Архив номеров


    С первого сентября в тверских школах вводится новый курс «Основы православной культуры». Споры по этому поводу длятся уже долго, и радует уже то, что они вообще есть. Позиции сторон в массе своей вызывают понимание, но не совсем понятно, как это будет выглядеть на практике. Свои взгляды на проблему высказывают тверские специалисты, имеющие отношение к вопросу.

    Андрей Мишин, замдиректора школы №12 по инновационной работе:
    - Курс «Основы православной культуры» не является обязательным, он вводится в качестве факультатива; он будет преподаваться во вторых и пятых классах, и программа основывается на культурологической основе. Курс также пройдет апробирование с учителями истории.

    Вячеслав Баскаков, руководитель информационной службы Тверской епархии, священник:
    - Преподавателем может быть и священник, если его приглашает директор школы. Помимо этого варианта есть различные курсы, которые готовят преподавателей этой дисциплины. Факультет повышения квалификации Тверского госуниверситета выдает сертификаты государственного образца, также этим занимается областной институт повышения квалификации учителей, кафедра теологии педагогического факультета ТвГУ, тверской женский Екатерининский монастырь и Свято-Троицкая Сергиева лавра.
    Что касается вопроса о том, что священник не может преподавать в средней школе в силу того, что, по Конституции, церковь отделена от государства, то я могу сказать, что церковь отделена от государства, а не от общества, поэтому священник вполне может преподавать светский культурологический предмет «Основы православной культуры».

    Светлана Горшкова, завкафедрой теологии педагогического факультета ТвГУ.
    - Светлана Евгеньевна, что будет преподаваться в рамках этого курса, а заодно можно ли говорить о подготовленности учебно-методического комплекса и учителей?
    - Важно, чтобы педагоги понимали методическую составляющую курса, ведь в нем девять содержательных линий: православная христианская картина мира, история православной религии и культуры, православная культура и религии мира, письменная культура православия, православный образ жизни, нравственная и художественная культура православия. Православие также рассматривается как традиционная религия русского народа, уделяется внимание региональному компоненту.
    Суть предмета - объяснить ребенку роль православия в культуре его страны.
    На нашем факультете кафедра теологии существует уже десять лет, сотрудники кафедры ведут лицензированную специализацию, в рамках которой готовят к преподаванию курса «Основы православной культуры». Количество специалистов в принципе небольшое, в среднем - восемь-десять человек в год. Также есть выпускники-заочники, но их тоже не больше двадцати. Поэтому кадровую проблему можно решать путем привлечения одного специалиста в нескольких школах, что упрощается тем, что курс сам по себе рассчитан на один час в неделю. Потому большой проблемы такой вариант не составит, тем более что сами наши выпускники заинтересованы в том, чтобы получать достойную зарплату.
    К нам на кафедру обратились учителя и воспитатели с просьбой организовать подготовку учителей для преподавания этого курса. Кафедрой была разработана программа таких курсов на основе нашей специализации, проведено несколько конференций по методике преподавания «Основ православной культуры», и на сегодняшний момент эти курсы прошел двадцать один человек. Однако этого явно недостаточно: за две-три недели курсов сложно подготовить полноценного специалиста.
    Программ по ОПК существует очень много, большинство рассчитано на среднюю школу. Сейчас уже многие школы работают по учебнику и методическим рекомендациям для учителей Бородиной, у которой разработан комплекс учебников с первого по одиннадцатый класс, а для начальной школы есть хорошие учебники Шевченко.
    Для обычной школы больше подходят учебники Шевченко, хотя можно использовать и книги Бородиной. В учебниках весьма хороший смысловой контекст и богатый иллюстративный материал. В какой степени школы обеспечены всей этой литературой, я не могу сказать. Но мне кажется, что разом всех обеспечить не получится.
    - Что является предметом преподавания?
    - Несомненно, это культурологический предмет.
    - А что делать с детьми из неправославных семей?
    - Думаю, здесь важно, чтобы у родителей и их детей был выбор, и это обеспечивается, ведь каждый родитель может написать заявление на имя директора школы, где будет написано, что он не возражает против того, чтобы его ребенку преподавался данный предмет. Если же он против, то на время ведения курса у детей будет другой факультатив.

    Директор одной из тверской школ, пожелавший остаться инкогнито:
    - Единственное, для чего необходим этот курс, как мне представляется, - это религиозная безопасность, чтобы дети отличали сектантов от нормальной религиозной доктрины.
    Если предмет вводить и подавать в нормальном культурологическом ключе, то его необходимость очевидна. Но это только в старших классах и в рамках профильного образования. В более младших классах элементы курса должны просто вводиться на гуманитарных предметах в рамках соответствующих тем.
    Ни методически, ни теоретически никто из начальства не объяснил необходимость введения этого предмета, притом что никакой инициативы снизу по этому поводу не было. У нас был опыт введения граждановедения, он просуществовал лет десять, гражданин не вырос, и предмет тихо убирают из учебных планов.
    Курс этот вводить сейчас нельзя, так как к его введению не готова школа, в которой отсутствуют учебники и методические пособия, нет грамотных учителей, способных вести предмет. К тому же за годы тотального атеизма у нас нет адекватных православных, способных вести такие курсы. Мои учителя открыто говорят, что их убеждения не позволяют им вести такой предмет. Я же их не заставлю. «Основы православной культуры» зачастую отдают на откуп историкам, но только последнее поколение более-менее внятно представляет себе, что такое культурология, а где вы видели последнее поколение выпускников истфака в школах?
    Поэтому либо произойдет полная профанация, либо его начнут преподавать неофитствующие православные, которые резко уверовали сразу после распада КПСС, что еще хуже, чем профанация. Это закончится превращением его в банальный Закон Божий, что будет иметь массу последствий в плане социальных и этническо-конфессиональных конфликтов.
    Учебный план составляется с учетом санитарных нормативов, по которым во втором классе начальной школы, например, допускается 20 академических часов при пятидневной неделе. Куда я вставлю новый предмет, если у меня как у директора школы все часы уже заняты? В средней школе проблема решается за счет того, что выбрасывается обществознание, по которому, кстати, есть более чем грамотный учебник Боголюбова. Здесь необходимо понимать, что обществознание - это предмет, который является вступительным для большинства гуманитарных специальностей. Если его убрать и поставить ОПК, то непонятно, как будут поступать наши дети, и если ОПК заменит обществознание на вступительном экзамене, то в таком случае более адекватной замены диалектическому материализму в современной России с учетом своеобразия генеральной линии партии на текущем моменте просто сложно придумать.
    В начальной школе вводить новые предметы с учетом того, что с каждым годом выпускники становятся все безграмотней и безграмотней, просто глупо. Их безграмотность объясняется нехваткой времени в расписании на такие базовые предметы, как чтение, письмо и математика.
    Вместе с тем сам приказ о введении «Основ православной культуры» за подписью Евгения Муравьева, начальника департамента образования по Тверской области, за №900 от 25 мая 2007 года содержит ряд несогласованных моментов. Так, в пункте первом говорится о введении предмета «Основы православной культуры», а тремя пунктами ниже в том же приказе говорится о факультативе. Объясните мне, что мы вводим? А заодно - на какие деньги? Учебник Бородиной стоит 300 рублей, в школе их нет. Если я в приказном порядке скажу родителям, чтобы купили учебник, они меня отправят куда подальше и будут правы. Это их деньги.
    В школе нет учебников, методических пособий и подготовленных учителей, у нас нет опыта преподавания столь специфичных курсов, и никто не пытался организовать передачу этого опыта.

Денис Давыдов


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru