Архив номеров


      «Курить в здании музея строго воспрещается! Отдам медведю! С уважением, зав. отделом этнографии». Такой веселой надписью встречали работники отдела этнографии Всероссийского историко-этнографического музея в городе Торжке в прошлом году, когда музей только лишь открылся. Сейчас он уже успел стать достаточно популярным и не только среди жителей города. А в связи с тем, что посетители оказались людьми весьма культурными, мишку, видимо, отпустили в лес.

     В музее в настоящее время представлено несколько экспозиций под общим названием «Русь живая, легендарная».
     Весьма занимательной оказалась экспозиция под названием «Не пьянства ради...» И поскольку тема употребления спиртного весьма актуальна, а большинство населения не знает о восходящих к глубокой древности традициях, связанных с приготовлением и употреблением хмельных напитков, экскурсовод музея Светлана решила нам об этом рассказать...

     Обычай дорогой, чтоб выпить по другой

     - К русским традиционным хмельным напиткам относятся мед, пиво и водка. Пиво и меды на протяжении многих веков русской истории осмыслялись как божественные напитки, которыми распоряжаются святые угодники, как напитки, дающие жизнь и здоровье. А наступавшее опьянение рассматривалось как состояние, необходимое для приобщения к сакральному, божественному. Человек на пиру ощущал прилив жизненных сил, подъем энергии.

     «И я там был, мед-пиво пил...»

     - Мед является одним из древнейших русских напитков. Меды изготавливались из пчелиного меда двумя способами - медоставом и медоваром. Меды, приготовленные первым способом, назывались «ставленые», вторым - «вареные». В котел с ягодами клали кислый мед, полученный особым способом, чтобы ягоды в котле забродили и пустили сок. После этого ягоды с медом томили в печи до полного разваривания и затем оставляли на ночь для отстаивания гущи. На другой день мед переливался в бочонки, засмаливался и ставился в погреб для выдержки на несколько лет.
     При медоварении в мед обязательно добавлялись дрожжи и «вар» (предварительно вываренное с хмелем медово-солодовое сусло).
     С XIV века мед начали сильно сдабривать хмелем. В результате чего его крепость значительно возросла. Само опьянение приобрело иной характер - из веселья оно превратилось в пьянство.

     Пива да вина - лишь бы спина подняла

     - Вторым древним русским хмельным напитком является пиво. Первоначально термин «пиво» для обозначения хмельного напитка не использовался. В X-XII вв. слово «пиво» применялось только по отношению к питьевой воде. И лишь в сер. XII в. появился термин для обозначения алкогольного напитка. Он был высококачественным и благородным напитком. Позднее его стали отождествлять с пивом в современном понимании этого слова.
     Приготовление пива у русских рассматривалось как священнодействие, магическая процедура, правильное проведение которой должно было обеспечить успех праздника или обряда, к которому оно варилось.
     Пиво готовили из двух основных культур - зерна и хмеля. Издревле колос является божественным даром жизни, а прорастание зерна означало продолжение жизни после смерти.

     Вином жажды не запьешь, разве больше наживешь

     - С незапамятных времен человечество употребляет виноградное вино. Считается, что на Русь вино привез князь Олег в 907 году, возвратясь из Константинопольского похода. В течение последующих нескольких веков вино привозилось из Византии и Малой Азии. Оттуда же была позаимствована и культура его потребления: до середины XII века оно разбавлялось водой в пропорции 1:3 (на три части воды брали одну часть вина). Лишь с середины XII века под вином стали понимать чистое виноградное вино, не разбавленное водой.

     Водка вину - тетка

     - Название «водки» - напитка - произошло от слова «вода». Именно в Западной Европе впервые водка (то есть винный спирт, содержащий половину объема воды) получила лат. название «aqua vita» (вода жизни): «водка» - самостоятельное слово, означающее «крепкий спиртной напиток».
     В 1386 г. генуэзское посольство впервые привезло в Россию виноградный спирт. С этим крепким напитком был ознакомлен царский двор, однако он был признан чрезвычайно крепким и возможным для употребления лишь как лекарство и исключительно разбавленным водой.
     В 1429 г. генуэзцы по пути в Литву посетили Василия III Темного и подарили ему aqua vita в качестве лекарства. Но и в этот раз «зелье» не произвело впечатления. Более того, оно было признано вредным, и его запретили ввозить в Московское государство.
     Русские люди познакомились с водкой в конце XV в. Принято считать, что она была изобретена в Московском княжестве, вероятнее всего, в Москве, монахами Чудова монастыря. Долгое время монополия на изготовление водки сосредотачивалась в их руках.
     Русский народ не только изобрел водку, он же выработал и совершенно специфическую культуру ее потребления. Она состоит в следующем:
     1. Водка перед употреблением должна быть обязательно охлаждена до 8-10%.
     2. Водку надо пить понемногу, маленькими глотками; пить водку быстро считается дурным вкусом.
     3. Водку на Руси не принято смешивать с другими алкогольными или безалкогольными напитками.
     4. Водку пьют из водочных рюмок вместимостью не более 50 г.
     5. Употребление водки сопровождается особым закусочным столом.
     К традиционным русским закускам относят:
     * мясные закуски: свиное сало, ветчина, студень, телятина;
     * рыбные: селедка, икра, лососина, кета, горбуша, килька;
     * овощные: огурцы соленые, капуста квашеная, грибы соленые и маринованные, винегрет, отварной картофель.

     Табачник к табаку, а пьяница к кабаку

     - Питейное заведение - место продажи и питья крепких напитков. В народе они назывались «кабаками». Вообще «кабак» - тюркское слово, позаимствованное у татар. Под ним подразумевался постоялый двор, где кроме съестных припасов подавались и хмельные напитки.
     В 1533 г. был основан первый «царев кабак» в Москве. В то время народу разрешалось веселиться в кабаках только на Святой неделе, в Рождество и в Дмитриевскую субботу. За пьянство в другие дни людей сажали в тюрьму. Особый кабак царь Иван Грозный основал для опричников, где разрешал им пить сколько угодно. С этих пор торговля водкой сосредоточилась исключительно в руках царской администрации.
     Но, несмотря на это, отношение к кабакам у русского народа было отрицательным. Кабак воспринимался как что-то низменное, нечистое, как воплощение греха. Принято было ставить кабак подальше от человеческого жилья и святых мест - церкви, святого ключа. 3емля, на которой стоял кабак, воспринималась как оскверненная: церковь, построенная на ней, по поверьям, должна была обязательно провалиться сквозь землю, а поставленный дом - разрушиться. Посещение кабака считалось нарушением всех божеских законов, так как, входя в него, человек входил в мир нечистой силы.
     Опившиеся в кабаках или убитые там считались нечистыми, их никогда не погребали на кладбище, а закапывали в лесу, то есть вне пространства, освоенного человеком.

     Счастлив тот, кто вина не пьет

     - С самого момента возникновения хмельных напитков появилась необходимость борьбы с чрезмерным их потреблением. Этому вопросу отводилось большое место в «Домострое». В 1858-1859 годах в России возникло мощное трезвенническое движение. Тысячи сел и деревень, сотни тысяч людей выносили решения о закрытии питейных заведений. Во многих местах стали возникать общества трезвости.
     Общества трезвости имели всесословный характер, что обычно фиксировалось в их уставах. В качестве членов принимались православные обоего пола. Некоторые общества устанавливали возрастное ограничение для вступающих в ряды трезвенников.
     Отдельные общества практиковали предварительное испытание кандидатов в члены общества на короткий срок, например, на две недели. Минимальный срок действия обета трезвости в каждом обществе устанавливался разный - от одного месяца до одного года. Максимальный - практически не ограничивался. Некоторые трезвенники давали обет «воздержания от алкогольных напитков» на всю жизнь.

Ольга СМИРНОВА



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru