Архив номеров


    Региональная олимпиада «ИЩЕМ ЛОМОНОСОВЫХ» -2008 продолжается!!! Совместная акция Департамента образования Тверской области, ТГТУ и областного еженедельника «Караван+Я»
    В настоящее время стало хорошей традицией проведение вузами совместно со средствами массовой информации специальных акций, направленных на поиск талантливой молодежи и привлечение ее в высшие учебные заведения. Примерами таких акций служат совместный проект газеты «Московский комсомолец» и МГУ им. Ломоносова под девизом «Покори Воробьевы горы!», проект « Три шага до мечты» газеты «Известия» и МГИМО.
    Администрация Тверской области в лице Департамента образования, Тверской государственный технический университет и областной еженедельник «Караван+Я» в 2007 году впервые провели аналогичную акцию под девизом «Ищем Ломоносовых», включающую в себя цикл предметных олимпиад по математике, физике, химии, обществознанию и русскому языку.
    Олимпиада 2007 года вызвала большой интерес у выпускников школ не только Твери, но и многих городов и районов Тверской области. В первом (заочном) туре испытания приняли участие около пятисот человек, почти девяносто процентов из них получили приглашения на второй (очный) тур, который проводился непосредственно в стенах Тверского государственного технического университета. По результатам олимпиады более двадцати человек стали студентами «Политеха».
    В 2008 году олимпиада «Ищем Ломоносовых» проводится по тем же правилам, что и в прошлом. Основными целями и задачами проведения акции по-прежнему остаются пропаганда научных знаний, укрепление творческого сотрудничества Тверского государственного технического университета с общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями, создание необходимых условий для выявления одаренной молодежи Тверской области и ее поступления в вузы, повышение качества подготовки специалистов.
    Проведение предметных олимпиад для потенциальных абитуриентов (старшеклассников и учащихся учреждений профессионального образования Тверской области) - традиция, бережно сохраняемая в Тверском государственном техническом университете. Многим выпускникам вуза и нынешним студентам университета именно успешное участие в вузовской олимпиаде открыло дорогу в ТГТУ.
    Почему важно участвовать в олимпиаде? Это - прекрасная возможность испытать себя, проверить свои силы, определить степень готовности к единому государственному экзамену. Выполнение заданий олимпиады поможет составить представление об уровне требований, предъявляемых абитуриентам.
    А самое главное заключается в том, что наиболее способные и подготовленные «олимпийцы» получают хороший шанс сдать вступительный экзамен в Тверской государственный технический университет уже весной 2008 года, так как победителям олимпиад автоматически засчитывается максимальная оценка (100 баллов) по соответствующему олимпиаде предмету вступительных испытаний.
    Участие в олимпиадах абсолютно бесплатное! Добро пожаловать на предметные олимпиады, организуемые совместно Департаментом образования Тверской области, Тверским государственным техническим университетом и еженедельником «Караван+Я»! Оргкомитет желает всем «олимпийцам» удачи!


    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Лицензия №258679 от 28 апреля 2007 года Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
    Свидетельство о государственной аккредитации №0704 от 4 июля 2007 года Министерства образования РФ
     170026, г. Тверь, наб. А. Никитина, д. 22, ТГТУ, тел. (4822) 31-41-12
    Приемная комиссия: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Конева, 12,
    комн. У-217, тел.(4822) 44-44-03



    Тверской государственный технический университет был основан в 1922 году. ТГТУ на сегодняшний день - один из крупнейших вузов Верхневолжья. На протяжении девяти десятилетий технический университет осуществляет подготовку инженерных и научных кадров для предприятий и организаций Тверского региона.
    Сегодня более 10 тысяч студентов и магистрантов обучаются на восьми факультетах, в шести филиалах и двух представительствах вуза по 48 направлениям и специальностям.
    В настоящее время университет - крупный учебно-научно-производственный комплекс, включающий факультеты дневного и заочного обучения, факультет международного академического сотрудничества, факультет дополнительного профессионального образования и переподготовки, центр информационных технологий, центр подготовки научных кадров, экспериментально-опытное производство.
    Факультет природопользования и инженерной экологии (ФПИЭ)
    Направление: Горное дело (ГД);
    Специальности: Открытые горные работы (ОГР); Технологические машины и оборудование для разработки торфяных месторождений (ТМО); Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт; лесной комплекс) (СТМ); Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (ООС); Природоохранное обустройство территорий (ПОТ).
    Машиностроительный факультет (МСФ)
    Направления: Электроэнергетика (ЭЭ); Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств (ТОАМП);
    Специальности: Электроснабжение (ЭС); Технология машиностроения (ТМС); Машины и аппараты химических производств (МАХП); Машины и аппараты пищевых производств (МАПП); Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование (ПТСДМО); Автоматизация технологических процессов и производств (в машиностроении) (АТПП(м)).
    Инженерно-строительный факультет (ИСФ)
    Направление: Строительство (СТ);
    Специальности: Промышленное и гражданское строительство (ПГС); Городское строительство и хозяйство (ГСХ); Производство строительных материалов, изделий и конструкций (ПСК); Автомобильные дороги и аэродромы (АДА); Городской кадастр (ГК); Земельный кадастр (ЗК); Безопасность технологических процессов и производств (БТПП).
    Факультет автоматизированных систем (ФАС)
    Направления: Автоматизация и управление (АУ); Химическая технология и биотехнология (ХТБ); Информатика и вычислительная техника (ИВТ); Биомедицинская инженерия (БИ);
    Специальности: Химия (X); Биотехнология (БТ); Стандартизация и сертификация (СС); Биотехнические и медицинские аппараты и системы (БМАС); Инженерное дело в медико-биологической практике (ИДМ); Автоматизация технологических процессов и производств (ATПП); Вычислительные машины, комплексы, системы и сети (ВМКСС); Химическая технология высокомолекулярных соединений (ХТВМС).
    Гуманитарный факультет (ГФ)
    Специальности: Социология(С); Психология(П); Экономика и управление на предприятии (машиностроение; операции с недвижимым имуществом) (ЭУП); Информационные системы и технологии (ИСТ); Менеджмент организации (МО); Социально-культурный сервис и туризм (СКСТ); Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) (ОПУТ); Антикризисное управление (АУП); Прикладная информатика (в экономике) (ПИЭ); Бухгалтерский учет, анализ и аудит (БУ); Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (ПОВТ).
    Факультет дополнительного профессионального образования и переподготовки (ФДПО)
    Второе высшее образование за 2 года 10 месяцев.
    Для лиц, окончивших техникумы и колледжи, - первое высшее образование в сокращенные сроки - 4 - 4,5 года.
    ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
    Вступительные испытания проводятся по следующим общеобразовательным предметам: математике, физике*, русскому языку ; (*) - на специальность «Химия» вместо экзамена по физике абитуриенты сдают экзамен по химии, а на специальности гуманитарного факультета (кроме специальностей ИСТ, ПОВТ) - по обществознанию; по специальностям ИСТ, ПОВТ - на выбор физика и обществознание; по желанию поступающих на специальности БТ,СС, ХТВМС,ООС, ПОТ и направление ХТБ экзамен по физике может быть заменен экзаменом по химии.

Основные правила участия в олимпиаде ТГТУ


    Олимпиада организуется и проводится Департаментом образования Тверской области совместно с Тверским государственным техническим университетом (ТГТУ) и областным еженедельником «Караван+Я» в два тура:
    I тур – заочный, II тур – очный. Участники второго тура определяются по результатам заочного тура. Второй тур проводится в апреле-мае 2008 года на базе ТГТУ.
    Победителям второго тура засчитывается максимальная оценка (100 баллов) по соответствующему предмету вступительных испытаний в ТГТУ.
    В олимпиаде могут принять участие ученики 11-х классов общеобразовательных учреждений, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования.
    Задания первого тура публикуются в областном еженедельнике «Караван+Я» и размещаются на сайте ТГТУ (www.tstu.tver.ru) и еженедельника «Караван+Я» (www.karavan.tver.ru), а также на портале www.etver.ru.
    Для участия в первом туре олимпиады необходимо:
    1. Заполнить анкету участника (заполняется отдельно для каждого предмета).
    2. Выполнить предложенные задания.
    3. Направить анкету и выполненные задания в оргкомитет олимпиады до 9 апреля 2008 года одним из следующих способов:
    * отправить по почте по одному из адресов: 170026, г. Тверь, наб. А. Никитина, д. 22 (оргкомитет олимпиады) или 170000, г. Тверь, Главпочтамт, а/я 0621;
    * принести лично по адресу: г. Тверь, наб. А. Никитина, д. 22, центр. корп. ТГТУ, ком. 206;
    * по электронной почте: or-karavan@yandex.ru
    Списки участников, допущенных ко второму туру олимпиады, будут опубликованы в еженедельнике «Караван+Я», а также размещены на сайтах ТГТУ (www.tstu.tver.ru) и еженедельника Караван+Я» (www.karavan.tver.ru), а также портала www.etver.ru.
    Оформление ответов на задания олимпиады:
    1-й вариант: рукописный, аккуратным разборчивым почерком на листах белой бумаги формата А4;
    2-й вариант: машинописный (распечатанный на принтере или в виде файла формата *.doc, отправленного по электронной почте), шрифт Times New Roman, размер 14, через 1,5 интервала, поля: левое - 2.5 см, верхнее, нижнее, правое - 1.5 см.
    Ответы на задания по математике, физике, химии должны обязательно включать в себя ход решения.
    Работы участников олимпиады, которые неправильно выполнили все указания по регистрации и оформлению комплекта заданий, не проверяются.
    Работы не возвращаются и не рецензируются.
    КСЕРОКОПИИ АНКЕТ И ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ.

Русский язык

    I ТУР
    Задания А1 - А12 предполагают один правильный ответ. Его необходимо записать по образцу: А1- 3, А2 - 1, А3 - 4 и т.д.
    В задании А13 ответом должно быть сочетание цифр и букв, например: 1А, 2Б, 3В. Задание А14 следует переписать и расставить недостающие знаки препинания. Задание А15 - это сочинение на одну из предложенных тем. Исправлений быть не должно.

    А 1. В каком ряду во всех словах количество звуков и букв совпадает?
    1. гигантский, предъяви, подстричь
    2. медальон, объединение, прелестное
    3. создаешь, поющие, местность
    4. уязвить, вскользь, разъярившийся
    А 2. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?
    1. догнала, жалюзи, уведомить
    2. разлучит, одолжит, знамение
    3. эксперт, ждала, включит
    4. каталог, диспансер, украинский
    А 3. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
    1. разработка, раскапывая, выходец
    2. заглохший, засорение, подоконник
    3. застекленный, наездник, засмеявшись
    4. потихоньку, приплясывают, разморозивший
    А 4. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?
    1. свежесть, куда-либо, небольшой
    2. водянистый, лотерейный, продержать
    3. бессмысленно, размышление, пароходный
    4. голосование, звездный, заморский
    А 5. В каком ряду нет ошибок в образовании формы слова?
    1. пара туфлей, килограмм ананасов, трое братьев
    2. у обоих мальчиков, лягте отдохнуть, прочитая рассказ
    3. около трехсот студентов, пачка макарон, обожгетесь
    4. скоро выздоровеет, без золотых погон, к две тысячи восьмому году
    А 6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
    Услышав длинный гудок,
    1. только после этого можно набрать номер.
    2. наберите номер абонента.
    3. набирается номер абонента.
    4. значит, линия свободна.
    А 7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
    1. Все, кто приближается к площади Искусств в Санкт-Петербурге со стороны Невского проспекта, еще издали видит стоящую на постаменте фигуру Пушкина.
    2. По словам Достоевского, в романе «Евгений Онегин» Пушкин явился истинно народным писателем.
    3. По приезде в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.
    4. Некоторые из писем, написанных А.Н. Островским накануне его отъезда в Щелыково, хранятся в московском музее драматурга.
    А 8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
    1. непр…емлемый, пр...дать гласности, пр…вилегированное положение
    2. подн…готная, ск…чок, пор…вняться с автомобилем, пок…яние
    3. сверх…нициативный, пред..стория, пред…нфарктный
    4. не…добровать, бе…сребреник, ди…баланс
    А 9. Е пишется в обоих случаях
    1. закле…вший, деревья в ине…, обита…т
    2. когда вышл…те, о чароде…, обезум…л от страха
    3. предвид…в, о весенн…й капел…, бел…зна
    4. раста..в, стел..т постель, неж…нка
    А 10. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
    1. (пол)комнаты, (по)турецки, (красно)синий
    2. (военно)обязанный, (давным)давно, там(же)
    3. (народно)демократический, (кое)чем, (по)латыни
    4. (экс)чемпион, (перекати)поле, (псевдо)наука
    А 11. -Н- пишется на месте обоих пропусков в предложении
    1. Днем было ветре…о, по тротуару неслись наперегонки листья и какие-то рва…ые бумажки.
    2. В миске была пече…ая в золе картошка, ржа…ые лепешки на сале и еще кое-что.
    3. Мобилизова…ые солдаты не были достаточно подготовле…ы для морских битв.
    4. В гости…ой на столе давно пылился еще не чита…ый роман.
    А 12. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
    1. Солнце высвечивало черепицу на крышах, и плоские окна каменных домиков, и узкие улицы.
    2. Я изумлялся его могучей энергии и юмору и, вернувшись в Англию, в книге об этой экспедиции пытался нарисовать его портрет.
    3. Книга - источник знаний и поэтому ее надо любить.
    4. Гипотезы как леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово.
    А 13. Укажите тип каждого предложения по структуре.
    1. «Золотая лихорадка», оставившая мужчин без женщин, а значит, и без обеда, вынудила этот город создать сеть «общепита», особенность которого предопределила гастрономическую судьбу страны.
    2. До сих пор американский ресторан предпочитает деловой ланч приватному ужину, однако здесь не любят смешивать развлечения с хлебом насущным
    3. В Старом Свете ресторан создается под повара, в Новом - вокруг национальной кухни.
    А. Простое. Б. Сложносочиненное. В. Сложноподчиненное. Г. Бессоюзное сложное.
    А 14. Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания.
    Катя Новикова - маленькая толстенькая девочка с круглым румяным лицом, светлыми, по-мужски подстриженными волосами и черными блестящими глазами. Я думаю, что когда она начинала свою фронтовую жизнь, военная форма топорщилась на ней и девочка выглядела неуклюжей и комичной. Сейчас это подтянутый, бравый солдатик в больших не пропускающих воду сапогах и в защитной гимнастерке, которая заправлена в широкий кожаный пояс опытной рукой….. (Е. Петров)
    А 15. Напишите сочинение на одну из предложенных тем:
    1. Я горжусь своей семьей.
    2. История моей семьи.
    3. Любимое занятие в моей семье.
    4. Будущее России - это будущее твоей семьи.
    5. Гармоничное развитие семьи - залог процветания общества.
    6. Крепкая семья - крепкая Россия.
    7. Семья и общество.
    8. Семейный отдых.
    9. Проблема отцов и детей … Миф или реальность?
    10. Религиозные основы семьи.
    Объем сочинения не менее 150 слов, но не более 300 слов.

Физика

    I тур
    Задача 1
    Брошенное вертикально вверх тело побывало на высоте 10 м дважды с интервалом в одну секунду. Пренебрегая сопротивлением воздуха, найти начальную скорость тела. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.

    Задача 2
    К концам невесомой нити, перекинутой через легкий блок, подвешены в вертикальном положении два одинаковых тонких металлических стержня длиной 12 см каждый. Стержни до середины погружены в воду. Один их них сместили вниз на расстояние х<6 см, а затем отпустили. Доказать, что после этого система начнет совершать гармонические незатухающие колебания; найти период этих колебаний. Трением в блоке, а также сопротивлением воды и воздуха пренебречь. Плотность металла принять равной 7500 кг/м3, плотность воды – 1000 кг/м3, ускорение свободного падения - 10 м/с2.

    Задача 3
    Воздушный шар заполнялся легким газом, имеющим температуру 400 К , до давления 200 кПа. При этом давление окружающего воздуха составляло 100 кПа, а его температура была равной 300 К. Шар начал подъем с ускорением 5 м/с2. Подъем прекратился, когда температура газа сравнялась с температурой воздуха. Найти давление окружающего шар воздуха в этот момент. Считать, что благодаря эластичной оболочке разность давлений газа и воздуха остается неизменной; ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.

    Задача 4
    Две лампы, сопротивление одной из которых равно 10 Ом, соединены последовательно и питаются от источника с ЭДС 66 В и внутренним сопротивлением 5 Ом. При этом обе лампы вместе потребляют мощность 121 Вт. Какую мощность будет потреблять каждая из ламп, если их последовательное соединение заменить на параллельное?

    Задача 5
    В опытах по исследованию фотоэффекта были измерены следующие величины: падающий световой поток Ф = 3 мВт; фототок насыщения iнас = 60 мкА; задерживающая разность потенциалов Uз = 0,5 В. Длина волны красной границы фотоэффекта для исследуемого металла lкр= 496,5 нм. Определите по этим данным, какая часть (в процентах) падающего светового потока расходуется на выбивание электронов из металла. Постоянная Планка h = 6,62.10-34 Дж.с; скорость света в вакууме с = 3.108 м/с; элементарный заряд е = 1,6.10-19 Кл.

Математика

Чтобы увеличить картинку, щелкните по ней




















Химия

    I тур
    1. Назовите элементы 4-го периода периодической системы, в атомах которых содержится пять валентных электронов. Напишите электронные формулы атомов этих элементов. К какой группе и к какому электронному семейству принадлежит каждый элемент? У какого из них в большей степени выражены металлические свойства? Почему? Какой из элементов образует газообразное соединение с водородом?
    2. При сжигании 7,2 г органического вещества, плотность паров которого по водороду равна 36, образовалось 11,2 л (н.у.) углекислого газа и 10,8 г воды. Определите молекулярную формулу исходного вещества. Установите строение этого соединения, если известно, что при радикальном хлорировании его может образоваться только одно монохлорпроизводное.
    3. Смесь нитрата, иодида и хлорида калия массой 68,3 г растворили в воде и обработали хлором - в результате выделилось 25,4 г иода. Такой же раствор обработали нитратом серебра, при этом образовалось 75,7 г осадка. Вычислите массовые доли солей в исходной смеси.
    4. Газ, выделившийся при действии 3,0 г цинка на 18,7 мл соляной кислоты плотностью 1,07 г/мл с массовой долей HCl 14,6%, пропущен при нагревании над 4,0 г оксида меди (II). Рассчитайте, каким объемом разбавленной серной кислоты с концентрацией 0,5 моль/л следует обработать полученную твердую смесь, чтобы выделить из нее металлическую медь. Какая масса меди при этом получится?
    5. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно из неорганических соединений получить этиловый эфир уксусной кислоты (этилацетат). Укажите условия проведения предложенных реакций.

Обществознание

    I тур
    1. Дайте определение экономической подсистеме общества и характеристику ее функций (трех по выбору).

    2. Дайте определение социальной подсистеме общества и характеристику ее функций (трех по выбору).

    3. Дайте определение политической подсистеме общества и характеристику ее функций (трех по выбору).

    Участнику олимпиады следует выбрать для написания работы одно из трех заданий.
    Выполнение каждого из них предполагает:
    - определение понятия «система»;
    - формулировку понятия общества как сложной динамической системы;
    - определение названной подсистемы общества;
    - содержательную характеристику ее функций и основных типов;
    - характеристику особенностей функционирования названной подсистемы в современной России.
    Работа должна быть логично выстроена, выводы аргументированы и проиллюстрированы фактами общественной практики.
    Объем работы не должен превышать 5 (пяти) машинописных (компьютерных) страниц.В случае использования цитат и иллюстративных данных необходимо делать ссылки на источники. Приветствуется составление в конце работы библиографического списка (списка использованной литературы).
    В случае использования цитат и иллюстративных данных необходимо делать ссылки на источники. Приветствуется составление в конце работы библиографического списка (списка использованной литературы).


АНКЕТА УЧАСТНИКА

Чтобы увеличить картинку, щелкните по ней
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru