Архив номеров


Новый учебник по истории - новая идеология


    Не успели утихнуть страсти по ЕГЭ, как сферу образования взбудоражила новая волна скандалов. Книга по новейшей истории вызвала яростную критику и ожесточенные дискуссии специалистов.

    Книга для учителя «Новейшая история России 1945-2006 гг.», написанная Александром Филипповым и компанией, взбудоражила умы не только историков, политологов, политиков, но и журналистов. С начала 90-х преподавание истории стало делом личных политических пристрастий педагога. С какой позиции хочешь - с такой и трактуй. И получилось, что одни дети были вынуждены слушать лекции о «великом вожде и учителе Сталине», другие - о том, что в нашей стране всегда все было плохо и Великую Отечественную войну мы не выиграли, а проиграли. Как при этом бедолаги выпускники ухитрялись сдавать экзамены в вузы - загадка. А то, какими они при этом выросли гражданами, страна уже начала ощущать. И тут же осознала необходимость появления внятного учебника по истории и обществознанию.
    А когда он вышел, поднялся шум о том, что это заказ администрации президента и лично Путина, что историю переписали в угоду идеологии. Что думают об этом тверские педагоги?

Не так страшна история, как о ней рассказали


    Мы попросили поделиться своими взглядами на «Новейшую историю 1945-2006 гг.» руководителя учебно-методического центра Тверского областного института усовершенствования учителей Ольгу САВИНОВУ.
    - Вокруг книги для учителя «Новейшая история» разгорелись нешуточные страсти. На ваш взгляд, так ли она скандальна, как говорят о ней?
    - Кроме того, что в этом пособии подробно рассматриваются 90-е годы ХХ века с несколько других позиций и повествование доведено до путинской России (обычно оно заканчивается самым началом ХХI века), ничего такого острого как раз и нет. Разве что чуть больше внимания обращается на патриотический потенциал истории.
    Что касается курса обществознания, то это совершенно новый подход. Никогда раньше в 11-м классе эта наука не рассматривалась как глобальный мир в ХХI веке и Россия в этом мире.
    - Была необходимость в издании новых пособий и нужны ли они школам?
    - Наверное, необходимость была. Что касается обществознания, я думаю, надо было выпускать новый учебник однозначно, но и по истории новое пособие не помешает. С начала перестройки прошло уже достаточно времени, поэтому этот период можно исторически осмыслить.
    - Авторами дается оценка деятельности руководителей государства. Правилен ли такой подход?
    - Естественно. Как можно изучать историю без исторической оценки персоналий?
    - Что нового вы увидели в этих оценках?
    - Например, в оценке Сталина ничего нового нет. Сегодня, когда прошло достаточно времени, надо попытаться дать объективную оценку его личности.
    По существу же, в учебнике мало что изменилось, кроме двух моментов: появилась «путинская» Россия, причем и плюсы, и минусы, а также осмысление идеи «революции» 90-х годов. Возможно, авторы более мягко оценивают некоторых политиков, чем их предшественники.
    Я не увидела, чтобы в учебнике было что-нибудь существенно новое, хотя, по выступлениям его авторов, сложилось впечатление: они совершили чуть ли не революционный переворот. А когда после конференции мы прочитали книгу, пришли к выводу, что, как раньше преподавалось, все так и осталось.
    Назвать учебник «просоветским», так же как и «антисоветским», никак нельзя. Просто это первая попытка за последние годы дать объективное изложение фактов.
    При составлении учебника участвовали не только историки, но и политологи, а у них несколько иной угол зрения. Если историки берут какую-то конкретную ситуацию и начинают в ней копаться, то политологи посмотрели на общий ход истории России. И сделали вывод: в связи с тем, что Россия развивается по догоняющей модели, нам часто приходится прибегать к мобилизационной политике. Как раз эта политика и ведет к появлению таких сильных, жестоких правителей - Ивана Грозного, Петра Первого, Сталина.
    - Ольга Вячеславовна, а тверские преподаватели истории уже познакомились с этой книгой? Какое она на них произвела впечатление?
    - Нас собрали на совещание, которое проводилось 19-21 июня. От каждого субъекта, в том числе и от Тверской области, была делегация. Очевидно, авторы хотели проверить на искушенной аудитории, насколько предлагаемые изменения будут восприняты.
    Когда мы слушали про подходы, кое-что вызывало удивление и недоумение. Нам показалось, что пойдет идеологизация истории, поэтому и разгорелся скандал.
    Но, по словам авторов, они хотели не идеологизировать историю, а осмыслить периоды путинского времени и 90-х годов.
    Новый подход к преподаванию истории заключается в том, что надо больше любить самих себя, не так критически относиться к нашему прошлому. Сегодняшняя задача состоит в том, чтобы дать более объективную характеристику XX веку.
    - Значит, сейчас история становится инструментом воспитания патриотизма?
    - В истории всегда заложен элемент патриотического воспитания. Одно время мы стеснялись своей истории, а задача, которую поставили перед собой авторы, - представить объективную картину. Как у них получилось? Лично я не увидела в тексте книги резких подвижек и излишней идеологизации.
    - Книга лучше, чем предыдущие?
    - Она лучше тем, что повествование доведено до 2007 года, что идет попытка осмысления истории современной России по провозглашенным подходам. В остальном, на мой взгляд, книга мало чем отличается: подходы различны, но учебник похож на предыдущие. Может быть, какие-то моменты смягчены. А из того, что говорилось, наверное, имеет смысл пересмотреть резкое осуждение ввода наших войск в Афганистан. Не надо давать школьному учебнику очень резкие оценки. К своей истории нужно относиться с гордостью и сожалением.

Россия глобальная


    - А что нового в подходах к обществознанию?
    - По обществознанию вышел весьма интересный учебник «Россия в глобальном мире». Авторы попытались создать целостную картину современного мира и во главу угла поставили «россияцентризм». Они решили посмотреть, какое место занимает Россия в мире в каждой сфере, каковы перспективы.
    - И какое же место в мире занимает наша страна?
    - Впечатление весьма разное. Экономисты говорят, что Россия - большая по территории и сравнительно небольшая по населению - обладает очень большими стратегическими запасами. Поэтому здесь главная мысль: нам не надо опаздывать и надо развиваться на уровне, не переходя в постиндустриальное общество.
    Сначала меня больше всего удивил сам подход: все было поставлено с ног на голову. Но в процессе работы пришла к выводу, что в принципе идея хорошая.
    - А нужно ли будет менять задания для ЕГЭ по обществознанию?
    - Поменять содержание ЕГЭ, его темы, возможно. Но в новой книге нет ничего такого, чего не было предусмотрено программой. Просто в ней обществознание преподносится с точки зрения глобального мира.

"Практическая" история


    - Как раз в этот период были внесены поправки в закон «Об образовании», согласно которым преподавать можно будет только по рекомендованным учебникам. Значит ли, что у школьников будет только история Филиппова?
    - Нет. Учителя в любом случае обязаны преподавать по рекомендованным учебникам. В советское время вся страна училась по одной книге, а сейчас ситуация обратная: у нас около 100 альтернативных учебников, и не все они хорошего качества. Чтобы по ним можно было работать, обязательно проводится двойная экспертиза: Российской академии образования, которая смотрит, насколько учебники соответствуют педагогическим целям, и экспертиза Российской академии наук, где оценивается содержание.
    Учебник рекомендован, если издается целостная линия с одинаковым авторским подходом, допустим, с 5-го по 9-й класс. История Филиппова - «изолированный» учебник. Он получит только гриф «допущено», так как нет книги по первой половине века и дореволюционной России. Это чисто техническая вещь, которая на идеологию никак не влияет.
    - Когда же начнут преподавать по этим книгам?
    - Пока такой вопрос не стоит. Как минимум должен быть учебник не только для 11-го, но и для 10-го класса. На конференции мы как раз и обсуждали предложения по совершенствованию этой методической литературы. Например, по обществознанию: в таких разделах, как экономика, термины нужно объяснить более доступным языком, чтобы ученикам было понятно.
    Так как проблемой образования правительство озабочено, я думаю, что новые учебники появятся достаточно быстро, скорее всего, в следующем учебном году.
    Тем более у нас такая ситуация, что по стране 40% учителей не имеют специального исторического образования, поэтому их надо еще подготовить: для этого будут проведены семинары, курсы.
    - Трудно ли будет учителю перестроиться на новый учебник?
    - Я думаю, что не очень. Что касается истории, то совсем не трудно. Если раньше в учебниках были сплошные восторги по поводу 90-х годов, то теперь дается другая оценка, которая будет ближе учителям. В 90-е, наряду с очень большими подвижками, было и много негативного. И сейчас пытаются это осмыслить: по мнению некоторых историков, это была «замедленная» революция, особенностью которой было то, что она шла очень долго и сами революционеры ее не признавали.

Мнения расходятся?


    По мнению Ольги Савиновой, книга для учителя оказалось не такой принципиально новой и не такой скандальной, как может показаться на первый взгляд. Однако нам не дает покоя тот факт, что Филиппов и его команда описали «историю вчерашнего дня» (повествование заканчивается мартом 2007 года). Мы решили поинтересоваться у наших экспертов: нужно ли рассказывать школьникам про последние события и как это правильно делать?
    Татьяна ЛЕОНТЬЕВА, заведующая кафедрой отечественной истории ТвГУ:
    - На мой взгляд, дать объективную оценку даже Киевской Руси невозможно. Такие оценки всегда субъективны, ведь историю пишут и изучают люди. Оценивать учебник по истории достаточно сложно. Во-первых, многое зависит от коллектива авторов, его написавших. Чем качественнее авторский состав, чем больше академиков и уважаемых профессоров, тем качественнее будет пособие. Во-вторых, это содержание.
    Я считаю, что период новейшей истории рассматривать можно, от этого никуда не уйти. Тем более в экзаменационных билетах по истории такой вопрос есть. Молодое поколение необходимо ориентировать в современном мире, но все зависит от того, кто и как это преподнесет. А скороспелое издание учебников в рамках каких-нибудь конкурсов ни к чему хорошему не приведет.
    Светлана ИВАНОВА, доцент кафедры истории ТвГУ:
    - Как преподавать историю - решать учителю. Вообще, среди историков и нашей страны, и США существует мнение, что после Второй мировой войны это еще не история. Анализировать этот период должны политологи, культурологи, другие исследователи.
    Нам, чтобы быть объективными, необходимо использовать исторические документы, которые сегодня хранятся в архивах. Только спустя 70 лет - а это жизнь целого поколения, которое должно уйти, унеся свой субъективный взгляд, - их можно будет рассекретить. Только тогда придет время историков, которые и будут анализировать тот период в жизни общества. Сегодня историки занимаются хронологией, провести же объективный анализ вряд ли кто из нас сможет.
    Преподаватель истории не может и не должен говорить детям однозначно, он обязан рассказывать о разных взглядах на события. Преподавание новейшей истории требует сдержанности, корректности, важно научить школьников задумываться и извлекать уроки из своего прошлого.
    Глеб ЧИСТЯКОВ, историк, редактор информационного отдела Русской православной старообрядческой церкви:
    - Без новейшей истории обойтись невозможно. Существуют разные точки зрения, сегодня политическая ситуация достаточно непростая. Есть разные учебники, из которых учитель и выбирает подходящий. Я считаю, что надо писать и про эпоху Ельцина, и про эпоху Путина, однако самые последние события затрагивать не стоит.
    Конечно, в написании учебников по истории большую роль играет коммерческо-политический заказ, но освещать события однобоко неправильно. Право на жизнь имеют разные взгляды, оценки, тем более в поляризованном обществе. Но недопустимо, чтобы по истории, как, впрочем, и по другим гуманитарным дисциплинам, было одно мнение и один учебник. Человек должен иметь выбор.

Елена БОРИСОВА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru