Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 35 (963) от 10.09.2014
Раздел: Городской пейзаж

Трамвай следует до конечной

Кто и зачем убивает городской электротранспорт

Американский профессор-урбанист Вукан Вучик во время визита в Тверь отметил ужасное состояние трамваев

4 сентября в трамвайно-троллейбусном парке решалась судьба тверских трамваев и троллейбусов с их многомиллионными долгами, скудным финансированием и непрозрачной конкуренцией со стороны маршруток. Впервые на диалог с жителями и работниками ГЭТ вышли первые лица города – мэр Александр Корзин и сити-менеджер Юрий Тимофеев

 

«НАМ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ПЛЮНУЛИ В ЛИЦО»

 

В зале МУП «ГЭТ» яблоку негде упасть. 150 работников присутствуют при историческом моменте: тверской трамвай, недавно отметивший 113-летие, готовится к банкротству. Среди инсталляций в виде кабины троллейбуса, светофоров и электрических проводов представитель совета трудового коллектива МУП ГЭТ Евгений Кравченко начинает заседание:

– Директора нашего предприятия Федорова заставили написать заявление о банкротстве. Теперь 1200 сотрудников самого крупного предприятия в городе попадут под сокращение. Если считать их семьи, не менее 3000 человек окажутся в трудном финансовом положении. А ведь эти люди брали кредиты, оформляли ипотеку – и в один миг они лишатся дохода! Это выльется в большие претензии к властям. Мы помним, как еще при главе администрации Толоко экстренно высвобождалась трамвайно-ремонтная база на Капошвара. Нас уверяли: деньги от ее продажи пойдут на модернизацию МУП «ГЭТ». Мы базу освободили, бросили помещения, уникальные станки и оборудование. Все отправили на металлолом! Странным образом исчезли рельсы на проспекте 50 лет Октября и разворовано кольцо в Мигалове – опять никто ничего не видел. В итоге лишь была отстранена от обязанностей и.о. городского департамента по имуществу Спаржина О.В. Ни рубля от продажи базы не пошло на развитие МУП!

 В Твери в угоду владельцам маршруток сокращается сеть маршрутов трамваев и троллейбусов. Маршрутки давно базируются на наших конечных станциях. Идет сознательный развал всего гор-электротранспорта. На предприятии убили систему общественного питания, закрыли столовые: сотрудники, как в 30-е годы, носят на работу щи в баночках. Отдали кому-то базу отдыха, закрыли санаторий… Администрация города выделила огромные деньги на ремонт асфальтодорожного покрытия. Рельсы закатали асфальтом так быстро, что на ремонт трамвайных путей не осталось времени. И теперь схода трамваев не избежать.

Есть масса других проблем, которые мешают нам провести полноценный ремонт подвижного состава, путей, электросети, ремонтных баз, парков, инженерных коммуникаций. Так как у нас МУП, мы не можем без ведома администрации купить лишнего колеса, что усложняет процесс работы. Водители трамваев и троллейбусов в стрессе – думают, чем кормить семьи. Уже в сентябре нечем платить зарплату.

За два года никто из администрации города и Тверской городской думы не встретился с нами, хотя столько писем было отправлено! Получили отписки и плевок в лицо. Нам предлагают арбитражную управляющую – некую госпожу Абашеву, ни разу не руководившую крупным коллективом. Похоже, это ширма, из-за которой придут совсем другие люди. Они слопают нас в угоду отдельным чиновникам. Накинули петлю на шею, осталось только ее затянуть, – при этих словах мэр Корзин заметно меняется в лице и отворачивается, а Юрий Тимофеев сохраняет нордическое спокойствие. – Если власти будут нас игнорировать, мы оставляем за собой право на коллективные действия в рамках закона, – резюмирует Кравченко, и зал взрывается аплодисментами.

 

«ВЫДЕЛЯЕМ ДЕНЬГИ ИЛИ ЗАКРЫВАЕМ МАРШРУТЫ»

 

– Да, я сам подал заявление на банкротство, – объясняет директор МУП «ГЭТ» Игорь Федоров. – Потому что я не вижу перспектив по выплате зарплаты и по расчету с кредиторами. Я обращался к Корзину и Тимофееву неоднократно, спасибо им, что пришли сегодня.

Однако 38 миллионов, которые нам дал город в 2014 году, недостаточно, чтобы спасти предприятие. Вместе с главным бухгалтером мы собрали последние 7 млн рублей на погашение августовской зарплаты. К концу месяца будут деньги за ЕСПБ, это около 4 млн рублей – аванс за сентябрь мы тоже выдадим. Но неясно, будет ли зарплата за сентябрь. Чтобы избежать уголовной ответственности, я и подал на банкротство. Ситуация тяжелая: МУП «ГЭТ» деградирует в течение 20 лет. Пути надо срочно ремонтировать, это минимум 50 км и около 1 млрд рублей. Я предлагал растянуть ремонт на 2, 3, 4 года, но начать его – иначе трамваи просто встанут – просто не по чему будет кататься. К сожалению, перспектив ремонта путей в 2015 году тоже нет.

С троллейбусами ситуация лучше. У нас есть 40 относительно новых единиц и 40 старых. Контактную сеть худо-бедно отремонтировали. С трамваем так: или выделяем деньги, или закрываем трамвайные маршруты. Третьего не дано.

Директор заканчивает свою речь в гробовой тишине.

 



История тверского трамвая

Тверской трамвай родился 28 августа 1901 года. Это была одна ветвь длиной 6,3 км, соединявшая Морозовскую фабрику, площадь Ленина и железнодорожный вокзал.

В 1918 трамвайное хозяйство было национализировано. В 1920 движение трамваев прекратилось на два года. В 1929 трамвайные линии реконструировали – колея стала широкой. С 1930 маршрутная сеть стала активно расширяться.

Во время немецкой оккупации трамвай был разрушен, в Германию вывезли около 43 км трамвайных путей. К 1945 году с большим трудом трамвайное сообщение восстановили, были получены новые вагоны из Саратова. Чтобы работники не голодали, директор Тверского трамвая Анатолий Филатов организовал подсобное хозяйство, где выращивали овощи, держали свиней.

В конце 1940 г. действовало 8 трамвайных маршрутов: Пролетарка – Совбольница, Пролетарка – Вокзал, Вагонзавод – Мясокомбинат, Вагонзавод – КРеПЗ, Горбатый мост – Вокзал, Пролетарка – фабрика им. Ворошилова, Мясокомбинат – деревня Старая Константиновка, Пролетарка – поселок Мигалово.

С 1954 года продолжилось строительство новых путей, рельсы были проложены и через новый мост. Рост и развитие трамвайной сети продолжилось до 1990 года.

В 1997 прекратили движение по улице Софьи Перовской и частично по Советской. В 1999 вся улицы Советская и Вагжанова остались без трамвая. В 2004 трамваи не ходили через Восточный мост. В 2009 перестали работать сразу три линии: Республиканская – Мигалово, Терешкова – комбинат Искож, бульвар Цанова – Южный.

27 ноября 2014 года Арбитражный суд Твери вынесет решение по процедуре банкротства МУП «ГЭТ».



 

«НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ: БУДЕТ НОВАЯ ЖИЗНЬ»

 

– Один мужик говорит другому: «Беременность у жены за 9 месяцев рассосется», – вспоминает бородатый анекдот представитель профсоюза МУП «ГЭТ» Лариса Григорьевна. – Не рассосется, так как это закон природы. И ситуация с трамваем не рассосется, по экономическим законам. По вопросу зарплаты мы обращались к мэру: он выразил надежду, что в мае-июне зарплату проиндексируют. А потом нам ответили: денег нет. Для полноценной жизни нам нужно 600 млн, зарабатываем мы 200. В бюджете города на наш МУП заложено лишь 50–60 млн. И никакие субсидии на 2015–2016 годы не предусмотрены.

Из зала выкрикивают: «А как же 2015 год – год общественного транспорта Твери?» На миг толпа превращается в улей.

Мэр Александр Корзин пытается погасить эмоции горожан:

– Банкротство – единственный выход. Если бы процедуру не начали мы, ее спровоцировали бы кредиторы – «Тверьэнергосбыт», Пенсионный фонд, а это было бы куда печальнее. В этом году мы уходим в минус на 400 млн рублей, никакими субсидиями эту сумму не покрыть. Когда рубль встал во главу угла 23 года назад, МУПы стали от этого страдать.

Все социальные обязательства будут выполнены: зарплаты и прочее. Никого на улицу не выкидывают, – тут мэр начинает себе противоречить. – Однако 1200 человек на предприятии не останется... Кондуктора, скорее всего, будут сокращаться, но без водителей и ремонтников не обойтись.

Постепенно мы улучшим транспортную структуру и трамвай тоже. На 2015 год выделятся деньги на 11-й, 14-й, 5-й маршруты: создадим обособленные линии, проведем капремонт путей. В 2006 году МУП «ГЭТ» уже объявлялось банкротом, управляющим ставился человек от города. И дальше выходили в ноль за счет учредителя, то есть городского бюджета. Не переживайте: начинается новая жизнь с новой экономической политикой, чтобы не работали в убыток, а выходили в ноль, как во Владимире, Пскове, Новгороде. Что касается денег от продажи депо на Капошвара – это было до нас, и деньги пошли на набережную Степана Разина и строительство муниципальных домов. В документах не было ни слова о трамвае. Муниципальному транспорту быть! И маршрутки нужны – только не 1200, а 600, об этом говорили четыре года назад. Посчитали это наши студенты и обошлись без всяких питерских институтов, которым заплатили 4 миллиона за подтверждение этого факта.

В целом Корзин говорил очень сдержанно, но в финале невольно подлил масла в огонь:

 – При грамотной организации транспорта лишние маршрутки уйдут сами…

Зал взревел в едином порыве: «Они не уйдут!»

 

«ПОМОЖЕМ МУП «ГЭТ» – РАЗОРИМ БЮДЖЕТ»

Юрий Тимофеев демонстрирует нордическое спокойствие в бушующем зале

Юрий Тимофеев встал из-за стола и застегнул верхнюю пуговицу своего синего пиджака по примеру федеральных министров. Преисполненный спокойствием, он начал свой спич:

– К этому критическому дню двигались не три месяца моей работы, не три года работы Александра Борисовича, а 20 лет. Не было даже минимального ремонта трамвайной структуры. Даже если найдем 300–400 млн, это будут деньги на содержание, а проблема останется. Километр ремонта путей стоит минимум 6 млн. А у вас… у нас 57 км. Значит, надо 3–4 млрд. Где их взять? У нас не хватает детсадов и школ, дети учатся в две смены. Если мы поможем МУП «ГЭТ» – разорим бюджет. По одному маршруту у нас ходят автобусы, трамваи и троллейбусы – надо создавать выгодные условия для всех. Мы будем сокращать маршрутные такси, уже объявлены конкурсы на замещение маршрутов. Значит, у нас будет право запрещать работать маршруткам, не выигравшим конкурс.

 

«ПРОДАВАТЬ НЕЧЕГО, КРОМЕ СТУЛЬЕВ»

 

– Деньги – это проблема города, мы обязаны бесперебойно поставлять транспортные услуги и делаем это, – энергично произносит Леонид Архипов, начальник службы движения МУП «ГЭТ». – 31 трамвай, несмотря на недостаток запчастей, каждый день выезжает на линию. 59 троллейбусов стабильно работают в городе. Я всегда знаю, сколько на линии транспорта. А город может сказать: сколько маршруток ездит ежедневно? 500 или 2000?

Спрашивают: откуда взять деньги? Когда было банкротство в 2006 году, предприятие зарабатывало в месяц 30 млн рублей. Сегодня тарифы растут, а наша выручка – 14 млн. Почему? Деньги перекочевали в карманы владельцев маршрутных такси. Лоббисты маршрутчиков есть и в думе, они грудью встают за них! – тут зал зашумел. – Если вступим в банкротство – предприятие умрет! Останется 10–20 троллейбусов. Продать у нас нечего, кроме стульев, город умоет руки – кинут Пенсионный фонд, кинут и вас. Никакие институты и американские профессоры нам не авторитеты, мы сами умеем руководить. Деньги нужно выкачивать из карманов маршрутчиков, которые не платят в бюджет, а мы платим по 6 месяцев компенсацию. Электротранспорт эффективен, если он массовый. А если на маршрутах 20 трамваев – убытки будут расти. Общественный транспорт всегда убыточен. Но можно сократить пропасть с 400 млн до нескольких десятков, как в ведущих городах мира.

 

«ЗАРПЛАТУ ГОРОД ПОТЯНЕТ»

 

По словам чиновников, банкротство МУП «ГЭТ» – это финансовое оздоровление предприятия. Правда, произойдет оно за счет сокращения сотрудников.

– Мы обязаны выплатить работникам выходное пособие за 6 месяцев, но как, если нет денег на зарплату? – спрашивает Анжела Ежова, начальник отдела труда и выплаты зарплаты МУП «ГЭТ». – В период конкурсного управления откуда мы возьмем средства на зарплату оставшимся работникам? Вы уверяете, что с нового года будет новое предприятие, но мы до этого не доживем.

Александр Корзин выглядит рассеянным:

– Будем изыскивать деньги, – неуверенно произносит он.

Народ накидывается на мэра с разнообразными выпадами, которые сводятся к одному: «Откуда взять денег и в чем смыл банкротства?»

Корзин отвечает нахраписто:

– Смысл прямой, чтоб не росли долги – по зарплате, в Пенсионный фонд, энергетикам. Проверите сами: банкротство изменит все к лучшему!

– Поздно будет проверять! – не унимаются люди.

Корзина поддерживает Тимофеев:

– Зарплату город потянет всегда, эта цифра возможна для бюджета. Что касается позитивного опыта других городов – там трамвайные сети не гробили 20 лет, как в Твери. Трамвай успешен на выделенных участках, у нас на Тверском проспекте он пересекается с потоками транспорта на шоссе 20 раз. Нужен компромисс, чтобы ехать и на машинах, и на трамваях.

– Дайте нам возможность зарабатывать деньги, уберите маршрутки!– кричит Евгений Кравченко

– Нас и банкротить не надо, мы себя обеспечим, освободите город от маршруток! Пока они бастовали, за два часа мы привезли дневную выручку, – добавляет Ежова.

– Совсем от маршруток не отказаться, на окраинах трамваи и троллейбусы не ходят. И на маршрутках тоже работают люди – наши братья, родственники… – говорит Тимофеев.

В зале недовольно кричат: «Да вы что!»

К концу заседания к столу высокопоставленных чиновников подходит пожилая черноволосая женщина:

– Вы так складно говорите, словно убаюкиваете ребенка. Я чуть не уснула прям. А где гарантии, что предприятие не умрет?

Тут Корзин предлагает акцию по отказу от автомобилей всем сотрудникам ГЭТ – пусть покажут пример. Впрочем, сам мэр не спешит отказываться от служебной «Тойоты» ради поездок на трамвае.

По сути, встреча закончилась ничем – каждый остался при своем мнении. Людям не до законов о банкротстве, не до конкурсов: им завтра в 5 утра выходить на маршрут и весь день крутить баранку в кабине троллейбуса или нажимать педали в кабине грохочущего трамвая, чтобы заработать хоть какие-то крохи и прокормить своих детей.



P.S. 4 сентября в связи с неплатежами МУП «ГЭТ» «ТверьАтомЭнергоСбыт» вынуждено ввести полное ограничение режима энергопотребления всех точек поставки, связанных с обеспечением бесперебойной работы трамвайного и троллейбусного парка по окончании срока (в период до конца сентября 2014 г.), установленного уведомлением об ограничении. Ограничение будет продолжено до тех пор, пока не будет решен вопрос с задолженностью МУП «ГЭТ».

Павел КИРИЛЛОВ


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Тверской цирк

Оформи подписку на газету "Караван+Я"

Абитуриент-2018