Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 46 (974) от 26.11.2014
Раздел: Тема номера

Дорогие небеса

Змеево, или Прерванный полет

Почему тверских летчиков и парашютистов не пускают в небо

 

Аэродром Змеево – один из брендов тверской земли. Он был гнездом внутриобластной пассажирской авиации – самолеты отсюда летали в Сандово, Бежецк, Нелидово. В последние годы в Змееве, в рамках Тверского авиационно-спортивного клуба, занимались парашютисты и летчики-любители. Сейчас и клуб, и принадлежащий ему аэродром в глубоком кризисе. Основной причиной называют недопонимание, возникшее между клубом и головной структурой – ДОСААФ

 

Летные курсы в Змееве больше не проводятся – на техническое обслуживание малых спортивных самолетов нет денег. Проблемы и у парашютного звена. Во-первых, велик износ парашютов. Во-вторых, клуб на неопределенное время лишился самолета Ан-2, с которого осуществлялись прыжки. Сегодня парашютные группы вынуждены учить теорию в тесных классах Тверского авиаклуба, а затем ехать за 170 км в Московскую область, чтобы арендовать самолет и прыжки на аэродроме Ватулино. Кризис усилили кадровые перестановки. Валерия Елизарова – опытного летчика-инструктора с экономическим образованием, возглавлявшего авиаклуб с 2006 года, этим летом сняли с должности. На его место ЦК ДОСААФ назначил Александра Беликова.

К громоздкой и бюрократической структуре ДОСААФ у тверских летчиков и парашютистов вообще много вопросов. От некогда славной военно-патриотической организации, говорят, осталось одно название.

 

КЛУБ ИЩЕТ ВЫХОД

 

Прогулка по аэродрому Змеево оставляет странные впечатления. Одномоторные алюминиевые самолеты (некоторые без винтов) как будто просят денег на очередное ТО. По периметру аэродром зарастает молодым лесом. С краю в березняке прорубили небольшую опушку под автодром для учебных грузовиков ДОСААФ. Бывалые парашютисты говорят, что это соседство может стать роковым… Впрочем, пока прыжков на аэродроме нет, а сдача земли в аренду – сейчас почти единственный источник дохода для клуба. Сквозь асфальт дорожек, ведущих к парашютному старту, пробивается трава.

– Здесь парашютисты ждут самолет, загружаются, и самолет уходит на взлет, – объясняет бывалый инструктор, «афганец» Виталий Авдеев.

Движемся к металлическому гиганту – ремонтному ангару. Недалеко стоят склады. Они настолько ветхие, что рассыпаются на глазах: крыши проваливаются, дощатая обшивка отслаивается.

Но в самом здании авиаклуба светло и уютно – чувствуется, что за ним следят. В одном из кабинетов на стеллажах упакованы и разложены парашюты. Многим по 20 лет, но благодаря трепетному отношению они до сих пор в строю. На отдельной полке лежат круглые шлемы из стекловолокна. В клубе все по старинке, а его члены, кажется, знакомы сотню лет.

Сегодня клуб изо всех сил пытается найти конструктивный выход из кризиса, подключив ДОСААФ, инвесторов, региональные власти.

Новейшая история тверского авиаклуба такова. В 1990-х он, сжавшись в объемах и потеряв большую часть зданий, все-таки приспособился к рынку – в основном за счет платных курсов парашютистов и летчиков-любителей. При этом каждый месяц они обязаны отчислять в ДОСААФ процент от выручки, порой не оставляя средств на развитие клуба. Бывший директор Валерий Елизаров противился такой политике, за это, говорят, и лишился поста:

– По уставу авиаклуб должен отчислять в вышестоящие организации (в региональные отделения, в центральный совет ДОСААФ) 8% от совокупно полученного дохода. Это не что иное, как 80-90% от чистой прибыли – денег, которые могли пойти на наше развитие, – объясняет Елизаров. – За все это время благодаря нашим рачительным действиям в ремонт материально-технической базы вложено порядка 1 млн 700 тыс. рублей. Мы ведь не только отчисляем деньги, но и поддерживаем имущество ДОСААФ. И это должно идти по взаимозачету. Поэтому я делил прибыль пополам. Половину – отчисления, половина – развитие клуба. Но руководство спрашивает: «Где вторая половина?» Им объясняешь, что мы заменили гнилые окна в зданиях клуба. Чиновники кричат: «Нам окна не нужны, вы посягнули на наши деньги!» На вопрос, куда идут средства со всех структур, входящих в ДОСААФ, руководители вроде начальника областного управления Николая Долдо не спешат отчитываться.

Сейчас тверской авиаклуб должен ДОСААФу около 840 тысяч рублей – задолженность накопилась из пресловутых 8% отчислений за все годы сосуществования структур.

По мнению экс-директора, ДОСААФ «поставил на счетчик» клуб, хотя были отремонтированы его же, досаафовские, здания и техника. При этом ремонт, как говорит Елизаров, был сделан на гораздо большую сумму, чем долг. А причиной увольнения в кулуарах называют излишнюю активность директора.

 

НЕЧЕСТНОЕ СЛОВО ГУБЕРНАТОРА

 

Увольнение Елизарова совпало с другим значительным событием. Самолет Ан-2, с которого прыгали парашютисты авиаклуба, подошел к очередному техническому обслуживанию. По плану следовало поработать с планером и винтом планера. Валерий Елизаров рассчитывал отремонтировать самолет к 14 августа 2014 года – Дню ВДВ.

– Тогда еще у нас была надежда на честное слово губернатора. После двух лет переговоров Шевелев обещал выделить 2 млн 200 тыс. рублей на обслуживание Ан-2, – рассказывает Валерий Юрьевич.

Завод принял самолет на внеплановый ремонт, без предоплаты. А потом губернатор отписался: мы погорячились, да и не обязаны помогать. Тогда Елизаров экстренно нашел инвесторов, договорился о сумме. И тут его вызвали на ковер в центральное управление ДОСААФ:

– Меня попросили оставить кресло, но при этом найти деньги на ремонт самолета: «Деньги-то найди, раз самолет отогнал, а сам уходи. Или оставайся замом, за 4 тыс. в месяц работай». Мне эта ситуация показалась абсурдной. Я ушел, а самолет остался на заводе. Нынешний руководитель стал заложником ситуации. Ему постоянно звонят с завода: «Забери самолет». А как, если денег нет?

 

«АЭРОДРОМ МОГ ЖИТЬ ЗА СЧЕТ ИНВЕСТОРОВ»

 

Сегодня земля аэродрома – собственность Тверского авиационно-спортивного клуба. Ее выкупили еще в 2012 году.

– Тогда были деньги, в том числе инвестиционные, и грандиозные планы, – вспоминает Елизаров. – Мы внедряли в жизнь концепцию, разработанную еще при Зеленине: «Змеево – региональный аэродром». ДОСААФ, инвесторы и администрация области должны были участвовать в развитии территории. Инвестора нашел я. Уже было утверждено строительство искусственной ВПП (взлетно-посадочной полосы), в бюджете под это зарезервировали суммы. Затем Зеленина сняли, инвестор понял, что бороться бесполезно. Организациям сказали: «Если землю выкупите, будете платить налоги. А если передадите в федеральное имущество и скажете, что готовите специалистов для армии – вас от налогов освободят». Из-за халявы все и согласились. Хотя могло быть и так: первый аэроклуб в России развивается за счет инвестиционных денег.

 

«ВОЕННОМУ ДЕЛУ БУДУТ ОБУЧАТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ»

На собрании клуба кипели страсти

15 ноября в аэроклубе состоялось собрание парашютистов, летчиков, ветеранов парашютного спорта. Новый начальник авиаклуба Александр Беликов, назначенный ЦК ДОСААФ, вышел к доске:

– Начальник авиации генерал-лейтенант Виктор Бычков сказал, что 2015 год будет прорывным. Я ему верю, я с ним служил. Сейчас генерал Бычков предлагает вариант вернуть самолет Ан-2 по системе взаимозачета. Также он берет беспроцентный займ в 150 млн рублей, чтобы выкупить и другие самолеты, находящиеся на Шахтинском авиазаводе. Пока денег хватает лишь на содержание сторожей и поддержание тепла. На развитие клуба денег нет. Мы сдали в аренду участок под автодром в лесном массиве на краю аэродрома. Договор на 35 000 в месяц, на зарплату сторожам хватит... Парашютная деятельность сохранена, но без прибыли, ведь самолета нет... Давайте подумаем, как заработать денег, может, с помощью ваших связей выйдем на курсантов-допризывников, организуем парашютные курсы, правда, без прыжков…

Зал начинает гудеть:

– Как это так? Учить прыгать без прыжков?

– Раньше вся область здесь прыгала: Осташков, Вышний Волочек, Торжок, – выступает Александр Бакланов, руководитель военно-патриотического клуба «Полигон» (Торжок). – Патриотическое воспитание как основную идею всех организаций, входящих в ДОССАФ, забыли напрочь. Весь разговор крутится вокруг денег. Нужно донести проблемы аэроклуба до Министерства обороны, ведь Шойгу не в курсе. Николай Долдо, Сергей Маев докладывают: «Все замечательно». А он им: «Молодцы, работайте».

Затем разговор перетекает к теме изъятия права на занятия парашютным спортом у некоторых патриотических клубов. В частности, права лишился вышневолоцкий «Альтаир». Участники встречи предполагают, это связано с гибелью 5 парашютистов в 2014 году в России, чего не было 20 лет.

– В районных патриотических клубах подготовка иной раз длительнее, чем в Змееве. Клубы привозят сильных девчонок и ребят. Они готовятся по полгода и врастают мозгом в парашютный спорт. Это самый безопасный слой «перворазников», и его подрезают! Министерство образования Тверской области приказало закрыть парашютную деятельность клубу «Альтаир». Также им прикрыли пневматический тир. Все идет к тому, чтобы обучать военному делу в игре в шахматы или на компьютере. Но нельзя воспитать бойца без реального риска! – уверен ветеран парашютного спорта, бывший начальник авиаклуба Сергей Захаров.

– У нас ситуация даже хуже, – делится Евгений Захаров, зампредседателя спортклуба «Динамо». – Я ходил к губернатору с просьбой об административной протекционной поддержке в виде письма, звонка и прочее. А он с порога: «Тебе деньги нужны? Я с тобой говорить не буду, все, до свидания». Шевелеву до фонаря, что здесь творится.

 

На собрании было много ветеранов-парашютистов, десантников, действующих спортсменов, летчиков-любителей – тех, кто душой привязан к Змееву и действительно печется о воспитании патриотизма у тверской молодежи. Но не было главных «виновников торжества» – представителей ДОСААФ. Авиаторам остается надеяться, что 16 декабря будет избран адекватный председатель ЦК и вопросы с самолетами, задолженностью, 8% процентами решатся в пользу клуба.

Ходят слухи, что в районе Змеева хотят строить очередной коттеджный поселок. Возможно, к тому и идет. Если отдают куски земли под автодром, не спешат с оплатой самолета, снимают толковых руководителей и активно выкачивают деньги, возможно, и все авиахозяйство захотят свернуть. Поводом может стать несчастный случай с парашютистом в любой точке России. Тогда легче станет провернуть какую-нибудь схему с администрацией области, переоформить землю и отдать под коттеджи. Такие прецеденты бывали. А патриотизм и прочие глупости – да ладно, я вас умоляю.

Павел КИРИЛЛОВ


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Тверской цирк

Оформи подписку на газету "Караван+Я"

Абитуриент-2018