Архив номеров


    Владимир Крусс родился в 1957 году в городе Калинине (Твери). С этим городом связана до настоящего времени и вся жизнь поэта. Здесь он окончил среднюю школу, служил в армии. По окончании воинской службы работал и учился на вечернем отделении юридического факультета Калининского (Тверского) государственного университета. Основная часть трудовой биографии – преподавательская работа в университете – от ассистента до профессора кафедры теории и истории государства и права. Научная юридическая специализация – теория и философия права и прав человека. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации.

    – Владимир Иванович, вы родились и всю свою жизнь живете в Твери, некуда не выезжая?
    – Последнее время выезжаю чаще, чем раньше, но это все короткие поездки.
    – А как вы вообще относитесь к путешествиям?
    – Очень люблю путешествовать, хотя редко это удается, хочется, чтобы у меня было больше таких возможностей. Я мечтаю, что доживу до такого состояния души и тела, что, как Пушкин об Онегине, смогу сказать: “Путешествия ему, как все на свете, надоели...” Я думаю, путешествия – это то, что мне надоест последним в этой жизни.
    – На какие точки земли падает ваш выбор?
    – Мне все равно куда ехать, так как земля огромная, красивая. И я даже не представляю, какое место на земле, где я не был, меня не заинтересует. Есть места, которые я уже успел полюбить.
    – Что это за места?
    – Средиземноморье – один раз там удалось побывать. В России – Черное море, Коктебель, удивительное место – Север. На земле очень мало мест, в которые человек хочет, но не найдет во что влюбиться, потому что земля прекрасна по определению. Мой скромный опыт путешественника наводит на мысль, что чем больше человек путешествует, тем больше у него появляется мест, куда он хотел бы вернуться.
    – Всегда хочется вернуться домой?
    – Да, со временем возникает желание вернуться домой. Я знаю, если случится так, что мне придется жить за пределами Родины, безусловно, буду очень сильно тосковать.
    – Назовите, пожалуйста, такое место в Твери, где вы любите больше всего бывать.
    – Я больше всего люблю Волгу – это не просто река, а часть этого города и его пространства, его нерв и душа. Тверь исторически возникла как город на Волге, и все самое лучшее с тех времен строится вокруг этой реки. Все самое лучшее в Твери связано с Волгой.
    – Ваша жизнь неразрывно связана с тем местом, где вы родились. Жизнь по принципу “Где родился – там и пригодился”?
    – Я не понимаю значение этого принципа, потому что он может быть истолкован как некоторая запрограммированность. Здесь не может быть долженствования. Я думаю – это просто судьба. Так сложилась моя жизнь.
    – Вас интересует не только настоящее Твери и ее жителей, ваше творчество затрагивает также и события давно минувших дней...

    Тверь
    Горит... догорает... погасла...
    Заметает бескровный снег...
    Оказалось – была напрасна
    Наша вера – одна на всех...


    – “Апология Михаила, князя Тверского, и Юрия, князя Московского” рассказывает нам о XIV веке русской истории. Почему именно этот период? Каков ваш взгляд на взаимоотношения Михаила Тверского и Юрия Московского, на их человеческие качества?
    – Я подошел к этой проблеме не как к личной трагедии Михаила Тверского. Мне показалось, что тогда, в XIV веке, здесь, в Твери, решалась важнейшая, фундаментальная, судьбоносная для России проблема, тогда случилось нечто страшное. Обычно переломные моменты связываются с российской историей, либо татаро-монгольским нашествием, либо с событиями Смутного времени, либо с петровской эпохой. А я вдруг увидел, возможно, под влиянием трудов писателя Дмитрия Балашова, что именно тогда, в XIV веке, произошел некий исторический поворот, когда русская государственность начала развиваться не в предначертанном ей Богом направлении.
    – Есть ли у вас идеал среди исторических личностей России?
    – Таких людей много... тот же Михаил Тверской, Сергий Радонежский. Если говорить о более современных персоналиях – Александр Сергеевич Пушкин. Позитивное влияние на Россию XX века оказали и Витте, и Столыпин, но в конечном итоге их усилия не были востребованы. Немало сделал Сперанский.
    – Если я не ошибаюсь, литературным творчеством вы начали заниматься в 80-е годы? Или писали стихи еще в юности, как это делают многие?
    – Я иногда нахожу какие-то записные книжки, относящиеся к послешкольным годам, тогда, видимо, пытался что-то писать и записывать, но не придавая этому значения. Затем – уже в 80-е годы – был первый этап сильных внутренних побуждений к тому, чтобы заняться творчеством. Потом был достаточно длительный перерыв: жизнь стала совсем другой, и я стал совсем другим. Вернулось это все уже в начале 90-х годов таким образом, что я стал не только писать, но и публиковаться.
    – Какие перемены стимулировали творческий процесс в большей мере? Те, которые происходили в стране или в вашем внутреннем мире?
    – Это две стороны одной медали. Все менялось коренным образом. Перестройка все поставила на дыбы. Соответственно менялось и мировоззрение. Но есть и такое ощущение, что это просто два разных, совпавших во времени события. Хотя я не уверен, изменился бы я так же сильно, если бы не изменилась жизнь вокруг меня.
    – Как и когда выходили ваши первые сборники?
    – “Белые берега” и “Золото” – это сборники на одном материале. Когда выходила первая книга, я был не уверен в том, что это может публиковаться. Не было даже желания пойти и спросить у людей сведущих: “А насколько это нужно?” Просто пришла идея, что я это сделаю, и пускай это будет.
    – Владимир Иванович, представьте что вы – литературный персонаж XX века. В чье произведение вы хотели бы поселиться и при этом чувствовать себя уютно? Назовите, пожалуйста, автора и произведение.
    – У Владимира Крупина есть маленький рассказ “Зато весной...” Там вообще нет героев, есть только рассказчик, повествующий о том, что происходит. Мне хотелось бы быть этим рассказчиком, мне бы там было хорошо так же, как и тому человеку, который это рассказывает. А если брать серьезный жанр, где есть события, характеры и отношения, – то это роман Набокова “Дар”. Мне было бы грустно, тяжело, пленительно и заманчиво быть героем этого романа.
    – А если выбирать произведение и героя XIX века?
    – Мне было бы хорошо и в “Герое нашего времени”, и в “Обломове”.
    – Почему именно “Обломов”?
    – Как мне кажется, “Обломов” для XIX века – то же самое, что для XX века “Прощание с Матерой”. Прощание с полнотой и целостностью русской жизни.
    – Владимир Иванович, у вас есть любимая настольная книга, которую время от времени перечитываете?
    – В последнее время я редко читаю книгу от начала до конца, а стал читать методом надкусывания.
    – Не хочется дальше читать?
    – Нет. Просто становится понятным, о чем эта книга, и пропадает спортивный интерес, который существовал в юности, например, по отношению к романам Вальтера Скотта или Конан Дойля. Книга становится понятной как целостный факт, где и начало, и финал дают читателю одно и то же. В книгах, наверное, смысл не в сюжете. Множество таких книг, которые можно надкусывать до такой степени, что когда-нибудь попробуешь ее всю.
    – Если взять современную прозу, разве можно понять, чем закончится “Кысь” Татьяны Толстой, прочитав несколько страниц?
    – А дело не в том, чтобы предсказать, чем закончится “Кысь” или чем закончится роман Пелевина. Предсказать это очень сложно, потому что у них бурно работает фантазия. Но бурно работает фантазия и у Дарьи Донцовой, но это не значит, что я когда-либо буду читать ее книги, здесь мне достаточно прочитать и название. Я с удовольствием буду читать “Кысь”, но опять-таки либо на уровне случайно выбранных страниц, либо на уровне перечитывания тех страниц, которые я уже прочитал и к ним мне захотелось вернуться. Не важно, чем закончится “Кысь”, мне важна “Кысь” как таковая. Важно понимать идею книги, ее истинный вкус и подлинную композицию ингредиентов.
    – Какие книги вы чаще всего читаете?
    – Я, к сожалению, вынужден читать множество научной литературы, меня просто не хватает на художественные книги. Хотя лета склоняют меня больше к философской литературе. Единственная книга, достойная титула той, которая должна быть всегда с тобой, – это Библия.
    – Владимир Иванович, в 2005 году вы являлись членом жюри первенства по стихосложению. Помнится, вы достаточно строго оценивали...
    – Нет, я не поставил низкие оценки, просто они были ниже, чем баллы других членов жюри. Как можно поставить “5”, если это максимальная оценка? Это бы означало, что мы для себя открыли нечто гениальное. Просто пытался выдержать некоторую относительность оценок, и мои взгляды во многом совпадали с взглядами других членов жюри.
    – К своим студентам строго относитесь?
    – К сожалению, да.
    – Почему “к сожалению”?
    – Они же не виноваты, что к ним сейчас нельзя требовательно относиться. Существенно изменилась система образования, структура социальной реальности. Современное молодое поколение во многом обделенное.
    – Технический прогресс, современные технологии, рекламный бизнес, сплошная мобилизация и компьютеризация... Чего же ему не достает?
    – Не хватает подлинности, достоверности, истинности, того пространства, в котором можно было бы укорениться и прорасти.
    – Есть факторы, которые лишают молодое поколение этой истинности?
    – Виртуальность, надуманность, брендовость, бессодержательная знаковость того социального контекста, в который они погружены. На многих это действует разрушительно. В современных молодых людях меньше потенциальных личностей, нежели это было раньше. В них очень мало предпосылок для внутреннего роста. Учиться таким студентам сложнее, а если не предъявлять к ним серьезные требования, мы тем самым спровоцируем их на абсолютно неверную, некритическую самооценку, подтолкнем их к беспринципному, самодовольному утверждению, которое будет пагубным и для них самих, и для общества.
    – Есть что-то положительное, что отличает сегодняшних студентов от молодых людей 70-80-х?
    – Наверное, и нужно отчасти быть таким самоуверенным. И не нами придумано, что скромность – наиболее короткая дорога к безвестности.
     – Что, на ваш взгляд, должно произойти, чтобы изменились сознание и жизнь современного человека?
    – Есть ответы, которые даст на это политик, экономист, ратующий за улучшение материального положения людей... А православный священник вам даст очень простой ответ: единственное, что может спасти русский народ, – это истинное, а не на словах обретение веры, возвращение к вере, утверждение тех духовных основ, которые нигде более не существуют в самобытном виде, как они существуют в православной религиозной традиции.

Ольга СМИРНОВА.




    Он пишется с попсовыми исполнителями и играет хард-н-хэви. “И швец, и жнец, и на дуде игрец”, – говорит о таких “многостаночниках” старая русская поговорка. Думаете это невозможно? Тогда вы не были на концерте группы “Пилигрим”, прошедшем 19 января во Дворце спорта “Юбилейный”.

    …Представьте себе деревенский ВИА, который играл на сельских сейшнах композиции вроде “А Ленин такой молодой”, “Милая моя, солнышко лесное”. В один прекрасный день ребятам дали послушать пару композиций “Iron Maiden” и сказали: ”Завтра вы играете металл в “Юбилейном”. Такие впечатления оставила после своего выступления группа “Ruthless order”, выступившая на разогреве у “Пилигрима”.
    Наконец подошло время хэдлайнера, выступающего в поддержку альбома “Слава России” с мега-туром по городам России. Вокалист производил впечатление человека, прибывшего на концерт с официального заседания, впрочем, забыл сказать, что лидер группы Андрей Ковалев – депутат Мосгордумы от фракции “Единая Россия” и бизнесмен.
    Лидер группы – человек, меняющий музыкальные стили, как перчатки, от совместной записи с такими “рокерами”, как Катя Лель, Тимоти (русский R n B), и работы на радио “Попса” до музыки в стиле Оззи Осборна и Брюса Дикинсона. Вызывает интерес и другая сторона медали – на какие средства рокер-депутат организует подобные бесплатные концерты, да еще и раздает на каждом таком “сейшне” сотни своих компакт-дисков? Жалования народного избранника и доходов от бизнеса будет явно маловато…
    Даже спецэффекты в стиле Rammstein – фейерверки, огненные струи – не смогли оживить “мертвую” атмосферу концерта. Вокалисту не хватало харизмы, умения “зажечь” людей и, конечно, голоса. Гитарной секции явно не доставало качественного хардового драйва, так памятного нам по старой доброй “Арии”. Андрей Ковалев, видимо, увидев в витрине книжного магазина небезызвестное произведение Маркеса (так, однако, и не открыв первую страницу), выдал следующую “гениальную” тираду: /Сто лет одиночества/ Бесконечность, помноженная на ноль/. Ритмическая разбивка текста также больше подходила для рэп-исполнителя, но никак не для рокера. Было скучно и грустно, как при просмотре “Аншлага” или “Кривого зеркала”…
    Роковая атрибутика и так модная сегодня псевдопатриотическая риторика еще не повод называть себя исполнителем тяжелой музыки. Сумбур вместо музыки – единственно верное определение; тверская публика по-своему выразила “одобрение” “Пилигримам”, устроив между собой соревнование – кто же попадет яблоком в участников группы. Видимо, для последних это было не в новинку. “Такой металл нам не нужен,” – сказал мне один из поклонников тяжелой музыки. Как говорится, вердикт окончательный и обжалованию не подлежит.

Филипп ШАРИКОВ.



    Молодости свойственно увлекаться. Иные в мучительных поисках самовыражения исписывают стихами километры бумаги. Другие, гонясь за рельефностью тела, днюют и ночуют в спортзалах. Кто-то пропадает целыми вечерами на репетициях рок-групп. Кто-то носится по улицам с фотоаппаратом. А кто-то публично приносит боль своему телу, ища в этом особую красоту и духовное очищение. О последних – подробнее.

    Pain-cult – объединение тверских подростков, провозгласивших боль своим кумиром. При большом стечении народа они прокалывают свое тело иголками, зашивают нитками губы, подвешенные за кожу, болтаются на железных крюках. В их системе есть мастер и жертвы. Мастер демонстрирует свое умение делать боль, жертва от телесных страданий возносится к небесам. Выступления pain-cult (шоу уродов) становится все более популярным в молодежных кругах. Увлечение болью – это особая философия, банальный мазохизм или явление, говорящее о болезни нашего общества? Мнения разошлись.

Часть первая: увлеченные болью


    С представителями команды pain-cult – Артемом, Пашей и Николаем – мы встретились у “Детского мира”, излюбленного пристанища всех тверских неформалов. Ребят я опознала издалека по многочисленным металлическим шарикам, гвоздикам и клепкам, “украшавшим” их лицо. Пирсинг, который для обычных людей является элементом “гламурности”, стал для этих ребят единственным смыслом жизни.
    – Когда-то друзья пригласили меня заняться пирсингом, – закутавшись в темный балахон, рассказывает Артем, идеолог и основатель “больного” движения, – и я открыл для себя радость, связанную с ощущением боли. А затем пришла идея создать отдельный проект с публичным прокалыванием тела и другими “бодимодификациями”. В нашей команде всего десять человек. Испытывая телесные страдания, мы возносимся к небесам и отчасти повторяем судьбу Иисуса.
    Виды публичной боли бывают разными. Одно из самых модных – “подвешивание”, когда человек болтается в воздухе, подцепленный за кожу железными крюками. Существуют горизонтальные и вертикальные подвешивания, а также “бутерброд”, когда один проколотый висит над другим. Популярно шрамирование, когда скальпелем или раскаленным железом вырезаются на коже затейливые узоры и символические знаки. Есть еще сплиттинг (раздваивание языка) и имплантация (вживление различных предметов под кожу). Когда ребята с гордостью перечисляли эти профессиональные термины, в голове вертелся только один и очень простой вопрос: зачем все это нужно? “Мастер” Артем поясняет:
    – Я это делаю в целях саморазрушения. Испытываю себя на прочность.
    – А какова твоя цель? Разрушить себя окончательно?..
    – Не знаю... (молчание). Может быть.
    – Делая себе больно, ты ощущаешь небывалый эмоциональный подъем, – убежденно произносит Паша, румяный подросток с горящими глазами. – Только так можно достичь катарсиса и душевного очищения.
    – Ага, а потом спишь как младенец, – добавляет немногословный Николай.
    (Я подумала, что существуют куда более мирные средства от бессонницы, например, чай с мятой.)
    – А вы не пытались найти более позитивный способ самовыражения?
    – Я много чего перепробовал: спорт, литература, музыка, – объясняет “мастер”. – Но, тупо смотря на бумагу, не испытаешь таких бешеных эмоций. Только боль.
    – А я сразу чувствую себя мужиком, – снова вставляет Николай.
    (Впрочем, есть много других способов доказать свою мужскую состоятельность... Кто-то с этим поспорит?)

...а во лбу торчит гвоздь


    Культ боли проявлялся в разные времена и у разных народов. Пирсинг и подвешивания были популярны среди африканских племен и индейцев племени майя. Часто шрамирование имело ритуальное значение: например, если племя поклонялось богу-крокодилу, люди делали на спине шрам, имитирующий крокодилью кожу. А вот публичная боль – это изобретение новейшего времени.
    – Мы выносим это на сцену, чтобы люди видели, что боль – это совсем не страшно, – объясняют ребята. – За свои выступления мы получаем ничтожные деньги – работаем за идею (сразу вспомнились значимые идеи из прошлого: восстановление Сталинграда, поднятие целины... да, мельчают люди!). В основном мы выступаем на концертах альтернативной музыки. Уже побывали в Ростове-на-Дону, Киеве, Витебске, Минске, неоднократно посещали Москву. Наши шоу ярко театрализованы. Любимая сценка – “инквизиция”, когда “палач” в черном балахоне ведет за ошейник “еретика”. Тот читает реквием на латыни, затем его привязывают к стулу и зашивают рот. Выступление заканчивается публичным подвешиванием еретика. В скором времени хотим попробовать новый трюк – забить гвоздь в голову. Это сложно, но попытаться стоит.
    – Как реагируют зрители на ваши выступления?
    – По-разному. Кто-то впадает в истерику, у кого-то срабатывает рвотный рефлекс, а кто-то кричит: “Молодцы! Давайте еще!”
    – Соблюдаются ли на концертах медицинские условия?
    – На выступлениях мы поддерживаем стерильную чистоту, – сообщает Артем. – Пирсинг сложно выполнить правильно и качественно. Требуются знания медицины, химии и смежных наук.
    – А сами вы имеете медицинское образование? – поинтересовалась я, зная, что Артем учится на отделении рекламы.
    – Нет, но у меня большой опыт, и я много читал на эту тему.

Чем больше дырок, тем больше радости


    На Пашином лице семь искусственных отверстий, самое любимое из них – в носовой перегородке. Именно после этого прокола подросток понял, что пирсинг – это не “ерунда какая-то”, а особая философия. Павел с упоением говорит о своих планах: 1) разрезать язык; 2) протянуть соски; 3) сделать шрамирование на лице (на ум пришел ежедневник одного моего знакомого, в котором был набросан план: 1) за полгода изучить финансы; 2) прочитать “Историю одного города”; 3) научиться кататься на горных лыжах... Мозг сравнения не выдержал, переключил внимание). Мастер Артем является мировым чемпионом по скоростному пирсингу, его рекорд – полторы тысячи воткнутых в тело иголок – уже занесен в Российскую книгу рекордов. А вот Николай четыре месяца ходил с пятьюдесятью шестью “штангами”, “циркулярами” и “тоннелями” в теле.
    “Мы выступаем против системы, хотя знаем, что это бесполезно, – таким образом ребята подвели итог нашей встрече. – Хотим, чтобы однажды мир прогнулся под нас и признал нашу философию”. На прощание Николай протянул руку – ладонь у него в маленьких кровавых надрезах. “А, это мы развлекались, – объяснил молодой человек. – Крутили нож между пальцами, а потом я закрыл глаза”.
    Молодости свойственно увлекаться. Но вот зачем искать боль в мире, в котором и так слишком много боли? Как ни билась, я не могла добиться ответа на этот вопрос. А вы что скажете, просвещенный читатель?..

Часть вторая: о болезни общества


    Светлана Еланская, социолог: “Нам не хватает комсомола”
    – Увлечение болью – это мазохизм, соединенный с эксгибиционизмом, так как ребята выставляют свои страдания на показ. С одной стороны, это способ самовыражения, которого всегда ищут молодые люди. С другой стороны, разрушительная патология и медленное самоубийство. Если в обществе увеличивается количество людей с подобной “вывороченной” идеологией, значит, это общество больно. Нам не хватает государственной идеологии, современного комсомола, чтобы весь свой потенциал ребята могли направить в позитивное русло. Подросткам приходится выражать себя таким способом, так как они не видят альтернативы в социуме.

    Светлана Калинина, психолог: “Боль – напоминание о жизни”
    – Испытание себя на прочность было свойственно подросткам во все времена. При этом они рассуждают следующим образом: я не хотел родиться, но я могу себя убить. Если не жизнь, то хотя бы смерть в моих руках. В западной философии превозносится боль как признак жизни, однако всегда должна быть разумная граница. У подростков существует потребность в творчестве. Однако надо различать то, что имеет право на существование, и “минус-приемы”. Кто-то переболеет этим, а для кого-то это может стать идеей фикс. Pain-cult объясняется законами нормальной психологии, но говорит о бездуховности современных людей.

    Сергей Стрельников, врач дермато-венеролог Центра репродуктивного здоровья подростков и молодежи: “К старости видно будет”
    – Я уверен, что на подобных шоу недостаточные антисептические условия, поэтому высок риск заражения крови. Ребята хотят проколоть те участки кожи, где мало нервных окончаний. Но так как занимаются этим непрофессионалы, задетым может оказаться важный участок кожи, и это нанесет существенный вред организму. Если бы природе были нужны лишние дыры в нашем теле, она бы их обеспечила, будьте уверены. А любая травма впоследствии дает о себе знать. Так, шрам – это соединительная ткань без сосудов и нервных окончаний. Это практически мертвые части кожи, и в старости они будут сильно отвисать. А пока молодые – все это модно и даже красиво.

    Отец Роман Манилов, священник: “Тело человека – это тело Христа”
    – Увлечение болью – это пережиток язычества. Православная церковь не принимает даже католических стигматов, которые мысленно вызывают на своем теле люди, чтобы стать ближе к Христу. Мы должны уподобляться Богу не внешне, а внутренне: в добре и очищении себя от грехов. Человек создан по образу и подобию Божию, поэтому церковь осуждает людей, которые не заботятся о своем теле и о своем здоровье. В Евангелии написано: “Кто сотворит что-либо одному из малых сих, тот Мне сотворит”. То, что люди делают со своим телом, они делают и с телом Христовым. Люди, оскорбляющие свое тело, оскорбляют Христа.

Любовь КУКУШКИНА.



    После бурных новогодних каникул для каждого россиянина приходит время протрезвиться и всерьез задуматься о своем здоровье.

    Зима – настоящее раздолье для всевозможных вирусов и инфекций. В это время, когда особенно остро ощущается недостаток витаминов и ослабевают защитные силы организма, запросто можно подхватить ангину или слечь на пару недель с гриппом. И если несколько лет назад заболеваемость этими вирусными инфекциями принимала масштабы эпидемии, то в прошлом году массовых заболеваний в нашем регионе удалось избежать. Произошло это благодаря повсеместной вакцинации, считает главный эпидемиолог Тверской области Екатерина Переходченко. “Чем большую часть населения охватывает вакцинация, – говорит она, – тем меньшее количество заболевших фиксируется в этом регионе”.
    Похоже, что наши люди все-таки решили не наступать дважды на одни и те же грабли и обезопасить свое здоровье от возможных эпидемий. Так, по словам начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Тверской области Любови Смирновой, в прошлом году вакцину против гриппа ввели 10% населения нашего региона. В этом году сезон прививок начался более активно, и на настоящий момент свыше 166 тысяч человек (а это 12% жителей Верхневолжья) обезопасили себя от вируса. Из них 44,8%, то есть почти половина, – дети.
    Не стоит умалять и заслуги государства, позаботившегося о здоровье своих граждан. В рамках нацпроекта “Здоровье” в области привиты 155 тысяч человек. Покупка трех тысяч доз была профинансирована из областного бюджета, на приобретение 620 вакцин выделили деньги местные власти, около 6 тысяч закупили для своих сотрудников предприятия, почти 1,5 тысячи прививок оплатили из своего кармана жители области. “В следующем году в рамках нацпроекта, – говорит Любовь Смирнова, – планируется привить 180 тысяч человек”.
    Однако, несмотря на усилия властей и сознательность граждан, решивших заранее позаботиться о своем здоровье, заболевшие все-таки есть. Так, с 14 по 20 января было зафиксировано чуть более 5 тысяч случаев заболевания ОРВИ. Из них большая часть – дети. Причем болеют в основном школьники и ребята, посещающие детские сады.
    “На сегодняшний день заболеваемость гриппом и ОРВИ ниже порогового уровня, – говорит Екатерина Переходченко. – Зафиксированные случаи соответствуют привитым штаммам. Поэтому мы надеемся, что эпидемии удастся избежать. Хотя грипп – болезнь непредсказуемая, и может появиться какой-нибудь другой вирус”. Стоит отметить, что вакцина гриппа разрабатывается ежегодно, согласно прогнозам Всемирной организации здравоохранения. Ее действие рассчитано на год. В этом году она направлена против двух подтипов вируса А и одного подтипа вируса В.
    Однако даже если вы сделали прививку, не следует пускать ситуацию на самотек. Меры профилактики все равно не повредят. И тут помогут старые изведанные бабушкины рецепты: есть побольше лука, чеснока, продуктов, богатых витамином С. Отдельно стоит упомянуть и о пользующихся большой популярностью в зимнее время фруктах семейства цитрусовых. Ведь помимо замечательных вкусовых качеств они еще и очень полезны. Их химический состав словно специально создан для борьбы с сезонной усталостью, хандрой и болезненностью. Сочная мякоть цитрусовых содержит аскорбиновую кислоту, витамины B1, В2, А и Р, большое количество минеральных веществ (кальций, фосфор, калий), а также лимонную кислоту, пектиновые вещества и фитонциды – природные “антибиотики” растительного происхождения, обладающие мощным антимикробным действием. Грейпфруты помимо всего остального неплохо тонизируют центральную нервную систему, помогают восстановить утраченные силы после инфекционных болезней, хирургических операций или физического переутомления.
    В зимний период особенно важно следить за своим питанием, считает Екатерина Переходченко. Дневной рацион должен быть по возможности более сбалансирован: в меню в достаточном количестве должны присутствовать белки, жиры, углеводы, как можно больше овощей и фруктов. Особое внимание следует уделить питанию детей. Не лишним в это время будет и прием иммуномодуляторов, например, препаратов на основе интерферона: циклоферона, анаферона, амфлубина. Перед их применением обязательно посоветуйтесь с лечащим врачом.
    “Однако если вы все-таки почувствовали признаки надвигающейся болезни, – предупреждает главный эпидемиолог, – обязательно оставайтесь дома хотя бы первые 3-5 дней. Ведь как у нас заведено: заболеет человек, но все равно будет ходить на работу до последнего, пока не свалится дома с температурой под 40°С Таким образом, мало того, что он усугубляет течение своего заболевания, он еще и заражает окружающих людей: в транспорте, на работе”.
    Причем симптомы гриппа распознать нетрудно. Это заболевание всегда начинается внезапно с головной боли, слезоточивости, температура поднимается до 38°С и выше. Заложенность носа, боль в горле, кашель – эти симптомы могут проявиться не сразу, а через несколько дней после начала болезни. Тут главное не заниматься самолечением, а обязательно обратиться к врачу, который, исходя из общей картины заболевания, пропишет вам курс лечения.
    Мы решили узнать, какие меры профилактики сезонных заболеваний принимают жители Твери.

    Софья Жукова, пенсионерка:
    – Я стараюсь поменьше бывать в местах с большим скоплением людей, не переохлаждаться. Поэтому в сильные холода на улицу не выхожу. По совету врача принимаю поливитамины. Пью чай с медом и вареньем из черной смородины, ведь оно богато витамином С.

    Светлана Кучина, менеджер:
    – Прежде всего я стараюсь не думать о болезнях. Пью поливитаминный комплекс, ем овощи, фрукты, очень люблю чеснок – это лучшее средство профилактики. Предпочитаю прогулки на свежем воздухе езде в общественном транспорте, где всегда большое скопление людей и высок риск заразиться каким-нибудь инфекционным заболеванием.

    Эльвира Мамедова, ответственный секретарь:
    – Я взяла за правило делать по утрам зарядку. По выходным хожу на каток, катаюсь на лыжах, стараюсь побольше ходить пешком. И, конечно, ем много овощей и фруктов. На мой взгляд, активный образ жизни – лучшая защита от всех болезней.

    Дмитрий Иванов, дизайнер:
    – Я принципиальный противник различного рода лекарств. Считаю, что до 80 лет организм сам в состоянии справиться с болезнью, просто ему надо в этом немного помочь. Поэтому после ежедневной утренней гимнастики обязательно принимаю холодный душ. Недавно где-то вычитал рецепт и приготовил себе витаминную смесь: протер на мясорубке 200 г чеснока и 500 г клюквы, к этой смеси добавил 1 кг меда, принимаю по чайной ложке перед едой. В рецепте написано, что это отличное средство от боли в суставах и отложения солей. На мой взгляд, это еще и очень полезная и питательная добавка к пище.

Елена ПАВЛОВА.



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru