Архив номеров


    В январе 1478 года в новгородских летописях упоминается немного странное для русского уха название Удомельской волости Бежецкой пятины. Несколько веков это был небольшой населенный пункт, а в 1970-х годах он начал превращаться в молодой растущий город.
    На карте Тверской области и раньше имелись, и сегодня можно встретить названия географических объектов, оканчивающихся на буквосочетание «мля»: Судомля, Лощемля, Катемля, Кжемля, Годомля, Итомля, Городомля, Сукромля и, конечно, Удомля. Среди множества славяно-русских топонимов они выделяются своей необычностью и заставляют задуматься об их происхождении. Согласно версии известного тверского краеведа, профессора ТвГУ Юрия Смирнова, родоначальниками этих названий являются угро-финские племена, в частности, племя весь, пришедшее несколько тысяч лет назад с северного Урала задолго до появления здесь славянских племен кривичей и новгородских словен. Племена пришельцев археологи относят к так называемой дьяковской культуре: они-то и дали первоначальные названия местам своих расселений.
    «Оказалось, что во многих финно-угорских языках озеро или просто большая вода звучат как «лей, ляй, ля», - утверждает Юрий Смирнов, - это слово имеет и другие значения: «река, овраг, болото». Ну а первая часть слова, говорит краевед, характеризует физико-географические особенности объекта, которые бросились в глаза первопоселенцам. Их расшифровка под силу специалистам-лингвистам, хорошо разбирающимся в этимологии перечисленных топонимов и гидронимов.
    Из сказанного следует, что люди населяли окрестности Удомли уже 4-5 тысяч лет назад. Племена исчезли в дымке времени, а названия мест, озер и рек остались.
    К началу ХХ века (с 1869 года) на месте нынешнего города находилась станция Виндаво-Рыбинской железной дороги с названием Троица, которую в 1904 году переименовали в Удомлю. К 1913 году в Удомле было 17 жилых домов. В 1929 году образовали Удомельский район, в районном центре тогда жили 475 человек. Удомля неспешно разрасталась, и в 1961 году село Удомля преобразовано в пгт – поселок городского типа. В 1974 году началось строительство атомной электростанции, оно-то и дало мощный импульс превращению пгт в город современного типа, официально получивший статус города в 1981 году. Нынче, с началом строительства 4-го энергоблока, Удомля получила дополнительные возможности для своего развития.
    Удомля и ее окрестности связаны с именами знаменитых персон российского и мирового уровней. Здесь творили художники И.И. Левитан, А.Г. Венецианов, Г.В. Сорока, В.К. Бялыницкий-Бируля, жил музыкант В.В. Андреев; недалеко от Удомли долго жил изобретатель радио А.С. Попов, а всемирно известный ученый-химик Д.И. Менделеев имел здесь родовые корни предков. Отсюда родом космонавт О.Г. Макаров и упомянутый выше краевед профессор Ю.М. Смирнов. В сельце Гарусово на берегу озера Удомля родился и провел детские годы известный в российской истории граф Алексей Аракчеев, патриот и государственник. Его хороший знакомый – земляк Михаил Храповицкий, поэт, писатель, публицист – удивил тогдашнее общество тем, что в 1819 году отпустил на волю свыше 800 душ своих крепостных. В этих местах родились известный моряк Александр Колокольцев, член экипажа фрегата «Паллада», знаменитый охотовед-волчатник и писатель Николай Зворыкин. Есть предположение, что во Млеве похоронена знаменитая Марфа Борецкая из Новгорода, которую сюда сослал Иван III.
    А еще Удомля отличается от других наших городов тем, что на посту главы города работает краевед, причем активный краевед – Дмитрий Подушков, который справедливо полагает краеведение инструментом защиты русской культуры от агрессивной западной масс-«культуры». Вот бы остальные главы городов подражали хорошему примеру!
    Сейчас в Удомельском районе проживают немногим более 42 тысяч человек, из этого числа свыше 30 тысяч в самой Удомле. Пожелаем же самому молодому городу Тверской области и его жителям успехов во всех сторонах жизни.

Борис ЕРШОВ
Фото www.udomlya.ru




    Рост цен на бензин сегодня волнует не только правительство и автомобилистов. Увеличение стоимости топлива самым непосредственным образом отразится на кошельке каждого рядового гражданина.
    В конце прошлого года розничные цены на бензин поднимались дважды. Заметный рост произошел в ноябре и декабре. Бензин – товар сезонного спроса. К зиме цены обычно возрастают. Однако ноябрьский рост стоимости топлива никак нельзя объяснить только сезонным подорожанием. По данным Росстата, в среднем по стране цены выросли на 2,3%. Тверская область не была исключением. По словам заместителя директора «Тверского топливного союза» Сергея Алина, бензин марки АИ-95 на региональных АЗС подорожал в среднем на 3%, АИ-92 - на 2%, АИ-80 - на 4%. Декабрь добавил к стоимости литра бензина еще порядка 3-4%. В начале нового года стабильности на рынке ГСМ тоже не наблюдалось. Цены продолжили свой бег, и в начале января подорожание составило еще 2,5%.
    По словам Сергея Анатольевича, причина такого ажиотажа заключается в росте мировых цен на нефть. «Нефтяным компаниям выгоднее продавать свой товар за рубеж, - говорит замглавы ТТС. - Это создает острый дефицит топлива на внутреннем рынке».
    Ценовую политику диктуют крупные нефтяные компании. В конце сентября они резко подняли оптовые цены. Независимые АЗС, не имеющие собственных запасов, чтобы избежать убытков, были вынуждены повысить розничные цены. Сказался и общий дефицит топлива на российском рынке. Чтобы заправиться, некоторым автомобилистам приходилось объехать не одну АЗС в поисках нужной марки бензина.
    В преддверии выборов нефтяники вняли призыву правительства и обещали сдержать рост розничных цен. «Для компании «Роснефть» наиболее важным является стабильность объемов сбыта, - говорит специалист по связям с общественностью компании «Ю-Тверь» Татьяна Трофимова, - нежели краткосрочное увеличение розничной маржи. Мы сдерживаем цены, как можем, но рынок диктует свои условия, и ниже определенного уровня стоимость литра топлива быть не может. Ценовая политика «Роснефти» заключается в стабильном объеме сбыта оптового сырья. Мы как региональные представители компании имеем право поднимать розничные цены, соблюдая условия не превышать цены других продавцов нефтопродуктов».
    «Сегодня растут цены на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки, - говорит главный инженер ОАО СО «Тверьнефтепродукт» Виктор Крутенко, - поэтому, выполняя обязательства перед правительством, сдерживая рост розничных цен, мы фактически работаем себе в убыток».
    Однако если у крупных игроков на топливном рынке есть свои ресурсы, то независимые АЗС, не выдерживая ценовой конкуренции, сегодня находятся на грани выживания.
    «В регион пришли «Лукойл», «Сибнефть», - говорит Сергей Алин, - мелкие компании постепенно разоряются». Укрупнение рынка ведет к снижению конкуренции. Однако, по словам заместителя директора ТТС, в этой ситуации есть и свои положительные стороны.
    Последнее время в Тверской области особенно остро стоит вопрос качества бензина. В ходе проверок, проводимых территориальным отделом по Тверской области ЦМТУ «Ростехрегулирования», в позапрошлом году почти 70% бензина оказались непригодными для использования.
    «В последнее время значительно ужесточились правила технического содержания АЗС, - говорит главный инженер ОАО «Тверьнефтепродукт». - Компаниям, торгующим топливом, требуется много лицензий. Например, чтобы сгрузить товар на железнодорожной станции, нужна лицензия на работу с опасными горючесмазочными веществами. У мелких компаний такой лицензии нет. Поэтому они загружаются подпольно, нарушая все технические нормы. Оснащение многих заправок не соответствует техническим требованиям. Тогда как крупные компании следят за качеством реализуемого топлива. У нас для этого есть своя лаборатория».
    Если именитые нефтяные брэнды стараются держать марку и следят за качеством, то мелкие компании не брезгуют некачественным сырьем, используют дешевые присадки. В результате бензин на таких АЗС не только не соответствует ГОСТу, но не проходит даже ПТУ. «К сожалению, в настоящий момент у «Тверского топливного союза» нет единой системы проверки качества, - комментирует ситуацию Сергей Алин, - у нас нет законодательных механизмов контроля. Штрафы, налагаемые «Ростехрегулированием» на «провинившиеся» автозаправки, очень незначительны и проблему решить не могут».
    Между тем качество топлива напрямую влияет на техническое состояние автомобиля. И тверские автовладельцы все чаще несут потери из-за недобросовестных АЗС. Доказать причастность автозаправки к поломке автомобиля достаточно сложно, но возможно. Не так давно в Твери был такой прецедент. «Пострадавший» автовладелец выиграл суд против станции, заправившей его автомобиль некачественным топливом. Однако этот случай единичный, и борьбу за качество нужно вести другими, более действенными методами. Поэтому ситуация, сложившаяся в настоящее время на рынке ГСМ, может помочь убрать с поля недобросовестных игроков.

    А что говорят о ситуации с топливом в Твери сами автомобилисты?

    Александр Рамзин, директор культурно-досугового центра ТвГУ:
    - Моя машина рассчитана на бензин АИ-95, однако в Твери эта марка очень плохого качества, поэтому мне приходится заправляться 92-м. Не скажу, что это очень хорошо для моей машины, но другого выхода нет. Подорожание бензина меня коснулось непосредственно, так как приходится много ездить и заправляюсь часто: где-то раз в два дня. Бензин беру обычно на одной конкретной автозаправке, потому что доверяю качеству реализуемого на ней топлива.
    Игорь Смирнов, маркетолог:
    - Мне приходится много ездить, поэтому рост цен на бензин существенно отразился на моем бюджете. В конце прошлого года столкнулся с дефицитом топлива. Нередко случалось ездить по городу в поисках 95-го бензина.
    Герман Шугаев, машинист КСМ №2:
    - Машина у меня экономная, к тому же езжу я не так уж и много, поэтому подорожание топлива сильно не ударило по моему кошельку. Другое дело - качество бензина. Тут у меня много вопросов. Машину я купил недавно, и к ее техническому состоянию никаких претензий нет. Однако после очередной заправки автомобиль может не завестись, а то и совсем заглохнуть. У моих знакомых бывали случаи, когда приходилось совсем сливать бензин и заправляться новым.
    Денис Жила, менеджер:
    - Я заправляю машину газом пропан-бутан. И хотя стоимость этого топлива в последнее время тоже выросла, но все равно выходит гораздо дешевле, чем бензин. Единственная проблема - заправок, реализующих газ, в Твери совсем мало.

Елена ПАВЛОВА



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru