Архив номеров


    До нового учебного года осталось всего ничего. Как правило, основные приготовления к школе выпадают на конец лета, а порой даже на последние дни августа. Самое время поговорить о трудностях, с которыми сопряжено это событие - начало учебы.
    С тем, что сегодня ребенка отправить в школу - дело непростое, соглашаются абсолютно все. Уж очень много нюансов связано с тем, чтобы отправить свое чадо именно в то учебное заведение, которое хочется. Чтобы определить ребенка в школу нужно подсуетиться заблаговременно, на разведку знающие родители ходят к директору чуть ли не с зимы того года, в который ребенка собираются отправлять учиться. Чтобы попасть в желаемое заведение, обивать пороги приходится заранее, при этом нужно постараться «подружиться» с руководством и заверить директора, что вы сможете этой самой школе чем-то помочь, не морально, конечно.
    Кроме того, в школах начали практиковать так называемые подготовительные курсы, которые, естественно, проводятся за отдельную плату. Не все родители, правда, могут позволить себе такую роскошь, но все же прохождение этих курсов дают хотя бы какую-то гарантию зачисления в конкретную школу. Такое практикуется практически во всех школах города. Объяснение необходимости этих курсов: адаптация ребенка к коллективному обучению, проверка готовности к усвоению школьной программы. Стоимость месяца учебы на этих курсах в среднем - 400 рублей, длительность курсов - до трех месяцев. С этого момента считайте, что вы только начали вкладывать деньги в образование своего дитя.
    Допустим, что ваш ребенок уже зачислен в школу. На первом же родительском собрании, будьте уверены, вы получите список всего необходимого для учебного процесса. И это будет еще не все. Чаще всего родителей просят собрать деньги на учебники и на ремонт класса. Средняя сумма такого сбора - 1000 рублей.
    Еще одной проблемой для школьников стала повальная мода на специальные формы. Практически в каждой третьей школе Твери сегодня требуют, чтобы родители пошили детям форму. Зачастую на родительском собрании выдаются адреса одного самого раскрученного ателье школьной одежды на проезде Дарвина. И мамы выстраиваются в очередь в назначенный срок, чтобы заказать своему чаду одежду согласно школьному дресс-коду.
    Удовольствие это, как оказалось, не самое дешевое. Пошив брюк на ребенка 7-8 лет стоит там порядка 700 рублей, пиджака - 1 тысячу рублей. Хорошо, что рубашки можно просто купить, а не заказывать в ателье. Они стоят около 250 рублей. Стоимость ранца колеблется от 350 до 1800 рублей в зависимости от качества и носкости. Обувь - отдельная статья расходов. В результате несложного мониторинга обувных магазинов можно сделать вывод: дешевле 700 рублей приличной детской обуви не найти. Итак, одев ребенка, вы обнаружите, что ваш кошелек стал на 3-4 тысячи легче.
    Причуд у каждой школы немало. Некоторые учебные заведения (а в основном этим блистают гимназии) делают для своих учеников по спецзаказу дневники, которые впоследствии с вклеенной фотографией ребенка будут служить ему пропуском в школу. Без него в стены школы ученика попросту не пустят. Такую практику ввела тверская гимназия №10. С родителей на такие дневники собрали по 100 рублей.
    Последний штрих - покупка тетрадей, ручек и прочих мелочей, без которых учебный процесс состояться не может. По разным оценкам, на это родители тратят от 700 до тысячи рублей. Здесь ваши расходы, по идее, должны закончиться, если только вы не отправили своего ребенка в платный класс, например школы №46, каждый месяц обучения в которой стоит 300 рублей. Итак, какова же цена готовности ребенка к школе в денежном эквиваленте - считайте сами.
    Валентина Муженская, мастер-технолог, бабушка шести внучек, одну из которых отправляет в этом году в первый класс:
    - Если честно, кто работает, тот ребенка в школу отправит. В этом году внучку мы отправляем в первый класс. По денежным расходам уложились в 3 тысячи рублей. Помимо этого ничего платить не пришлось. Сейчас сложнее ребенку дать высшее образование, а школьное еще пока без особых проблем. К различным нововведениям в школе отношусь по-разному. То, что из детей пытаются сделать вундеркиндов, вводя какие-то дополнительные курсы, за которые нужно платить дополнительно, мне кажется, ни к чему. А вот всеобщая компьютеризация - это плюс, так как за этим будущее.
    Насколько тщательно готовились родители тверских учеников, мы решили поинтересоваться у них самих. Итак, с какими же трудностями пришлось им столкнуться при подготовке детей к новому учебному году и в какую сумму им удалось уложиться?
    Юлия Кузнецова, журналист, отправляет сына во второй класс:
    - Основной трудностью для нас стала покупка формы. Ее нужно было заказать заранее. В школе нам дали адрес ателье, в которое нужно было обратиться до 10 июня. С ребенка сняли мерки и сшили брюки и пиджак, видимо, не рассчитывая на то, что за лето ребенок может подрасти - и довольно значительно. Весь костюм обошелся порядка двух тысяч рублей, прибавьте сюда еще несколько рубашек и обувь, тоже недешевую. Все остальные расходы в сравнении с этим более терпимые. Тем более что во второй класс ребенка отправить все же проще, чем в первый, по крайней мере, знаешь, к чему готовиться.
    Ольга Рзянина, бухгалтер, отправляет дочь в третий класс:
    - Для нас приближение очередного учебного года - это радость. Все необходимое сегодня можно купить. И весь этот процесс покупок всего нового для нас с дочерью - это удовольствие. Но у нас достаточно обеспеченная семья. Для тех, у кого финансовый вопрос стоит более остро, - это, безусловно, проблема. Затраты очень большие. Три года назад, когда мы отправляли ребенка в первый класс, наши расходы на все школьные принадлежности составили порядка 12 тысяч рублей. И это если учесть, что в нашей 12-й школе не жесткие требования по форме. Да, ребенок должен быть одет строго, но с нас не требуют какого-то конкретного костюма. Наверное, все же в первый класс отправить ребенка сложнее, потом во второй, третий - уже проще.
    Николай Сомков, военнослужащий, отправляет сына в первый класс:
    - С точки зрения финансовой определенно трудности есть. Помимо покупки учебников и тетрадей, есть еще статья расходов на школьную форму. С одной стороны, введение единой формы это, на мой взгляд, правильно. Но и на нее нужно потратить порядка 2-3 тысяч рублей. Дополнительных требований в нашей школе нет. Во всяком случае, в первом классе. Учителя просят покупать все максимально простое: тетради без рисунков, недорогие пеналы и другие принадлежности, чтобы дети не только не отвлекались, но и чтобы не было принципиальных различий между детьми из семей среднего и низкого достатка. Если говорить об общей сумме затрат, то она составляет порядка 6-7 тысяч.

Екатерина КУРТАНОВА



    23 августа в Интернете на ряде ведущих информационных сайтов появилось сообщение о том, что Геннадий Онищенко, главный государственный врач России, глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выступил с резкой критикой современного состояния российского образования.

    В частности, было заявлено, что нагрузки в школах - запредельны. По оценкам, дети, идущие в первый класс, готовы к восприятию нынешней школьной программы всего на 6-7%. Реформа образования, «которая дала возможность директорам школ вводить дополнительные предметы и уроки, привела к тому, что по общему количеству времени школьники находятся в образовательных учреждениях от 8 до 12 часов». Прокомментировать мнение главного государственного врача России мы попросили ряд директоров тверских школ.
    Наталья Бруставецкая, директор средней школы №3, г. Тверь:
    - Геннадий Онищенко уже издал ряд санитарных норм, нарушать которые мы не имеем право. Есть определенное количество часов, предписанное для каждого класса, и мы должны уложиться в их количество. Перегрузки может возникнуть только за счет платных дополнительных услуг. Что касается того, что дети, идущие в первый класс, готовы к восприятию нынешней школьной программы всего на 6-7%, то у нас дальше сокращать учебную программу больше некуда, а в первом классе дети в первой четверти вообще занимаются по 35 минут, на каждом уроке предполагаются физкультурные пятиминутки. Если эта нагрузка считается слишком большой, то давайте решать проблему вместе, давайте делать по три часа физкультуры.
    В нашей школе есть горячее питание, другое дело, что оно для всех одинаковое и, может, это кого и не устраивает. Но мы выполняем санитарные нормы и ресторанное обслуживание не входит в наши обязанности.
    К вопросу о том, что дети находятся в школе по 8 часов. Все дети уходят из нашей школы в 14.00, и само это заявление представляет собой, как мне кажется, обоснование под идею сокращения школьной программы. Я не буду сейчас говорить о том, в какой степени это обоснованно, если министерство разработает соответствующие нормативы, то мы ему подчинимся.
    Андрей Белов, директор Михайловской средней школы Калининского района:
    - Тезис о том, что дети в начальной школе усваивают 6-7% информации, очевидно, восходит к рекомендациям психологов, которые говорят о том, что на уроке ребенок может воспринимать вербальную информацию в объеме 6-7%, остальная информация должна идти через визуальные и двигательные механизмы восприятия, самостоятельную работу и др. Это должны отслеживать сами учителя и сотрудники методических кабинетов в школах. Это не компетенция Роспотребнадзора.
    Школы предоставляют дополнительное образование (кружки, секции), но они все проходят на добровольной основе, во внеурочное время. Дополнительные уроки и факультативы также не могут превышать предписанных санитарных норм, да и учитель сверх этих часов не будет заниматься, так как ему это не оплачивается.
    Что касается введения новых предметов, то они возможны только за счет базовых образовательных программ. Федеральный компонент, скорее всего, будет превалировать абсолютно, что означает сокращение регионального и школьного образовательного компонента. Фактически это возврат к советской системе унифицированного образования. Это не так и плохо, ведь мы школа, имеющая государственную аккредитацию, и выдаем аттестаты государственного образца.
    О горячем питании можно сказать следующее: хотите горячее питание для детей - платите. В школе должны быть квалифицированные специалисты общественного питания, которым необходимо платить достойную зарплату, а не 2000 рублей, оборудованная кухня и приличная столовая. Следующая проблема - закупка продуктов. Самый оптимальный вариант - организация школьного питания через систему единого заказчика, а это забота государства. Если все это не финансировать, то о чем тогда говорит наш главный санитарный врач?
    Вообще проблема перегрузки детей информацией - это проблема, которая создается самими родителями. Дети зачастую посылаются после школы в 2-3 кружка и секции и приходят домой под вечер.
    Николай Семенюк, директор средней школы №4, г. Тверь:
    - Учебные программы имеют некоторое перенасыщение, об этом говорили с начала 1990-х гг. Попытки разгрузить учащихся были и раньше - это введение шестидневки, увеличение первой ступени образования до пятого класса, введение новых программ. На Западе успешно решают проблему информационного взрыва в современном обществе через введение двенадцатилетнего образования. Еще один вариант - смена стиля обучения. Не надо изучать все теоремы и физические законы. Ребенку нужно просто научиться ориентироваться в информации и способах ее обработки, а необходимую глубину изучения можно достичь на профильных курсах в старших классах. Сокращать же базовые программы просто нельзя, иначе нарушается преемственность в образовании, невозможно обучать детей алгебре и началам анализа, если они не усвоили курс базовой математики.
    Сейчас же пытаются в начальную школу «впихнуть» и иностранные языки, и информатику, и основы православной культуры. Надо же подумать о том, как увязать между собой воспитание и обучение. Конечно, отказываться от православия как системы воспитания не стоит. Правда, наши учителя истории - ярые атеисты, как они будут транслировать культурные модели православия? Аврально переучивать этих учителей нет смысла, так обращаться с культурой нельзя, нужно подготовить среду, выпустить грамотную популярную литературу, объяснить разницу между религиозными течениями, объяснить суть молитвы, в чем отличие молитвы от медитации. Необходимо объяснить детям соотношение веры и науки, это же не разные вещи. Математика, царица наук, базируется в своих основаниях на ряде априорных утверждений, принимаемых на веру. Кто вам сказал, что параллельные прямые не пересекаются? Вы в это просто верите.
    То, что дети по восемь часов пребывают в школе, это нормально. Шесть часов длятся уроки и еще часа два - различные факультативы и кружки. А если сюда приложить и группы продленного дня, то получится 12 часов. Но это лучший вариант, чем если ребенок будет находиться на улице и там же и воспитываться. Родители же весь день работают.
    Рацион школьной столовой действительно может вызывать нарекания, но это зависит от уровня финансирования, а так горячей едой дети обеспечиваются по полной программе, по крайней мере в нашей школе.

Денис ДАВЫДОВ



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru