Архив номеров


    Так исторически сложилось, что Тверь, богатая наследница духовного прошлого России, после Октябрьской революции практически в одночасье лишилась своего достояния. Большинство храмов, которыми по праву гордилась тверская земля, были снесены. Древняя столица Верхневолжья сменила свое исконное название на имя «всесоюзного старосты» Михаила Калинина. Улицы, названия которых носили отпечаток древней истории города, увековечили имена идеологов коммунизма, народовольцев, организаторов терактов, унесших жизни царя Александра II и других государственных деятелей. Свое лицо потеряли целые населенные пункты. Так, поселок Кузнецово, издавна славившийся своей фаянсовой посудой, стал называться именем малоизвестного революционера П. Конакова.
    Возвращение Твери исторического названия положило начало возрождению древней земли. Тогда в городе снова появились улицы Трехсвятская, Новоторжская и Симеоновская. Чуть позже были переименованы переулок Специалистов в переулок Татарский и улица Равенства в улицу Академика Каргина. Но дальше этого дело не пошло. В начале 2000-х вопрос о возвращении улицам исторических названий был поднят вновь. Однако решение депутатов гордумы было неутешительным - исторические названия пока возвращать не будут. С тех пор прошло почти полтора года. Многие депутаты того созыва оказались на нарах – они принимали другие решения, за взятки (а некоторые считают их посадку Божьей карой за то, что тверские улицы так и остались носить имена преступников). Изменился ли взгляд общественности на этот вопрос, мы решили узнать у людей, так или иначе связанных с духовным наследием нашего города.

    Валерий ГУСЕВ, председатель совета общественной организации многодетных семей «Семь и Я», предприниматель, меценат:
    - Имя человека, данное ему при рождении, оказывает большое влияние на его дальнейшую жизнь. Так же и название города или улицы отражается на судьбе их жителей. Назовите, например, улицу Злодеевской - кто захочет на ней жить? А ведь многие улицы в Твери названы именами самых настоящих злодеев, которые не имеют никакого отношения к истории нашего города. Софья Перовская, Зинаида Коноплянникова, Андрей Желябов - их руки обагрены кровью русских людей, служителей Отечества.
    Пройдитесь по нашему городу - по улице Советской к площади Ленина, к памятнику Карлу Марксу, на площадь Революции. А ведь раньше эта площадь называлась Соборной. Почему бы не вернуть ей прежнее название, тем более что сейчас принято решение о восстановлении Спасо-Преображенского собора? А то что же получится: Спасо-Преображенский собор на площади Революции? Парадокс.
    Как можно говорить о воспитании патриотических чувств у молодежи - и продолжать жить в городе, где улицы названы именами людей, способствовавших разрушению Российского государства? Бороться с терроризмом - и увековечивать имена террористов в географических названиях?
    Больше года назад наша инициативная группа собрала более тысячи подписей в поддержку переименования улиц Твери и внесла на рассмотрение городской Думы. Однако эта инициатива не нашла поддержки, депутаты мотивировали свой отказ тем, что это дорого стоит. Я не думаю, что это требует каких-то больших затрат. Тем более что будущее детей важнее.
    А возьмите названия тверских мостов. Старый и Новый. Ну что это за названия? Фактически эти мосты безымянные. А ведь так называемый Новый мост был привезен в 1950 году в Тверь из Санкт-Петербурга, где он до этого простоял 100 лет. Это первый железный мост в России. В те времена он назывался Благовещенский-Николаевский, потому что на нем находилась часовня Николая Чудотворца. Почему бы сейчас не вернуть мосту его историческое название, установить на нем образ Николая Чудотворца, покровителя всех путешествующих? Может, глядя на него, водители станут дисциплинированнее, и это поможет уменьшить число аварий на тверских дорогах?


    Сергей РОГОЗИН, депутат Городской Думы, руководитель горкома КПРФ:
    - Я глубоко убежден, что аналогии с терроризмом в этом случае несправедливы. Нельзя причислять народовольцев к басаевцам. В те времена бороться с царизмом за народные идеи можно было, только жертвуя собой. Имена этих людей тесно связаны с историей России. А историей нельзя пренебрегать. В Париже, например, стоит памятник Робеспьеру, и никто не собирается его сносить. Я считаю, неверно подгонять все произошедшее под современную идеологию. А если мы будем бесконечно переписывать историю, ее у нас просто не будет.
    И при том нельзя бесконечно переименовывать улицы. Многие до сих пор еще не могут привыкнуть к названиям Трехсвятской или Новоторжской улиц. А тут появятся еще и другие. Нужно уважать выбор, сделанный прошлыми поколениями. Неверно постоянно вмешиваться в ход истории, главное - не повторять сделанных ошибок.

    Татьяна ЛЮБИНА, председатель Тверского историко-генеалогического общества, доцент кафедры отечественной истории ТвГУ:
    - В принципе я не против переименования улиц. Однако это дело затратное. И к тому же встает вопрос, какие названия давать после переименования. Ведь раньше большинство улиц Твери называлось по имени храма, который стоял на этой улице. Сейчас многие церкви не сохранились и названия утратили свой смысл. Изменились и сами улицы. Например, если переименовать улицу Желябова в Козьмодемьяновскую, никто не поймет, что прежнее название произошло от имени храма Козьмы и Демьяна, который стоял на ней. Будут называть ее Космодемьяновской - по имени Зои Космодемьянской. Или Трехсвятская - люди так и не знают, что эта улица раньше упиралась в усадьбу тверского архиепископа, называемую Трехсвятской. Утрачена историческая основа наименования этих улиц. А ведь названия должны быть говорящими, должны пробуждать в людях интерес. Поэтому нельзя говорить об однозначном возвращении улицам старых имен. К тому же и до революции эти названия менялись не один раз. Спрашивается, какое из них возвращать? (Одно из названий улицы Коноплянниковой, например, было Смертоносная - по ней шли погребальные процессии на Волынское кладбище. А бульвар Ногина раньше назывался Птюшкино болото. - Прим. ред.)
    А вообще, на мой взгляд, стоит создать комиссию, в состав которой войдут представители администрации области, города, историки, филологи, которые непосредственно займутся вопросами переименования.


    Отец Роман МАНИЛОВ, священник храма Покрова Божьей Матери, кандидат исторических наук:
    - Церковь всегда отрицательно относилась к деятельности коммунистической партии и ее последователей. Желябов, Перовская, Коноплянникова и им подобные сделали много зла русскому народу и недостойны, чтобы их именами называли улицы. Я считаю, что все равно улицам нужно обязательно вернуть прежние названия или подумать о присвоении других имен. Хотя все улицы, о которых идет речь, находятся в центре города и у них есть свои исторические названия.
    Сегодня все чаще заходит речь о возвращении традиций. Из уст членов правительства звучат призывы о возрождении исторического наследия. Скоро в Твери состоится грандиозное мероприятие – Международные дни славянской письменности. Это показывает, что мы начали обращаться к тем страницам истории, которые раньше были закрыты от нас. А церковь во все времена была хранительницей традиций.
    Возвращение прежних названий - это дань истории. И вернуть имена нужно не только улицам. Почему бы не вернуть перенесенному из Санкт-Петербурга Новому мосту название Никольского? Сейчас в Санкт-Петербурге всем мостам возвращены их исторические названия: Благовещенский, Измайловский… Я думаю, этот опыт стоит применить и в Твери.

    Борис РОТЕРМЕЛЬ, председатель Тверского клуба краеведов:
    - Думаю, что сейчас на страницах СМИ нужно проводить серьезный исторический ликбез. Потому что слышишь от серьезных людей, депутатов, такие заявления, что просто диву даешься их безграмотности. Они не знают, что улицы в Твери назывались по имени храмов, которые на них стояли. Разве можно говорить об улице Козьмодемьяновской, названной в честь храма Козьмы и Демьяна, известных православных святых, что она называется по имени Зои Космодемьянской! Или заявлять, что народовольцы пострадали за интересы народа! Это же просто смешно! Эти люди просто не разбираются в нашей истории. Их ошибки из-за бездуховности.
    Если раньше люди поселялись на улице и давали ей название, то оно должно сохраниться. Эти наименования придуманы не нами, и не нам их изменять. В памяти коренных жителей Твери до сих пор живы прежние названия улиц. Помню, моя мама говорила: «Сходи к Скорбященской за хлебом». Для нее эта улица так и осталась Скорбященской, несмотря на то что ее переименовали в ул. Володарского. А какая история у улицы Советской. Она была спроектирована в XVIII веке и названа Екатерининской в честь Екатерины II, которая фактически заново отстроила наш город после пожара. Именно в Твери было положено начало каменной регулярной планировке градостроения в России. С этого времени в нашей стране стали планировать строительство городов. В 1777 году жители Твери в благодарность воздвигли императрице первый прижизненный памятник. Екатерининская улица была переименована в Миллионную императором Павлом, который недолюбливал мать. Почему бы сейчас не признать ту большую роль, которую сыграла Екатерина II в возрождении нашего города, и не вернуть Советской улице ее первоначальное название? Ведь вот в Вышнем Волочке поставили памятник Екатерине II только за то, что она перевела Волочек из разряда поселка в город. А у нас она фактически из пепла воссоздала целый город. И что? В Твери нет ни одного памятника императрице.
    Новые улицы пусть называют как хотят. Есть, например, проспект Ленина, построенный после революции, пусть так и остается. Это часть нашей истории. А мы должны гордиться своей историей, а не извращать ее.


    Отец Леонид ВОДОЛАЗСКИЙ, настоятель храма в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (на улице Володарского, бывшей Скорбященской):
    - Улицы нашего города увековечили имена людей, которые разрушали Россию.
    Раньше улица Володарского, на которой стоит наш храм, называлась Скорбященской. Но это не значит, что это улица скорби. Она была названа в честь тех, кто ищет духовной радости. Как и наш храм именуется в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Если людям не понятны названия улиц, нужно рассказывать им об этом, разъяснять.
    Ведь коммунисты не зря меняли названия улиц. Почему Никольской улице, названной в честь Николая Чудотворца, дали имя террористки Софьи Перовской или Трехсвятскую назвали именем коммунистического деятеля Урицкого? Эти вещи делались сознательно. И если, например, Масленица - языческий праздник жертвоприношений - был воцерковлен, то есть церковь покрыла языческое, то коммунисты, наоборот, церковное покрывали языческим. Кто-то сознательно борется с нашей памятью, старается, чтобы мы забыли прошлое. Современное поколение уже не знает, кто такой Ленин, не знает правду о Великой Отечественной войне. И с именами улиц происходит то же.
    Нужно вернуть улицам прежние названия. И мы готовы собрать не одну сотню подписей и собирали уже в поддержку этого. А чтобы сохранить историческую справедливость, можно повесить в начале каждой улицы табличку, что в таком-то году она называлась так-то, а в таком-то так-то. Люди смогут пройтись, наглядно познакомиться с историей города. Это будет и интересно, и полезно узнать, например, что на месте какого-то казино или школы раньше стоял такой-то храм. Кроме того, это хорошая идея для привлечения туристов.

    К сожалению, в преддверии праздника нам так и не удалось переговорить с председателем комиссии по вопросам местного самоуправления и законности городской Думы Александром Деревянко, в компетенцию которого входят и вопросы переименования улиц. Но в пресс-центре нам объяснили, что у этой идеи в 2006 году было много противников. С тех пор в гордуму никаких заявлений по этому поводу не поступало. В случае если общественность решит снова поднять вопрос о переименовании улиц и соберет достаточное количество подписей, заявление граждан будет вынесено на рассмотрение комиссии, возглавляемой все тем же господином Деревянко, а после этого судьбу вопроса будут вновь решать депутаты гордумы. Что ж, будем надеяться, что за полтора года взгляды жителей и наших депутатов могут измениться и Тверь все-таки получит шанс вернуть незаслуженно забытые страницы своей истории.

Елена ПАВЛОВА




    Меня давно интересует вопрос: как правильно говорить «тверитянин» или «тверичанин»? Губернатор Дмитрий Зеленин говорит «тверитянин»,а мэр Твери Олег Лебедев - «тверичанин». Примерно так же разделились и газеты. Те, которые ближе к губернатору, пишут «тверитянин», а «мэрские» пишут «тверичанин». Как правильно? Александр Петрушенко, Тверь
    Ответ Геннадия Климова
    - Среди лингвистов бытует мнение, что допустимо говорить и так и так. Считается, что вариант «тверичанин» возник недавно по аналогии с «москвичом». А вариант «тверитянин» - это более древняя форма.
    Отчасти это правильно, но здесь есть очень важный нюанс. Корни разделения понятий твер -тянов и твер -чанов уходят в самую древность, еще в каменный век. И это разделение более глубокое и более древнее, чем многие предполагают.
    Тяны, или Ваны (Иваны - Wanen), в скандинавской мифологии - боги воды, мореходства и торговли. Это в арийских терминах - силы РА, или почитатели солнца. Сегодня этому понятию соответствует, наверное, «европеец». Не слово «европеец», а понятие.
    Чаны - это в ведийской философии почитатели лунных культов. Люди востока, Ары.
    В географическом смысле местность «Чан-и-чан» соответствует определению «Ханаана» - низменность с двумя озерами и рекой, их соединяющей. Скорее всего, во времена последнего Валдайско-московского оледенения 45-12 тысяч лет назад эта местность располагалась в низине на границе Конаковского района Тверской области и Клинского района Подмосковья. Здесь было два огромных озера, образованных тающими ледниками. На их берегах и прошло детство человечества, которое длилось почти 25 тысяч лет.
    После расселения народов воспоминания об этой местности сохранились во всех без исключения эпосах и древних книгах.
    Например, в Новосибирской области России, на Барабинской низменности, расположены два озера - Чаны и Малые Чаны, которые соединяет река Чулым, и к ним примыкает река Каргат.
    Инь, или Чань, - название раннего государства в Китае (XVI-XI вв. до н.э.). В период Инь появилась в Китае иероглифическая письменность - так называемые гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах. Правда, в Китае случилось это почти на 40 тысяч лет позже, чем на территории современной Твери.
    Общинники (чжун, чжунжэнь) фактически находились на положении государственно зависимых.
    К XIV в. до н.э. уже сложилось государство, во главе которого стоял ничем не ограниченный царь - ван.
    Ян и инь (чан) - в китайской философии, как и в скандинавской, и славянской, и еврейской, - два начала: ян - светлое, активное, мужское, духовное начало; инь - темное, пассивное, женское, вещественное начало.
    Ян и инь, достигая предела, превращаются друг в друга и выражают противоположные, сменяющие друг друга явления: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужского и женского начал, неба и земли и т.д.
    По сути, когда вы говорите «тверитянин», то вы произносите «я человек солнца, муж», на современный лад - «я европеец». Когда вы называете себя «тверичанин», то вы произносите «я азиат, почитатель луны».
    Еще последователи физиолога Павлова в 20-е годы доказали, что каждый человек находится под воздействие рефлексов, выработанных еще в каменном веке. Каждый человек ощущает себя ваном или чаном (азом) - это безусловное воспоминание о войнах между ванами и азами, которые велись в древности.
    Поэтому губернатор Дмитрий Зеленин называет себя тверитянином. Он ощущает свою принадлежность к европейскому миру. А мэр Лебедев неосознанно произносит «тверичанин». Вероятно, в нем бродит дух подданного Чингисхана.
    Тем не менее я убежден, что правильно называть себя «тверитянин». Дело в том, что Тверь в древности располагалась строго на границе разделения европейского (мужского) и азиатского (женского) миров, но являлась частью Западного мира. Слово «ТверЪ», собственно, это древнейшая древнеславянская руна, которая обозначает «твердь или мужское начало», что сегодня бы соответствовало слову «свобода». Тверитянин - это совершенно понятно было для древнего человека. Это мужчина, воин, торговец, философ, свободный человек. А вот что такое тверичанин? У человека древности осмысление этого слова вызвало бы большие затруднения. Это звучит как «мужчина женская...».
    Я все же предпочитаю во избежание всяческих двусмысленностей называть себя «тверитянином».




    Масляная неделя с ее поджаристыми блинами, румяными пирогами и сорока чашками чая за раз пронеслась и вильнула хвостом за горизонтом. Для православных людей наступили сорок дней Великого поста - самого строгого и серьезного из всех предписанных. «Будете ли вы соблюдать пост и что важнее - духовное или физическое очищение?» Мы задали этот нехитрый вопрос нескольким представителям тверской общественности.

    Николай РУМЯНЦЕВ, соучредитель медицинского центра «Лекарь»; не монах, но ценит вкус халвы:
    - Для меня Великий пост - это не банальная диета, а работа над собой, требующая колоссальных усилий. Я не монах, чтобы исполнять все строгие предписания, и, бывает, разрешаю себе полакомиться запретным плодом. Пост - это прежде всего духовная стезя. Я считаю, что обидеть ближнего - еще больший грех, чем съесть кусочек мяса, и посему очень строго контролирую свои мысли и поступки. Как врач я знаю, что пост полезен для человека: нормализуется обмен веществ, снижается уровень холестерина, из организма выводятся шлаки. Однако дети, кормящие матери, больные люди и старики не должны придерживаться поста, это может сказаться на их здоровье. Решение поститься глубоко индивидуально. Я могу сказать только за себя: один раз ощутив, как здорово преодолеть свои желания и получить за это «награду», я испытал незабываемое чувство благоговения, и с тех пор пощусь уже десять лет. Я не осуждаю тех, кто не соблюдает церковные каноны. Но мой организм уже подготовлен к посту, я жду его с нетерпением. Радоваться можно только тому, что заслужил. Это как вкус халвы, который начинаешь ценить, когда давно не ел.

    Михаил МАРКЕЛОВ, советник вице-спикера Госдумы; строит планы и проявляет лояльность:
    - В течение пяти лет я соблюдаю Великий пост. Считаю, что у многих граждан весьма странное отношение к этому явлению: «Ну, наконец-то я похудею!» Для меня же главное - духовное очищение. Во время «строгих» дней можно переосмыслить прошедший год и выстроить планы на предстоящий. Можно объективно оценить свои промахи и достижения и просто посмотреть на себя со стороны. Во время поста я стараюсь ограничивать себя в эмоциональных проявлениях: в общении с людьми становлюсь более лояльным и менее вспыльчивым. Полностью отказываюсь от алкоголя, который не всегда благоприятно воздействует на поведение. Великий пост я называю «днями доброты». В это время необходимо посещать церковь и осознанно (подчеркиваю, осознанно) исповедоваться. Исповедь - это не формальность, а тяжелейшее испытание. Чтобы на нее решиться, надо осознать, почему ты каешься и почему ты решил прийти к Богу.

    Георгий ВАКУЛИН, певец и врач-хирург; духовно постится каждый день:
    - Я не соблюдаю пост, так как дежурю ночами в больнице и ограничение в еде может привести к сбоям в организме. К тому же я занимаюсь тяжелым физическим трудом. Я считаю, что от гнева, обид и сомнений надо отказываться постоянно, а не только в обозначенные сорок дней. И потом: я считаю, что Бог создал нас такими, какие мы есть. И Он любит нас такими. Любовь к Всевышнему не должна проявляться при помощи символов, которые нам предписывают священнослужители. Пост - глубоко интимное дело каждого.

    Свои комментарии по поводу поста дали представители церкви.

    Отец Георгий БЕЛОДУРОВ: «Пост - как баня для души»:
    - Пост - это время покаяния и очищения человеческой души. В это время нужно разобраться в своем внутреннем мире, отделить хорошее от дурного, а зерна от плевел. Пост - одно из лучших упражнений для развития силы духа. Во время поста человек осознает, что духовное важнее физического. Пост - это не только воздержание в пище, но и избавление от многих грехов, в том числе от грехов по отношению к ближним. Иоанн Златоуст говорил: «Что толку, если я мясо не ем, а своих ближних поедаю?» В пост не допускается развлечений. Поэтому в это время лучше отказаться от походов в ресторан, просмотров кинофильмов и телевизора. Все это отвлекает внимание от внутренней работы. По традиции в пост супруги стараются воздержаться от близости, однако эти вопросы могут решаться на уровне личных духовников. Самоанализ, молитва, посещение богослужений - добрые спутники поста. Для настоящих христиан пост - время желанное, в первый же день им предписано «поститься постом приятным». Пост - это как баня для тела. Многие думают, что верующие сорок дней истязают себя, не понимая, что православным это в радость. Прежде чем воскреснуть, Христос должен был претерпеть страдания, поэтому пост предшествует Пасхе.

    На работе тверских предприятий общественного питания пост почти не сказывается. Хотя некоторые шаги навстречу постящимся делаются.

    Татьяна БЕЛЯЕВА, управляющая бистро «Чикен-Хаус»: «Угощайтесь салатами»:
    - Спрос на нашу продукцию за эти сорок дней не падает. Тем более многие люди активно постятся только в первую неделю. Для тех, кто выбирает только постную пищу, мы можем предложить шаварму без мяса, в которую по желанию добавляется картофель фри.

Любовь КУКУШКИНА



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru