Архив номеров


Г. А. Леман     И все-таки это случилось - из музея Академической дачи художников имени И.Е. Репина вывезена большая часть картин кисти великих русских художников, таких как Бакшеев, Грабарь, Покаржевский, Герасимов, Угаров, Попков, Федосов и многих других. Эти полотна многие десятки лет висели в его залах и были доступны для обозрения всем желающим. В пятницу28 сентября их оперативно упаковали и в ночь на 29-е увезли. Кто, куда и почему? Вот в этом мы и попытаемся разобраться…
    «Случилось» - термин здесь не совсем точный. Информация о том (неофициальная, конечно, но из весьма компетентных источников), что такая акция готовится, пришла в наш район еще весной 2006 года. Называли и инициатора вывоза картин - Союз художников России, который возглавляет действительный член Российской академии художеств, лауреат государственных премий СССР и РСФСР, председатель комиссии по изобразительному искусству Совета при президенте РФ по культуре и искусству, профессор Валентин Михайлович Сидоров. Примерно в то же время в Вышневолоцкий район с рабочим визитом приехал главный федеральный инспектор в Тверской области Ю.В. Цеберганов. С ним своей тревогой относительно судьбы картин из музея «Академички» и поделился глава района А.Б. Пантюшкин на совещании, которое проводилось в администрации района. Вскоре короткая информация об этом прошла в российском экономическом еженедельнике «Афанасий биржа» под заголовком «Картинный беспредел» со ссылкой на то, что комментарий по этому поводу в Союзе художников получить не удалось, поскольку там ответили, что руководство в отъезде.
    А затем, уже в местной вышневолоцкой газете «Точка зрения», в номере от 1 ноября 2006 года под заголовком «Кто же придумал «картинный беспредел?» появилось достаточно большое интервью с В.М. Сидоровым за подписью Тамары Водичевой, в котором уважаемый председатель Союза художников по поводу слухов о вероятности вывоза картин из музея на Академической даче утверждает следующее: «…Вопрос о вывозе экспозиции с «Академички» вообще не обсуждался. Разговор в Союзе шел об обеспечении музея надежной охраной, и это вполне естественно. Все мы знаем, что произошло с экспозицией в Эрмитаже, в Русском музее, в Академии художеств - факты воровства произведений искусства налицо. А почему? Ими сейчас очень интересуются частные галереи, которые покупают и перепродают ворованное. Поэтому понятно, что музей на Академической даче должен иметь усовершенствованную систему охраны, чтобы картины, которые находятся в нем, потом не появились на различных аукционах».
    Однако прошло меньше года после этого заявления В. Сидорова, и дурная весть о том, что исторические картины из музея на Академической даче вывезены, разлетелась по всему району. Обеспокоенные краеведы, любители живописи, представители общественности начали задавать вопросы по этому поводу - естественно, районной власти. Звонят и в нашу официальную районную газету. По первому же звонку мы связались с директором «Академички» В.В. Филипповым. Он подтвердил, что картины действительно увезли, и сказал, что В.М. Сидоров несколько дней назад отбыл в Китай, зато помог нам встретиться с секретарем Союза художников Г.А. Леманом, который в это время как раз был на даче.
    - Да, действительно, картины вывезли, - подтвердил Георгий Александрович. - Приехала наша заведующая выставочным отделом Татьяна Дмитриевна Шапошникова, все упаковала и увезла. Сделано это по приказу В.М. Сидорова, потому что вывезенная экспозиция является собственностью Союза художников, и стоимость ее в настоящий момент составляет не один десяток миллионов долларов. Почти все картины в ней наших выдающихся российских художников, и по значимости и уровню эта коллекция превосходит многие областные музеи. Поэтому этот вопрос волновал всех наших секретарей, неоднократно возникал на секретариате, что надо либо найти какую-то форму охраны, либо эти ценные вещи вывезти. Теперь эти картины в запасниках Союза художников.
    А на мой вопрос - как же так, ведь в интервью в «Точке зрения» В.М. Сидоров категорически отрицал вероятность вывоза картин, а говорил исключительно об усилении охраны музея, уважаемый секретарь Союза художников Г.А. Леман ответил:
    - Не мог Валентин Михайлович такого сказать. Вопрос о вывозе картин с «Академички» мы дебатировали не один год, и он сам постоянно говорил, что это нужно сделать. А корреспондент, возможно, неправильно его поняла. Мы несколько лет собирались, но оттягивали - не хотелось шума, тем более что вмешалась пресса.
    Как главный аргумент в пользу вывоза картин Георгий Александрович выразил обеспокоенность за их сохранность, дескать, украсть могли. В этом ему усердно поддакивал и нынешний директор дачи В.В. Филиппов. Теперь, мол, спокоен, а раньше ночами не спал, переживал, не пришли бы грабители. Хотя ни в прошлом веке, ни в нынешнем ни воров, ни грабителей на «Академичке» не видели. Правда, один пример Г.А. Леман все же привел - в 80-е годы был случай в картинной галерее в поселке Солнечном. Кто-то разбил стекло и, проникнув через окно, вроде бы украл то ли шесть картин, то ли шестнадцать… А в общем, никто уже толком и не помнит.
    Возможно, и был такой случай лет 20 назад. Однако с тех пор многое изменилось, и в первую очередь отношение районного руководства к историческому наследию наших предков. И уж ежели речь зашла о Солнечной картинной галерее, то здесь в последние два года усилиями районной власти сделан прекрасный ремонт, в выставочных залах настелен качественный паркет, установлены надежные металлические двери и сигнализация. И что самое главное - здесь не иссякает поток экскурсантов. Приходят дети и взрослые, местные и приезжие. Проводятся персональные выставки, творческие встречи, музыкальные вечера. Словом, картины служат людям, их видят, ими наслаждаются. Так что это не очень удачная ссылка. В то же время если вспомнить реалии сегодняшнего дня, когда шедевры из того же Эрмитажа похищали не профессиональные грабители, а сотрудники и их родственники, то еще большой вопрос: где безопаснее для произведений искусства - в маленьком музее в глубинке или в московском хранилище?
    Но и это не самое, пожалуй, главное в данном конкретном случае. Давайте вспомним историю Академической дачи. Ведь создавалась она не корысти ради, а во имя благого дела - помочь неимущим художникам. И называлась-то она изначально приютом. И картины в местном музее они оставляли в дар и не могли знать, что в двадцать первом веке их ценность будут измерять в тысячах нерусских дензнаков. И вряд ли кто-либо из них пожелал бы, чтобы его дар «земле обетованной» был вывезен под покровом ночи и в лучшем случае упрятан в московских запасниках подальше от глаз благодарных потомков. А ведь, не приведи Господи, может быть и худший вариант… Да и в Москве, как мы все понимаем, организовать охрану денег стоит, и наверняка не меньших, чем в Вышневолоцком районе. Тем более что и районная власть не раз высказывалась, что готова принять участие в этом благородном деле.
    Мы долго беседовали с Георгием Александровичем Леманом о случившемся, вместе прошли по опустевшим залам музея, где на стенах жалкой паутиной выглядели бечевки от висевших на них еще недавно картин.
    - А вот портрет Кокорева остался на месте, - обратил внимание мой собеседник.
    Я посмотрела на подпись, там значилось: «Художник неизвестен».

    Справка «Каравана»
    Академическая дача имени И.Е. Репина - первый и старейший в России Дом творчества живописцев. Он расположен в Вышневолоцком районе Тверской области на живописном полуострове, образованном истоком реки Мсты и озером Мстино. Основан Дом творчества по инициативе известного в России общественного деятеля и мецената В. Кокорева. Открытие его состоялось 22 июля 1884 года, в день тезоименитства Государыни Императрицы Ее Императорского Высочества Марии Александровны, герцогини Эдинбургской, и супруги августейшего президента Академии художеств, Ее Императорского Высочества Великой Княгини Марии Павловны. Это произошло с одобрения Президента Академии художеств Великого князя Владимира Александровича. Первоначально дача была предназначена для летней практики малоимущих студентов Академии художеств и называлась Владимиро-Мариинским приютом.
    В распоряжение молодых художников были предоставлены дом со столовой и библиотекой, хорошо оборудованная мастерская, помещения для занятий пением и музыкой. Здесь жили и работали И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.А. Серов, П.П. Чистяков и др. «Дабы украшать местность» и для пребывания высокопоставленных персон в 1885 г. основатель и попечитель дачи В. Кокорев возвел здесь восьмигранный павильон. Его наличники богато украшены вязью.

Эмилия МОРОЗОВА




    Гастрономические изыски поссорили вождя КПРФ с кубинскими коммунистами.
    Да, да! Вождь российской компартии съел вождя кубинской революции.
    Нет, не в переносном политическом смысле (Фиделя Кастро Геннадий Андреевич считает своим другом), а в самом прямом. «Фидель Кастро» - так называется говядина с овощами, которой потчевали Геннадия Андреевича в новосибирском ночном клубе, носящем имя легендарного Че Гевары - «GUEVARA».
    Вообще-то Геннадий Андреевич побывал этим летом в Новосибирске по партийным делам - обсудить стратегию компартии на предстоящих выборах. И появляться вождю коммунистов в ходе такого визита в ночном клубе - месте, являющемся, можно сказать, самым отвратительным символом буржуазного разврата, вроде бы не пристало.
    Но этот новосибирский ночной клуб, как оказалось, правильный клуб. Владелец его - местный новосибирский бизнесмен. Надо полагать, верный ленинец и борец с частной собственностью, поскольку числится в КПРФ. Так что не только назвал ночное заведение именем легендарного революционера, но и программу вождю российских коммунистов предложил вполне идеологически выдержанную. В меню были салаты «Хомбре нуэво», прозвище Че Гевары на Кубе, и «Гранма» - газета ЦК компартии Кубы, закуски «Бениньо» - знаменитый боец боливийского отряда Че Гевары и «Камило Сьенфуэгос» - соратник Фиделя Кастро и Че. «Апофеозом» же фирменного меню были горячие блюда - говядина с овощами «Фидель Кастро», свиные ребрышки «Фернандо Рамон» (под этим именем Че воевал в Боливии), шашлык из свинины «Рауль» (брат Фиделя Кастро, нынешний руководитель Кубы).
    В общем, провел вечер Геннадий Андреевич в суровой революционной атмосфере. Но вот незадача - кубинские товарищи узнали об этом из прессы и обиделись.
    - Мы не хотим, чтобы образ моего отца использовался в программах, которые не имеют социального значения. Вряд ли ночной клуб социально ориентирован. Мне стыдно за вождя российских коммунистов! Не понимаю, как он мог веселиться в таком месте. Он же должен понимать, что подобный клуб - кощунство. - Существование такого клуба в России - это прямое оскорбление государства Куба, - заявила дочь Че Гевары Алейда Гевара Марч.
    А советник по печати и культурным отношениям Хеорхина Камачо Лейва при посольстве Кубы в России даже готова через посольство заявить ноту протеста русским коммунистам во главе с Зюгановым.
    В общем, из «партийного мероприятия» у Геннадия Андреевича прямо-таки форменный политический скандал случился.
    И зачем его соратники символы кубинской революции использовали? Мало что ли у нас своих символов? Вот их бы и использовали.
    Назвали бы российский коммунистический ночной клуб как-нибудь соответствующе - скажем, «Мавзолей». И интерьерчик правильный подобрали бы - красные бархатные знамена с серпами и молотами по углам. И персонал чтобы соответствовал - пионерки в красных галстуках и красных же революционных бикини и ажурных чулочках в качестве официанток, комсомолки в кожанках на голое тело и с маузерами, исполняющие стриптиз.
    И меню тоже можно подобрать «в тему» - водка «Ленин в разливе», борщ «Красный террор», шашлык «Железный Феликс», балычок «Смерть буржуям».
    Вот тогда никто бы не подумал, что товарищ Зюганов предается буржуазному разврату, глумясь над символами кубинской революции. А все сразу поняли бы, что Геннадий Андреевич - настоящий русский революционер, борец за народное счастье.



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru