Архив номеров


    Недавно побывавший в Твери (на открытии ФОК в микрорайоне “Юность”) глава Федерального агентства по физической культуре и спорту, легенда мирового хоккея Вячеслав Фетисов на совещании с участием ведущих тренеров, спортсменов и спортивных руководителей Тверской области поделился своими мыслями о перспективах развития физкультуры и спорта в России.

    О прерванной карьере тренера

    Вячеслав Фетисов напомнил о своей тренерской работе. Ему она нравилась. Имел хорошие контракты на руках, хотел стать тренером сборной по хоккею. Президент все поменял. “У вас будет другая команда – сборная всей страны”, – сказал Путин. Ответственность легла на плечи колоссальная. “В наследство” достались большой отряд ветеранов спорта, которые оказались никому не нужны, не до конца развитая инфраструктура, тощий бюджет. Спорт финансировался по остаточному принципу. Денег выделялось ничтожно мало.

    О некоторых достижениях и планах

    Постепенно ситуация с функционированием физкультуры и спорта в стране стала меняться. Вырос объем финансовых средств, выделяемых на развитие спорта. До конца 2015 года бюджет составит около 20 млрд рублей. В стране планируется построить 1000 бассейнов, 300 современных катков с искусственным льдом, 800 футбольных полей, 10 стадионов вместимостью не менее 30 тысяч зрителей. Лучшим тренерам и спортсменам начали выплачиваться поощрительные стипендии.

    О патриотизме

    “Молодежь должна понимать: мы будем только тогда лучшими в спорте, когда научимся уважать самих себя, – заметил В.Фетисов. – Меня никто не убедит в том, что честь флага и патриотизм – это пустые слова. Для советских спортсменов эти слова значили очень многое. В свое время была сделана большая ошибка, когда нивелировались эти два понятия”. По его мнению, всем российским спортсменам с самого юного возраста следует прививать истинный и непреходящий смысл этих высоких понятий.

    О Сочи

    Не были обойдены вниманием предстоящие зимние Олимпийские игры в Сочи. “Мы не просто так выиграли конкурс на проведение Игр-2014 в Сочи, – сказал Вячеслав Фетисов. – Победа далась нелегко. Мы стартовали последними в конкурсе городов-кандидатов. У нас ничего еще не было построено. Мы лишь объявили, что готовы создать современнейшую спортивную инфраструктуру в городе-курорте Сочи и вокруг него. И нам поверили. Президент страны поставил задачу, чтобы все наши громкие обещания были выполнены и уже в 2013 году все намеченное было построено”.

    Об игровых видах спорта

    Игровые виды спорта – отдельная тема разговора. Засилье иностранцев во многих из них очень мешает качественному росту отечественных спортсменов. Вот и президент страны выразил недоумение по поводу того, что легионеров в наших командах много, а сборную страны порой не из кого собрать. Так не должно быть! Наша страна в былые годы во многих игровых видах спорта становилась чемпионом, а затем на долгие годы утратила свое лидерство, – посетовал В.Фетисов. – При этом потенциал наших команд в игровых видах очень большой. Ситуацию можно поправить, если количество легионеров в наших командах сократится. В последнее время, правда, положение стало меняться. Мы, наконец, стали снова побеждать. Но еще многое в этом направлении требуется сделать”.

    О престиже тренерской работы

    Как поднять престиж работы тренера и учителя физкультуры? У них должна быть достойная оплата труда! Представителей этих профессий, по словам В. Фетисова, “надо поднять на ноги”. В ближайшие пару лет – это основная задача. При этом мерилом качества работы учителя физкультуры должен быть такой показатель, как массовость, то есть количество приобщенных к занятиям физкультурой и спортом (чем больше – тем лучше), а для тренеров спортшкол – естественно, результаты их воспитанников.

    О системе поощрения спортсменов

    Такая система должна быть, считает Вячеслав Фетисов. И она создается. У нас олимпийский чемпион получает за победу на Играх 200 тысяч долларов. Причем получает одинаково и тот, кто представляет популярный вид спорта (фигурное катание, например), и тот, кто представляет не очень популярный (скажем, стрельбу из лука).

    Об оценке работы губернаторов

    Не так давно введены критерии определения рейтинга регионов страны. Одним из показателей работы губернаторов будет служить спортивная составляющая. Там, где губернатор с пониманием относится к развитию физкультуры и спорта, где не боится вкладывать в них средства, там и результат виден.
    “Спорт нужен стране! Мы – амбициозная нация. Мы будем делать все, чтобы улучшались условия для занятий физкультурой и спортом, чтобы спортивная инфраструктура постоянно совершенствовалась и крепла и чтобы к спорту приобщалось как можно большее количество граждан нашей страны”, – подытожил свои мысли глава Федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеслав Фетисов.

Александр АРСЕНОВ.
Фото автора



    Юрий Бавыкин – подполковник авиации, известный в городе исполнитель бардовской песни, организатор ежемесячных литературно-музыкальных композиций в библиотеке имени Горького. Но в основе всего положена просветительская деятельность. Поэтому песни Юрия Бавыкина, наряду с роскошным исполнением, направлены на то, чтобы “сеять разумное, доброе, вечное”. И только так.

    – Юрий Иванович! Когда и как начался ваш творческий путь?
    – Я стал профессиональным исполнителем бардовских песен достаточно поздно: где-то к двадцати восьми годам. До этого находился в довольно “законсервированном” состоянии. К слову сказать, “Бавыкин” переводится с древнерусского как “медлительный”… Эпоха, когда начал складываться мой характер, – это 60-е годы, когда деревья были большими и существовала непоколебимая уверенность в том, что все будет хорошо, что нас ожидает только самое лучшее. Я вырос в старообрядческой семье, с патриархальным укладом и достаточно строгим воспитанием. Но именно тогда сформировался мой уверенный и светлый взгляд на мир, который потом ничто не смогло разрушить. Поэтому, даже если я сейчас пою грустные песни, меня все равно поддерживает какая-то внутренняя основа, внутренний свет, который передали мне отцы и деды. Сейчас большинство людей безосновное, поэтому искусство теряет свою истинную сущность и целостность.
    – Поддерживается ли какая-то связь с вашей “основой”?
    – Да, минувшим летом я давал концерт в своей родной деревне Булановке. Каждую звучащую песню я посвящал когда-то жившим там людям. Многих моих родственников уже давно нет, но природа и земля продолжают хранить память. Действительно, это место – кусочек рая на земле, где каждый камень близок и дорог, где живут глубоко духовные люди, не знающие никаких богословских изощрений, но хранящие в душе огромное количество любви и тепла. Все остальное становится совсем неважным, особенно по прошествии многих лет. И с теми людьми, с которыми я отчаянно дрался в детстве, я с радостью обнимался на своем недавнем концерте. И мою жизнь, мое творчество поддерживает только это: каждую песню я пою в особом, молитвенном состоянии, обращаясь к своей основе, к своим корням.
    – Вы по-особому подходите к исполнению “каждой” песни?
    – Конечно, любой творческий акт – это всегда стресс и перегрузка. И сценический опыт не имеет значения. Каждый раз неизвестно, кто приходит в зал, и непонятно, как на тебя отреагируют. Всегда приходится ориентироваться прямо на месте, глядя в глаза зрителей.
    – И все же, как вы, потомственный военный, стали человеком творчества?
    – Все очень просто. В четырнадцать лет родители отдали меня в “кадетку” – Екатеринбургское суворовское училище, таким образом пытаясь “спасти” от гитары. Тогда в моде были “битлы”, неформальные общественные течения… и семью пугало мое чрезмерное увлечение музыкой. Однако в училище был очень популярен кадетский фольклор, в создании и исполнении которого я принял самое активное участие. Чаще всего мы исполняли тогда сиротские песни – они были очень чувственные и жалостливые, примерно такие (Юрий Иванович ударяет по струнам):

    Ненаглядная мама! Чем же я провинился,
    Что меня ты так рано в СВУ отдала?..


    Эти песенки были вызваны, во-первых, переходным возрастом, а во-вторых, суровыми военными порядками. Дедовщины в современном толковании этого слова у нас не было, но влияние старшекурсников все же ощущалось. Впрочем, хотя мы и жаловались, и пели печальные композиции, в “кадетке” царил непередаваемый дух лицейства, молодости и какой-то дружеской нежности. Ощущалась огромная любовь к людям, разлитая внутри. Хотелось обнять весь мир.
    – То есть в СВУ вы не скрылись от гитары, а наоборот, приобщились к творчеству?
    – Да, к тому же именно кадетка открыла для меня мир литературы. У нас были два внеучебных предмета, которыми суворовец должен был заниматься обязательно, – бокс и сочинение стихов. Боксировать на открытом ринге при собрании трех тысяч человек я не особенно любил, а стихи поначалу и вовсе не понимал. Однако на наших предметах преподносилось очень бережное, почти священное отношение к Слову. Когда суворовец невнятно бормотал поэтические строчки, учитель мог со всей силы стукнуть указкой по столу: “Не сметь так читать Пушкина!”
    – А дальше?..
    – А дальше я учился на Северном Кавказе, в Ставропольском авиационном училище. И, уже когда стал офицером, мы с товарищами организовали бардовское трио “Апрель”. Казалось, что нашу энергию, нашу радость мира легче донести до слушателя именно втроем. В те времена была безумно популярна гитара, особенно семиструнная. Мы выходили на сцену в белых костюмах, и сами себе казались очень элегантными (смеется). Впрочем, Ставрополье было все-таки провинцией. И мы исполняли только те песни, которые успели докатиться до наших краев. Мы пели Никитина и Суханова, я и сам тогда немного сочинял… Помню, на основе местного фольклора и каких-то моих придумок была написана композиция “Вертолет”, которую затем подхватили по всей стране. Стихи росли во мне постепенно – все-таки дали о себе знать и воспитание, и кадетское уважение к Слову. А свой первый диск я записал в Ставрополье в этом году. К моему удивлению, там сохранились записи нашего бардовского трио – тридцать лет спустя мне их подарила старая приятельница.
    – Ваше авиаторское прошлое как-то связано со сценическим настоящим?
    – По профессии я летчик, штурман, долго служил в авиационных войсках. Все мои родственники – полковники. Я один подполковник. Конечно, эти две сферы переплетены в моем сознании. Как летает самолет, так и строится музыкальная фраза, так и поет человек. Полет вниз – начинаешь набирать скорость пения. Полет вверх – снижаешь скорость. Когда происходит какая-то нестыковка на сцене, я только так и выруливаю. Для меня это высший пилотаж творчества.
    – Когда начался тверской этап вашей творческой деятельности?
    – Я переехал в Тверь в 1987-м. Как раз в то время в городе был организован сильнейший Клуб самодеятельной песни при ДК “Металлист”. Сейчас мало осталось тех, кто стоял у истоков... А тогда мы колесили с концертами по всей стране, были даже в Петропавловске-Камчатском. На бардовских фестивалях собиралось гигантское количество людей. На Московском фестивале – десять тысяч человек! На Грушинском фестивале – сто пятьдесят тысяч! И каждый выходивший на сцену исполнитель считал, что он гений. И действительно, столько гениев было вокруг! Таланты просто подавляли друг друга. Бардовские фестивали всегда были для нас гигантским культурным потрясением: ты не один, у тебя сотни единомышленников – и это прекрасно. В КСП у нас возник замечательный дуэт с певицей Ольгой Лазаревой. Мы становились лауреатами самых разных творческих состязаний, выигрывали конкурсы дуэтов России, братались с семейным дуэтом Никитиных.
    – А какое направление в бардовской песне избрали вы для себя?
    – Моя сфера – это поющая поэзия. В хороших стихах всегда есть натянутый нерв – их можно петь прямо “с листа”. Я могу исполнить любую песню на любые стихи, когда читаю и пою одновременно (и действительно, в процессе беседы Юрий Иванович не раз демонстрировал свое умение импровизировать). Когда я исполняю музыкально-поэтические композиции, замечаю, что народ долго не может слушать “просто” строчки: теряется внимание. Многие стихи – и классические, и произведения тверских авторов – можно и нужно петь. И любую жизненную ситуацию можно сделать песней.
    – Кто является вашим “сценическим” кумиром?
    – Один из тех, чьим творчеством я искренне восхищаюсь, – бард Андрей Крючков, ныне покойный. Именно он открыл для меня главное правило творчества – знать себе цену, не принижаться и не возвышаться над другими. Крючков в авторской песне – это Рубцов в поэзии: те же искренность, непосредственность и чистота. В отличие от многих других людей он в своих песнях говорил правду. Обычно житейские вещи пытаются как-то приукрасить, щегольнуть красным словцом… Крючков же передавал внутреннюю свободу человека, чем и снискал уважение многих авторов.
    – Ваше открытие – литературно-музыкальные вечера в Горьковской библиотеке. По какому принципу они проводятся?
    – В своих музыкально-поэтических композициях я опираюсь чаще всего на классические вещи, на то, что будет узнаваемо для зрителя. Последний свой вечер я посвятил исполнению романсов поэтов золотого века: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Ф. Глинки… Мои вечера – это своего рода просветительство: люди должны знать, что они живут не на пустом месте, что до них уже вспахан огромный культурный пласт. Классика и мы – это две совершенно разные весовые категории. Между их мировосприятием и нашим – гигантская пропасть. Есть композиции, особенно любимые среди зрителей: например, почитаемое среди христиан творчество иеромонаха Романа. А двадцать четвертого ноября я представлю музыкальную композицию по сонетам Шекспира в переводе Маршака.
    – Кому вы передаете свои знания и умения?
    – Учеников у меня много – человек пятьсот, причем все это люди разного возраста, среди них встречаются и москвичи, и тверитяне. Дочь также моя ученица, сейчас она учится в музыкальной школе по классу фортепиано, пишет песни. Она талантливая от природы – “неделаная”, в то время как я “деланый”. Меня многому учили, я накопил определенный жизненный опыт и работаю над его сохранением и приумножением. А дочь, как и моя супруга, не ценят своего таланта, для них неважно, есть одаренность или нет, главное – сама жизнь.

Любовь КУКУШКИНА.



    27 октября в университетском концертном зале на Соминке вершились судьбы, ломались характеры, мучительно искалась тонкая грань между искренностью и обманом – театр-студия ТвГУ презентовала спектакль по пьесе французского драматурга Ива Жамиака “Месье Амилькар платит”. Сценическая версия “Зеркала” называлась “За все уплачено!”.

    Для постановки спектакля свои силы объединили студенты разных факультетов (филологического, спортивного, педагогического), а также выпускники и работники культурно-досугового центра ТвГУ.
    Студия “Зеркало” – единственный студенческий театр в городе, он работает при Тверском государственном университете уже более трех лет. В программу еженедельных занятий входит обучение ребят азам театрального искусства: сценической речи, сценическому движению, этюдному методу, звуковой режиссуре. За время существования студии в свет были выпущены три оригинальных спектакля. Один из них – “В открытом море” по пьесе польского драматурга Станислава Мрожека – стал лауреатом фестиваля студенческих театров “Новый взгляд–2004” в Санкт-Петербурге. Премьера второго – “Этюды о любви” – прошла в декабре 2005 года. Режиссером первых двух представлений был актер тверского ТЮЗа, заслуженный артист Литвы и России Вячеслав Гунин. Постановщиком спектакля “За все уплачено!” стал актер драматического театра, кандидат философских наук Алексей Великотный. Более полугода напряженного труда, кропотливых репетиций, противоречивых толкований образов и постановки сценических задач – per aspera к премьере. Проект действительно можно назвать уникальным: двухчасовая пьеса в двух действиях с антрактом – очень объемный и, казалось бы, неподъемный материал для начинающего студенческого театра.
    Ив Жамиак, автор пьесы, умышленно не обозначил жанр своего произведения. На афишах “Зеркала” была прописана “комедия чувств”, а по сути получилась трагикомедия, смешная-печальная история с тонким философским подтекстом. Сюжет пьесы прост, вместе с тем изворотлив и символичен. Месье Амилькар – бухгалтер средней руки – решает купить то, в чем жизнь ему отказывала с возмутительным упорством: любовь жены, привязанность потомства и дружбу некоего старины Леона из квартирки напротив. Пытаясь обрести подлинные человеческие чувства, Амилькар (Александр Рамзин, директор культурно-досугового центра ТвГУ) решается на отчаянный шаг: грабит хозяйскую кассу, чтобы заплатить за любовь и дружбу по самой высокой цене. Актеров для “комедии чувств” герой тщательно подбирает сам: в бюро по найму встречает бедного художника Машу (Денис Родионов), заводит связи с уличной девушкой Виржинией (Екатерина Макарова), в театральной гримерке знакомится с известной актрисой Элеонорой Дюрок (Любовь Кукушкина). Попытки вжиться в навязанную роль, отчаянные способы перехитрить друг друга, искусственно созданные чувства, которые со временем переросли в настоящие, а в финале – самоубийство Амилькара, окончательно переставшего верить в то, что с ним происходит, – вот основная коллизия спектакля. История любви “деланной” оттеняется подлинной love story Виржинии и мотоциклиста Поло (Равиль Алмакаев). Пружина закручивается еще сильнее с приездом “матери” Элеоноры – Мелии (руководитель фольклорного ансамбля “Славяночка” Светлана Лебедева). Настоящая мать или “подставная” – опять же не объясняется, каждый волен решать сам. Тема подлинности человеческих чувств и отношений – главный вопрос, который пытаются решить для себя герои пьесы. Все ли в жизни покупается и продается? Где грань между выдуманным и настоящим? Во что на свете можно и нужно верить? Немой вопрос повис в воздухе и после того, как закрылся занавес. “А какую роль я играю в этой жизни?” – прокомментировал общую задумчивость один пытливый зритель.
    “Пьеса заставляет людей вспомнить о цене настоящего. Это “взрослая” тема, которую пытаются раскрыть на сцене ребята-студийцы. Острый философский смысл пьесы просвечивает через общий комический пафос и яркую феерию образов. Это надо было донести до зрителей, и это у нас получилось”, – поделился после представления режиссер Алексей Великотный.
    Безусловно, студийность является одной из форм художественной самодеятельности. В театральном представлении, данном ребятами, встречались ошибки, недочеты и “недоигранные” места. Однако общее впечатление от спектакля было живым, ярким и целостным – а значит, преграда между самодеятельностью и профессионализмом тонка и вполне преодолима. Спектакль “За все уплачено!” станет репертуарным для театральной студии ТвГУ. Следующее выступление планируется дать в ноябре в областном Доме актера.

Ксения СМИРНОВА.



    26 октября, в пятницу, в клубе “От Заката до Рассвета” прошла первая в Твери реггей-вечеринка. Как говорили сами организаторы концерта, Роман и Никита, на тверской сцене не хватает позитивных эмоций. Чаще всего в рок-клубах звучит альтернатива, death– и black-metal – музыкальные направления, если не открыто негативистичные, то уж точно агрессивные и “темные”. Реггей же, вышедший из культуры растафари, позиционируется как божественная солнечная музыка.

    Вполне закономерно возникает вопрос: “А что такое растафари?” Начать придется издалека, с Ямайки начала XX века. Долгое время это была английская колония, в которую свозили рабов из Африки, в том числе из Эфиопии, страны древнего христианства. К началу описываемых событий рабство уже было отменено, но пренебрежительное отношение к бывшим невольникам осталось. В это трудное время Маркус Гарви, чернокожий католик и один из пророков растафари, объявил, что истинная Земля Обетованная – Эфиопия, и Джа (искаженное Иегова) спасет всех угнетаемых темнокожих и вернет их на родину. И если Эфиопия считалась раем земным, то весь окружающий мир, построенный по европейским белым образцам, стал Вавилоном, соблазнившим и пленившим людей. Поэтому настоящие растаманы (по сути адепты растафари) отвергают и все соблазны Вавилона, и все его пороки – карьеризм, зависть, жалость к себе. Эти идеи приглянулись не только темнокожим, но и их белым собратьям, да настолько сильно, что сейчас можно говорить о “белой расте”. Что же из этого вышло, можно было увидеть на прошедшем концерте.
    Несмотря на большое число людей с дредами (африканскими косичками, символами растафари) и красно-желто-зелеными сумками, настоящих растаманов оказалось почти невозможно найти. Перед началом концерта “Огненный бог” Тимон жаловался, что все его знакомые раста – из Москвы или Петербурга. Да что там растаманы, даже исполнителей чистого реггей найти почти невозможно, а посему на одной площадке собрались команды, играющие в разных стилях. Здесь была и группа “Натянутый канат”, уже два года доказывающая нашему городу, что рок-н-ролл жив. Особую славу команде принесла “Растаманская” песня, и в этот раз вызвавшая оживление в зале.
    По мере приближения к кульминации концерта – выступлению “ВПР&Фестиваля Всего На Свете” и шоу “огненных богов” – число поклонников реггей на танцполе возрастало. Поистеры – жонглеры огнем, ожидающие своего выхода, крутили пока еще не подожженные раскрашенные мячи. А на сцене зажигала команда “П.С.Н.”. Им удалось совместить несовместимое – жесткость альтернативной мелодики и плавность, медитативность вокала реггей. Что зрители, конечно же, оценили.
    Но вот настало время выступать “ВПР&Фестивалю Всего На Свете”, группе из Москвы. Это была единственная команда, играющая чистый реггей. В Тверь они приехали буквально через десять дней после презентации нового альбома.
    Очень знаковым было и выступление поистеров, назвавших свою шоу-программу “Дети солнца”. Ведь по сути своей все раста, вне зависимости от цвета кожи, – дети солнечной Ямайки и великой Эфиопии, в которую надо вернуться, покинув стены Вавилона.
    Прошедший концерт был пропитан духом растафари еще и потому, что несколько часов в стенах одного клуба мирно уживались и угрюмые металлисты, и рэперы, своим выступлением открывавшие вечеринку. Ведь раста проповедуют всеобщую терпимость к убеждениям других.
    Первый концерт “Реггей народов Севера” уже стал историей. Остается надеяться, что на этом позитивная линия не прервется. В нашем городе есть слушатели реггей. Теперь дело за исполнителями.

Марина ЯУРЕ.



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru