Архив номеров


    На прошлой неделе страна по доброй октябрьской традиции чествовала своих учителей, отдавая дань уважения этой благородной профессии. Благородной, но на сегодняшний день крайне неблагодарной.
Педагоги, окончательно потерявшие надежду на возвращение былого престижа профессии, вынуждены искать лучшей доли, устраиваясь корректорами, менеджерами по рекламе и другими специалистами. Преподавательский состав школ неумолимо стареет. Талантливые, перспективные молодые специалисты упорно обходят стороной эти образовательные учреждения. Причиной тому, конечно, скудные учительские заработки и несоизмеримые с ними прилагаемые усилия. Чтобы привлечь молодых специалистов в школы и повысить престиж учительского труда, Министерство образования активно взялось за выделение так называемых грантов, поощряющих талантливых учителей. Насколько эти меры способствуют кадровой стабилизации современной школы, мы поинтересовались у педагогов нынешних и бывших.

    Мария УРБИНА, начинающий учитель сельской школы:
    - Так получилось, что из-за сложного материального положения в семье сразу после моего поступления в ТвГУ мы заключили контракт с администрацией Торжокского района. Согласно договору администрация ежемесячно во время учебы выплачивала мне материальное пособие, а я в свою очередь обязалась после окончания университета отработать три года в одной из школ этого района. Желание работать по специальности учителя русского языка и литературы у меня было всегда, жильем на этот срок меня обеспечили, поэтому за работу я взялась с интересом и рвением. Чуть больше месяца я работаю в школе деревни Маслово Торжокского района. В городской школе мне довелось проходить только практику, но если попытаться сравнить, то в сельской школе работать все-таки легче. Здесь весь наш коллектив, как одна большая семья, и к каждому ребенку из-за небольшого числа учащихся - отдельный подход и внимание. На селе, конечно, работают учителя-энтузиасты. Функция сельской школы гораздо шире, чем просто образовательного учреждения. Это центр всей деревенской жизни, где ребята проводят большую часть своего времени. Я на собственном опыте ощутила, что статус и авторитет учителя в деревне выше, чем в городе. Здесь это, действительно, благородная профессия. Что касается проблем, то тут в первую очередь я бы выделила малочисленность классов. Но это связано уже с политикой государства в отношении села, которое пока, к сожалению, почти не развивается, и люди отсюда стремятся уезжать. Многие школы вообще закрываются. Иногда в классе остается всего один ученик, поэтому детей объединяют. Кроме этого, сельские школы плохо оснащены техникой, современными наглядными пособиями, что тоже не дает возможности для полноценного качественного преподавания. Зарплата, конечно, тоже оставляет желать лучшего, но я не думаю, что проблема отсутствия молодой преподавательской смены стоит так уж остро хотя бы потому, что вакансий в городских школах практически нет. Резервы есть, многие из моих бывших сокурсников хотели бы пойти работать в школу. Дело только за государством, которое должно обеспечить молодым специалистам достойную оплату и условия труда.

    Татьяна Андреева, учитель со стажем, доцент кафедры русской литературы XX-XXI вв. ТвГУ, кандидат филологических наук:
    - Ни о каком престиже профессии учителя не может быть и речи. Сейчас об учителя просто вытирают ноги. Дети изначально с подозрением смотрят на человека, который работает за такие ничтожные деньги, и теряют к нему всякое уважение. Пройдет несколько лет, и учить детей станет попросту некому. Если кто-то и идет работать в школы, то это, как правило, бывшие троечники, не сумевшие найти более благополучного места. А это значит, что мы доверяем наше будущее поколение далеко не лучшим учителям.
    Педагоги со стажем еще хоть как-то выкручиваются, берут дополнительные нагрузки. В некоторых школах вводятся платные факультативы, но это опять же понижает статус учителя, ведь настоящий педагог должен быть бескорыстен. Система выделения грантов несколько поддерживает учителей, но она еще далеко не совершенна. Чтобы получить грант, одного профессионализма и таланта мало. Надо быть пронырливым, уметь вовремя подсуетиться. Талантливых учителей гораздо больше, чем предполагаемых грантов. Только в этом году из более чем ста претендентов получить поощрения смогут лишь 50. Наличие грантов никак не способствует притоку молодых специалистов, ведь, чтобы оказаться выдвинутым на их соискание, надо продержаться на копейках как минимум лет десять, а это способны выдержать, увы, единицы. После практики очень многие студенты хотят пойти работать в школу, но я честно готовлю их к тому, с чем придется столкнуться. Сейчас работать педагогом молодой выпускник университета может только при условии стабильной материальной поддержки своей семьи.

    Татьяна Родионова, «Учитель года-2007» в г. Твери, победитель конкурса «Лучшие учителя России», средняя школа №14:
    - Я уже семнадцатый год работаю в школе учителем биологии и могу сказать, что сейчас престиж нашей профессии вновь начинает возвращаться. Такие конкурсы, как «Учитель года», дают возможность не только заявить о себе, но и материально повысить благосостояние учителя. Система грантов, поощрений тоже является хорошим подспорьем. Качественно улучшаются и условия работы. Если судить хотя бы по той школе, в которой я работаю, то прогресс налицо. Появляются новая современная мебель, теле-, видео-, аудиоаппаратура, компьютеры, Интернет. Одним словом, создаются все условия для творческой реализации педагогов. Конечно, зарплата еще далека от того, чтобы соответствовать затрачиваемым усилиям, но то, что школе стало уделяться гораздо больше внимания, чем раньше, очень ценно. У нас даже появилась возможность бесплатно вывозить детей на экскурсии, чего раньше никогда не было. Постепенно начинает решаться вопрос с обеспечением педагогов жильем. Все это значительно привлекает в школы молодых специалистов. Многое, конечно, зависит от того коллектива, в котором приходится работать, и руководства школы. Есть случаи, когда учителя возвращаются к нам работать даже после стажировки за границей.

    Ольга Цилина, учитель высшей категории, сейчас работает корректором:
    - Мне пришлось покинуть школу в связи со сменой места жительства. Мы переехали в Тверь из Казахстана. Я бы очень хотела снова пойти работать учителем, но, отдав более 25 лет своей родной школе, сложно начинать все сначала, идти под начало другого руководства, снова доказывая, что ты чего-то стоишь. Я школьный человек, это моя среда, стихия. Я всю жизнь была связана только с одной школой, и для меня все это очень дорого и близко. Сейчас молодежь, которая приходит работать в школу, в большинстве своем, к сожалению, безграмотна. Я столкнулась с этим на личном опыте и была шокирована. Мы, фанаты, работали в школе не за деньги, а за идею. Сейчас же грамотные специалисты выбирают денежные профессии, а на педагогические специальности, где нет большого конкурса, идут только бывшие троечники. Среди молодежи, конечно, есть и такие, которые хотели и могли бы стать учителями, но, когда тебя загоняют в рамки, заставляя заниматься бумажной волокитой, не давая возможности заниматься самообразованием, творчеством и развитием, платя при этом копейки, работать просто невозможно. Если в городе ситуация еще более-менее стабильная, то на селе работать вообще некому, молодежь туда не заманишь даже квартирой.

    Информация к размышлению
    С 1 сентября 2007 г. введен в действие закон об обязательном 11-летнем среднем образовании (вместо обязательного 9-летнего неполного среднего). Уже 11 сентября 2007 г. Государственная Дума рассмотрела разработанный Министерством образования федеральный стандарт среднего образования. В этот стандарт включен объем образования «примерно на три с минусом». Именно этот стандарт и будет финансироваться государством. Он официально «не предусматривает возможности поступления в вуз». Все дополнительные занятия войдут в «школьный компонент», который будет оплачиваться родителями. То есть подготовка к получению высшего образования станет исключительно платной.
    Одна из задач, которая официально ставится перед учителями, - «сделать так, чтобы школьник сознательно отказался от поступления в вуз и стал делать горизонтальную карьеру».
    Также готовится новая система оплаты труда педагогов. Теперь стаж не будет учитываться вообще. Зарплата учителя будет состоять из трех частей:
    - базовая часть - оплата по 2 р. 50 коп. (два рубля пятьдесят копеек) за каждого ребенка в классе за 1 урок. В стандартном классе сейчас около 25 человек, стандартная нагрузка учителя - 18 часов в неделю. Учитывая, что оплачивать будут 35 недель (245 учебных дней) в году, а размазана эта сумма будет на все 365 дней, в месяц выходит (за вычетом налогов) 2815 руб.
    - компенсационная часть: надбавка до 15% за особые условия труда по КЗОТу, повышающие коэффициенты за квалификацию. У учителя высшей категории они будут составлять 25% базового оклада. При этом будет проведена переаттестация учителей с тем, чтобы понизить количество учителей высшей категории с 20% от общего числа учителей до 3-5%. Коэффициенты за деление класса - их получат, например, учителя иностранных языков. Но, если класс делится на две группы, учителя получат увеличение оплаты за 1 школьника за 1 час всего в полтора раза. То есть времени они потратят столько же, сколько при работе в полном классе, а денег получат на 25% меньше.
    - стимулирующая часть должна будет выплачиваться учителям из особого фонда в размере 30% от общего фонда зарплаты данной школы по решению «родителей и представителей общественности, входящих в состав Управляющего совета школы».
    Словом, за красивыми словами о реформе школы и повышении зарплаты учителям таится «бездна, звезд полна». Как обстоит дело в Тверской области, постараемся рассказать в ближайших номерах.

Подготовила Елена МУНИНА
(могла бы стать учителем русского языка и литературы)



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru