Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 18 (997) от 13.05.2015
Раздел: Социум

Ставка на патриотизм

Тверские учителя о том, как сейчас преподают историю

История Второй мировой войны каждая страна сегодня трактует по-своему – так, как ей выгодно. Российские политические лидеры то и дело заявляют, что не позволят «переписать историю». Понятно, что начинать этот «контроль над историей» будут с самых младших школьников. А как сегодня преподают историю Великой Отечественной войны в средних и высших учебных заведениях? «Караван+Я» спросил у профессионалов

 

«А БЫЛА ЛИ РЖЕВСКАЯ БИТВА?»

 

Александр СИПЕЙКИН, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Тверского государственного университета:

– Нельзя серьезно исследовать историю, изучая только позитивную сторону события, и наоборот. В Великую Отечественную у нашего командования были как удачи, так и ошибки, которые привели к огромным потерям. Безусловно, патриотизм важен, но он не исключает объективного анализа.

По-моему, молодое поколение становится более патриотичным, чем 10-15 лет назад. Однако, к сожалению, сейчас не все молодые люди знают о военном прошлом своих предков. Я как-то предложил студентам сделать сообщение о своих «корнях»: что делали и где воевали их родственники, – но далеко не все смогли назвать даже имена. Постепенно в Интернете появляются доступные базы данных «с фронта», чтобы люди смогли отыскать близких, ведь война коснулась каждой семьи.

Отмечу, что сейчас в программе выделяется больше времени на изучение Второй мировой войны, чем в мои студенческие годы. Это связано не только с юбилеем Победы, но и с доступностью информации. Причем появилось много и не совсем научных точек зрения, что может стать опасным для общества, так как именно история ВОВ может стать национальной идеей. Это тот подвиг народа, которым можно гордиться, не забывая об ошибках и преступлениях.

Кроме того, споры вокруг Сталина и его правления не отменяют патриотизм. Победил весь народ, а не товарищ Сталин. Конечно, было совершено много ошибок, но и осуждать его однозначно я бы не стал.

– Мешает ли Интернет объективному изучению войны?

– В чем-то мешает, в чем-то помогает. В Интернете, если знать, где копать, можно найти ценные вещи. Существует масса качественных сайтов, посвященных войне. Также издаются хорошие сборники, есть анимированные карты и записи воспоминаний ветеранов. Другое дело – нужно быть осторожным, так как есть масса псевдонаучных концепций, которые быстро распространяются в СМИ. Полузнание продается гораздо лучше знания. Образование на то и есть, чтобы учить людей самостоятельно находить информацию, анализировать и вырабатывать собственное суждение.

– В школьных учебниках война преподносится по-разному? Есть ли сильные отличия?

– Учебники есть разные. Нет ничего страшного, когда немного отличается подача тех или иных событий. Другое дело – радикальные концепции, которые откровенно извращают историю Великой Отечественной. На мой взгляд, такие издания для широкой публики должны оценивать эксперты. Люди должны знать, где истина, а где бессовестная ложь, не подтвержденная никакими источниками. На занятиях мы часто смотрим хорошие документальные фильмы о войне – конечно, там есть художественное искажение, но «картинка» всегда запоминается лучше. В частности, рекомендую фильм «Операция «Багратион». Помимо фактов, мы со студентами анализируем стратегические военные планы: как строилась экономика, как проходила ее мобилизация, в чем основные причины Победы. Тверские историки много спорят вокруг Ржевской битвы: можно ее так назвать или нет. Эта битва состоит из нескольких эпизодов, которые произошли за большой отрезок времени и на достаточно большом расстоянии друг от друга. Сталинградская битва была более «компактной» и проходила с августа 1942 по февраль 1943-го. Что касается битвы под Ржевом, там все более растянуто, поэтому вокруг нее так много споров.

 

«НА АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ НЕ ХВАТАЕТ ВРЕМЕНИ»

 

Надежда МАЙБОРОДА, учитель истории и обществознания г. Тверь МОУ «СОШ №37»:

– Сегодня основной подход в школьном преподавании истории – это самостоятельная оценка события учеником. Например, школьникам задаются вопросы: «Можно ли было избежать Второй мировой войны? Кто несет ответственность за развязывание? Почему сейчас «холодные» отношения с Прибалтикой? Ваша оценка Сталина…»

В советское время идеалом была социалистическая система, а в 90-е, напротив, она активно очернялась. Распад СССР стал причиной оттока большого числа населения за границу. А в стране осталось очень много представителей «обиженного поколения», наших бабушек и дедушек, которые жили в то время и верили в коммунизм.

Только сейчас появились действительно объективные оценки. Теперь мы понимаем, что черно-белая оценка правителей и событий неверна, всегда есть полутона.

Главная проблема преподавания истории – малое количество часов. На анализ определенных документов просто не хватает времени. Поэтому у многих в памяти остаются лишь ключевые даты и имена. Мне было стыдно, когда в одной телепередаче на вопрос: «Каких вы знаете полководцев ВОВ?», – студенты смогли вспомнить только Жукова. Однако интерес к истории все равно возвращается.

– А с чем это связано?

– Все позитивные и негативные моменты очень сплотили нацию: праздник 70-летия Победы, зимняя Олимпиада в Сочи, санкции... Постепенно ушло негативное настроение 90-х. В нашей стране есть чем и кем гордиться: начиная с Пушкина и великих полководцев Невского, Кутузова – до балета Павлова и освоения космоса. Конечно, очень много присутствует и американизма. Так, одна десятиклассница при разборе материала часто повторяла, что США также победили в войне. Никто не отрицает. Однако Западный фронт они открыли только в 1944 году, когда наши войска уже вышли к границам Европы.

– Помогают вам в работе современные технологии или мешают?

– Новые технологии помогают сделать уроки интересными и интерактивными: презентации, видео, фильмы. С другой стороны, нам пришлось отказаться от рефератов. Если раньше, сидя в библиотеке, дети выискивали, компоновали и в процессе запоминали материал, то теперь это бездумное скачивание текста, причем не всегда верного.

– А как вы с учениками проводите памятные военные даты?

– Поселок Химинститута освобождала 256-я стрелковая дивизия. Когда еще были живы ветераны, наша школа их активно поддерживала. Совсем недавно возобновили работу школьного военного музея, где часто проходят выставки, встречи и мероприятия. Там у нас представлены материалы по Калининской области в годы войны. Конечно, следует упоминать об акции «Забытый полк». Это очень правильно. Мы сделали что-то подобное: в каждом классе ребята собирали информацию о своих прабабушках и прадедушках, где они воевали и что делали. А после на большом сердце прописывали «забытые» фамилии. Жаль, что мы плохо знаем свои корни, хорошо, если вспомним имена…

 

«ДЕТИ ЗАВИСАЮТ В СЕТИ, НО НА АКЦИИ ХОДЯТ»

 

Анна БОГАТЕНКОВА, учитель истории и обществознания в МОУ «СОШ №5 ИМЕНИ ВОИНОВ 100 и 101 ОТДЕЛЬНЫХ СТРЕЛКОВЫХ БРИГАД» г. Ржева:

– На мой взгляд, проблема изучения Великой Отечественной сегодня – это большое количество точек зрения почти на каждое военное событие. Открываются новые документы, которые кардинально меняют отношение к тем или иным этапам войны.

Объективность изложения материала зависит от самого учителя. Здесь большая проблема в том, что до сих пор засекречен ряд документов, поэтому возникает много споров.

– А изменилось ли преподавание за последние 10 лет?

– Конечно, изменилось и, на мой взгляд, в лучшую сторону. Сейчас в школьной программе явно патриотический уклон, детей учат гордиться своей Родиной. Стало меньше «вестернизации». Особое внимание уделяется объективности подачи материала, больше изучаются документы, рассматриваются разные точки зрения.

– Помимо основных уроков смотрите ли вы фильмы о войне, ходите на экскурсии?

– Обязательно! Накануне 70-летия Победы проводила со своими ребятами классные часы, посвященные героям-антифашистам при помощи библиотеки им. Островского. Дети были в восторге. Также смотрим художественные и документальные фильмы: «Они сражались за Родину», «Молодая гвардия», «Письма из русского Вердена». Проводим разные акции, например: «Акция памяти и скорби» – 14 октября, «6 часов вечера после войны»– 9 мая. За нашей школой закреплен мемориал, где наши классы постоянно убираются.

И, конечно, каждая встреча с ветеранами очень памятна для детей. Хотя современные подростки «зависают» в Сети, они более охотно принимают участие в военных акциях, чем их ровесники 6-7 лет назад. При правильно направленной работе Интернет – незаменимый помощник.

Записала Анастасия РОМАНОВА


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 

Список комментариев к статье

13.05.2015 16:06 Ludmila Golizyna
A kak sche ne byla RSCHEVSKAJA BITVA? Brat moei materi pogib vo
Rscheve. Izo Rscheva on pisal svoei materi, - moei babuschke, - o
straschnyh bojah. I voobsche, stschitatj dokazateljstvom boev, vse,
schto svjazano s prodvischeniem faschistov vglub strany RUSJ.
Prodvischenija ne prohodjat v RUSI bez boev.AKSIOMA!!!




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Тверской цирк

Оформи подписку на газету "Караван+Я"

Абитуриент-2018