Архив номеров


    Началось обсуждение проекта областного бюджета на 2008 год и на период до 2010 года. Документ действительно мощный, масштабный. Во многом бюджет - новаторский. Не только потому, что область впервые в своей истории планирует доходы и расходы на трехлетнюю перспективу, и с этой сложной задачей разработчики бюджета успешно справились.

    Стабильность и развитие

    Комментируя проект главного финансового закона, безусловно, надо начать с хорошего. Просто потому, что хорошего в бюджете гораздо больше. Да и сам он существенно больше, чем в предыдущие годы. Объем расходов - 27,6 млрд. рублей, эта цифра сама по себе не может не впечатлить. По сравнению с нынешним годом областные расходы возрастут на 3,5 миллиарда, а если вспомнить не очень далекий 2003 год, то за столь короткое время в области денег стало больше практически вдвое. Такая работа региональной власти достойна самых высоких оценок.
    Как и следовало ожидать, в проекте бюджета получили развитие идеи, изложенные в недавнем Послании губернатора Тверской области Д.В. Зеленина, - в очередной раз слова лидера нашего региона не разошлись с делом. Например, на сельское хозяйство впервые будет выделена беспрецедентная сумма более 1 миллиарда рублей (причем самая большая прибавка связана с дотацией на производство молока, а для абсолютного большинства сельхозпредприятий именно эта форма государственной поддержки - главная). Самым радикальным образом изменится финансирование массового спорта - на реализацию программы строительства физкультурно-оздоровительных комплексов в 2008 году будет направлено 560(!) миллионов - раньше о таком приходилось только мечтать. Можно говорить о ЖКХ, газификации, жилищном строительстве, развитии культуры, дорожном хозяйстве и т. д. - везде очевидный рост. Где-то в большей степени, где-то в меньшей.
    Сохранено и финансирование топлива для районов, которые пока отапливаются углем и мазутом - этот вопрос уже в течение нескольких лет остается одним из самых принципиальных. И сумма на эти цели выделяется, наверное, достаточная. Говорю «наверное» только потому, что эти 308 миллионов, к сожалению, не распределены по конкретным районам, и это сильно затруднит принятие местных бюджетов и поставку топлива в самом начале года. С большей вероятностью можно предположить, что на самом деле такие расчеты - с разбивкой по каждому району - давно готовы. Так почему не распределить «топливные» средства уже сейчас, чтобы успокоить районы и облегчить нашу работу по прохождению отопительного сезона?
    Авторы бюджета-2008 постарались сделать все возможное, чтобы прекратить вечную полемику между областью и Тверью. На мой взгляд, сейчас для этой полемики нет никаких оснований - межбюджетные отношения усовершенствовались, стали гораздо более позитивными. Больше всех улучшила бюджет, опять же, Тверь (2,6 млрд руб., рост на 23 процента к 2007 году). Плюс капитальные вложения в целый ряд объектов, находящихся в областном центре - они возросли на порядок. Но это происходит не в ущерб сельским районам - равномерный рост бюджетов произойдет во всех муниципальных образованиях (минимум на 6,5 процента, есть и выше). Но главное - не сами цифры на бумаге, а их реальность. Надо отдать должное областным департаментам финансов и экономики - они провели очень подробный, а главное, объективный анализ экономической ситуации во всех городах и районах. В результате прогноз собственных доходов (а от них прежде всего зависит и областная дотация) был составлен вполне реалистичный и выполнимый. Время завышенных прогнозов (а значит, заниженных дотаций) и время «бюджетных войн» уходит в прошлое. Надеюсь, что навсегда. А значит, и на местах ситуация будет гораздо стабильнее.
    Очевидно, что разработчики бюджета постарались заложить в него четкие идеологические ориентиры. Эту идеологию можно выразить двумя словами - стабильность и развитие. Но, к глубокому сожалению, иногда один человек, оказавшись в ненужное время в ненужном месте, может испортить успешную работу большого коллектива людей. И в нынешнем бюджете есть несколько принципиальных позиций, которые не просто не вписываются в идеологию этого документа, а прямо противоположны ей. А потому в бочке меда появляется огромная ложка дегтя.

    «Приложение №66»

    Методика предоставления средств на нужды образовательных учреждений (приложение №66 к проекту бюджета) занимает 12 листов, ее название - 7 строк. Это я к тому, что задача перевода на понятный язык очередного нетленного произведения начальника департамента образования Тверской области А.А. Каспржака - это задача не из легких.
    Но попробуем разобраться. Разобраться именно не в общих суммах финансирования образования в целом (здесь-то особых вопросов нет), а в их распределении по районам, по конкретным школам, в последствиях такого распределения для сельских школ - а значит, и в целом для села.
    Как известно, уже несколько лет школы финансируются по так называемому «подушевому нормативу» - по числу учащихся. Но для того, чтобы образование могло функционировать, существует целая система повышающих коэффициентов. Во-первых, «коэффициент адаптации» (на него увеличивается финансирование тем районам, которые имеют разветвленную сеть сельских школ). И, во-вторых, поправочные коэффициенты, на которые увеличивается финансирование конкретных сельских школ для того, чтобы они могли существовать.
    В прежние годы периодически возникали споры по конкретным суммам и конкретным коэффициентам, но в итоге все заканчивалось разумным компромиссом, который позволял сельским учителям нормально работать, а сельским детям нормально учиться по месту жительства. При этом сама идея коэффициентов никогда и никем не ставилась под сомнение. И это понятно. Ведь в сельской школе в любом случае затраты будут выше, чем в городской. И затраты эти в каждой из этих школ будут разные. В одном классе 3 ученика, в другом - 5, в третьем - 8, а зарплату педагогу надо платить в любом случае.
    Что же предлагает Каспржак в приложении №66?
    Во-первых, «коэффициент адаптации» во всех сельских районах ежегодно сокращается на 5 процентов - без каких-либо объективных расчетов. В итоге в 2010 году почти во всех районах (кроме девяти) этого коэффициента не будет вообще. Только голое подушевое финансирование! Вот и получилось, что в некоторых районах финансирование заработной платы учителей год от года не только не растет, но и снижается. (Интересно, что, придя на пост начальника департамента, Алексей Анатольевич «отблагодарил» меня за предыдущую критику в свой адрес, уменьшив в 2010 году коэффициент Оленинскому району индивидуально не на 5, а сразу на 13 процентов. Но это так, к слову.)
    Ясно, что при таком произвольном снижении (а точнее - ликвидации) поправочных коэффициентов без какого-либо учета реального состояния социальной сферы на селе зарплату сельским учителям платить будет нечем. И то, что при распределении областных субвенций появился нераспределенный резерв (47 миллионов, или 2 процента от общей суммы), спасет ситуацию лишь частично - хотя сама идея такого резерва правильная.
    Но даже не это главное - раньше недостающие средства на зарплату педагогам добавлялись и в середине года. Гораздо хуже - предлагаемое распределение средств между школами.
    Если приложение №66 не изменится, с нового года коэффициент финансирования конкретной школы не сможет превысить 3,0. К чему это приведет в жизни? Какие школы окажутся не на грани, а уже за гранью выживания? Посчитать очень легко.
    По нормативу наполняемость каждого класса в сельской школе составляет 12 человек. Значит, в основной (9-летней) школе должно учиться 108 учеников (много ли в наших деревнях таких школ?!). Делим на три - получается 36. По новым коэффициентам Каспржака 36 учеников - это тот минимум численности, меньше которого школа не имеет права на существование и лишается возможности существовать. Судьба таких школ в 2008 году - только и исключительно закрытие!
    А теперь посмотрим вокруг - на каждый из сельских районов. Сколько таких школ на селе? Да основная масса! Тут не о десятках и даже не о 10 процентах школ пойдет речь, а минимум об одной трети.
    Разумеется, такая идея вызывает огромную массу вопросов. Прежде всего - мнение сельских жителей о закрытии школ весьма неоднозначно. И мнение это люди, имеющие детей школьного возраста, чаще всего выражают ногами - переезжают на новое место жительства. Столь массовая оптимизация, при которой многие люди, полные сил и энергии, начнут покидать село, явно не станет подспорьем в реализации тех немалых усилий, которые принимаются на федеральном и областном уровне по возрождению села - особенно сейчас.
    Обострится и проблема доставки учащихся. Да, область хорошо помогает районам в приобретении школьных автобусов. Но автобусов хватает на сегодня - при нынешних вполне умеренных и продуманных темпах оптимизации школ. Если потребуется по 10 автобусов на каждый район - никто их не сможет обеспечить. Да и школы у нас есть в таких населенных пунктах (и их немало), куда автобус просто не проедет из-за бездорожья. Не говоря уже о том, что подвоз учеников за 30-40 километров (не за 10-15, как сейчас) - далеко не лучший способ заботы о сельских детях.
    О всплеске безработицы на селе - причем безработицы среди образованных, квалифицированных людей - не хочется даже вспоминать.
    Как ни странно, деньги, отобранные у учителей сельских школ, будут еще и сэкономлены - с возвратом в конце года в областной бюджет. Опять же благодаря приложению №66.
    Как известно, самые крупные школы в районах (обычно в райцентрах) являются базовыми. Это дает достаточно много плюсов - особенно в укреплении материальной базы, получении оборудования. Все эти плюсы никуда не денутся и в 2008 году.
    Но мы сейчас говорим не о материальной базе, а о текущем финансировании учительской зарплаты. По жизни все крупные школы (и базовые в том числе) вполне нормально жили с подушевым коэффициентом 0,6-0,7 (ведь они полностью укомплектованы учениками - несколько параллелей, по 25 человек в классе). Разумеется, заработная плата в них выплачивается вовремя и в полном объеме. Да, было перераспределение средств, которое позволяло поддержать школы на селе. Теперь все это закончилось. Бюджет школы (в том числе на зарплату) не может быть ниже подушевого норматива. Каспржак решил: коэффициент 1,0 - и точка! Самое интересное, что в жизни (а не на бумаге) базовые школы мало что выиграют. Все равно при любых бюджетных коэффициентах уровень зарплаты педагогов будет именно тот, который установлен законодательством - не больше и не меньше. Деньги - целевые, ни на что, кроме зарплаты, направлять их нельзя. В итоге к концу года в каждой базовой школе возникнет сумасшедшая экономия (сопоставимая примерно с квартальным фондом зарплаты), и ее нельзя будет направить ни на саму школу, ни на спасение сельских школ, у которых в это же самое время будет перекрыт финансовый кислород (впрочем, к концу года их будет намного меньше).
    Ну и последний штрих к этой печальной теме. Кроме пресловутого приложения №66, есть еще приложение №31. В целом совершенно нормальное. Но и здесь Каспржак сумел отметиться. Чтобы получить субсидии из областного бюджета, каждый район должен принять программу развития муниципальной сети образовательных учреждений на 2008-2010 годы, согласованную с департаментом образования (то есть с А.А. Каспржаком). Ничего странного в этом не было бы, но в 2007 году такие трехлетние программы во всех районах уже приняты, со сроком окончания их действия 31 декабря 2009 года. Иными словами, нам придется отменить программы, уже принятые и действующие во исполнение бюджета-2007, чтобы принять точно такие же программы во исполнение бюджета-2008, и снова, как и год назад, идти на поклон к Каспржаку (то еще удовольствие!). Зачем? На этом логика заканчивается.
    Но хватит о грустном. Я очень не хочу, чтобы читатели заподозрили меня в плохом отношении к А.А. Каспржаку. Он действительно способный ученый и организатор, хорошо знающий проблемы образования (это без всякой иронии). Его искренняя убежденность в своей правоте и последовательность вызывают уважение. Беда в другом: сельские школы Тверской области не экспериментальная площадка. Там учатся и работают живые люди. Сельские школы выполняют (и вполне успешно) важнейшую социальную функцию в жизни региона. И наши деревни живы до тех пор, пока в них жива социальная сфера - школы в первую очередь. Цель этой публикации лишь одна - в пределах своих скромных возможностей помочь сделать бюджет лучше.
    Я уже не говорю о том, что на фоне новой методики могут найтись какие-нибудь «борцы за народное счастье» (которым абсолютно наплевать и на сам народ, и на сельские школы), которые захотят подвести под методику Каспржака политическую базу. Хотя очевидно, что никакой политики здесь и близко нет - это чисто практический, финансовый вопрос. Это ошибка, которую при прохождении бюджета можно легко исправить. Здесь даже дополнительных денег не потребуется.
    … Понятно, что в проекте бюджета погоду делает не приложение №66. В целом бюджет действительно хороший. Наверное, лучший в истории Тверской области. Спорных вопросов в нем не так много. Тем легче будет, поддержав идею и концепцию бюджета, сосредоточиться на исправлении явной ошибки, случайно попавшей в проект из совсем другого времени, из совсем другой идеологии, из давно ушедших от нас взглядов на жизнь региона.

Олег ДУБОВ,
глава Оленинского района,
бывший член постоянного комитета
по бюджету и налогам
Законодательного Собрания Тверской области




    После революции 1917 года оставшихся в живых казаков разметало по всему миру, по всему Советскому Союзу, многие из них стали проживать в нетрадиционных для казачества местах.

    Для объединения казаков в государственную реестровую структуру в ЦФО было временно создано Межрегиональное казачье общество с наказным атаманом В.И. Налимовым. В его задачу входило объединение казачьих обществ, подготовка и подписание устава нового ВКО «Центральное казачье войско», проведение круга, на котором выбирается атаман ЦКВ и товарищ атамана.
    В качестве учредителей ВКО «Центральное казачье войско» выступили 10 реестровых казачьих обществ, в том числе и Тверской области (Тверское отдельское казачье общество).
    31 мая 2007 года в Москве состоялся 12-й Большой круг ВКО «Центральное казачье войско», на котором был избран товарищ атамана - генерал-майор Николай Николаевич Ермольев. Вопрос об избрании атамана ЦКВ на круге Налимовым не был вынесен, так как он за короткое время своего правления успел перессориться почти со всеми атаманами округов и большинством атаманов ЦФО - учредителей ЦКВ - и побоялся, что его не выберут атаманом. В соответствии с уставом ВКО «ЦКВ» обязанности атамана до следующего круга ВКО «ЦКВ» автоматически исполняет товарищ атамана.
    Почва постепенно уходила у Налимова из-под ног, что означает потерю руководства мощной организацией, получение, не служа в армии, генеральского казачьего чина (казачий генеральский чин присваивает президент РФ, и он приравнивается к общевойсковому генералу с полагающейся пенсией и т.д.), а главное - он имеет доступ к государственным заказам. Поэтому Налимов, как говорят, ввел в заблуждение советника президента по вопросам казачества Трошева и, прикрываясь его именем, предпринял ряд вояжей по областям ЦФО, доказывая, что он единственный и неповторимый руководитель, предъявляя подложные документы, ведя интриги и предлагая тем, кто его поддержит, баснословные прибыли в дальнейшем.
    Венидиктов стал его помощником по казачьим вопросам в Тверской области и от имени Налимова предпринял попытку формирования казачьего общества на территории Конаковского района.
    В результате за свои «художества» в июле 2007 года Налимов был исключен из казаков (это значит, что он не может вступить в казачество) кругом Можайского станичного казачьего общества, в котором он состоял на учете.
    Тверское отдельское общество изначально возрождалось как правовое общество, в основе лежали законность и казачьи традиции.
    В 2006 году, 13 мая, на круге в Тверском доме офицеров атаманом Отдельского казачьего общества Тверской области был выбран В.П. Зотов.
    Актом проверки Федеральной регистрационной службы по Тверской области от 20 апреля 2007 года (проверка проходила два месяца) легитимность избрания атамана В.П. Зотова подтвердилась, а деятельность тверского отдельского казачьего общества признана соответствующей Конституции РФ, законам и постановлениям РФ.
    Под руководством атамана ТОКО В.П. Зотова и атамана А.Е. Винайкина с нуля было образовано и вошло в Государственный реестр Тверское городское казачье общество.
    При формировании ТГКО и правления ТОКО был допущен существенный просчет, так как ощущался кадровый «голод» в юристах, экономистах, поэтому в руководящий состав принимались люди без тщательной проверки, лишь с испытательным сроком 3 месяца.
    Так были приняты Ю.А. Франтов (на должность кошевого атамана ТОКО; и за год, находясь в должности, не сделал ничего); А.А. Степанов, сменивший на этом посту Ю.А. Франтова.
    По рекомендации Франтова наказным атаманом Калининского станичного казачьего общества назначен Ю. Исаев.
    Поняв, что законным путем власть в ТОКО им не взять, и, позарившись на обещания Налимова, Франтов и Степанов стали проводить подрывную деятельность внутри ТОКО и на уровне администрации Тверской области.
    На 15 сентября 2007 г. был назначен круг ТОКО, а 13 сентября 2007 г. Франтов самовольно обзвонил всех атаманов, сказав, что круг не состоится. В результате на круг не прибыли представители Торжокского и Кимрского казачьих обществ, соответственно, заявление о их вступлении в ТОКО на круге не рассматривалось. Ю.А. Франтов на круге решением №4 от 15 сентября 2007 г. был исключен из казаков.
    После этого в Тверь опять прибыл Налимов и, ссылаясь на советника президента РФ Трошева, провел совещание в помещении академии ПВО, где присутствовали сто с лишним слушателей академии. Они провозгласили круг ТОКО и «сместили» атамана В.П. Зотова. (Кстати, после звонка в канцелярию Трошева с просьбой разъяснить происходящее нам ответили, что Трошев к этому не имеет никакого отношения, а Налимову к нему вход вообще «заказан».)
    Франтов, используя все свои связи и знакомства, заявил, что действует от имени неизбранного в Совет стариков (не присутствовал на круге 15 сентября 2007 г. и не предоставил заявление о вступлении в казачье общество) генерал-майора МВД В.Ф. Гусакова.
    ТОКО и ТГКО, осознавая свои ошибки в комплектовании правлений казачьих обществ, приступило к очищению своих рядов.
    Ю.А. Франтов, А.А. Степанов, Ю. Исаев, Ю.Д. Шашера приказом атамана ТОКО свобождены от занимаемых должностей.
    Материалы по их противоправным действиям направлены в суд и компетентные органы.
    9 октября 2007 г. в Москве состоялся Совет учредителей ВКО «Центральное казачье войско», на котором принято решение провести объединительный круг ВКО «ЦКВ» 15 декабря 2007 г.
    Просьба ко всем казакам ТОКО, ТГКО: «Давайте дождемся решения суда, которое определит, кто прав, кто виноват. И не будем принимать поспешных решений».
    15 декабря 2007 г. пройдет объединительный круг ВКО «ЦКВ», где будет выбран атаман ВКО «ЦКВ», на этом и закончится двоевластие.

От правления ТОКО и ТГКО,
начальник штаба ТОКО О.Ю. ОСИНСКИЙ




    На минувшей неделе один из домов на Соминке четыре дня жил без воды. Холодной. Дом - многоквартирный, соответственно, около ста квартир, около трехсот тверитян не могли ни щи сварить, ни, извините, в туалет сходить. Но до этого никому из многочисленных коммунальных служб не было дела. На самом деле их все эти четыре дня волновал лишь один вопрос - выяснить, кому принадлежит злосчастная лопнувшая труба, по принципу: чья труба, тот ее и ремонтирует.

    Уверена, до сих пор большинство горожан наивно полагают, что, действительно, холодная вода – это только «Водоканал». Так оно и было раньше, пока столь стратегически важный коммунальный объект не был продан в частные руки. Вообще, по прогнозам экономических аналитиков, скоро коммуналка станет одной из самых выгодных сфер бизнеса (после нефти и газа, которые уже давно прибраны к рукам). Иметь у себя в активе какой-нибудь водоканальчик будет ой как прибыльно: сознательное население за воду исправно платит, а если пригрозить отключением, то это самое население еще и на выборы «правильно» сходит. Есть только одна так называемая издержка производства – сгнившие за долгие годы трубы, которые надо иногда ремонтировать. За дорого ремонтировать. Но и выход из положения имеется – спихнуть эти самые трубы кому-нибудь другому.
    Вернемся к соминской бесхозной трубе. Итак, домоуправление, куда первым делом позвонили жильцы, послало их всех… в «Водоканал». Диспетчер «Водоканала» сказала буквально следующее: «А никто и не ремонтирует вашу трубу (это спустя двое суток после аварии - Прим. авт.). Вот когда выясним, чья она, тот и будет заниматься ремонтом. Мы думаем, что она вашего домоуправления». На третий день, опять же со слов сотрудников домоуправления и «Водоканала», список «подозреваемых» на трубу расширился до ТКСа и ДЕЗа. Жители приуныли, поняв, что чем больше коммунальщиков собирается вокруг одной трубы, тем дольше им ждать ее починки.
    На четвертый день отсутствие холодной воды затмило другое не менее забавное событие. Прямо по закону физики: если откуда-то выбыло, куда-то прибыло. Прибыло, да еще в каком количестве, в подвал обезвоженного дома. Жильцы бросились спасать свои банки с соленьями, картошку и прочие запасы, которые окажутся вовсе не лишними в свете взбесившихся цен на продукты. Но перед этим они позвонили нам в редакцию.
    Мы же в свою очередь обратились в жилищно-коммунальный отдел администрации Заволжского района города Твери, потому как опыт показывает: пытаться выяснить вопрос с городскими коммунальными службами – занятие бесперспективное. И вот что выяснилось: на сегодняшний день городские власти не имеют никаких рычагов влияния на коммунальщиков. Власти могут, конечно, выписать незначительный штраф за то, что они вовремя чего-то не включат, не выключат, а вот в случае подобных аварий – обязать виновника признаться и все отремонтировать – нет. В заволжской администрации лишь посоветовали гражданам быть поактивнее и более энергично пользоваться законными средствами – то есть обращаться в суд. В суд надо подавать на ту организацию, которая получает с нас деньги за оказание услуг. Услуги нет - возвращайте деньги или сами разбирайтесь с поставщиками услуги. Тем не менее в администрации Заволжского района нам пообещали взять ситуацию под контроль.
    В этот же вечер утомленные отловом своих запасов жители дома написали заявление о перерасчете: за отсутствие холодной воды, за чуть теплые батареи, за так называемую горячую воду, моясь под которой можно замерзнуть, в общем, по всем статьям.
    На следующий день холодная вода в доме появилась. А проблема общегородского масштаба осталась. Увы, это не единственный дом в Твери, где зима встречается с еле теплыми батареями и отсутствием воды. Сами коммунальщики признаются, что на сегодняшний день по городу 63 километра бесхозных сетей, то есть сетей, за которые никто не отвечает, а соответственно, и не ремонтирует. Вот только удивительно, почему на деньги, которые исправно платят жители города, всегда находится какой-нибудь хозяин? Парадокс получается.
    В Твери уже поговаривают о том, что все происходящее в городе (повышение цен, полный бардак с отоплением и водой) можно назвать тихим террористическим актом накануне очень важных для страны выборов. Чего добиваются те, кто устраивает это с горожанами: чтобы жители опять не пошли на президентские выборы, подставив тем самым всю областную и городскую власть, или, напротив, чтоб проголосовали «как надо» в обмен на тепло. Покажет время.

Марина Гавришенко



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru