Архив номеров


    Сегодня бытует мнение, что в результате рыночных реформ отечественная система образования постепенно деградирует. А проявляется это в массовом производстве специалистов, убежденных в своей уникальности и исключительности, но при этом с напрочь разрушенной способностью к учебе и даже простому освоению новой информации. Между тем руководители государства объявили о переходе на инновационные методы развития. А значит, появляется проблема подготовки кадров, мотивированных к творческому труду и готовых к непрерывному повышению своей квалификации…
    Газета «Караван» на постоянной основе сотрудничает с целым рядом предприятий города Твери. И нам очень близки те проблемы, с которыми приходится сталкиваться руководителям предприятий, куда после окончания учебных заведений приходят молодые специалисты, окончившие тверские вузы. Поэтому сейчас, когда высшие учебные заведения Твери начали подготовку к приему абитуриентов, нам показалось своевременным начать совсем непростой разговор о высшем образовании, которое молодые люди могут получить в нашем городе, и о том, насколько оно соответствует потребностям работодателей. И мы решили собрать за круглым столом обе стороны: тех, кто готовит молодых специалистов, и тех, кто потом принимает их к себе на работу.
    В пятницу, 11 апреля, в редакции газеты состоялся круглый стол, в котором приняли участие:
    - представители тверских вузов: Леонид Григорьев, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии Тверского государственного технического университета; Людмила Евдокимова, начальник отдела по организации учебного процесса МЭСИ, и Татьяна Моргось, начальник отдела по работе с абитуриентами МЭСИ;
    - представители работодателей: Лариса Клинова, директор по персоналу Тверского экскаваторного завода; Елена Смирнова, главный специалист группы по работе с персоналом банка «УРАЛСИБ»; Наталья Харитонова, руководитель службы персонала компании «Диэлектрические кабельные системы» (ДКС).

    - Сегодня роль образования растет день ото дня, поэтому нам представляется важным обсудить проблемы высшего образования, получаемого в вузах Твери, и то, насколько оно соответствует требованиям работодателей. Поэтому вопрос первый: как вы оцениваете качество среднего образования, которое дают учебные заведения г. Твери и районов области? В чем вы видите отличие качества подготовки тверских и сельских школьников? Помогает ли ЕГЭ выравниванию образовательного уровня учащихся?

Леонид Григорьев     Леонид Григорьев:
    - В целом уровень подготовки школьников снижается. Это связано со многими причинами, в том числе и с проводимыми в стране реформами, с падением престижа учительского труда. В результате школьники, которые приходят поступать в университет, подготовлены хуже, чем лет 10-20 тому назад. В целом уровень тверских ребят выше, чем сельских. На то есть объективные причины. Но все-таки большого разрыва между подготовкой городских и сельских школьников нет. Бывает, абитуриенты из глубинки дают фору и городскому школьнику. К примеру, есть школы в Торжке, Бежецке - их номера хорошо известны нашей приемной комиссии, потому что оттуда поступают сильные абитуриенты. А сейчас, когда в районах создаются базовые школы и методические центры, разница в подготовке абитуриентов будет сглаживаться.
    Что касается ЕГЭ - это всего лишь форма контроля обучения в школе, а на качество образования он особенно не влияет. И если в сельской школе нет учителя математики, то дети, соответственно, плохо знают математику. Поэтому для них совершенно не важно, будет это традиционный экзамен при вузе или единый госэкзамен, результат все равно будет плачевным. Однако есть точка зрения, что в отдаленном будущем - лет через 20-30 - ЕГЭ все же сыграет негативную роль в качестве среднего образования. Например, преподаватель русского языка и литературы не будет делать упор на обучении грамотной устной речи, потому что это не проверяется и никто его трудов не оценит. Учитель будет учить так, чтобы школьники лучше сдали ЕГЭ.
    Задачи, которые ставились при введении ЕГЭ, в полной мере не решены. Доступность образования в полной мере не обеспечена. Полностью не решена и задача борьбы с коррупцией. Единственное, чего удалось достигнуть, - снизить нагрузку на учеников: раньше сдавали два экзамена, сегодня сдают один. Правда, психологическая нагрузка на этот единственный раз, от которого зависит судьба, увеличилась. Раньше ученик мог сдавать один и тот же предмет в нескольких вузах, и это давало ему шанс куда-то поступить. Сегодня все сведено к одному единственному разу.

Лариса Клинова     Лариса Клинова:
    - Выпускников школ, которые приходят устраиваться к нам на завод, можно разделить на несколько категорий. Первая - это учащиеся нашего базового лицея №16. С первого же года обучения они приходят к нам на производственную практику. Вторая - это ребята, которые не смогли поступить на дневное отделение вуза и учатся заочно, одновременно работая на нашем предприятии. Таких студентов у нас сейчас 145 из трех тысяч персонала, большинство из них обучаются в ТвГУ, ТГТУ. Многие, окончив вуз, остаются работать на заводе. Есть еще одна категория: это ребята, которым предстоит идти в армию. После нее они редко возвращаются на предприятие. За исключением тех, кого на завод приводят работающие у нас родители - на заводе уже сформировались свои рабочие династии.
    Средний возраст работников нашего предприятия - 43-44 года, поэтому молодые кадры заводу очень нужны. Мы даем возможность молодым людям получить профессию либо впервые, либо вторую смежную. Кроме того, у них есть шанс получить высшее образование, что дает им возможность карьерного роста. Например, ребята, которые учатся заочно, уже работают мастерами, технологами, контролерами ОТК в службе качества. При этом выпускников вуза вовсе не обязательно переучивать под нужды предприятия. Их проще адаптировать. И в результате молодой специалист, окончивший вуз, буквально через год становится начальником участка.
    Но нередко выпускников приходится доучивать. Особенно по профилю экономики производства и иностранного языка. Ведь мы входим в крупный машиностроительный холдинг «Группа ГАЗ», и у нас есть возможность развивать наших ребят. Вот недавно мы искали двух выпускников вуза со знанием иностранного языка, чтобы те могли пройти стажировку на предприятиях фирмы «Toyota». Помимо этого, есть еще проблема в подготовке менеджеров. Ведь мастер - это управленец, у которого от 15 до 20 человек в подчинении, это может быть несколько бригад. Поэтому ему нужно уметь людей организовать.

    Людмила Евдокимова:
    - Последние 3-4 года мы столкнулись с такой проблемой, что некоторые студенты первого курса не могут справиться самостоятельно с программой высшей школы. В нашем вузе очень много информатики. А в школе ее преподают кто во что горазд. Поэтому мы надеемся, что с введением ЕГЭ появится какой-то единый стандарт в области информатики. Сейчас нам приходится помогать студентам 1 курса, предлагая им дополнительные курсы по информатике.

Татьяна Моргось     Татьяна Моргось:
    - В нашем институте есть такая специальность «Мировая экономика», на которую абитуриенты плюс ко всему сдают иностранные языки. Специальность очень хорошая, потому что с первого курса много английского плюс второй французский. В результате выходит блестящий специалист со знанием двух языков, а главное - очень востребованный. Но конкурс на эту специальность самый маленький. Абитуриенты боятся сдачи вступительного экзамена по английскому языку, так как уровень преподавания иностранных языков в школах очень низкий.

-     - Говорят, что в последнее время подготовлено чрезмерное количество экономистов и юристов. Но при этом не хватает инженеров. Поэтому принимаются дополнительные меры по сокращению бюджетного финансирования по подготовке ряда специальностей в вузах.

    Елена Смирнова:
    - Это объяснимо: в течение 15 лет в стране вообще не развивалось производство. Поэтому инженерные специальности и были не востребованы. Молодежь пошла в бизнес. А там нужны экономисты и юристы. На сегодняшний день преподаватели средней школы настроены на то, чтобы ориентировать выпускников на инженерные специальности.
    Банк «УРАЛСИБ» активно работает с тверскими вузами уже три года. Мы принимаем студентов к нам на практику, начиная с третьего курса. На пятом курсе у нас проходят преддипломную практику. В основном это учащиеся ТвГУ, ТГТУ, МЭСИ. Я первая встречаюсь со студентами, которые приходят к нам, пытаюсь выяснить их интересы, экономические знания, оценки по предметам. Это немаловажно! Банковская сфера многогранна. И тут важно уметь направить студента, чтобы его способности раскрылись в полной мере. Приходится иногда проводить тестирование. После этого идут переговоры с руководителем подразделения…

    - Каков уровень притязаний современного студента, насколько он высок, соответствует ли он уровню подготовки? Правда ли то, что сегодня выпускники вузов хотят иметь все сразу, но при этом прилагать усилий к этому не хотят?

    Елена Смирнова:
    - У всех требования разные. Но в целом уровень притязаний изначально высок. Выпускники, которые знают, что они идут в банковскую сферу, рассчитывают получать достаточно высокий уровень дохода. А уровень знаний, бывает, не соответствует... Но мы берем на работу ребят, проходивших у нас в течение 3-4 месяцев преддипломную практику. В прошлом году из 14 человек, проходивших практику, трое остались работать у нас.

Наталья Харитонова     Наталья Харитонова:
    - Такой вариант сотрудничества с вузами для нас самый перспективный. Мы узнаем человека, уровень квалификации, адаптируем его к своим требованиям и условиям. И делать это лучше не во время испытательного срока, а еще во время практики. Что касается уровня полученных в вузе знаний... Вот свежий пример. Недавно мы искали кандидата на вакансию экономиста. На нее претендовали 12 человек - выпускники вуза по специальности «Экономист». Все они имели хороший средний балл, но только двое из них смогли ответить на элементарные вопросы: что такое «себестоимость» и что такое «НДС»? Этот случай говорит сам за себя. Что касается уровня притязаний, почти половина выпускников, которые приходят устраиваться на работу, имеют завышенные требования по поводу зарплаты. На мой взгляд, это не критично. Как правило, мы умеем договариваться об уровне заработной платы, которая устраивает обе стороны.

Елена Смирнова     Елена Смирнова:
    - К нам приходят студенты с достаточно высоким уровнем знаний и навыков. Хорошо зарекомендовавшие себя студенты по окончании практики начинают самостоятельно работать с клиентами. Они полностью готовые специалисты. Например, сейчас у нас работает девушка, у которой только закончилась практика. Мы ее взяли в свой штат… Начальники отделов, подбирая себе сотрудников, в первую очередь интересуются, из какого они вуза? Проработав с новичками неделю, они могут сказать: этот отличник, этот хорошист, этот троечник. Если человек старался в школе, в вузе со всей ответственностью подходил к учебе, то, приходя к нам, он видит, что и тут нельзя переставать учиться. К тому же у нас в Москве есть свой учебный центр, где наш работник продолжает получать дополнительные знания. Так что просто сесть на рабочее место и сидеть сложа руки - этого у нас никто никому не позволит.

    Наталья Харитонова:
    - Мы тоже продолжаем воспитывать выпускников вуза на рабочем месте. И если человек адекватно воспринимает окружающий мир, то этот вопрос достаточно быстро снимается, самооценка выравнивается. То есть эта проблема не является неразрешимой. Люди, которые приходили к нам 5-7 лет назад, уже выросли до уровня линейного руководителя. Правда, есть и такие, кто уже через год работы считает себя готовым руководителем. Но лично я к этой проблеме отношусь проще: это ведь еще дети. Пусть некоторым 17-18 лет, а некоторые уже отслужили, они все равно еще дети. И отношение к жизни у них немного инфантильное. Пройдет пара лет - и они вырастут. Нам часто приходится работать с выпускниками средних учебных заведений. Среди них гораздо больше ребят, которые понимают, почем хлеб. И что его надо еще заработать.

    Лариса Клинова:
    - Когда открывается вакансия, работодатель в лице начальника цеха или руководителя отдела пишет нам заявку. И в дополнительных условиях приема на работу обычно указывает такие качества, как обучаемость, умение быстро принимать решения или работать в дефиците времени. Потому что ребята, даже обладая «красными дипломами» и хорошей теоретической подготовкой, в определенных ситуациях нередко теряются. Это ведь не офис, где все сидят в галстуках, а производство, где надо быстро принимать верные решения. Это уж потом, возможно, после работы останется время для какой-то аналитики. Вот в этом вся сложность - правильно распределить свое рабочее время.
    - Насколько высока готовность молодых людей к послевузовскому обучению и восприятию новых трудовых навыков? Нарастает процесс трудовой миграции: в какую сторону она больше - из Твери или в Тверь?

    Наталья Харитонова:
    - Бывает, что когда-то уехавшие из Твери и приобретшие московский опыт ребята начинают возвращаться обратно. Поток, конечно, не такой, как из Твери. Но сам факт того, что есть люди, которые взвешенно говорят: я не хочу получать 50-60 тысяч в Москве, я хочу 20-30 тысяч в Твери и быть при этом ближе к своим друзьям и родственникам, потому что у меня здесь квартира, здесь я могу ездить на машине, а не стоять часами в пробках. Это выгодно и материально, и эмоционально.
    Появились примеры, может, еще не тенденция, когда люди начали оценивать жизнь в Москве не в плюс, когда они начали понимать прелесть жизни в небольшом областном центре.

    - Каковы последствия введения так называемой двухуровневой системы высшего образования - «бакалавриата» и «магистратуры»? Насколько подготовка в вузах соответствует потребностям тверской экономики?

    Леонид Григорьев:
    - Специалиста, получающего гуманитарное и даже экономическое образование, можно подготовить и за 4 года. Например, вспомните, как в советское время вроде бы учились 5 лет. Но каждый год на полтора месяца студенты уезжали в колхоз. Если суммировать эти полтора месяца, получится, что реально учились 4 года. А в области технического образования думают по-другому. Инженерное сообщество более настороженно относится к введению двухуровневой системы высшего образования, к сокращению сроков обучения. Да и нет пока единого образовательного стандарта. Что там будет - неизвестно. Говорят, будут новые образовательные программы. Но, полагаю, последствия нововведений скажутся не скоро.

Людмила Евдокимова     Людмила Евдокимова:
    - Фактически наш студент уже учится 4,5 года. Полгода преддипломная практика, написание диплома… Поэтому, думаю, что бакалавр не будет меньше знать, чем нынешний выпускник. Возможно, будут исключены какие-то узкие дисциплины. Тем не менее полагаю, через 4 года он выйдет совершенно нормальным подготовленным специалистом. Тем более что учиться придется всю жизнь. А наша задача - заложить это желание еще на студенческой скамье.

    - Ваш прогноз до 2020 года? Исходя из демографической ситуации и потребности региона...

    Лариса Клинова:
    - До 2020 года, думаю, больших изменений не будет. Для России этот период слишком мал, много времени уйдет на раскачку. А вот если говорить о 2050 годе... Думаю, здесь будут две тенденции. На тех предприятиях, где есть деньги и инвестиции, будут работать роботы. А на предприятиях, не имеющих серьезных финансовых вливаний для приобретения нового оборудования, выпускники вузов будут работать на рабочих профессиях.

    Наталья Харитонова:
    - Борьба за персонал будет жестче. И если сейчас мы берем выпускников 3 курса на практику, то в недалекой перспективе придется со школы начинать профессиональную ориентацию будущих сотрудников, которые могут прийти к нам через 7-10 лет. И мы уже проводим такую работу, рассказываем, что есть такое предприятие, оно достойное место работы, и мы будем рады, если они к нам придут.

    Елена Смирнова:
    - Согласна, что надо будет идти в школы. Со школы можно лучше увидеть и узнать будущего специалиста.

    Леонид Григорьев:
    - Действительно, работа по подготовке будущего профессионала смещается в школу. ТГТУ имеет специальное соглашение с Центрпрограммсистемами. Наши педагоги совместно с ЦПС формируют профильные классы в 1-м лицее, ориентируя их на обучение информационным технологиям в ТГТУ. Школьникам на стадии обучения в школе гарантируется работа в ЦПС. Это общая тенденция - рынок образовательных услуг и рынок труда структурируется, становится более цивилизованными. В области инженерного и технического образования существуют две тенденции. С одной стороны, роль и востребованность специалистов возрастает. Это в последние годы мы ясно ощущаем. С другой стороны, в условиях компьютерной революции, информатизации мы неизбежно идем в постиндустриальное общество. Там доля промышленности будет уменьшаться. А значит, потребность в рабочих и инженерно-технических работниках станет снижаться. Зато качество их подготовки потребуется совсем другое. В связи с этим и система образования будет развиваться и меняться. Мы вступаем в эпоху, когда качество всего - и производства, и персонала - выходит на первое место.

Записали Елена ПАВЛОВА, Виктор БОГДАНОВ Фото Елены Муниной



    В прошедшую среду, 9 апреля, многие тверитяне почтили память первого всенародно избранного мэра Твери Александра Петровича БЕЛОУСОВА. В этот день 5 лет назад он, будучи полным сил и планов на будущее, скоропостижно скончался. Хоронили Петровича при огромном стечении народа на самом видном месте на Дмитрово-Черкасском кладбище, где спустя некоторое время был установлен достойный этого выдающегося человека памятник…
    Многие из тех, кто на прошедшей неделе пришел к памятнику, хорошо знали Александра Петровича, вместе с ним работали на благо Твери. После заупокойного молебна, который отслужил бывший депутат Тверской, тогда еще не коррумпированной Думы, а ныне священник Сергей Дмитриев, люди вспоминали, каким был в те годы первый тверской мэр, и поневоле сравнивали «век нынешний и век минувший»…
    Рассказывает бывший первый зам Александра Белоусова Сергей Исаев:
    «Первое, что отличает власть нынешнюю от прежней, - это то, что отношение к окружающему было более человечным. Да-да, при всех наших тогдашних недостатках это видно сегодня буквально невооруженным глазом. То, что Александр Петрович был внимательным к людям, - это сегодня признают все: и его сторонники, и тогдашние противники. Проявлялось это в неподдельной любви к своей работе и в том, что Александр Петрович всецело отдавал себя служению людям. И требовал того же от нас - своих подчиненных. Увы, этим качеством нередко пользовались с неблаговидными намерениями…
    Сегодня мы наблюдаем совсем противоположное. Буквально все решения власти сугубо рациональны и жестко администрируются. Для простых горожан практически исчезли человеческие отношения. Все делается исключительно с точки зрения выгоды для власти, а не простого человека. И чем дальше, тем больше власть отчуждается от своих сограждан. Нужды власти - на первом месте. Нужды граждан - потом. А вся так называемая работа с населением сегодня сводится исключительно к повышению имиджа руководителя города. Чтобы тот выглядел в их глазах лучше, чем это есть на самом деле…
    Впрочем, тогда перед городской властью стояли совершенно другие задачи. Чаще речь шла о выживании, нежели о развитии. Тогда мы работали в условиях жесткого дефицита средств. Денег не хватало практически ни на что. А ведь тогда на нас лежала обязанность и зарплату выплачивать, и городскую инфраструктуру сохранить. И это, считаю, нам удавалось. Сегодняшняя муниципальная власть таких проблем не имеет. А что до денег - так их всегда мало. Главное, их рационально использовать. Причем лучше всего для жизнеобеспечивающих отраслей городской экономики…
    Возможно ли было при Александре Петровиче то, что у нас сегодня происходит с электротранспортом? Сходные проблемы перед нами возникали не раз. Но Александр Петрович умел работать на опережение событий. Лично я не раз выезжал на предприятие, чтобы в срочном порядке погасить только зарождающийся кризис. А что сегодня? Процедура банкротства ТТУ по сути поставила энергетиков в безвыходное положение. Чего быть не должно. А городская администрация почему-то смотрит на происходящее как бы со стороны. Такая ее отстраненность от ответственности непонятна».
    Рассказывает бывший работник городской администрации и бывший депутат еще не коррумпированной Тверской городской Думы Валерий Миневич:
    «Александр Петрович возглавил муниципальную исполнительную власть в Твери в самое непростое и одновременно самое интересное время - в начале 90-х годов. Тогда в стенах тверской мэрии витал дух свободы. Петрович своим умом и инициативами буквально заражал всех нас своим оптимизмом. Хотя времена тогда были совсем непростыми. Он всегда мог найти выход из самой сложной, казалось бы, ситуации. Так, если тогда случилось бы что-то подобное тому, что происходит сегодня в городе с общественным транспортом, то он ни за что бы не сидел сложа руки и не ждал, пока ситуация дойдет «до точки». Он бы тут же срочно нашел деньги для расчетов по долгам, срочно собрал бы Думу, чтобы выделить их из бюджета. Да наконец сделал бы все, чтобы усадить все стороны за стол переговоров».
    Автору этих строк тоже не раз доводилось лично встречаться и совместно работать с Александром Петровичем. Чаще, конечно, мне приходилось бывать его оппонентом. Доходило даже до серьезной конфронтации. Работая в Тверской городской Думе и после, я не раз критиковал его и его команду за чванство и нежелание привлекать к управлению городом свежие силы. Но при этом именно Петрович всякий раз выступал инициатором примирения сторон, порой воспринимая критику, а порой доказывая делом собственную правоту.
    С той поры много воды утекло. И теперь издалека многое видится иначе.
    Теперь совершенно очевидно, что сегодняшняя «закрытость» городской администрации на порядок, а то и на два выше того, что было при Белоусове. А уж про чванство и высокомерие и говорить нечего. Представляется, что сегодня люди, жители города, - всего лишь средство. Средство достижения сегодняшним мэром и отдельными членами его команды каких-то своих собственных целей. Это видно по тем, кто какое-то время трудился в городской администрации, а отработав свое, тотчас стал ненужной обузой. Сегодня отчетливо видна разница между теми временами и нынешними. Увы, не в пользу нынешних…

Виктор БОГДАНОВ


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru