Архив номеров


     Один из старейших детских театров страны - Тверской театр юного зрителя - отмечает на днях 75 лет со дня своего основания. Немало талантливых и ярких актеров за это время прошло через богатую театральными традициями тюзовскую школу. Одним из самых колоритных и любимых зрителем в современной эпохе театра является заслуженный артист России Александр Евдокимов.

     Среди традиционных для любого ТЮЗа Поросенка, Медведя, Волка, Матроскина и других сказочных персонажей в его репертуаре и Свидригайлов из «Преступления и наказания», и Мольер в «Кабале святош», и многие другие непростые роли. Он артист широкого диапазона и, по многочисленным отзывам, широкой души человек. Сейчас у актера горячая пора. Надвигается громкая премьера спектакля «Забыть Герострата», в работе над которым актер и художник-постановщик Александр Евдокимов проводит все дни и вечера. Как ни пытался артист во время нашей встречи уйти от ответов, говоря, что «артист редко бывает интересен в интервью, что актер, как правило, косноязычен и его удел - играть, а не говорить», разговор получился весьма любопытным.
     - Александр Евгеньевич, как судьба привела вас в тверской ТЮЗ?
     - Вообще, я сам тверской. Я здесь родился, провел детство, юность. Но, окончив Ярославский театральный институт, домой возвращаться не хотел, стремился поискать лучшей доли. Я куда-то устраивался, но везде что-то не складывалось. Год поработал в Томском ТЮЗе, потом пытался устроиться в городах европейской части России, но в результате вернулся в Тверь и был принят на работу в здешний Театр юного зрителя. За 21 год работы здесь у меня была попытка уйти, но я не ушел.
«Нам с женой Aлегко играть вместе». Спектакль «По зеленым холмам океана...» В роли Зайца - Ольга Лепоринская, Волк - Александр Евдокимов      - Что же вас удержало?
     - Возможность реализоваться в этом театре.
     - Почему выбор пал именно на детский театр, а не на драматический?
     - Дело в том, что актеры драматических театров до 45 лет считаются молодыми артистами, а значит, редко могут претендовать на большие роли. Мне же хотелось много играть и работать сразу после института, не дожидаясь зрелых лет. ТЮЗ в этом отношении как раз подходил мне и давал возможность играть главные разноплановые роли. Здесь я оказался востребованным сразу. Меня ввели на главные роли в «Шишок», «Прощай, овраг!» и другие спектакли в первые же годы работы.
     - А были периоды затишья?
     - Естественно, но я отношусь к этому спокойно, потому что в театре всегда то пусто, то густо. Есть периоды, когда идет накопление энергии, мастерства, когда нужно просто передохнуть, - постоянно быть в работе очень тяжело.
     - Вы рассматривали ТЮЗ как стартовую площадку для дальнейшего актерского роста или сразу поняли, что это дело всей жизни?
     - Поначалу, наверное, да, как некий старт, но сейчас нет. Этот театр - мой родной дом, в котором столько всего сыграно, сработано, пережито…
На пару с Александром Романовым (слева) в спектакле «Самоубийца» (1997 г.)      - И нажито. Вы же и своей супругой актрисой Ольгой Лепоринской обзавелись именно благодаря театру.
     - С Олей мы пять лет вместе работали до того, как наши отношения переросли в личные. Всегда испытывали симпатию друг к другу. Но в определенный момент я понял, что эта симпатия не только как к актрисе, но и как к женщине. Уже будучи вместе, мы неоднократно играли на одной сцене. В спектаклях «По зеленым холмам океана…» мы были Волк и Заяц, в «Чуме на оба ваши дома!» - Антонио и Розалина. Не знаю, кому как, но нам легко играть вместе. У нас вообще в ТЮЗе много театральных семей.
     - Возрастная ограниченность театра никогда не сковывала ваших актерских устремлений?
     - Нет, мы ведь всегда играли и продолжаем играть не только детские спектакли, но и молодежные, и взрослые. Юность - это не возраст, а состояние души, поэтому наш театр подходит для всех возрастов.
     - Все-таки основной ваш зритель - это дети. В работе на детскую аудиторию наверняка есть какие-то свои особенности?
     - Да нет… Все зависит от жанра спектакля и угла зрения на ту или иную проблему. Если очень условно, то у каждого персонажа есть своя история, которая рассказывается либо весело, либо грустно. А возраст аудитории значения не имеет. Единственное, что я очень не люблю, так это организованные походы в театр целыми школьными классами. Очень тяжело играть перед таким залом. Человек должен быть увлечен тем, что происходит на сцене, а не хвастаться перед другими своими леденцами во время спектакля.
     - А были какие-нибудь забавные случаи реакции детей во время спектаклей?
«Три мушкетера» (1989 г.). В роли Портоса (слева) - Александр Евдокимов      - Однажды мы выехали в Торжок со спектаклем «Красная Шапочка», где я играл Медведя. А у меня сзади на костюме была сделана такая меховая попа. И вот, когда мне пришлось повернуться спиной к зрителю, вдруг слышу с первого ряда: «Ой, мама, смотри, какой у него хвостик!».
     - За два прошедших десятилетия в театре бывали разные времена. Вот лично для вас какое время оказалось наиболее благоприятным для творчества?
     - У меня редко случались неблагоприятные периоды. Мне везло, я всегда что-то играл. Из более чем 60 сыгранных работ ролей, которыми я не доволен, единицы.
     - Александр Евгеньевич, любители телесериалов не раз замечали вас на экранах центральных телеканалов. Расскажите, как вы оказались на съемочных площадках некоторых российских сериалов?
     - Не секрет, что съемочные группы часто приезжают в театры разных городов, чтобы подобрать актеров. Меня не раз приглашали. Среди всех работ я бы выделил три. Это роль мерзавца Шевченко в сериале «Адвокат», старший Дрозд в «Автономке» и достаточно хороший эпизод у меня в сериале «Счастливы вместе». Съемки в сериале - это все равно, грубо говоря, подработка для поддержания штанов. Но если попадается хороший материал, который ложится на твое амплуа, то почему бы и нет?
     - А как бы сами охарактеризовали свое амплуа?
     - Теоретически существуют определенные актерские рамки: комик, трагик, герой-любовник и т.д. Но я всегда старался выйти за пределы возможного и играть то, чего мне никто бы не дал. Я никогда не зацикливался на чем-то одном, играл и социальные образы, и комедию, и трагедию, и даже любовь. Иногда историю персонажа понимаешь сразу и видишь готовый образ, иногда это очень долго и мучительно. Путь к роли всегда странен. Я считаю, что мой Мольер в «Кабале святош» родился только через год после выхода, хотя люди и после премьеры подходили с положительными отзывами.
     - С некоторых пор вы занимаетесь еще и оформлением спектаклей. Как вы открыли в себе талант художника-постановщика?
     - Сложно, конечно, совмещать работу художника и актера, но последние 12 лет мне это удается. Я с детства выбирал, кем быть: художником или артистом, и вот сложилось так, что сейчас я работаю и тем, и другим. Сначала я делал только оформление сцены, а теперь еще и костюмы. В новом спектакле «Забыть Герострата», премьера которого состоится на днях, я делаю сценографию, костюмы и при этом играю одну из главных ролей. Я вообще возлагаю большие надежды на эту работу и надеюсь, что спектакль в хорошем смысле слова вздернет театр, принесет всем нам свежую кровь. А вот и Эдуард Аркадьевич! (В комнату неожиданно входит сам режиссер нового спектакля, руководитель Ульяновского ТЮЗа Эдуард Терехов. - Прим. авт.). Эдуард Аркадьевич, что вы можете сказать обо мне как художнике и артисте?
     - Это отвратительный художник! - не без иронии включается в разговор режиссер. - С ним невозможно работать! Только захочешь что-нибудь придумать, как он сам уже это придумал, и все лавры достаются ему. Если серьезно, то я очень сильно переживал за то, что у меня одно лицо выступает в двух ипостасях. Я боялся, что в процессе работы потеряю либо художника, либо артиста. Да и вообще изначально я не сильно доверял артисту - художнику. Но, когда в результате нашей работы родилось то, что и соответствовало изначальной идее, я понял, что мои опасения насчет его работы как художника были напрасны. Кроме симпатии к этому человеку, я чувствую постоянную внутреннюю конкуренцию. Каждый его шаг заставляет настолько задумываться, быть ответственным и изобретательным, что очень сложно соответствовать и не проиграть. Мне безумно интересно работать с Александром Евдокимовым. Что касается его актерской ипостаси, то тут от него отдача не менее серьезная. Я не перестаю удивляться, как он успевает все это совмещать. С ним неспокойно работать, он очень требователен к режиссеру и очень много предлагает своего. Это один из самых профессиональных артистов в этой труппе.
     Услышать такие отзывы из уст режиссера, да еще и накануне большой премьеры - серьезная ответственность для актера. Не нарушая трепета последних приготовлений, предпремьерного таинства и волнения, мы лишь пожелаем Александру Евдокимову удачи и ожидаемой отдачи от проделанной работы.

Елена МУНИНА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru