Архив номеров


    Взрослые придерживаются тех убеждений, которые они получили еще в детстве, а поведение человека и его мировоззрение формируются в период, когда он еще не стал подростком. К такому выводу после многолетних исследований пришел известный американский ученый Джордж Барна.
    Эти данные стали подтверждением давно известной истины, которую прекрасно понимало и советское правительство, закладывавшее коммунистическую идеологию в умы и сердца неоперившегося подрастающего поколения, целенаправленно наполняя изображением дедушки Ленина и коммунистическими лозунгами страницы букваря и школьных хрестоматий, цепляя на грудь малышам октябрятские звездочки и повязывая пионерские галстуки. Годы советской пропаганды не прошли даром, до сих пор еще живо поколение, сохраняющее надежду на прекрасное коммунистическое будущее.
    Современная молодежь, лишившись сказок о развитом социализме, почти 20 лет бродила умами, увлекаясь идеями, навеянными то западным, то восточным ветрами. В конце концов, задумавшись о судьбе следующего поколения, российское правительство обратило свой взор на молодежь, решив остановить этот идеологический «сквозняк». В стране начали возникать то одно, то другое молодежное движение патриотической направленности, а в школах появился новый предмет - «Основы православной культуры» (ОПК) - сначала в виде факультатива. Затем некоторые регионы ввели ОПК в обязательную программу обучения. Их примеру последовала и Тверская область: в мае прошлого года «Основы православной культуры» стали частью программы в ряде школ региона.
    Как прижился новый предмет в нашей области и какие изменения внесет в школьную программу новый образовательный стандарт, вводимый в 2009 году? Ответы на эти вопросы мы попытались получить у людей, так или иначе связанных с преподаванием ОПК.

    Татьяна ГВОЗДАРЕВА, старший преподаватель кафедры теории и практики воспитания в Тверском областном институте усовершенствования учителей, курирует подготовку учителей по предмету «Основы православной культуры»:
    - В этом году ОПК поэтапно начинает преподаваться во 2-5 классах школ Тверской области. Главным условием введения этого предмета является наличие квалифицированных учителей. Задача нашего института заключается в подготовке кадров для преподавания новой дисциплины. На двухнедельные курсы по ОПК приезжают в основном учителя начальных классов, литературы, истории, мировой художественной культуры.
    К преподаванию этого предмета нужно подходить очень серьезно. Потому что его цель не просто дать детям знания о православной культуре, а заложить духовно-нравственное основание. Если учитель сам не живет этой жизнью, не прочувствовал все это, он никогда ничего не даст ребенку. Может быть даже хуже: пойдет отторжение, ребенок почувствует, что ему что-то навязывают. Поэтому моя точка зрения в этом вопросе твердая: предмет нужно вводить поэтапно, учитель должен вести уроки по собственному желанию, а не потому, что больше некому. Он должен четко знать основы вероучения, ничего не искажать. Если учитель ходит в храм, участвует в богослужениях, ему проще.
    Наша задача - дать систему, азы, а потом уже сам преподаватель должен читать литературу, углублять свои знания. Это уже работа всей жизни.
    На курсах обязательно проговаривается нормативно-правовая база преподавания, все-таки предмет культурологический, а не религиозный. Поэтому мы подробно объясняем учителям, что можно, а чего нельзя делать на уроке. Учитывая, что образование у нас светское, часто возникают вопросы, можно ли приносить иконы на урок. Конечно, можно. Вопрос, с какой целью? Либо молиться перед иконой, либо как памятник искусства.
    То же касается и Библии. Мы вправе принести эту книгу. Это первоисточник, причем не только по предмету ОПК, но и литературный. Не зная Библии, нельзя понять многих литературных произведений. Какую лекцию бы мы ни читали на курсах, мы начинаем с Библии. Вначале даем библейский сюжет, а уже потом рассказываем о праздниках, вероучении.
    В рамках курса есть сравнительный анализ мировых религий. Даем лекции по исламу, буддизму. Читаем лекции по тверскому православному краеведению. Учителя уезжают очень довольные.
    Однако трудности начинаются на месте. Одна из основных проблем - нехватка учебников для учащихся и пособий для учителей. Сейчас во многих школах используется учебно-методический комплект Аллы Бородиной, прошедший экспертизу в Москве. Мнения и отзывы разные. Кому-то сложно заниматься по этим учебникам, кому-то нравится. Я считаю, что это наиболее разработанный учебно-методический комплект, который имеет и программное, и учебное пособие, рабочие тетради - все готовое для учителя. К сожалению, на сегодняшний день финансовые средства не позволяют обеспечить этими комплектами всех учителей.
    Часто у преподавателей возникает вопрос, что делать, если в классе есть ученики, родители которых исповедуют другую религию, например, ислам. Это, как правило, дети, семьи которых приехали в Тверь не так давно. Поэтому, на мой взгляд, уважая традиции нашей земли, родители должны почитать за честь для своего ребенка изучать историю и культуру той территории, на которой он проживает. Я никогда не слышала об этнических конфликтах в школе. Как правило, эти конфликты подогреваются на уровне СМИ. Нужно просто уважительно относиться к представителям других конфессий.

    Светлана ГОРШКОВА, заведующая кафедрой теологии педагогического факультета ТвГУ, кандидат филологических наук, доцент:
Светлана ГОРШКОВА     - Мы не боимся изменения образовательных стандартов. Тем более что в новом образовательном стандарте судьба предмета оговорена, он остается в школьной программе. Вопрос, в каком это будет виде. Но для нашей кафедры это большого значения не имеет. Мы изначально были за то, чтобы вводить его факультативно, с возможностью выбора для детей и родителей. Наша специализация «Основы православной культуры в начальной школе» существует с 1997 года, когда предмет не был введен в обязательную программу. Во многих школах он преподавался факультативно в виде кружков, частично входил в курс мировой художественной культуры, русской литературы, истории, обществоведения. Ведь главное, чтобы педагог был действительно заинтересован и видел цель своей деятельности, тогда к нему пойдут дети. И не важно, в какой форме это делается.
    В рамках нашей специализации изучаются 33 предмета. Квалифицированная подготовка начинается с первого курса. Все предметы разделены на определенные блоки: история мировых религий, православное богословие, блок педагогических методических предметов (православная педагогика, преподавание основ православной культуры в школе), цикл гуманитарных предметов, куда входит ознакомление с основами христианского искусства (церковным пением, живописью, иконописью, храмовой архитектурой), христианской традицией в русской литературе. Очень интересный краеведческий блок, в котором изучение святынь в разной степени сохранности, это один из путей, по которому нужно идти и учителю, воспитателю, и родителю, привить любовь к тому месту, где человек живет, к истории. У нас прекрасные педагоги: священнослужители Тверской епархии, светские преподаватели, кандидаты наук, доктора, профессора. Уровень преподавания высокий.
    За последние два года работа активизировалась. При кафедре открыта лаборатория православной педагогики, идут курсы повышения квалификации по основам православной культуры. Недавно был первый выпуск: социальные и медицинские работники, воспитатели - люди, которые считают, что эти знания необходимы в их повседневной работе. Сейчас заканчивается второй набор, на курсы приходят все желающие, люди разного возраста от 20 до 60 лет. Кроме того, ведется постоянно действующий семинар для всех желающих по методике преподавания ОПК.
    Очень много минусов в том, как вводится этот предмет, мы считаем, что не готовы учителя, школы, нет соответствующих книг, не хватает квалифицированных кадров. И это большая проблема, потому что лучше делать хорошо, чем плохо.

Анатолий Гурин     Анатолий Гурин, доцент кафедры теологии педагогического факультета ТвГУ, руководитель лаборатории православной педагогики:
    - Интерес среди молодежи очень и очень большой, причем не столько религиозный, а скорее культурологически и исторически направленный. Среди наших студентов, будущих педагогов, были даже мусульмане, причем активно верующие. Они с огромным удовольствием ходили на занятия, объясняя это тем, что эти знания нужны им для профессиональной деятельности, для того чтобы иметь представление о традициях, о корнях православной культуры.

    Студенты 5-го курса педагогического факультета кафедры теологии

    Любовь ВОЛЧКОВА:
Любовь ВОЛЧКОВА     - Я преподаю ОПК второклассникам в школе-гимназии в п. Городня. Им очень нравится. Сейчас мы проходим евангельские притчи, я читаю адаптированные тексты из Библии для детей. Применяю много наглядного материала, ребятам интересно, они задают много вопросов. После каждого занятия выполняют творческую работу, делают рисунки.

    Мария ЗИНОВЬЕВА:
Мария ЗИНОВЬЕВА     - Я из верующей семьи, училась в православной школе, поэтому обучаться на кафедре мне казалось единственно возможным и, конечно же, интересным. Я люблю работать с детьми, поэтому с большим вниманием отношусь к работе в школе. Интересно воплощать полученные знания на практике. Поскольку я преподавала в православной школе, в которой раньше училась сама, увидела, что материал детям доступен, они изучают его с первого класса, для них это ведущий предмет.

Ирина ЛЕСКОВА     Ирина ЛЕСКОВА:
    - На педагогический факультет я поступила осознанно, потому что хотела стать учителем начальной школы. А когда пришла подавать документы, узнала, что есть новая специализация «Основы православной культуры», и решила попробовать себя в этом. Мне самой очень нравится. Считаю в свете духовного возрождения России эту специализацию очень актуальной. Тем более что настоящих педагогов по ОПК сейчас не хватает. Я думаю, мы будем востребованы со временем и сможем донести до детей то, что нам преподают здесь, сможем донести до их сердец ОПК и поможем стать им лучше.

    Елизавета МИШУНКОВА:
Елизавета МИШУНКОВА     - У меня уже есть опыт преподавания ОПК. Я веду закон Божий в воскресной школе при храме в п. Первомайский. Занятия там проводятся в занимательной игровой форме, дети легко воспринимают материал. В школе преподавать сложнее. Некоторые ребята даже не имеют представления, о чем идет речь. Работу значительно упрощают использование наглядного материала и методика, которую преподают здесь на кафедре. Мы проводим различные викторины и конкурсы, это вызывает живой интерес у ребят, помогает им освоить новую программу.

    Павел МОРОЗОВ:
Павел МОРОЗОВ     - Моя история очень интересная. Я попал на кафедру теологии случайно, привела сюда меня моя тетя. К Богу тогда я особого интереса не проявлял, здесь у меня состоялся разговор с о. Николаем, которому я сказал, что не верю в Бога. Эта моя позиция и побудила его предложить мне остаться на кафедре: не верил - поверишь. Так оно и получилось. За пять лет я узнал много нового. Да и работа с детьми очень интересная. Кроме того, я считаю, что в наше нелегкое время, когда произошла потеря идеологии, которую все время насаждали, это хорошее основание для воспитания патриотизма.

    Фарид БАТЫРГАРЕЕВ, заместитель председателя Соборной мечети г. Твери:
    - Позицию мусульман по поводу преподавания в школах «Основ православной культуры» озвучил муфтий. Этот предмет должен преподаваться факультативно по желанию учащихся. При этом им должен быть предоставлен выбор, например, прослушать курс «Основ мусульманской культуры».
    Россия - многоконфессиональная страна, и согласно Конституции церковь в нашей стране отделена от государства. Поэтому в обязательную школьную программу можно ввести историю всех религий.

    Глеб ЧИСТЯКОВ, редактор информационного отдела Русской православной старообрядческой церкви:
    - Духовное образование должно проводиться в рамках храма, воскресной школы, семьи. А в школе нужно преподавать историю религий. При этом каждую главу учебника по этому предмету должна редактировать та конфессия, которой она посвящена. Сейчас главная проблема введения в школах ОПК - нехватка кадров. Трудно подготовить достаточно квалифицированных учителей для преподавания различных религий. А курс истории религий могут читать и историки, и культурологи, и преподаватели других предметов.
    Нравственным воспитанием молодежи должны заниматься независимые от государственной системы образования организации. Например, на базе Покровской старообрядческой общины г. Ржева уже более десяти лет действует летний молодежный лагерь, где ведется духовное воспитание молодежи.
    Для всех религий должен действовать принцип равноудаленности от государственной власти.

Елена ПАВЛОВА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru