Архив номеров


     В Тверь приехало феерическое шоу «Кракатук», обладатель гран-при Международного фестиваля во Франции. В глазах темнело от изобилия рекламы: бравые голоса на радио, завешенные афишами заборы, красочные листовки на подносах в блинной «Чайная ложка». Зрителям сулили «столпы огня», «тонны декораций», «море пены» - одним словом, все предвещало «самое невероятное зрелище».
     Театрально-цирковое шоу «Кракатук», как и множество своих собратьев, проросло из волшебной сказки Эрнста-Теодора-Амадея Гофмана «Щелкунчик». Постановщик спектакля - режиссер европейского уровня Андрей Могучий, генеральный продюсер - Олег Чесноков.
     Именно последнему еще в 1998 году пришла в голову мысль создать ультрасовременное шоу, соединяющее в себе элементы балета, цирка, театра и смежных искусств, снабдить все это достижениями компьютерной техники и приправить электронной музыкой. То, что получилось из «Щелкунчика», можно назвать действительно уникальным - мнения о сказке XXI века резонируют в разных городах с разной силой и степенью оценок. Отзывы зрителей, размещенные в гостевой книге сайта www.krakutuk.ru (я штудировала его перед походом на спектакль), поражали своей разноперостью. Там было все - от «Супер! Мы были в диком восторге!» до «Испортили Гофмана, обесчестили хорошую сказку». От «Немедленно приводите сюда всех своих отпрысков!» до «Детям до шестнадцати смотреть не рекомендуется». Иными словами, все было неясно и противоречиво. Столь же туманное чувство осталось и после просмотра «самого невероятного зрелища».
     Приодетое к празднику фойе цирка пестрело напоминаниями: «Рекомендуем прочитать либретто спектакля». По девичьей неосмотрительности я эту возможность упустила, зато потом стенала и скорбела весь вечер. Без либретто, в котором популярно расписано, кто куда идет и кого убивает, было очень сложно уловить основные сюжетные нити спектакля. Но с чем реклама действительно не обманула, так это с феерией. За ослепительной яркостью, головокружительными спецэффектами и нашествием техники было сложно проследить, как борются между собой добро и зло, сражаются мыши и куклы, влюбляются друг в друга главные герои - красноволосая девочка Маша и сказочный принц Щелкунчик. Феерия поглотила в себе мысль подобно тому, как гигантская гора в древнем предании родила крохотную мышь.
     Спокойствие на сцене длилось всего несколько секунд, пока обаятельный дроссельмейер в цилиндре не предложил Маше послушать сказку о Щелкунчике и мышином короле. А затем раздался трах-тарарах и началось невероятное: красные мыши выпрыгнули из «второго дна» арены и попытались разодрать Машу в клочья, спустившиеся с потолка свечи ожили и стучали в такт происходящему деревянными молотками, ситуацию спасли вовремя появившиеся гигантские халаты на вешалках... Феерия! Но после первых десяти минут спектакля зрители привыкли к спецэффектам, и их уже было не пронять ни кибермышами, ни компьютерными монстрами, ни размалеванными гигантскими зайцами. Взор притягивало все настоящее - например, развивающая под куполом цирка love story Маши и храброго принца Щелкунчика. Герои то льнули друг к другу, то неожиданно расходились, и все это было выполнено в русле тончайшей пластики и подлинного гимнастического мастерства. В действо органично вплетались различные элементы цирка: прыжки на батуте, силовая акробатика, жонглирование. Воздушные гимнасты были действительно на высоте! Но элементы блокбастера, на которые была сделана ставка, таки подавили собой актерские умения.
     Вторая часть шоу сражала зрителя без прелюдий. На сцену скопом выбежали игрушки - куклы Барби, негритянские пионеры, дрессировщик в сюртуке, сильно смахивающий на Укупника - и устроили настоящую катавасию, имитирующую войну. В толпе носилась внушительных размеров девушка-курица, которая оказалась отменной акробаткой: крутилась на кольце под куполом и в итоге сорвала наибольший зрительский аплодисмент. Заколдованный Щелкунчик с надетым на голову телевизором, на экране которого мигал одинокий глаз, потребовал саблю, сразил всех монстров и предложил Маше руку и сердце. Под романтичную музыку герои уплыли под купол на бумажном кораблике. Happy end.
     А затем - парад-алле в «море пены», в котором сначала поочередно выплывали актеры, а затем стали барахтаться сбежавшиеся на зов тверские малыши. В чем символическая функция пены, я так и не поняла, но детям понравилось!
     Всем тверитянам я искренне рекомендую сходить на театрально-цирковое шоу - такого Тверь действительно еще не видела. Но перед походом все-таки прочитайте либретто или хотя бы на ночь пролистайте Гофмана, лишним это явно не покажется. Современное искусство интересно в любом своем проявлении, а уж как к нему относиться - дело пятое.

Любовь КУКУШКИНА




     Тверской театр юного зрителя представил спектакль «Культурный слой», поставленный режиссером московского театра «Школа современной пьесы» Филиппом Лосем. Авторы пьесы – тольяттинцы, Вячеслав и Михаил Дуренковы, представители так называемой «новой драмы».
     Вячеслав (старший брат) Дуренков - драматург, художник-график. Его необычные, мрачновато-ироничные пьесы (иногда написанные вместе с братом Михаилом) стали ставить в театрах совсем недавно. А его брат Михаил, бывший инженер, сейчас учится во ВГИКе, в сценарной мастерской Юрия Арабова. Одно из самых необычных произведений Михаила — сборник «Слесарных хокку», якобы рожденных на тольяттинском автозаводе: «Две мерки риса в столовой / Мастер съедает сегодня /Пахнет мазутом. Обед».
     Итак, на афише «Культурный слой»… Подзаголовок пьесы «Диалоги странных людей» предсказывал какую-то необычность и загадочность дальнейшего действа. Однако в результате спектакль оказался абсолютной загадкой для публики. Как ни пытались зрители понять смысл произведения братьев Дуренковых, исходя из происходящего на сцене, ничего не получалось. Зритель увидел три разрозненные истории, с сомнительными точками соприкосновения.
     В первой части спектакля задается основная его тема: меняются не времена и люди, а культура, здесь же затрагивается и вечная проблема отцов и детей.
     Персонажи этой части - ворчливый дед-философ (Сергей Коноплев) и неудачливый внук-художник по имени Саша (Константин Павлов), которому не хватает денег даже на сигареты. Впрочем, не только персонаж Константина неудачлив в искусстве, играл Сашу актер как-то неуверенно и неправдоподобно, чего не скажешь о Сергее Конаплеве – этому человеку веришь всегда, вне зависимости от той роли, которую актер исполняет.
     В антракте зрителей ждал сюрприз. Когда включили свет, зазвучали голоса – удивленные зрители начали метаться как рыбы об лед: с одной стороны, хотелось пойти размять затекшие ножки, с другой – не вежливо как-то. В итоге зал разделился на тех, кто все-таки осмелился покинуть зал, и тех, которые предпочли послушать. Это неожиданное явление оказалось ничем иным, как радиоспектаклем по пьесе все тех же братьев Дуренковых «Вычитание земли».
     Во второй истории перед зрителями предстают два риэлтора (Михаил Хомченко и Андрей Иванов). Они отмечают выгодную продажу: торговцы недвижимостью продали молодой парочке выгоревшую квартиру, ту самую, в которой, видимо, и жили дед с внуком.
     В третьей, молодожены (Виктор Дегтярев и Надежда Мороз) посещают свою новую квартиру и знакомятся со странным соседом Сафроновым (Александр Романов). Сафронов обладает на редкость чутким слухом, что порой слышит, как потягиваются муравьи.
     Режиссер, видимо, не посчитал нужным хоть в какой-то мере адаптировать текст пьесы для нежного, тонкого слуха зрителя: то и дело в зал срывались фразы типа «мандаринами с…ть», «пенсия, б…, не резиновая» и так далее.
     В общем, увидеть то, что происходит вокруг нас, в нашем городе, на что мы закрываем глаза, не получилось. Все части получились сшитыми на скорую руку, а смысл спектакля в целом остался загадкой.
     И все же в нашем ТЮЗе играет хорошая труппа актеров, что ни говори, только стоит ли экспериментировать, ставя образцы «новой драмы» на своей сцене? Сильно уж прирос душой тверской зритель к обкатанным, но всегда интересным и ярким спектаклям, таким как «Кабала святош», «Русалочка», «Трехгрошовая опера» и многим другим.

Ольга СМИРНОВА



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru