Архив номеров


    Старообрядчество на Руси возникло во второй половине XVII в. в результате раскола в Русской православной церкви, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу патриарха Никона, осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича. Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. До второй половины XIX в. приверженцы старых взглядов испытывали жестокие гонения со стороны государственных властей.
    С конца XVII в. центром старообрядчества Тверской губернии был Ржев. Его жителям требовалось немало сил, чтобы защитить свои религиозные убеждения. Для этого использовались любые средства, начиная от обращений к императору, правительству и заканчивая активным сопротивлением полиции.
    Практически все коренные фамилии Ржева (купеческие и мещанские) были тесно связаны со старообрядческой общиной города. В старой вере воспитывались дети и внуки, становясь хранителями древнего благочестия. Таким образом религиозные традиции скрепляли семейные узы ржевитян.
    Внутри общины протекали сложные хозяйственные процессы: она была центром накопления капитала, где существовали своеобразный экономический механизм, кредитная система, координация поставок сырья, производства и сбыта. Как отмечали чиновники в докладах, «в Ржеве главные капиталисты почти все раскольники и, конечно, поручают свои дела торговые преимущественно своим единоверцам, они же в случае каких-либо потерь от богатых получают и помощь. Богатство в Ржеве на стороне раскольников, которые поэтому и пользуются уважением беднейших как ржевских, так и иногородних».
    К последователям старой веры относились представители древнейших ржевских купеческих фамилий: Берсеневы, Ваулины, Болобановы, Волосковы, Дьяковы, Долгополовы, Латышевы, Левтеевы, Немиловы, Нетунахины, Образцовы, Поганкины, Поярковы, Протопоповы, Сазоновы, Свешниковы, Симоновы, Томилины, Торопченовы, Храмцовские, Цыбины, Чупятовы, Чураковы, Шараповы, Шитиковы и др.
    Находясь до начала ХХ в. фактически вне закона, старообрядцы испытывали многочисленные трудности во всех сферах жизни. Одна из самых острых проблем, с которой им приходилось сталкиваться, была связана с их брачно-семейной жизнью. Многие из них уклонялись от регистрации рождений, браков и смертей в метрических книгах православных приходов, как того требовало законодательство. Оно же запрещало старообрядческим священникам вести свои метрики. Складывалась безвыходная ситуация: идти к «чужому» приходскому священнику, чтобы оградить себя от уголовного преследования, либо игнорировать требования закона, тем самым навлекая на себя и свою семью гнев властей.
    Особый пример стойкости в защите своих религиозных убеждений демонстрирует драматичная история ржевской семьи Поганкиных. Мещане Петр Иванович и Анна Ивановна поженились в 1834 г., еще будучи православными, поэтому венчание произошло в православной Троицкой церкви г. Ржева. Через два года они перешли в старообрядчество. Осенью 1839 г. у них родилась дочь Евдокия. Глава семьи Петр Поганкин в это время отсутствовал, занимаясь хозяйственными делами в Санкт-Петербурге, поэтому первые трудности, связанные с крещением ребенка, пришлось решать Анне Ивановне в одиночку. Православный священник предлагал ей крестить новорожденную. Однако она ответила ему, что «и она, и муж ея, ожидая утверждения их в старообрядчестве, крестить новорожденную при церкви не согласны». И далее цитата из судебного дела: «Священник, стараясь уверить ее, что их запись в старообрядцы уничтожена начальством, убеждал ее крестить ребенка при церкви, но она решительно сказала, что до прихода мужа ея в дом она никак не согласится на его убеждения. По возвращении мужа ея в дом, священник снова убеждал обоих, но они в надежде утверждения их записи, по примеру других, остались в своем заблуждении непреклонными».
    Подобные ситуации повторялись в 1850 и 1853 гг. при рождении детей у теперь уже купцов Поганкиных. В конце концов дело дошло до комитета министров, который постановил «выдержать в тюрьме Петра один год и четыре месяца, Анну же один год, не в одно и то же время, а затем строжайше им подтвердить, дабы они отнюдь не осмеливались обнаруживать ересь свою». Вскоре Петр Поганкин был посажен в тюрьму, без внимания осталось и его прошение об освобождении из-под стражи в связи с беременностью жены.
    Следует сказать, что в определенные периоды законодательство несколько смягчалось, например, старообрядческим священникам разрешалось вести записи в метриках. Конечно, в этом случае властями двигало не чувство толерантности, а лишь необходимость каким-то образом контролировать численность приверженцев старой веры. В эти периоды у старообрядцев была возможность узаконить свои брачно-семейные отношения.
    Наиболее напряженные ситуации в Ржеве возникали, когда старообрядческие священники отсутствовали в городе, что чаще всего было связано с их арестами. Но и в этих случаях ржевитяне находили выход, практически немыслимый для XIX века: начало совместной супружеской жизни без совершения таинства венчания, или в современном понимании - заключение гражданских браков. В середине XIX в. в ржевском городническом правлении разбиралось несколько так называемых «дел о незаконном сожитии». Купеческий сын Иван Долгополов на следствии следующим образом рассказывал о своем браке: «В минувшем 1856 г. в январе месяце, по благословлению родной матери моей, взял за себя замуж дочь ржевской мещанки Л.Я. Берсеневой Александру, с которой теперь живу как с женой. 22 минувшего ноября прошлого 1856 г. у меня родилась дочь Екатерина». Его мать, А. Долгополова, подтверждала показания сына: «Сын мой Иван, достигнув совершенных лет, с согласия моего живет с дочерью ржевской мещанки Л.Я. Берсеневой Александрой, как муж с женой, без всякого повенчания, от которой имеет дочь Екатерину. Обратиться в православие ни я, ни сын мой с женой не желаем, ожидая себе попа». Результат судебных разбирательств был предсказуем: все подобные браки было постановлено расторгнуть.
    Даже в трагические минуты смерти и захоронения умерших власти не оставляли в покое старообрядцев. Долгое время ржевитяне боролись за выделение участка земли под кладбище. Обряд погребения сопровождался под неусыпным надзором полицейских, для переноса тела умершего в моленную для отпевания необходимо было получить специальное разрешение.
    Такими трудностями сопровождалась повсе-дневная жизнь приверженцев старой веры в Тверской губернии и в целом по России. Несмотря на это, старообрядцам удалось сохранить веру и добиться в начале ХХ века от правительства ее официального признания.

    Изучение генеалогии и истории семьи ржевских династий активно продолжается в настоящее время. Автор обращается к потомкам всех ржевских фамилий (купеческих, мещанских, крестьянских), проживающих в Твери, с просьбой информационной помощи в восстановлении родословий, историй семей Ржева. E-mail: diana_primako@mail.ru




    Любите ли вы платить налоги и знаете ли налоговое законодательство так, чтобы получить подарок из рук самого начальника Управления Федеральной налоговой службы России по Тверской области Владимира Полежаева?

    Ответ на эти и другие вопросы дал заключительный этап областного конкурса на лучшее знание налогового законодательства среди предприятий региона. Проводился он администрацией Тверской области совместно с УФНС России по Тверской области в рамках мероприятий, предусмотренных областной целевой программой «Обеспечение повышения собираемости налогов и эффективное взаимодействие с налоговыми и правоохранительными органами Тверской области» на 2007 год. Главные цели конкурса его организаторы определили так: повышение собираемости налогов, формирование партнерских отношений между налоговой службой и плательщиками, а также повышение профессионального уровня знаний работников бухгалтерских и финансовых служб региона в сфере законодательства о налогах и сборах. Смотр проходит в два этапа. На первом, заочном, участники отвечали на ситуационные вопросы, размещенные на сайтах УФНС по Тверской области и профильного комитета администрации региона. При этом конкурсной комиссией, помимо правильности ответов, учитывались отсутствие у самого предприятия задолженности по уплате налогов и нарушений по срокам предоставления бухгалтерской отчетности, положительная динамика экономических показателей, а также своевременность выплаты заработной платы своим сотрудникам.
    В результате во второй этап конкурса вышли главные бухгалтеры пяти предприятий: ОАО «Ритм» ТПТА (Тверь), Ржевского хлебокомбината, филиала ОАО «Тверьхлебпром» (Ржев), ОАО «Бежецкагро-промхимия» (Бежецк), ОАО «514-й авиационный ремонтный завод» (Ржев) и ОАО «Бежецкий завод «Автоспецоборудование» (Бежецк). Именно среди них компетентное жюри должно было определить трех победителей смотра-конкурса.
    Свое основное конкурсное задание финалисты узнали из вопросов вытянутого ими билета, который содержал три вопроса на знание налогового законодательства. При этом один из вопросов предполагал творческие рассуждения на заявленную тему, а оценивались ответы по пятибалльной шкале. С этой частью конкурса успешно справились все участники. Но наиболее зрелищной стала «Визитка участника», своего рода домашнее задание, рассказывающее об истории предприятия, его сегодняшнем и завтрашнем дне. ОАО «Ритм» не только показал видеоролик о своем предприятии, специализирующемся на выпуске тормозной аппаратуры для железнодорожного транспорта, но и привлек к презентации своих подшефных - ребят из Медновской школы-интерната. Их выступление, в котором звучали стихи, песня и даже была показана сценка из жизни современной учительницы, никого не оставило равнодушным. В результате главный бухгалтер ОАО «Ритм» Ирина Засимова заняла почетное третье место.
    Второе место у ее коллеги Натальи Лопатиной, заместителя главного бухгалтера ОАО бежецкий завод «Автоспецоборудование». А победителем смотра-конкурса, по единодушному мнению жюри, стала главный бухгалтер Ржевского хлебокомбината филиал ОАО «Тверьхлебпром» Елена Кашина. Все победительницы получили дипломы и в качестве подарка от налоговиков - цветные телевизоры.
    Подводя итоги конкурса, начальник Управления ФНС России по Тверской области Владимир Полежаев отметил, что этот конкурс хотя и первый в их практике, но далеко не последний. На предстоящие три года в бюджете области предусмотрены средства на проведение других мероприятий, направленных на повышение налоговой культуры и знания налогового законодательства, в том числе и таких конкурсов.

Светлана Авдеева


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru