Архив номеров


    Недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем, а активный человек найдет себе применение на любом жизненном поприще. Отец Роман Манилов в прошлом известный в Твери музыкант, а ныне - иерей в храме Покрова Божьей Матери является куратором первого в Твери Православного консультационного центра родовспоможения, заботящегося о духовно-нравственной и физической подготовке беременных женщин к успешным родам и счастливому материнству. О работе центра и пути человека к православию мы с отцом Романом беседуем в маленькой комнате при часовне, построенной в честь святого Иоанна Кронштадского.

    - Отец Роман, расскажите о своем пути к вере. Говорят, что в студенческие годы вы были известным активистом и рок-музыкантом...
    - Я окончил исторический факультет Тверского государственного университета. У нас была удивительно творческая группа: вместе со мной учились журналист Андрей Карасев, недавно трагически погибший, известный тележурналист Кирилл Амаев, и еще многие ребята, которые сейчас добились больших успехов в творчестве и общественной жизни. Я тогда очень увлекался музыкой, являлся членом двух музыкальных коллективов - «Третья грань» и «ТГ»: сочинял песни, играл на гитаре, и, говоря современным языком, занимался продюсированием. В то время был популярен рок в исполнении групп «Аквариум», «Воскресение», «Машина времени». Тогда, в начале 90-х, эта музыка вышла из-под официального запрета, и мы наслаждались полученной свободой творчества: ездили с концертами по разным городам, много выступали в Твери и хотели посвятить музыке всю свою жизнь.
    - Что же заставило в корне поменять свои увлечения и обратиться к Богу?
    - Во времена моей юности каждый, кто мечтал хоть как-то вырваться из «совковой» серости, либо становился политическим диссидентом, либо уходил в сферу творчества: живопись, музыку, литературу. А такие группы, как «Аквариум» или «Машина времени», в своих песнях искали путь к счастью, к свету, к законам истинной человечности. Я всегда стремился к идеалам и увлекался поиском нового, более духовного образа жизни. Но часто на творческих встречах я замечал, что слова, звучащие в песнях, и реальный образ жизни многих музыкантов резко расходятся. И душевная чистота, которая пропагандировалась в их песнях, никак не вяжется с пьянством, наркоманией и агрессией, которую часто проявляли мои коллеги по творческому цеху. Между тем, о чем поется, и тем, что существует на самом деле, зияла пропасть. Я стал искать выходы, как уберечься от этой лжи и фальши.
    - Найти веру помог частный случай?
    - Да, однажды по своим научным интересам как историк я попал на пасхальное богослужение в Оптину пустынь. До этого я был абсолютно неверующим человеком, настоящим атеистом. А от этой ночи, от звучащих молитв, от церковного песнопения у меня осталось очень много ярких впечатлений... В тот год прямо во время крестного хода произошло страшное убийство: какой-то сатанист лишил жизни трех монахов. Тогда я вдруг осознал, что все рассказы про темную, греховную силу - это не выдумки верующих людей, а реально существующая угроза. В моей душе что-то перевернулось. Я понял, что основное мое занятие - музыку - трудно совместить с подлинной духовностью. Музыкант ведет богемный образ жизни: поездки, банкеты, выпивка... Такое существование либо постепенно засасывает, либо резко коробит. Со мной произошло второе: я бросил все, чем занимался до этого, и пошел в храм. Вскоре покрестился и сразу же почувствовал, что жить так, как раньше, уже невозможно. Ведь и многие рок-музыканты, разочаровавшись в действительности, в то время обратились к церкви, например, Константин Кинчев из «Алисы» или Дмитрий Ревякин, лидер группы «Калинов мост». Мои друзья очень обиделись, что я оставил их без поддержки, но это было обдуманное решение. Многие из тех, с кем я дружил в молодости, сейчас лежат в могиле: кто спился, кто умер от передозировки наркотиков... Это еще раз доказывает, что та жизнь, которую я оставил, не доводит до добра.
    - А как вы стали священником?
    - Сначала я пожил в монастыре в Новосибирске, чтобы укрепиться в вере. Затем стал алтарничать в храме, а через некоторое время, уже в Москве, встретился с отцом Артемием Владимировым, моим будущим духовным отцом. Он пригласил меня преподавать историю и Закон Божий в московской православной гимназии при храме Всех Святых в Красном Селе. Несколько лет я воспитывал в детишках православную веру. А затем, посоветовавшись с отцом Артемием, пришел к тому, что надо до конца идти выбранной дорогой. Вернулся в родную Тверь, и здесь меня рукоположили - я стал служителем церкви.
    - Как возникла идея открыть православный центр для будущих мам?
    - Год назад в роддоме №1 (микрорайон «Южный») открыли храм в честь иконы Божьей Матери - Помощницы в родах. Меня отправили этот храм окормлять, то есть помогать ему - помимо основной службы. Тогда я впервые столкнулся с проблемой беременности и родов и поначалу совсем не знал, что делать. Часто дополнительная служба воспринимается в церкви как тягость. Я же решил, что так угодно Богу, и всецело посвятил себя новому занятию. Для начала прочел учебник по акушерству... Потом в храм начали обращаться женщины со своими проблемами, вопросами, сомнениями, и я понял, что роды - это очень сложная штука. Современная медицина очень шаблонно подходит к этому процессу: врачи не всегда видят индивидуальные особенности женщины, не всегда хотят понять. Например, часто без особых на то причин делают кесарево сечение. Я стал задаваться всеми этими вопросами. Вспомнил, что в московской школе у меня учились ребята из многодетной семьи, там мама как раз - православная акушерка. Она совсем иначе, чем современные врачи, относилась к родам. И у нее были курсы в Москве, подобные тому центру, который мы сейчас собираемся открывать. Мы с ней плодотворно пообщались на эту тему, и у меня возникла идея: открыть специальные курсы для верующих матерей.
    - Православная подготовка к родам сильно отличается от светской?
    - У православия свой взгляд на семью, а значит, и на роды, и на подготовку к ним. Редко какой врач скажет, что беременной женщине надо поститься, а церковь утверждает, что пост приносит роженице только пользу. Обычно женщины, которые соблюдают во время беременности церковные посты, рожают быстро и без осложнений. К тому же церковь регулирует семейную жизнь во время беременности, считая, что после зачатия ребенка супруги не должны спать вместе. И, как правило, дети, у которых матери в этот период воздерживались, в моральном и нравственном плане гораздо устойчивее остальных. Православное акушерство предполагает отказ от многих препаратов сомнительного происхождения (таблетки, витаминные комплексы на химической основе). Гораздо полезнее принимать природные «медикаменты», например, если женщина во время беременности каждый день будет выпивать по полстакана морковного сока, роды пройдут как по маслу. А недостаток кальция легко восполнят не новомодные препараты, а кунжутные семечки.
    - В центре будет вестись только «физическая» подготовка к родам?
    - Мы планируем работать с женщинами и на духовном уровне. Это обязательная молитва, причастие, исповедь будущей роженицы. Все эти духовные инструменты очень эффективно помогают при родах. Недавно в первом роддоме был случай, когда женщина не могла родить две недели, вся измучалась... А когда совершила обряд причастия, родила буквально через полдня.
    - Существуют ли особые молитвы для рожениц?
    - Есть иконы Богородицы, которые помогают при родах - это Феодоровская икона Божьей матери, а также специальная «Помощница в родах». А уже при иконах есть специальные молитвы.
    - Как вы продвигали идею центра на городском уровне?
    - Нашу идею сразу же поддержали многие тверские врачи. Главный гинеколог-акушер Тверской области Елена Раскуратова очень обрадовалась тому, что теперь представительниц слабого пола будут готовить к родам духовно. Большинство современных женщин не готовы стать матерями - из-за этого происходят постоянные психологические срывы, стрессы, развивается неуверенность в себе. Открытая современная одежда, повальное курение среди женщин, вся вольготная и беззапретная жизнь приводит к тому, что современной маме трудно выносить ребенка и заботиться о нем.
    - С какого возраста надо обращаться к духовному воспитанию?
    - Есть старая поговорка: ребенка надо учить жизни, пока он лежит поперек лавки. А я бы добавил, что воспитание надо начинать еще в утробе матери. Недавно я был на лекциях волгоградского профессора Николая Жаркина, в их городе уже давно действует подобный центр. Он рассказал интересный случай: одна молодая женщина уже на достаточно солидном сроке пошла в кинотеатр на фильм ужасов. И среди просмотра она вдруг почувствовала, что ребенок в ее утробе перевернулся. Когда сделали УЗИ, оказалось, что плод изменил прилежание с правильного на поперечное. То есть ребенок настолько испугался, что даже отвернулся от этого ужаса. Мать испугалась, обратилась к священнику, и тот посоветовал ей... попросить прощения у своего будущего чада. И сразу же после того, как мать это исполнила, ребенок принял нормальное положение. А еще одна современная мама во время беременности сделала себе татуировку на плече в виде свастики. Ее дитя умерло во чреве... Причем при обследовании выяснилось, что никаких патологий ни у матери, ни у ребенка не было. То есть ребенок еще в утробе все чувствует, слышит и видит. Он наблюдает, какую жизнь ведет его мама, и делает вывод, нужен ли он на этом свете. Духовному воспитанию рожениц наш центр будет уделять очень большое внимание.
    - Когда центр начнет свою работу?
    - Мы только неделю назад развесили объявления в храмах, и уже есть первые звонки. Сейчас набираем группу, и вскоре намерены приступить к активной работе. В центре работают врач - православный акушер, врач-терапевт, специалист по лечебной физкультуре и я, священник. В первое время группа будет заниматься один раз в неделю, потом занятия можно увеличить.
    - На каком сроке будущая мама может обращаться в центр?
    - Чем раньше, тем лучше. Сейчас беременные начинают заниматься проблемой родов лишь на тридцатой неделе, когда уже уходят в декретный отпуск. А ведь в это время плод уже почти сформирован.
    - Вы взаимодействуете с другими системами подготовки к родам, например, с тверским Центром планирования семьи?
    - У нас много расхождений по разным вопросам. Центр планирования семьи направлен не на созидание, а на разрушение: он предписывает каждой семье только одного ребенка, активно пропагандирует контрацепцию. Церковь же считает, что детей дает Бог, а все планы только мешают. И дай всем Бог удачных родов и счастливого материнства.

Любовь КУКУШКИНА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru