Архив номеров


    В миссионерском отделе тверской епархии светло и уютно. Просторная комната оснащена современной аудио- и видеоаппаратурой, вокруг все новенькое: диван, стол и даже набор канцелярских принадлежностей. Иерей Георгий Белодуров задумчиво крутит в руках флэшку и периодически отвечает на звонки мобильного телефона. Отец Георгий - один из самых известных тверских блоггеров: он активно пишет в «Живой журнал», строчит комменты, завешивает посты и частенько заглядывает на сайт «Одноклассники.ru». Мир вокруг меняется, научно-технический прогресс затрагивает даже такую традиционную сферу, как церковь. Два дня мы с отцом Георгием пытались нарисовать образ современного священника, пока не поняли одну простую вещь: служители церкви изменяют свой облик только внешне. Основное же - любовь и верность Богу - остается непоколебимым. Впрочем, Интернет позволяет гораздо более эффективно нести православие в массы.

Всемирная паутина в углах кельи


     - Отец Георгий! Вы активно приветствуете все новинки современной жизни, а церковь для большинства людей - это традиция и консерватизм. Нет ли в этом противоречия?
    - У священников своя шкала ценостей: они просто должны быть ближе к Богу. Старинные бытовые интерьеры - это хорошо, и в скромно обставленной келье старого монаха я чувствую себя весьма уютно. Но мы живем в XXI веке, поэтому я принимаю современные условия и стараюсь им следовать. Если я буду раздражаться, кому станет лучше?
    - Как и когда вы приобщились к интернет-культуре?
    - Это произошло случайно. В начале 90-х один мой друг работал провайдером. С его легкой руки я изучил пособие по HTML и зарегистрировал свой первый сайт под названием «Дом святого Спаса». В сети тогда было считанное количество православных страничек. Я рассказывал посетителям о своем пути к вере, публиковал записки апологетического характера, сам создал словарь православных терминов. Сайт потом закрылся по финансовым обстоятельствам, а моя дружба с Интернетом продолжилась.
    - Не страшно было осваивать виртуальный мир?
    - Сначала я считал, что Интернет - это территория врага, 99% которой - порнография. В этой сфере отсутствует цензура: все мерзкое, что человек сдерживает в реальной жизни, в самом грязном и непристойном виде плавает в виртуальных сетях. Но потом я понял, что всемирная паутина может выполнять и другие задачи. Посредством Интернета я проповедую и объясняю церковные заповеди большому количеству людей, даю советы и совершаю духовное окормление, рассказываю о старине и церковных канонах. Таким образом, я «живу» в сети больше десяти лет.
    - А ваш ник в Интернете?
    - Fater_go, «папочка Го», так меня дочка в детстве называла. Ник жены - «холесика», что на домашнем языке означает «хорошенькая». Все это наши семейные ласковые словечки.
    - В вашем блоге встречается много выражений из «йезыга красафчегов»: в общем, «аффтар жжот»! Как вы сами оцениваете это явление?
    - Интернет - это субкультура с особыми терминами, и в некоторых случаях их можно употребить. Другое дело - чтобы это не касалось внутренней культуры человека. Я должен находить общий язык с разными людьми: и с нищим на церковной паперти, и с истинно духовным человеком на исповеди, и с посетителем моего блога. Главное при этом - оставаться собой.

Вместе с «зелеными» по стопам Бакунина


    - Вы не сразу пришли к религии...
    - Я родился в атеистической семье: мой отец был офицером, мать - домохозяйкой. Учился в математическом классе, мечтал стать археологом, очень увлекался историей, а в итоге поступил на физический факультет ТвГУ. По специальности я физик-теоретик. Первая мысль пришла ко мне в четыре года, я ее помню: «Если смерть - окончание всего, тогда жизнь не имеет смысла». Я протестовал против смерти как таковой и всегда стремился постичь истину. Может быть, я уже тогда находился на подступах к вере.
    - В школе, наверное, были активистом?
    - И в школе, и в университете. Я был постоянным участником музыкальных групп и всех студвесен. Стал одним из основателем клуба современной песни (КСП) при ДК «Металлист», хотя мои собственные песни были ближе к року. Наверное, потому, что рок-музыканты были людьми вне системы... Мне нравились такие группы, как «Genesis», «Yes», «Nazareth». Интересно, что среди их песен мне часто попадались тексты христианского содержания, например, вот эта... (и отец Георгий напевает песню на английском, обеспечивая качественный подстрочный перевод). Там постоянно повторялась одна строчка: «Если бы это был последний день в твой жизни, что бы ты сделал тогда?»
    - Вы, как и рок-музыканты, выступали против Системы?
    - Я всегда был романтиком и верил, что добро в итоге победит. Советское время заставляло людей обращаться к своему внутреннему миру и искать смысл между строк. Мы много читали «анархиста» Бакунина, распевали песни антисистемного содержания. В наших разговорах была неприкрытая дерзость. Своим поведением мы будоражили ближайшее окружение. Я удивлен, что нас тогда не арестовали.
    - А потом вы с радостью встретили демократию...
    - Мы ничего не знали о демократии и о своей роли в истории, а просто хотели свободы. Когда в 1987 году наступила гласность, я как раз преподавал в политехе общую физику. Сразу же вступил в неформальное политическое движение «Социальная инициатива», потом возглавил тверскую партию «зеленых», а затем вошел в группу «Возвращение», которая требовала вернуть городу его историческое название. За политическую деятельность меня уволили из политеха, я устроился снабженцем на вагонзавод. Я понимал, что общество глобально меняется и верил: завтра будет новая, лучшая жизнь. Хотелось немного поучаствовать в ее построении: где-то сказать слово правды, где-то задать открытый вопрос. Для меня были важны именно нравственные изменения, гораздо менее - материальные. Мне еще при советской власти предлагали поднять один колхоз в Старицком районе. Я тогда отказался, так как не знал сельского хозяйства. А сейчас жена говорит: «Зря не согласился, вот бы зажили...» (смеется).

К религии вдоль по логической цепочке


    - Как же вы встали на путь веры?
    - Я искал правду в разных религиях. Много изучал восточную мистику, увлекался йогой. К православию меня привела простая логическая цепочка:
    1. Можно придумать религию самому, но тогда получается, что до тебя никто не знал Бога и не обращался к нему за помощью. Этого быть не может, поэтому следует искать в том, что есть.
    2. Во многих религиях Бог бесчувственный, он не может слышать и понимать. Я же выбрал для себя Бога-личность - того, к которому легко можно обратиться.
    3. Бог-личность присутствует в христианстве, мусульманстве и иудаизме. Если взять иудаизм: до сих пор непонятно, почему евреи считают себя избранным народом, это очень сильно смущает. В мусульманстве между Богом и человеком зияет огромная пропасть. В христианстве же человек более близок Богу. Я выбрал для себя эту веру.
    Я сознательно пошел креститься в 29 лет. Стал активным членом Союза православных мирян. Спустя некоторое время меня рукоположили в диаконы.
    - Как изменилась ваша жизнь после принятия сана?
    - Резко упали доходы в семье. В 1991 году я открыл частное предприятие, стал хорошо зарабатывать, купил машину и две дачи (сейчас одну продали, вторая сгорела). После принятия сана я сознательно отказался от достатка и комфорта ради службы Богу.
    - Не жалеете о былом успехе?
    - Ничуть. Только когда я стал священником, я понял, что такое счастье. В христианстве я как дома. Здесь я нашел правду.
    - Как ваша жена отреагировала на такие изменения?
    - Матушка не очень хотела быть попадьей, но моя жизнь стала для нее самым главным доводом. Она видела, что я молюсь и все делаю на пользу церкви. У супруги резко изменился социальный статус. Теперь все к ней относятся как к жене священника: требовательно и уважительно. Тем не менее она во многом остается светским человеком, носит короткую прическу и терпеть не может юбки. Раньше она работала в отделении милиции, участвовала в задержании опасных преступников. Потом переключилась на медицину. Брутальная жизнь сказалась на характере жены: она человек твердый и очень сильный. После моего священства матушка осталась без работы. От избытка свободного времени начала писать художественные произведения, одно из них уже готово к изданию. Но я ее книг не читаю: они с медицинским уклоном, а я с этим делом не в ладах.
    - Просто семейный печатный двор! Вы ведь тоже являетесь автором фантастического романа...
    - Да, когда я входил в Союз православных мирян, участвовал в издании газеты. А жена (она у меня любит детективы и фантастику) начала приставать, чтобы я для нее сочинил что-нибудь в этом духе. Я так просто написал страниц десять, а потом и двадцать, и тридцать... Жена и ее подруги были в восторге: каждую пятницу читали вслух новый кусок из моего романа. Вслед за Малдером и Скалли из «Секретных материалов», моими героями стали Мелкий и Шкалик. Они борются с бесами, которые хотят нарушить устройство мира. Главное в моем произведении - православные чудеса, которые встречаются на каждом шагу.
    - Вы умеете видеть удивительное в обыденном. А каковы самые оригинальные требы, которые вам приходилось выполнять?
    - Один раз я отпевал глухонемого с сурдопереводом. В молитве произносил «живот», что на церковнославянском значит «жизнь», а переводчик показывал на известную часть тела. Мы тогда с трудом поняли друг друга... А когда отпевал актера в театре, там только восхищенной публики не хватало: лицедеи приняли меня за коллегу по цеху и ждали, насколько удачно я справлюсь со своей ролью. Однажды присутствовал на похоронах алкоголика, которому друзья положили в гроб спички и стакан, чтобы хорошо погулять на том свете. Бутылку, правда, пожалели - сами выпили.
    - Вернемся к тому, с чего начали: каким должен быть современный священник?
    - Он должен быть открыт для мира и для каждой души. Он может разговаривать современным языком, но при этом беречь и хранить то, что завещано в Писании. Священство за последние годы сильно изменилось. Но главное - любовь к Богу - останется навсегда. Случайных людей в священстве не бывает, все - интересные и достойные. А какой я - знает только Бог.

Любовь КУКУШКИНА



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru