Архив номеров

    СРЕДА ОБИТАНИЯ
  КУПАНИЕ БЕЛОГО КОНЯ
Черно-белый мир. Классическая линия, скупость и выразительность. Гравюра - старинный, почти раритетный и виртуозный вид искусства. Она требует невероятного терпения и мастерства: на создание одной доски (изображение сначала вырезают на дереве) требуется не меньше месяца. Причем любая ошибка художника может погубить гравюру: не закрасишь, не переделаешь.
      По всей России едва ли наберется 30 человек, работающих в этой технике. Твери в данном случае повезло. У нее есть Геннадий КЛЮШИН. Уже более четверти века он создает удивительные по глубине и одухотворенности вещи.

- ГЛАВНОЕ, чего я пытаюсь добиваться в своих работах, - эмоциональность и незасушенность. Бывает, сделано все аккуратно и красиво, но эмоционального заряда от этой вещи не получаешь. Техника исполнения на самом высоком уровне, а искусства нет - все гладко, но безжизненно. Как сделать гравюру живой, волнующей зрителя? Как вдохнуть в нее свои чувства, энергию?
      Перед тем как резать гравюру, некоторые фрагменты я прорисовываю досконально точно, а некоторые - не рисую вообще. Потом, когда режу, - импровизирую. Подобные импровизации - эмоциональная энергия, "эмоциональный бред" художника - вносят огромный кайф. В работе чувствуется решительность, энергичность резьбы, проявляется фактура. Методично резать по заданной программе, как машина, - скучно и глупо.
      - Геннадий Павлович, а черно-белая гамма не ограничивает вас? Вам не хочется цвета?
      
- Я понимаю красоту цвета. Но и белый цвет бесконечно красив. Я стараюсь понять белое и преподнести его так, чтобы оно волновало. На выставке, которая открыта сейчас в залах Союза художников, есть три женских портрета, где черная линия тает, растворяется в белом, как в тумане. И эти белые портреты в белом пространстве начинают очень интересно звучать. На выставку я принес и новые работы, которые до этого не видел никто, даже близкие. В них белое звучит благодаря нескольким черным деталям. Посмотрите, как обыгрывается сочетание черного и белого на гравюре "Купание белого коня". Мне нравится работать в этой гамме, постигать красоту белого и черного, раскрывать их противоречивые и гармоничные отношения. Мне кажется, что понять прелесть этих основных цветов - большая удача, и дай Бог мне полнее постичь их красоту.
      Кроме того, цвет ведь очень отвлекает внимание от рисунка, от линии. Черно-белая маленькая гравюра никогда не потеряется на выставке живописи среди буйства красок. Гравюра рассчитана на долгое созерцание. Ее надо именно рассматривать, и желательно взяв в руки. В ней нет выхолощенности, как в плакате. Формат гравюры невелик - некоторые портреты можно закрыть пятирублевой монетой, но в этой маленькой вещи очень многое заложено. Чем дольше ее рассматриваешь, тем дольше она тебя питает.
      - Публике из ваших работ больше известны портреты - Пушкин, Ахматова, Салтыков-Щедрин...
      
- Да, меня привлекает портрет. Собственно, и на выставке собраны почти одни портреты. Хотя если вы посмотрите историю гравюры, то заметите, что портреты делали очень немногие мастера. Чаще предпочтение отдавалось пейзажу.
      Вырезать портрет сложнее. Любая оплошность может лишить изображение сходства, а исправить ее нельзя. Если я вырезал нос длиннее, чем надо, мне не укоротить его. Но важно не только сходство. Надо быть мастером, чтобы суметь достичь одухотворенности лица. А меня всегда привлекало то, что трудно воплощать. И, конечно, я очень тщательно изучаю человека, перед тем как браться за портрет. Кстати, если мы заговорили о носах - очень часто у Пушкина нос изображают неправильно. Я изучал его прижизненные портреты, посмертную маску. На моих гравюрах он не очень веселый, но не надо забывать, что в его жизни было много трагичного. И я отображаю те грани личности, которые мне близки. Для меня портрет Пушкина значит очень много, и я постоянно работаю над "пушкинским циклом" - появляются все новые идеи. Мне очень хотелось бы сделать альбом, посвященный Пушкину. Гравюра по своему характеру удачно сочетается со стихами, со временем Пушкина. И для оформления книг, альбомов гравюра подходит идеально. И, если бы какое-то издательство решилось выпустить подобный альбом, я бы с удовольствием продолжил работу. К сожалению, издательства сейчас предпочитают менее долгосрочные и дорогие проекты. А создание гравюры - очень долгий процесс. Чтобы проиллюстрировать книгу Михаила Петрова "Сны золотые", мне потребовалось полтора года. Но я знаю, что, какая бы разруха и неразбериха ни была в государстве, если создать по-настоящему красивую книгу, ее будут ценить и беречь. Она сама будет уникальным произведением искусства. И как бы ни падал интерес в обществе к работам сложным и утонченным, жанр гравюры не исчезнет. Гравюра сохранится, останутся ценители. И не только в России.
      - Насколько я знаю, у вас очень много поклонников за океаном.
      
- Несколько лет назад по городам США прошли выставки тверских художников, в том числе и мои. Некоторые работы, в основном портреты, потом остались в Штатах. В Америке вообще нет современных граверов. Там иное. У них очень высокий уровень художественного дизайна, много декоративно-абстрактных вещей. Но наши самобытные штучки им пришлись по душе. Я в следующую поездку навещал друзей, смотрю, моя гравюра с Георгием Победоносцем висит в окружении их великого искусства и отнюдь не теряется. И в прошлом году я получил очень интересный заказ. Внучка Эйзенхауэра (она возглавляет его фонд) обратилась ко мне с предложением сделать портрет ее знаменитого деда, точнее, сдвоенный портрет: Эйзенхауэра и Жукова. (Но Жукова я делал и раньше.) Мне прислали огромное количество исторических документов, старые фотографии президента. По ним я пытался выявить каждую черту лица и характера. По фотографиям это делать сложно: у них разный поворот лица, по-разному падают тени. Одну и ту же черту я исследовал на разных снимках - как намечалась складочка в 30 лет, куда она пошла в 40... А кроме того, надо было выбрать правильный ракурс, чтобы передать все его особенности. Шесть месяцев я изучал, рисовал, потихонечку резал. Напряжение было страшное. Семья моя уже испытывала легкую панику, поскольку сроки поджимали. Но до самой последней минуты я старался не спешить, выверял каждую линию. И когда в конце ноября привез гравюру в фонд, там сказали: "Все здорово, это Эйзенхауэр".
      Гравюра в фонде уже месяц как висит. А в России, в Твери, я впервые показал ее на нынешней выставке, кстати, первой персональной. Ведь для гравера "персоналка" - итог десятилетий работы.

Вера Никитинская

ЖЕНСКАЯ АССАМБЛЕЯ: ГОД ПУТИ

ПОШЕЛ ГОД, как в Тверской области была зарегистрирована Женская ассамблея. 23 декабря ее участницы собрались на конференцию, чтобы обсудить проделанную работу и задачи, стоящие перед ассамблеей в будущем. На конференцию приехали представительницы из Кимр, Кашина, Бологого, Бежецка, Нелидова, Осташкова, Лесного района... А всего в области действует более 20 филиалов ассамблеи.       Председатель ее - полномочный представитель президента РФ в Тверской области Тамара Карякина - рассказала об основных делах и успехах ассамблеи. Комиссия по поддержке и развитию женского предпринимательства и благотворительности, которую возглавляет Римма Золотарева, провела несколько круглых столов, посвященных проблемам женского бизнеса. Был организован конкурс "Женщина года-99", об итогах которого чуть ниже, открыта в Твери школа бисерного плетения. Бисерные фенечки пользуются большим спросом, и навыки, приобретенные в школе, выручают многих женщин, оказавшихся без работы.
      Средняя продолжительность безработицы у женщин составляет 5,5 месяцев. Комиссия сотрудничает со службой занятости, помогая многим женщинам в трудоустройстве.
      Деятельное участие приняла комиссия и в судьбе талантливого врача-маммолога, благодаря чему была сохранена и продлена жизнь тысячам женщин.
      За год работы было проведено 7 акций милосердия по оказанию помощи многодетным семьям и матерям-одиночкам.
      Ассамблея приняла участие и в таком необычном проекте, как "Поход 2000 за ядерное разоружение". В нем участвовали делегации из 36 стран. Россию представляла только тверская делегация. Это был поход из Гааги в Брюссель. Участники его проходили пешком по 20-25 километров ежедневно, чтобы дойти до штаб-квартиры НАТО и донести до военачальников волю народов к миру и разоружению. Тверская делегация посадила в Брюсселе подсолнухи как символ мира.
      Одним из самых больших успехов женского движения в Твери стало открытие Центра женской истории и гендерных исследований, возглавила который доцент кафедры социологии и политологии ТвГУ Валентина Успенская. В ассамблее Валентина Ивановна руководит школой женского лидерства. Женщине действительно приходится сейчас нелегко. Надо приспосабливаться к новым условиям, находить себя. Проблем немало. Причем большинство из них можно решить только с помощью власти.
      На конференции по поручению губернатора выступил с докладом его заместитель Юрий Краснов. Он сообщил, что в области разработана комплексная целевая программа по охране здоровья матери и ребенка и снижению детской смертности. Кроме того, ускоренными темпами ликвидируется задолженность по детским пособиям. В январе-феврале будут выплачены все долги по зарплате учителям и врачам (среди которых подавляющее большинство составляют женщины), и в первом квартале такое понятие, как "задолженность", в Тверском регионе исчезнет.
      А самым торжественным и приятным моментом в работе конференции стало подведение итогов конкурса "Женщина года-99". Подобный конкурс, безусловно, работает на престиж женщин, на их продвижение в карьерном плане. Проводился конкурс по трем категориям. В категории "руководитель предприятия численностью более 300 человек" лауреатом стала Галина Курышкина, директор малого предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" города Бежецка. В категории "руководитель предприятия численностью менее 300 человек" победила Валентина Потапова, председатель правления Тверского городского банка. А среди частных предпринимателей и фермеров лучшими оказались Юлия Саидова, частный предприниматель из города Ржева, и Нелли Числова, глава крестьянского хозяйства "Калинка" Кимрского района.
      В заключение Тамара Карякина сказала: "Посмотрите на этих женщин. Они тратят себя, чтобы жизнь была лучше. Они словно говорят другим женщинам - делай как я, и у тебя все получится!"

Марина Батасова

На фото: Валентина Потапова, лауреат конкурса "Женщина года - 99"

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru