Архив номеров


    Перебирая бумаги и записи личного архива покойного ветерана Вооруженных Сил Игоря Романовича Красякова (1936-2005), которые доверила мне его супруга Наталья Алексеевна, я увидел затерявшуюся в папках интересную фотографию группы военных людей. Сразу узнал двоих, а другие оказались мне незнакомыми. Но то, что на снимке сотрудники НИИ-2 МО, сомнений не было. Особенно заинтересовал мужчина в гражданской одежде со звездочкой Героя. Лицо показалось вроде знакомым, а вроде бы и нет. Память ничего не подсказала...

    Зато подсказал ветеран ВОВ, участник Парада Победы 1945 года, а ныне заслуженный военный пенсионер Евгений Антонович Дроздовский. На снимке он рядом с незнакомцем, третий слева, а второй слева – майор Игорь Красяков. Снимок сделан летом 1975 года возле памятника Афанасию Никитину. Обладатель звездочки, оказывается, – это легендарный летчик-испытатель Марк Лазаревич Галлай, к тому времени уже не летавший, ставший известным писателем, автором нескольких книг об опасном, но в высшей степени увлекательном летном деле.
    Развитие авиации немыслимо без летчиков-испытателей. Какой бы совершенной ни была машина, какими бы точными и адаптированными к сложным условиям ни были контрольно-измерительные приборы, какими бы талантами ни обладали конструкторы и авиаспециалисты – последний диагноз новому детищу КБ дает живой человек, летчик-испытатель. Он первым идет в неизвестность, он – разведчик, он – боец и мыслитель.
    У нас в СССР и в России первоклассных испытателей крылатых машин было и есть немалое число. Здесь перечесть всех невозможно, но все же назовем некоторых: К.К. Арцеулов, наш земляк из Твери М.М. Громов, Г.Ф. Байдуков, В.П. Чкалов, В.К. Коккинаки, П.М. Стефановский, С.П. Супрун, Г.Я. Бахчиванджи, А.Н. Гринчик, М.И. Иванов, А.Г. Кочетков, С.Н. Анохин, М.Л. Галлай, В.С. Ильюшин, Г.К. Мосолов, Г.А. Седов, Ю.А. Гарнаев, Г. Шиянов, А. Щербаков и многие другие истинные рыцари неба.
    ...На летчиков-испытателей нигде ни в каких вузах не учат. Ими становятся. В 1930 году
    16-летний Марк окончил в Ленинграде (Санкт-Петербурге, где и родился) школу-девятилетку и поступил рабочим на завод. Во Дворце пионеров занимался авиамоделированием. Вскоре поступил в политехнический институт, при котором действовал аэроклуб – Марк Галлай стал его слушателем. Преддипломную практику прошел в ЦАГИ, защитил там диплом и там же с сентября 1937 года Марк вместе с другими инженерами и техниками стал осваивать профессию летчика-испытателя. Алексей Гринчик, Георгий Шиянов, Николай Рыбко, Марк Галлай составили первую когорту знаменитых впоследствии испытателей вместе с более опытными Михаилом Громовым, Александром Чернавским, Сергеем Корзинщиковым, членами ЛИИ – Летно-испытательного института. Начальником ЛИИ был комбриг Михаил Громов.
    Началась война. Военно-Воздушные силы испытывали острый дефицит в опытных пилотах. Из летчиков-испытателей ЛИИ сформировали эскадрилью ночных истребителей. Летом 1941 года Галлай совершил девять боевых вылетов и одним из первых сбил немецкий бомбардировщик “Дорнье-215”. Осенью Михаила Громова перевели на Калининский фронт в качестве командира смешанной авиадивизии, при этом он взял с собой летчиков ЛИИ, в том числе Марка Галлая, определив его в 128-й бомбардировочный полк на машину Пе-2. Вылетал Галлай на задания и с Мигалова, пикировал на вражеские позиции. Всего на Калининском и других фронтах он совершил 28 боевых вылетов. За 30 вылетов давали в тот год звание Героя Советского Союза.
    До “звездочки” оставалось всего два вылета, но можете себе представить внутреннее разочарование боевого летчика, когда последовал приказ свыше вернуть всех (всех!) опытных летчиков, тем более испытателей, к местам их прежней службы. Начальство опомнилось, ведь доводить до кондиции модификации серийных самолетов новичкам не поручишь! Работа в ЛИИ у Марка Галлая продолжалась до мая 1943 года, а потом снова фронт, полеты в качестве инструктора на бомбежку. В шестом вылете экипаж, где находился Галлай, был сбит, прыгали с парашютом. Галлаю повезло – он попал к брянским партизанам и вскоре вернулся на Большую землю.
    После войны Галлай испытывал реактивную технику: самолеты МиГ-9, бомбардировщики М-4 и 3М из КБ Владимира Мясищева, вертолеты Миля. Самолет 3М стал последним, который довелось испытать Галлаю. В 1957 году Галлаю присвоили звание Героя Советского Союза, в 1959 году – звание заслуженного летчика-испытателя СССР. За свою летную “работу” Марк Галлай освоил около 125 типов самолетов и вертолетов. В отставку вышел полковником, работал старшим научным сотрудником в родном ЛИИ, а в 1960-1961 гг. – инженером-методистом в группе космонавтов.
    Небезынтересен такой факт. Знаменитое “Поехали!” Юрия Гагарина откуда взялось? От Галлая: работая с космонавтами на тренажерах, он перед пуском спрашивал испытуемого: “Ну, поехали?” Ему отвечали: “Поехали!” И еще. Откуда наша общественность впервые узнала, что ставший знаменитым Сергей Королев “сидел”? Из книги Галлая. Однажды во время войны Галлай смотрел, как его самолет обслуживали ребята из БАО – батальона аэродромного обслуживания. Это были зеки, и одного из них звали Сергей Королев. Об этом Марк Лазаревич поведал в одной из своих публикаций.
    А еще Галлай был писателем (30 книг и статей), преподавателем в МАИ, в Академии гражданской авиации, хорошим семьянином: с супругой Ксенией Вячеславовной вырастили сына Юрия. Дружил со многими именитыми людьми: А. Менакером, Л. Утесовым, С. Королевым, Б. Раушенбахом, К. Симоновым и, конечно, коллегами-летчиками. За глаза его звали “крылатым рыцарем”.
    Никогда не отказывался от общения, тем более с коллегами по “воздуху”. На приглашение посетить НИИ-2 МО в Калинине откликнулся сразу, приехал, собрал огромную аудиторию в актовом зале (свободных мест, говорят, не было), рассказывал о летной службе испытателя, отвечал на вопросы, а потом фотографировался на память. Одну из этих фотографий мы здесь публикуем. Было ему тогда 61 год.
    Умер великий летчик 14 июля 1998 года на 85-м году жизни. Его именем названа малая планета в космосе. А на Земле он оставил память о себе как о великом летчике.

Борис ЕРШОВ.



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru