Посмотрел и даже заболел от увиденного. Не мог поверить, что в СССР могут быть такие заводы: грязь, все разбросано на земляном полу, кругом неразбериха, люди, кажется, заняты непонятно чем, - вспоминает Панкратов. - И снова я месяца 3-4 не видел Божьего света, днюя и ночуя на заводе».
    Министерство помогло кадрами технологов, приехала бригада конструкторов, сделали перепланировку всего завода, навели порядок в литейном цехе, ранее представлявшем свалку. В общем, работали как на войне, борясь за порядок, дисциплину, технологическую культуру.
    К 1970 году завод стал выполнять план, команда Панкратова и прежние заводчане начали получать ордена и медали. А на очереди встала новая задача - перейти от выпуска тросовых машин к гидравлическим.
    В 1970 году Павла Панкратова назначают директором экскаваторного завода. Уже было отчетливо ясно, что ему надо делать: переход на новое качество продукции требует реконструкции всего завода. Сказать легко, а как это реализовывать - дело непростое. В этом же году впервые в СССР экскаваторам завода присвоили «Знак качества», что означало не только признание добротности продукции, но и право использовать 30% прибыли на приобретение нового оборудования и расширение производства.
    Итак, с 1970-х годов предприятие наладило выпуск гидравлических экскаваторов, а к 1980-му была осуществлена крупномасштабная реконструкция, позволявшая выпускать до 4000 машин в год, которые закупали 52 государства, в том числе и высокоразвитые. Усовершенствования продолжались непрерывно: сами научились делать мосты, распределители, цилиндры, силовые установки. Сегодняшние экскаваторы - это в основном те же машины 1990-1995-х годов, лишь снабженные новой кабиной. Рухнули Ковровский, Киевский заводы, а наш стоит и развивается, хотя и не такими темпами, как во времена Панкратова.

Борис ЕРШОВ
Фото из личного архива П.Б. Панкратова



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru