Архив номеров


    2 декабря 2006 года в районе провинции Кандагар в Афганистане пропал вертолет российской компании «Вертикаль-Т», на борту которого находился экипаж из восьми человек, пятеро из которых - жители Торжка. Несмотря на то что уже прошло достаточно времени, загадка гибели (или исчезновения) Ми-26 до сих пор не разгадана.
    Итак, начнем с официальной, якобы проверенной информации. Экипаж российского вертолета Ми-26 занимался в Афганистане перевозкой гуманитарных грузов - продуктов, медикаментов и прочее. 2 декабря 2006 года с таким грузом он направлялся из провинции Кандагар в провинцию Урусган, однако спустя некоторое время после вылета на связь экипаж не вышел. Начались поиски, и где-то через сутки в 100 км севернее Кандагара на склоне горы на высоте 2500 метров были обнаружены сгоревшие остатки вертолета. Но добраться до них смогли через несколько дней - поисковой операции мешала погода. Также сообщалось, что были найдены и останки экипажа. Причиной крушения, по официальной версии, стали погодные условия.

Кто виноват?


    Однако это версия официальная, и вопросов к ней со временем меньше не становится. Новый виток эта история получила совсем недавно, когда вдруг талибы решили передать останки российских летчиков, погибших 2 декабря. Останки, которые уже давно были похоронены на родине.
    Итак, что же стало причиной крушения на самом деле? Сейчас версий гибели российского вертолета существует несколько, но какая из них достоверная, никто не скажет наверняка.
    Лично нам кажется сомнительным, что вертолет разбился из-за погодных условий. Экипаж - профессиональные военные, за плечами которых не одна горячая точка мира. И вряд ли погода для них смогла преподнести неприятный сюрприз.
    По некоторой информации, причиной крушения вполне могла стать неисправность борта. Дело в том, что вертолет, который находится в аренде у тверской авиакомпании «Вертикаль-Т», был сильно изношен и долго не ремонтировался. Так что в какой-то момент какой-то рычаг мог и отказать.
    Но есть и другая версия. Сами талибы признались, что именно они сбили вертолет, ошибочно приняв его за боевую машину НАТО.

Чем занимались российские летчики в Афганистане?


    На самом деле этот самый простой вопрос не имеет конкретного ответа. Они как бы перевозили гуманитарные грузы, для чего, собственно, и нанимались в тверскую авиакомпанию «Вертикаль-Т», которая и отправляла наших ребят в командировки в горячие точки мира за «хорошую» зарплату - 2000 долларов.
    Там, в Афганистане, россияне работали на НАТО и перевозили их грузы, которые по большей части были явно негуманитарные. Как сами летчики неоднократно признавались своим родственникам, на борту вертолета они почти всегда перевозили... оружие. И все это делалось по поручению НАТО и сил союзников (американцев, голландцев), которые являются непосредственными участниками войны в Афганистане. Для тех, кто не в курсе: Россия участия в той войне не принимает, ее войск там нет, и перевозкой оружия на гражданском вертолете заниматься было незаконно. Но русский экипаж работал на голландцев и выполнял их задания.
    Привлекать русских иностранцам было довольно выгодно. Профессиональные летчики из России были куда менее затратной статьей расходов, нежели свои. И отвечать перед родственниками явно придется не НАТО. Напротив, натовское командование и берегло своих военных и использовало наш гражданский вертолет на наиболее опасных направлениях.
    Сегодня российские летчики весьма востребованы у иностранцев: они работают во многих горячих точках мира. Их высокий профессионализм, неприхотливость и безразличие родины делают их жертвами на чужой войне...

Кого нашли?


    14 января 2008 года из уезда Шахваликот провинции Кандагар в Кабул были доставлены останки экипажа Ми-26. А более чем год назад 12 декабря в Тверь из Афганистана были доставлены восемь гробов - тоже с останками экипажа. Была проведена генетическая экспертиза, которая подтвердила, что это действительно те самые летчики. (Но почему-то родственники заключение экспертизы на руки не получили.) Однако, как нам рассказала одна из жен пропавших летчиков, в гробах от силы были два человека. Но никак не восемь тел.
    Но, несмотря на это, экипаж признали погибшим, и 27 января в Торжке прошли похороны: были похоронены четыре летчика, двоих отправили в родные города.
    Так откуда же взялись эти останки, притом через год после трагедии? Естественно, за комментариями мы обратились в авиакомпанию «Вертикаль-Т». Поговорить с генеральным директором Владимиром Скурихиным не удалось, нас сразу попросили обратиться к юристу компании. Юрист, который пожелал, чтобы его имя не упоминалось в материале, был предельно лаконичен и явно не горел желанием поделиться нужной информацией. До нашего сведения было доведено, что пока «Вертикаль-Т» решает все организационные вопросы и не будет давать комментарии, так как не уверена, что это действительно останки экипажа Ми-26. На их взгляд, талибы спекулируют информацией, так как тела двух летчиков не были обнаружены (из восьми человек были похоронены только шесть). Зачем это надо талибам - тоже остается загадкой. По словам юриста авиакомпании, 21 января из Кабула в Москву вылетит самолет с двумя гробами, которые будут доставлены на экспертизу в Ростов. Сколько продлится эта экспертиза, неизвестно, но если это действительно останки экипажа, то «Вертикаль» возьмет все расходы на себя.

В плену?


    А вот у родственников пропавших летчиков другая версия. Как с нами поделилась одна из жен, вполне возможно, что талибы, сбив наш вертолет, взяли все оружие, находившееся на борту, а экипаж взяли в плен с целью получения выкупа. После этого вертолет сожгли дотла.
    И вероятно, выждав достаточно времени, но, так и не дождавшись никакого интереса с российской стороны (никаких поисков экипажа в Афганистане не велось), решили от пленных избавиться. Вот так и могли объявиться эти останки спустя год.
    Кстати, согласно первоначальной информации, экипаж борта не погиб, а был взят в плен. Но по какой-то причине об этом быстро «забыли» и объявили, что все восемь человек погибли.

Мораль есть?


    Вообще, отношение «Вертикали-Т» к случившемуся на первый взгляд может показаться странным. Вот что нам говорит жена одного из летчиков Ми-26: «Нам никто не оказывает никакой помощи, пенсия по потере кормильца составляет копейки. В «Вертикали» ни с кем из нас не хотят разговаривать, и о том, что талибы собираются передать останки, нам тоже не сообщили. Мы звонили в МИД, и там очень удивились, что компания не информирует нас». Почему же те, кто отправил людей на столь опасное задание, теперь прячутся и не хотят даже помочь их семьям?
    Сейчас расследование крушения находится в подвешенном состоянии. Семьи пытаются найти ответ у сильных мира сего и дозвониться российскому послу в Афганистане, а также в Министерство обороны. Пока эти попытки неудачны, но жены погибших летчиков намерены идти до конца в поисках правды. Что же касается останков, то в прошлый понедельник, 21 января, из Кабула в Москву должен был вылететь самолет с двумя гробами, которые сразу же отправятся в Ростов на генетическую экспертизу. Сами родственники до сих пор не знают, прибыли останки на родину или нет. Но они по-прежнему продолжают верить, что их мужья и отцы живы и находятся в плену. И будут верить до тех пор, пока им не будут предоставлены неоспоримые доказательства гибели экипажа Ми-26. Когда это произойдет, никто сказать не может, но все знают, что из афганского плена люди возвращались и через десять лет...

    Экипаж вертолета Ми-26Т (борт №29112)
    1. Сергей Кораблев (Торжок);
    2. Сергей Головков (Торжок);
    3. Сергей Мажжухин (Торжок);
    4. Владимир Шаламонов (Торжок);
    5. Владимир Денис (Торжок);
    6. Василий Сорокин (Тула);
    7. Юрий Шицалов (С.-Петербург);
    8. Сергей Алешин (Тамбов).


Елена БОРИСОВА



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru