Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 34 (962) от 03.09.2014
Раздел: Тема номера

«Тверь – это дикая Африка»

Вукан Вучик: «Тверь как дикая Африка»

 

Почему тверские чиновники не захотели встретиться с американским профессором-урбанистом

Сесть на трамвай или вылезти не так уж просто. Вучек и Кац (видны их затылки) рискуют жизнью

В Твери побывал Вукан Вучик, человек, сформулировавший современную идеологию городского общественного транспорта

 

Его привезли в Тверь популярные московские блогеры Илья Варламов (автор нашумевшего поста «Плохая Тверь» – про поразившую его запущенность Твери) и Максим Кац (который, кстати, является действующим депутатом Мосгордумы и баллотируется в столичные депутаты вновь). Они пригласили Вучика в Тверь, потому что это самый наглядный пример, до чего можно довести приличную транспортную инфраструктуру, если десятилетиями не прикладывать к ней голову и руки.

Сейчас Вучик консультирует правительство Москвы. И в Москве уже видны положительные результаты: в центре появляются все новые и новые пешеходные улицы там, где раньше даже тротуары были заставлены припаркованными автомобилями, все меньше и меньше людей пользуются личными машинами для поездок на работу.

Тверь, а чуть раньше Омск, где Илья Варламов участвовал в выборах мэра, – его первое знакомство с общественным транспортом в России за пределами столичных городов.

Колорит тверской электрички

Везли Вучика в Тверь на электричке. В современных городах мира люди, работая в мегаполисах, живут в пригородах, в небольших городах, и скоростные электрички являются обязательной составляющей их жизни. Например, английский специалист по территориальному маркетингу Ричард Тиббот, которого бывший глава администрации Твери Василий Толоко пытался привлечь к разработке концепции развития Твери, рассказывал нам, что живет в Брайтоне и ездит каждый день на работу в Лондон на электричке. Расстояние такое же, как от Москвы до Твери, но, когда поезд мчится 200 км в час, а ты пьешь кофе и читаешь газету, дорога вполне комфортна. На личном автомобиле ездить в Лондон дорого и неудобно. В центре британской столицы специально сведены к минимуму парковочные места, а за появление в рабочее время на дорогах частных машин введены серьезные штрафы. «Машин в центре города бывает ровно столько, сколько позволяется городской властью», – этот тезис из книги Вучика «Транспорт в городах, удобных для жизни» взят на вооружение многими мировыми столицами.

Тверская электричка напомнила профессору молодость в Сербии 50-х.

Знаменитый урбанист «на собаке» в час пик

Вучик, Кац и Варламов ехали стоя до Солнечногорска, а через них протискивались цыганки с петушками на палочке, исполнители шансона, нищие и т.д. В комментах к посту про эту поездку в блоге у Ильи Варламова люди пишут, дескать, фу – лучше стоять на своей машине в пробке, чем так страдать. Я, как человек, который несколько раз в неделю ездит в Москву, скажу – неправда ваша! Сколько раз, сидя на жестком деревянном сиденье электрички, я радовалась, вглядываясь в снег с дождем и темноту за окном, что я довольно быстро перемещаюсь в нужном направлении, а не торчу в пробке под Зеленоградом. А риск попасть в ДТП? Если часто ездить по трассе М10, по теории вероятности рано или поздно это случится... Но, конечно, внешний вид наших электричек, их внутреннее оборудование безнадежно отстали от мировых традиций. Примерно лет на 40-50.

Потом Вучику показали тверской трамвай, один из самых старых в России. Компания урбанистов ехала на нем с вокзала.

– Я ни разу не видел трамвай в таком ужасном состоянии, – признался 79-летний Вучик. – Конечно, люди, которые видят только такие трамваи и ни разу не видели трамваи нормальные, говорят, что этот вид транспорта надо ликвидировать. Но если вы 10 лет не будете следить за своей машиной, не ремонтировать ее и даже не мыть, то машина тоже развалится и покроется слоем грязи. Это не значит, что вообще автомобили плохие, это означает лишь, что вы плохой хозяин.

По словам Варламова, в Твери к страданиям приучают с детства

Во всем мире, даже в Азии и Африке, трамваи уже давно другие. Скоростные, бесшумные. Они ездят по своей выделенной зоне, причем в США не редкость, когда трамвай едва ползет среди пешеходов на тротуаре, а потом разгоняется до 200 км в час в месте, где нет ни машин, ни людей. Легкорельсовый транспорт во всем мире стал одним из путей избавления городов от пробок. Автобусы и троллейбусы участвуют в общем потоке автомобилей. А трамваи от него отделены.

Вучик излагал азы, которые пока еще непонятны большинству в российской глубинке. Что надо закрепить приоритет трамвая и запретить такое безобразие, как левый поворот с трамвайных рельсов попутного направления – когда одна машина, везущая полтора пассажира, задерживает трамвай, везущий 100 человек. Что не обойтись без введения платы за парковки, и дорожные проблемы городов надо решать, не прокладывая многополосные шоссе, а развивая общественный транспорт, а также велосипедную инфраструктуру.

На улицах полно реального мусора...

В Твери еще остались трамвайные рельсы там, где трамваи уже перестали ходить. Поэтому нашему городу проще вернуть этот транспорт, чем тем городам, где уже закатали трамвайные рельсы в асфальт.

Еще Вучик очень резко высказался против маршруток. Из-за них общественный транспорт города перестает контролироваться и управляться, они уменьшают доходы общественного транспорта. В США маршрутки запрещены. В Великобритании их пыталось ввести правительство Тэтчер, опыт был крайне неудачный. Частное вмешательство в работу общественного транспорта больших городов вообще нежелательно. Но, если город идет на это, надо до мелочей продумывать схему движения, расписание. Главная задача – переманить пассажира в муниципальный общественный транспорт из собственной машины.

А то, как работают маршрутки в Твери, Вучик сравнил с дикой Африкой.

– Это Лагос, Найроби, это совсем не Европа, – сказал он.

Один из важных путей превращения любого города в город, удобный для жизни – создание велосипедной инфраструктуры, велодорожек, велосипедных прокатов. В российских городах этот процесс идет со скрипом, местные власти искренне не понимают, зачем это нужно. Мол, климат у нас не для поездок на велосипедах. Однако в соседней Финляндии, где климат еще хуже, чем в Твери, на велосипедах передвигаются в любое время года.

У нас велосипедисты, которых становится все больше и больше, ездят на свой страх и риск: либо они кого-то собьют на тротуаре, либо их кто-то собьет на проезжей части. В Твери дошло до анекдота – единственная в городе официальная велодорожка проложена от Санкт-Петербургского шоссе к областному перинатальному центру. Видимо, предполагалось, что беременные женщины будут приезжать на маршрутке с велосипедом под мышкой и гордо проезжать эти 800 метров до родовспомогательного учреждения.

...и визуального

Вучик рекомендовал Твери создать рабочую группу транспортников, муниципалитета и дорожной полиции для выработки срочных мер и разработке долгосрочных перспектив по выведению из кризиса тверского городского транспорта.

– Долгосрочные планы должны заключаться не в том, что надо сделать, чтобы в городе было как можно больше машин и они как можно быстрее передвигались. Вот в Москве поначалу планировали создать в центре города 4 миллиона парковочных мест – это идеальный способ обеспечить пробки в городе навсегда. Приоритет должен быть у общественного транспорта. Российским властям важно учиться на ошибках других стран.

Утешает, что то, что происходит у нас сейчас, уже пройдено всем цивилизованным миром. И трамваи разваливались и ликвидировались, и на велосипедах ездили лишь отдельные чудаки, когда молодой Вучик в начале своей карьеры начинал строить в велодорожки в Германии…

Плохо то, что пока ни один город России не ведет осознанную транспортную политику. Лишь Москва, доведенная пробками до полного коллапса, начала делать первые шаги.

Удивительно, но городская власть Твери не соизволила прислать на встречу с таким уникальным человеком даже какого-нибудь завалящего чиновника из отдела транспорта. Не говоря уж о том, что самим нашим двум главам – Александру Корзину и Юрию Тимофееву – не мешало бы хотя бы понять, в каком направлении движется мир, столкнувшийся с вызванными ростом личных автомобилей транспортными проблемами в городах лет на 30 раньше России и уже научившийся их решать. Да будь я мэром Твери, ходила бы за Вучиком с карандашом, воспользовавшись случаем! Но наши мэры – сами с усами, американские гуру им не указ...

Мария ОРЛОВА


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Цирк Филатовых

Оформи подписку на газету "Караван+Я"