Архив номеров

     На рынке тверского такси сложилась критическая ситуация: машин много, а качество страдает.

     Идея написать статью о ситуации в тверском такси родилась, когда я в очередной раз не могла добраться из «Южного» на Соминку. Пришлось обзвонить почти полсотни номеров: большинство из них было занято, где-то ответили резким отказом, еще в нескольких флегматичный женский голос советовал: «Ждите!», и полчаса деньги капали с сотового в пустоту. К слову, это был не «пиковый» вечер субботы, а самый заурядный будний день. Наконец прикатил инвалид с криво залатанной фарой и забрал меня вместе с многочисленным скарбом... На встречу я тогда опоздала.
     Это типичный для последнего времени случай при вызове тверского такси. Почему при всем обилии номеров в записной книжке достать машину трудно и практически невозможно? Почему число фирм такси растет как на дрожжах и многие столь же быстро умирают? Почему владельцы такси выступают против введения «контролирующих» счетчиков в автомобилях? Об этих и других проблемах тверского таксобизнеса мы побеседовали с директором одного из крупных тверских такси, заместителем председателя некоммерческого партнерства владельцев такси Николаем Успенским.

Наши люди в булочную на такси... ездят


     - Николай, что за парадокс: за несколько лет в Твери появилось множество такси, а вызвать «карету к подъезду» стало куда труднее...
     - В последние два года рынок тверского такси вырос в три-четыре раза. Упростилась схема регистрации такси, и многие начинающие бизнесмены «купились» на легкий заработок. Открыть фирму стало элементарно, не требуется даже лицензии. Достаточно оформиться как ЧП, зарегистрировать телефон, офис и радиостанцию, а также набрать водителей, работающих по свободному графику. За счет этой легкости в бизнес зачастую попадают непрофессионалы - как правило, бывшие водители такси, считающие, что у них достаточно опыта для открытия своего дела. Рынок такси раздулся до гигантских размеров, начал испытывать острый дефицит в рабочей силе, и обслуживание стало некачественным. К тому же такси сейчас является очень доступным видом транспорта. Тверитяне даже в булочную стали ездить на такси! Клиентов много, а водителей, которые могут их обслужить, катастрофически не хватает. В часы пик (восемь утра и шесть вечера) уехать почти невозможно, повезет только с десятой попытки. Если сложить реальное количество отказов, они раза в три меньше количества клиентов. К тому же увеличилось количество номеров такси, и жителям стало труднее выбрать машину.
     - Владельцы такси принимают какие-то меры, чтобы наладить ситуацию?
     - Да. В ноябре прошлого года двенадцать владельцев тверских такси объединились в некоммерческое партнерство «Союз такси». Его цель - создать контролирующую группу, которая будет следить за тем, чтобы отсеивались недобросовестные участники рынка и повышалось общее качество обслуживания. Первого декабря 2007 года мы увеличили тарифы на проезд в такси, это начинание поддержали и остальные фирмы. Такси не является социально значимым видом транспорта, поэтому для повышения цен не потребовалось экономического обоснования. К тому же с момента последнего увеличения тарифов - 27 сентября 2004 года - топливо стало дороже почти на 50%. В условиях современного рынка и немыслимой конкуренции повышение стало единственным шансом как-то выправить ситуацию. Поднялась финансовая планка, и число пассажиров уменьшилось. Следовательно, возросли вероятность и быстрота подачи машин. Правда, есть фирмы, которые пытаются заманить клиентов за счет очень низких цен, но их водители носятся по городу как бешеные, а потом долго «лечатся» в ремонте. Поэтому пассажир должен сам решить, что для него важнее - низкая цена или личная безопасность.

Нелегалы-радиолюбители


     - Какие фирмы могут вступить в ваше партнерство?
     - Критериев отбора несколько: единая тарифная сетка, порядочность, а главное - регистрация в налоговой инспекции. Из шестидесяти пяти действующих на тверском рынке такси лишь двадцать семь официально зарегистрированы и платят налоги! Остальные работают нелегально и перед государством предпочитают не отчитываться. У налоговиков есть вся информация по этому поводу, но им пока недосуг этим заняться. Поэтому мы сами решили бороться с незаконным бизнесом.
     - Каким образом?
     - Нелегалов «поймать» очень трудно. При случае они называют себя радиолюбителями и говорят, что просто общаются между собой при помощи радиостанций. Наша организация предлагает ввести обязательное лицензирование такси на областном или федеральном уровнях. Тогда рынок изменится в лучшую сторону: компании укрупнятся, номеров станет меньше, повысится качество обслуживания. Легче станет найти управу на нерадивого водителя: когда таксистов в фирме мало, их не будешь наказывать, а так, за превышение тарифной сетки, хамство и неуважение со стороны водителя будет введена система штрафов. После юридического оформления «Союза» мы выступим с открытым письмом в налоговую инспекцию и в администрацию города с просьбой поддержать нашу инициативу.

Пассажир имеет право


     - Что входит в понятие «высокое качество обслуживания»?
     - Существует особая культура поведения водителей такси. В начале пути таксист должен обнулить счетчик суточного пробега, а по итогам поездки обосновать предъявляемую сумму: «Так как мы проехали шесть километров, а цена одного километра такая-то плюс пятиминутный простой, вы должны заплатить столько-то...» Отказ водителя объяснить сумму расценивается как злостное нарушение, и пассажир должен немедленно сообщить об этом диспетчеру. Высокое качество обслуживания - это опрятный и технически исправный автомобиль, вежливый водитель, строго соблюдающий тарифную сетку, которую он обязан предъявлять по первому требованию. Самое главное - это четкое взаимодействие компании и клиента. Пассажир должен знать свои права и трубить тревогу в случае их нарушения.
     - Сколько всего водителей работают в тверских такси?
     - Около трех тысяч человек. На нашем рынке пытались разместиться иногородние компании, в частности, такси «Комфорт». Однако им не удалось набрать хороших водителей, хотя объявления выходили в газетах с завидной регулярностью.
     - Каковы функции диспетчера такси?
     - Диспетчер - логист, организовывающий работу большого количества людей. Он должен за ограниченное количество времени обработать целый шквал звонков. В нашем такси проходят 500-600 обращений за двенадцать часов - это примерно пять звонков в минуту. Такой поток информации усвоить очень сложно, поэтому мы нанимаем на работу только опытных диспетчеров. Их зарплата - высокий процент от оформления заказов.

Счетчики наплодят «грачевозов»


     - Ходят слухи, что скоро в каждом такси будут установлены специальные счетчики. Как это скажется на работе транспорта?
     - 8 ноября 2007 года был принят новый устав автомобильного транспорта РФ, где прописано, что в конце поездки водитель обязан выдать клиенту либо фискальный чек, либо квитанцию строгой отчетности. Ссылаясь на закон, налоговая инспекция распорядилась установить в каждом такси электронный счетчик. Это стационарное устройство, запрограммированное и подключенное к спидометру, которое в финале поездки выдаст клиенту чек с указанной суммой. Счетчики внесут в жизнь таксистов множество проблем и вопросов... Как будет работать аппарат в условиях низкой температуры? Как будет согласована работа счетчика и радиостанции? Почему можно использовать всего два вида счетчиков, хотя на деле их гораздо больше? В ответ на все вопросы торгующая организация только пожимает плечами. А ведь один счетчик стоит семнадцать тысяч рублей плюс деньги за обслуживание! Налоговая инспекция не может навести порядок с нелегальными такси, и все нововведения коснутся только зарегистрированных компаний. Для нас эта затея со счетчиками - полная авантюра, наше партнерство будет выступать против ее реализации. Если внедрят счетчики, мы сами уйдем в нелегалы, а наши водители переквалифицируются в «грачевозов». Так что счетчики не выгодны никому, кроме тех, кто их продает.

Тверские жители «на таксо»


     Ксения, 24 года, редактор учебно-методического центра:
     - Большинство моих поездок на такси - яркие, запоминающиеся и экстремальные. Как-то я опаздывала на поезд, такси не могла вызвать в пределах получаса. Машину, которая должна была довезти меня (вместе со всеми вещами), меняли три раза. У одной, как сообщил диспетчер, по дороге прокололась шина. Другая отказалась приехать без долгих объяснений. В итоге подкатил чуть живой и весь залатанный автомобиль, который с пафосом «домчал» меня до вокзала. А еще очень часто машины опаздывают - на двадцать минут, на полчаса! В последний раз я гордо заявила водителю: «Вы опоздали, мы с вами не поедем!», потому что уже появилась альтернатива... Говорят, что таксисты иногда бывают молчаливыми - не знаю, мне такие не попадались. «Мои», как правило, все любезные и общительные. Один недавно настойчиво кричал мне всю дорогу: «Девушка! Запомните! Мои позывные три-семь! Три-семь!» - видите, запомнила.
     Александр, 43 года, инженер:
     - Однажды мы с братом поздно ночью пытались уехать с бульвара Ногина. Долго названивали в одно такси, причем в то самое, которое нам настоятельно рекомендовал один знакомый. «Не кладите трубку!» - произнес сонный женский голос... Мы послушались и случайно услышали переговоры диспетчера и водителей. Все таксисты упорно отказывались к нам ехать, ссылаясь на другие заказы. А потом в трубке отчетливо послышался голос диспетчера: «Да пошли они на ... со своим бульваром Ногина!» Девушка забыла, что мы слушаем... Хоть получилось и в рифму, но все равно обидно. О какой культуре в тверском такси может идти речь? С тех пор мы в эту фирму не звоним, да и в другие как-то с опаской...
     Влада, 23 года, менеджер:
     - Я живу в поселке Химинститута, и водители упорно не желают к нам ехать. Однажды я пыталась вызвать машину целый час и в итоге не успела в свою любимую «Зебру»! Зато уж если приезжают, то очень обаятельные молодые таксисты. Один мне так понравился, что мы с ним (и с его машиной) еще долго не расставались...


Любовь КУКУШКИНА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru