Архив номеров


     Фильм прошел во всех кинотеатрах страны, собирая огромное количество зрителей и оставляя после себя стыд, молчание, горечь прозрения, вопросы без ответа, но ни в коем случае не равнодушие. Отклики на картину сыпались самые разные - от сладостных дифирамбов до резкой критики и обвинения режиссера в плагиате и ремейке сюжета. Что скрывает за собой нашумевший фильм, попытались разобраться тверские киноведы и зрители картины.
     Начнем с того, что «12» - это не просто фильм, а фильм-символ. Детали, полные глубокого, подчас мистического смысла, - один из самых действенных приемов картины. Двенадцать присяжных в старом школьном спортзале решают судьбу чеченского подростка, обвиняемого в убийстве своего приемного отца - русского офицера Володи. В это же время двенадцать апостолов решают вечную проблему соотношения добра и зла, равнодушия и милосердия, судьбы страны и отдельного человека. Каждое слово фильма таит под собой двойное дно. Секретарь суда (Александр Адабашьян), ведя присяжных по серому школьному коридору, роняет двусмысленную фразу: «Мы тут ремонт затеяли, никак закончить не можем». Далее проблема «неотремонтированной» России звучит все более остро, она пробивается сквозь каждый представленный образ и каждую обнародованную историю.
     Пружина сюжета раскручивается постепенно. Присяжные долго не могут приступить к работе: то отвлекают обнаруженные в школьном туалете шприц и лифчик гигантского размера, то они окончательно запутываются в способе голосования. Казалось бы, все предельно ясно: «Чеченский ублюдок виновен!» У каждого из присяжных свои дела: кто-то спешит на гастроли, кто-то в офис, кто-то на свидание… Именно в этот момент ребром встает вопрос о значимости отдельной человеческой жизни - того самого мальчика, который мерно отсчитывает шаги по тюремной камере. «Какой-никакой, а человек!» - эти слова отделившегося от толпы присяжного (Сергей Маковецкий) сначала звучат отстраненно и нелепо среди людей, которые рвутся быстрее покончить с «простецким» делом. Но кажущаяся легкость, с которой можно было решить вопрос, перерастает в напряженную борьбу характеров и судеб, закона и милосердия, миллиона долларов и цены человеческой жизни, России и Чечни, России и Европы...
     Композиция фильма - зеркало. От одиннадцати «за» и одного «против» обвинительного приговора до противоположной картины. Постепенно раскручивается содержание преступления, выявляются его мотивы: кому выгодно, чтобы мальчик навсегда попал в тюрьму? Не той ли женщине, которая мечтала стать офицерской женой и которой чеченец мешал в осуществлении планов? Не тем ли людям, которые строят многомиллионный дом по соседству с жильем мальчика и которым просто необходимо выселить его: ведь за каждый квадратный метр уже уплачено! Постепенно перед нами возникает галерея образов двенадцати присяжных, каждый из которых - отдельная статья, отдельная грань русского характера. Все они исповедуются, раскрываются перед нами и общими усилиями доходят до правды.
     Кульминация картины - восстановление присяжными предполагаемого убийства: две квартиры в зеркальном отражении и крик: «Я убью тебя!», о котором говорили свидетели. Присяжных поражают несовпадения увиденного и рассказанного. Мнения начинают перевешивать в сторону «не виновен», а в зал случайно сквозь приоткрытую форточку влетает воробей - воплощение бьющейся в чужих руках жизни, беззащитности и стойкости одновременно. На протяжении всей картины этот тринадцатый присяжный будет лакмусовой бумажкой человеческой объективности и справедливости.
     «Закон превыше всего, но что делать, если милосердие превыше закона?» - вопрос, возникающий в конце фильма, остается без ответа. Милосердие на этот раз победило, в зале суда оглашен неожиданный приговор: «Невиновен!» Воробушек выпорхнул из клетки на морозный воздух, зажжена свеча у иконы Божьей матери. А что дальше? Рисуется еще одна черта русского национального характера: поговорили и разошлись. Кажется, совершили доброе дело, но не подумали о последствиях: где теперь будет мальчик, которого могут преследовать люди, убившие его приемного отца из-за клочка земли ценой в миллион долларов? Останется ли он с дядей Николаем, предложившим помощь, или все-таки выпорхнет на свободу? Финал открыт. «Хочешь - лети, хочешь - здесь оставайся», - говорит герой замерзшему воробышку. Окно распахнуто. Милосердие?..
     Последний кадр фильма - пробирающаяся по развалинам домов собака несет в зубах руку чеченского боевика. Это одна из самых мистических деталей фильма: война в стране, война между людьми, война в душе каждого отдельного человека и та вечная тревога, которая саднит, как рана, когда все, казалось бы, решено.

      Мнение режиссера
     Никита Михалков: «Это очень русская картина, и она патриотичная. Но не может быть патриотичной картина, которая основана на ксенофобии. Потому что шовинизм и ксенофобия - это когда я люблю свое за счет других. А еврейский вопрос в фильме связан с нашей готовностью отложить в сторону вооружение и взять в руки кирку и лопату. Этот фильм - разговор о том, что, может, не стоит разрушать мечети или синагоги, а лучше строить храмы рядом и пытаться сосуществовать. Я думаю, этой картиной мы поставили вопросов больше, чем дали ответов, и я тешу себя надеждами, что и стране это было бы, наверное, важно».
     Мнение оппонентов
     Никиту Михалкова, не снимавшего после «Сибирского цирюльника» и вдруг ухватившегося за ремейк американской классики, на самом деле легко понять: лучшего материала для энциклопедии русской жизни, чем адаптированная под местные реалии пьеса о двенадцати разгневанных мужчинах, трудно вообразить.
     «12» следует рассматривать и оценивать в таких надмирных категориях, где вопросы вкуса, здравого смысла и повествовательной логики в расчет не принимаются. Что с того, что оператор Опельянц снимает все натурные сцены так, чтобы они выглядели точь-в-точь, как клип Земфиры. Или что детективная интрига попросту смехотворна - притом что Михалков, в отличие от Люмета, счел необходимым довести дело до конца и выяснить, кто же и зачем замочил отчима. Или что двое присяжных - Арцибашев и Мадянов - по ходу фильма куда-то теряются. Или что художественные образы - концентрированная пошлость последнего разбора: чего стоит птичка, залетевшая в спортзал и навязчиво кружащая там вплоть до финала.
     «12» - это не результат работы оператора или, допустим, «прекрасного актерского ансамбля». Это проекция на кинопленку удивительной личности, давно живущей вне понятий «хорошо-плохо», завораживающей одним фактом своего существования. Самое ценное тут не громогласные заявления, а маленькие михалковские оговорки. В памяти остается крупный план Никиты Михалкова, который с блеснувшей в лазурных глазах слезой после паузы произносит: «Русские офицеры бывшими не бывают». Еще одна оговорка - известно, кто не бывает бывшим. (Источник: afisha.ru)


     Ксения, зрительница: «12 часов молчания»
     - После просмотра фильма я долгое время не могла говорить и до следующего утра находилась в каком-то заторможенном состоянии. На самом деле для многих зрителей, сидящих в зале, «12» стало и катарсисом, и прозрением, и откровением… понравилось абсолютно все: и режиссура, и сценарий, и актерское мастерство. Четкая операторская работа: лица героев крупным планом отражали и ход сознания, и переломы мыслей, и все душевные изгибы. Впечатляли авторские монологи, постоянно державшие зрителя в напряжении. Актеры - самые яркие звезды отечественного кино, играли себя, создавая полный эффект присутствия: казалось, что вся драма разворачивается рядом с нами. И, конечно, велика роль символов: мне, как филологу, это особенно интересно. Один из самых проникновенных знаков - иконка, появившаяся в финале, как воплощение милосердия и нравственной чистоты. И, безусловно, лезгинка, мелодия которой проходит через весь фильм и особенно звонко и свободно звучит в финале, когда мальчик обретает свободу.

     Виктор Бабковский, кандидат искусствоведения: «Иди и смотри!»
     - Мы живем в изуродованном частном обществе, когда каждый отработал свой номер – и ушел. Это случается и с двенадцатью присяжными, и это пытался показать Никита в своем фильме. В картине три финала: первый - когда парня отпускают на свободу, он начинает танцевать… Второй - когда присяжные расходятся и герой Михалкова берет на себя ответственность за судьбу чеченца. Третий - пес с окровавленной рукой в зубах, выбегающий точно из ада. Этот фильм Никиты Михалкова для тех, кто знает его творчество, напоминает «Свой среди чужих, чужой среди своих»: столь же смелое обращение с традицией, столь же неожиданные ассоциации… Все вместе берется и расплавляется силой режиссерского таланта. «12» - абсолютно авторское кино, оригинальный жанровый сплав: встречаются и элементы триллера (звуковое сопровождение), и мелодрама (исповеди героев), и фарс (поведение бизнесмена Стоянова). Те люди, которые предъявляют Никите претензии, просто не понимают, что перед драматургией суда все равны. Есть мнение, что Михалков повторил картину «Двенадцать разгневанных мужчин» 1958 года американского режиссера Сиднея Люмена. Я смотрел этот фильм, там действительно похожий сюжет. Но «12» - это разъяренное, разгоряченное, истинно русское кино. Российский философ и историк Сергей Соловьев говорил: «Закон оформляет самую низшую ступеньку нравственности». Поэтому в нашем кино «милосердие превыше закона». Есть фильм советского режиссера Элима Климова, который называется «Иди и смотри». Так же хочется обратиться к людям, которые еще не видели картину Михалкова. «12» нужно обязательно посмотреть каждому русскому человеку…

Любовь КУКУШКИНА



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru