Архив номеров


    Вышел в свет очередной номер федерального промышленного журнала «Умное производство» под редакцией Геннадия Климова.
    Открывает номер журнала «Умное производство» интервью с членом-корреспондентом РАН Михаилом Ковальчуком, директором Института кристаллографии РАН, директором российского научного центра «Курчатовский институт». Ковальчук входит в самый ближний круг президента Владимира Путина и является одним из самых влиятельных людей современной России.
    Кроме того, в новом номере журнала опубликована беседа главного редактора Геннадия Климова с председателем Комитета по безопасности Государственной Думы Владимиром Васильевым, посвященная проблемам ядерного сдерживания и анализу возможностей создания новой системы противоракетной обороны.
    Еще один из заметных материалов в новом журнале - это статья Одеда Кохэна, разработчика «теории ограничений» - доктрины, позволяющей оптимизировать управление производством.
    Сегодня на страницах «Каравана» мы приводим беседу Геннадия Климова с Олегом Бочкаревым, членом Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ.
    В целях координации вопросов технического перевооружения и развития ВПК при правительстве Российской Федерации была создана Военно-промышленная комиссия под председательством первого вице-премьера Сергея Иванова. В комиссию входят шесть человек, которым поставлены задачи курировать разные отрасли военной промышленности России. Три представителя ВПК закреплены за направлениями. А.П. Бобрышев, член Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации, отвечает за вопросы развития отраслей, связанных с авиацией и космосом. В.Я. Поспелов, член Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации, занимается вопросами развития отечественного судостроения. Наш сегодняшний собеседник - Олег Иванович Бочкарев, член Военно-промышленной комиссии - отвечает за сухопутные виды вооружений.
Член Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев отвечает на вопросы главного редактора «УмПро» Геннадия Климова     - Многие работавшие на «оборонку» предприятия стали частными, акционировались. Как сейчас осуществляется взаимодействие с ними?
    - Главная функция комиссии - координация работы органов исполнительной власти, которые имеют отношение к вопросам функционирования оборонно-промышленного комплекса. В моей компетенции находится взаимодействие всех органов власти, и Министерства обороны в том числе, по вопросам НИОКР, производства, поставок, сервисного обслуживания и утилизации всех видов сухопутного вооружения. Это бронетанковая, артиллерийская, автомобильная составляющие, высокоточное оружие, боеприпасы, патроны, спецхимия и т.д.
    Российское государство сейчас не является таким слабым, как можно было подумать в середине 90-х годов. У него вполне хватает рычагов влияния и на такие компании. Сегодня существуют системы лицензирования, квотирования. С этого года государство перешло на конкурсную основу закупок вооружения и военной техники. Любая компания, которая желает получить оборонный заказ, должна соответствовать требованиям государства, связанным с производством и его спецификой, системой защиты государственной тайны и многим другим.
    - А как оформляются требования к предприятиям, работающим с оборонным заказом? В виде каких-то государственных стандартов?
    - Все эти требования обусловлены многообразными инструкциями, законами, нормативными документами. В оборонно-промышленном комплексе сохранилась система военной приемки, существуют лицензии, которые нужно получить, чтобы заниматься производством военной техники. Нужно получить разрешение ФСБ на работу с государственной тайной, руководители предприятий (там, где акционерная компания полностью частная) должны иметь соответствующую форму допуска - иначе у них не будет возможности просто участвовать в совещаниях. Даже в сведениях о сумме госзаказа им будет отказано, потому что его цифры имеют соответствующий гриф. Хочешь работать в военном бизнесе - должен соответствовать.
    - Я как человек, многие годы проработавший в машиностроении, замечаю, что даже то, что было известно 20 лет назад, студентам до сих пор не преподается. Есть ли государственная политика по воспитанию инженеров современного уровня? Ведь из профессии «выпали» целые поколения. Тем инженерам, которые уходят на пенсию, порой некому передать свой опыт, а преемственность, школа на предприятиях всегда имели очень важное значение.
    - Действительно, за последние 15 лет профессия инженера обесценилась. Не было инвестиций в образование, не было техперевооружения, промышленность находилась в стагнации, и это привело к тому, что потребность в инженерах практически отсутствовала. Но сегодня ситуация меняется. Сама высшая школа понимает, что надо готовить инженеров совершенно другого качества, которые бы приходили на производство и умели работать на современном оборудовании, знали программирование, компьютерное моделирование. Причем одно дело - виртуальная подготовка в высшей школе, которая имела дефицит в развитии своей инфраструктуры, а другое - практика.
    Сегодня мы видим, что сама высшая школа обращается к промышленности, выясняя, инженеров какого уровня хотят видеть на предприятиях. Покупается суперсовременное оборудование, на котором собираются учить студентов. Есть примеры интеграции высшей школы и тех промышленных предприятий, где есть первые результаты технического перевооружения. Зачатки модернизации начались в военно-промышленном комплексе с 2000 года, сегодня масштабность техперевооружения растет большими темпами. Сегодня есть куда прийти из высшей школы, чтобы иметь практику. И вузы начинают догонять этот процесс. Конечно, на первых порах берется больше количеством, чем качеством студентов и выпускников, но это ничего, главное - началось движение в правильном направлении. Приведу пример: устанавливая новое оборудование на челябинской «Электромашине», мы пошли на такую меру, когда на первую партию станков поставили ребят с высшим образованием. Ребята из ПТУ новую технику освоить не сумели. Сегодня мы запустили новую технику, новую идеологию, и теперь на станках работают подготовленные рабочие. Хотя я всегда рекомендую молодым инженерам, когда они приходят на завод, первые полгода поработать на станке. Поскольку станок на современном предприятии - это сложнейшая машина, где нужно знать современный компьютер, программирование, технологии.
    Нам сегодня необходимо идти по пути организации сквозного проектирования, исключив на предприятиях бумажный документооборот. Конструктор - технолог - станок - это сквозная «линейка». Учим ребят увязывать взаимоотношения друг с другом (эти звенья на производстве традиционно друг друга «не слышат», а несогласованность снижает конструкторский потенциал изделия). Сегодня мы стремимся к тому, чтобы фантазия инженера-конструктора не была сильно приземлена, но при этом, чтобы его, конечно, не «понесло» в облака. Это сегодня достигается внедрением на предприятиях современных САПР (систем автоматизированного проектирования).
    Нынешние молодые люди очень серьезно подходят к образованию. Троечники сегодняшние и советские - разные троечники. В Советском Союзе выпускнику было гарантировано рабочее место, где он имел шанс стать неплохим специалистом. А нынешние молодые люди уже должны быть хорошими специалистами, чтобы найти свое место на рынке труда. Если молодой человек имеет талант инженера, он достаточно быстро вырастает в хорошего руководителя и специалиста. Сегодня таким людям открыты все дороги.
    - Но с рабочими кадрами ситуация, наверное, более тяжелая.
    - Да. Если молодые люди в 90-е хоть как-то стремились получить высшее образование и кто-то еще поступал в вузы, то ПТУ считались непрестижными, и туда с трудом набирались студенты. Кроме того, сама система ПТУ подвергалась разрушению.
    Содержание профтехобразования было переведено из федерального на местные бюджеты, а муниципалитетам надо было решать насущные дела, ликвидировать аварии в ЖКХ и т.д. Им было не до училищ. Тем более заводы в городах почти не работали. Сегодня идет восстановление профессиональной школы. Но на это нужно время.
    И не надо забывать, что современный рабочий хочет работать с современными технологиями. Поэтому государство сегодня делает все, чтобы подтянуть уровень технического оснащения предприятий. Для этого существует ряд федеральных целевых программ, государство выделяет большие средства из бюджета, чтобы проинвестировать повышение технологического уровня оборонных предприятий. Причем с каждым годом эта сумма все больше и больше.
    - А оборонный заказ тоже растет?
    - Идет неуклонный рост оборонного заказа, каждый год он прирастает и в деньгах, и в наименованиях. Оборонный заказ имеет долговременную перспективу. Есть программа оборонного заказа до 2015 года, т.е. по годам определено, что и когда собираются приобретать для нашей армии и за какие деньги. И четкий заказ по конкретным экземплярам вооружений заложен в трехлетний план, т.е. предприятиям можно планировать перспективу, видеть будущее.
    - Какими интеллектуальными силами происходит техническое перевооружение? Насколько часто привлекаются консультанты? Или все держится на внутренних инженерных ресурсах?
    - Предприятия осуществляют техническое перевооружение самостоятельно - везде есть конструкторы, технологи. Притом в военной промышленности сохранились профильные НИИ, КБ - те, что перестали существовать в гражданской сфере. В принципе интеллектуальная база существует. В самом ВПК создается система критериев оценки технического перевооружения. Это не происходит кулуарно, а всегда обсуждается.
    Закупка оборудования, особенно если это бюджетные деньги, происходит только на конкурсной основе. Она гласная, и любая компания, которая позиционирует себя как поставщик нового оборудования, может принять участие в конкурсе.
    Но, конечно, есть определенные проблемы. Не все специалисты, которые работают на заводах, обладают широтой знаний, осведомлены о технологических и управленческих новинках. Здесь нужен широкий кругозор, а не узкая специализация. Поэтому инжиниринговые компании, которые сейчас работают на российском рынке промышленного консалтинга, очень востребованы. Абсолютно правильно делают те компании, которые не просто предлагают лишь покупку станка, - этого недостаточно. Начинать надо с инженерного консалтинга, оценки трудоемкости, оценки того, какую технологию нужно подобрать, чтобы снизить уровень трудоемкости, увязки с возможностью изменить в конструкции. Т.е. такая многогранная глубокая работа. И если инженерные центры предлагают заказчику комплексный подход, они и востребованы. А те, кто, как дилеры, занимаются поставками импортного оборудования, сегодня менее конкурентоспособны.
    - Новая тенденция в управлении, которая хорошо стала видна после создания Военно-промышленной комиссии, - это интеграционные процессы?
    - Сегодня идет очень мощное выстраивание вертикально интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе. Это создание Объединенной авиакосмической корпорации, Объединенной судостроительной компании, то же происходит и в подведомственных мне сухопутных видах вооружений. Такие процессы можно сравнить с тем, как пальцы руки сжимаются в кулак - и сила увеличивается в разы.
    - Какие еще новшества готовятся для предприятий оборонно-промышленного комплекса?
    - В оборонном комплексе находится большой объем неоцененной интеллектуальной собственности. Все оценщики оценивают здания, землю, станки. Но если сравнивать их стоимость со стоимостью документации, конструкторских, технологических разработок, организации производства, то нематериальная составляющая должна быть оценена не менее как в сто (!) раз дороже. Эта цифра взята не с потолка. Мы в Челябинске, когда из ГУПа создавали АО, сделали оценку интеллектуальной собственности и поставили ее на учет. Так что цифра мною не надумана - это реальная пропорция. Поэтому сегодня на государственном уровне тоже ставится вопрос о том, что нужно выявлять объекты интеллектуальной собственности, оценивать их и ставить на баланс предприятий. Во-первых, это большая капитализация компаний, во-вторых, можно очень серьезно пересмотреть вопросы акционирования. Ведь интеллектуальная собственность априори принадлежит государству - все исследования проводились за счет государства, все образцы техники создавались только за государственные средства. У государства появится очень действенный инструмент влияния на бизнес.
    Нет примера, чтобы какая-то частная компания вложила деньги в создание нового образца военной техники. Ведь нормальный частный бизнес привык получать доход с каждого проинвестированного рубля. А как получить доходность от создания новой ракеты «Булава»? Ею же никто, даст Бог, не собирается пользоваться! Это средство сдерживания, которое создается исключительно для решения геополитических задач.
    - А есть те, кто в состоянии оценить стоимость интеллектуальной собственности?
    - Рынок разного рода оценщиков сейчас велик, но тех, кто в состоянии оценить собственность интеллектуальную, - единицы. Федеральное агентство по авторским правам и интеллектуальной собственности было задумано именно для того, чтобы выявлять интеллектуальную собственность и использовать ее в пользу государства, но оно не смогло добиться полномасштабной реализации этих задач. Поэтому к их решению начинают привлекаться другие ведомства.
    - Спасибо за содержательный разговор.

(Печатается с сокращениями)



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru