Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 17 (945) от 07.05.2014
Раздел: Городской пейзаж

Кембридж или захолустье?

Каким будет город к 2030 году

Фото Ильи Варламова

В апреле в Тверской городской думе прошли слушания на тему «Концепция развития Твери до 2030 года». Мероприятие было камерное, революционных предложений не содержало, и экспертов, реально преобразующих город, – застройщиков, риелторов, инвесторов – туда не пригласили. Мы же обратились именно к этим людям: каким они видят город через 15 лет?

 

«НЕЛЬЗЯ СТРОИТЬ БУДУЩЕЕ НА УСТАРЕВШИХ ДАННЫХ»

 

Павел ПАРАМОНОВ, девелопер, член Общественной палаты города Твери:

– Представленные нам «Основные положения концепции развития Твери» носят абсолютно искусственный характер. Вот я занимаюсь строительством. Ко мне никто не подошел и не спросил, как я собираюсь развивать свой бизнес в ближайшие 10-15 лет, какие у меня планы? Не было задано таких вопросов и другим представителям тверского бизнеса.

Стратегия развития должна быть продуктом общественного согласия. Причем не надо спрашивать о том, как представляют себе будущее обыватели, живущие в «хрущобах». На самом деле в каждом городе есть 5-7% людей, определяющих его будущее. Но их не спрашивали.

Например, сейчас я помогаю в разработке концепции развития Тверского государственного университета. Высшее образование некоторое время назад рассматривалось как локомотив развития Твери. В городе есть качественные вузы с хорошей репутацией, и поскольку Тверь находится на таком же расстоянии от Москвы, как Кембридж от Лондона, некоторое время назад появилась идея сделать Тверь «российским Кембриджем». Увы, эта идея была забыта, и сегодня, при разработке «Основных положений стратегического развития Твери» их даже не пытались синхронизировать с концепцией развития ТвГУ.

Городская администрация подтаскивала рабочей группе статистические данные, и на основании этих данных, которые все же характеризуют прошлое, эксперты пытались нарисовать будущее. Чисто кабинетная работа, сделанная для галочки, а не для того, чтобы выстраивать по ней жизнь города.

Как я вижу будущее Твери? Я надеюсь, Тверь станет динамично развивающимся современным городом, где горожане имеют возможность влиять на власть и расценивают общегородское пространство не как «переход от работы домой», а как свой дом, который надо обустраивать.

 

«ЗАСТРОЙЩИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ»

 

Наталья ВАЛИЦКАЯ, председатель правления Гильдии риелторов Верхневолжья:

– Генплан застройки Твери – вопрос болезненный. Сегодня город развивается нелогично и неравномерно. Центр у нас традиционно исторический. Но вместе с памятниками архитектуры там есть много старых деревянных домов: на улице Базановой, Жигарева, Староворобьевской... По уму, их надо сносить и застраивать эту землю торгово-офисными и досуговыми центрами. Во всем цивилизованном мире люди живут на окраине, а в центр ездят на работу и для развлечений. Однако снести эти деревянные хибары не так просто: кажется, там даже в собачьих будках люди прописаны. Хотя жить в этих домах опасно: в любой момент может вспыхнуть проводка, и сгорят сразу несколько домов.

Расселить людей из частного сектора невозможно или очень сложно, а земля в центре безумно дорогая. Участок 20 соток на улице Крылова продают за 40 млн рублей, конечно, в расчете на будущие инвестиции. Однако по закону в историческом центре сначала надо провести археологические раскопки, потом решить вопрос с коммуникациями, разработать проект примерно за три миллиона… Вложения окупятся через 7–10 лет, не каждый инвестор согласен ждать так долго. Дороговизна земли ложится в основу себестоимости жилья: например, в домах на улице Вольного Новгорода квадратный метр стоит 90 тыс. рублей.

Окраины в Твери застраиваются более активно, но опять же неравномерно. Десятки проектов сейчас реализуются в Южном: «Загородная, 12», «Иллидиум», «Премьер-парк», «Октябрьский, 99», ЖК «Солнечный», Брусилово, СУ-155 строит в Мамулино… Развивается торговая зона, гипермаркеты в шаговой доступности, построена хорошая развязка. Но проблема коммуникаций по-прежнему не решена, поэтому мне жаль среднестатистического покупателя квартир.

Изначально этот район не котировался, не зря же в Твери говорили «Южный – никому не нужный». Земельные участки там стоили дешево: 27 гектаров можно было купить за 40 млн рублей. Поэтому туда ушли все крупные застройщики, и сейчас цены на оставшиеся участки сильно взвинтились.

Между тем на Пролетарке почти ничего не строят: только «Мос-энергострой» на 8-й улице Красной Слободы, «Микро ДСК» на ул. Карла Маркса, да несколько девятиэтажек для военных в Мигалове. В Заволжском районе строятся дома на улицах Красина и Благоева, на Дачной-Хрустальной, и СУ-155 строит «Радужный» – там тоже достаточно дорогая земля.

Тверской застройщик сталкивается с проблемой: он хочет построить доступное жилье, однако должен отбить все вложенные средства. Тем более мало кто из строительных компаний работает за свой счет – пожалуй, только самые крупные, такие как «Тверьстрой» и «Регионстрой». В основном всех застройщиков кредитует «Сбербанк». Кстати, сегодня банки идут навстречу потребителю, предлагая выгодные ипотечные ставки, и люди заинтересованы брать первичное жилье в ипотеку. Другое дело – сама жилая застройка должна быть грамотной, ведь от нее зависят внешний вид и развитие города.

А у нас часто застройщики, архитекторы, главы районов не могут договориться между собой. Каждый видит развитие города по-своему, и нет человека, который бы оформил эту концепцию в 3D, собрал бы все воедино: чтобы дома, дороги, детские площадки, инфраструктура, досуговые центры представляли собой продуманную и красивую картинку.

Среди застройщиков идет конкурентная борьба: каждый хочет построить дом на более выгодном месте и получить максимальную прибыль. В идеале же все действия застройщиков должны быть подчинены общей концепции развития города, которую мы должны выработать все вместе.

 

«ТВЕРЬ МОЖЕТ СТАТЬ ПЕРЕВАЛОЧНОЙ БАЗОЙ»

 

Алексей ГРИГОРЬЕВ, генеральный директор торгового парка №1 (Октябрьский проспект)

– Мы опережаем концепцию развития города, не дожидаясь, пока ее утвердят. Торговый парк №1, наша компания, инвестор из Великобритании, строила в тесном партнерстве с немецкой компанией «Глобус». Было проведено очень грамотное маркетинговое исследование, которое показало, что район Южного в ближайшие годы будет активно развиваться. Здесь удобная новая дорога, большой жилой массив, состоящий в том числе из новостроек. В ближайшие годы здесь образуется гигантский торговый кластер.

Помимо нашего парка, «Глобуса», «Леруа Мерлен», здесь строятся спортивный супермаркет «Декатлон», мебельный гипермаркет «Столплит», рынок строительных материалов «Петрович». Люди из города и близлежащих районов смогут приобрести абсолютно любой товар. Думаю, после открытия нашего парка и нового ТЦ «Рио» в вашем городе будет покрыта потребность в торговых центрах.

В советское время Тверь была городом заводов и фабрик. Здесь существовал большой промышленный кластер, заводы были интегрированы в общество, выстраивалась грамотная экономическая цепочка: предприятия имели свои больницы, детские сады, спортивные объекты.

На мой взгляд, сейчас Тверь должна идти по этому пути, возвращать себе производственную функцию. Она не должна просто обслуживать Москву. Хотя, конечно, из-за удобного географического положения город может быть и перевалочным пунктом: здесь могут располагаться большие склады и логистические центры. Но это уже вторично.

Кроме того, здесь непременно надо развивать коммуникации: энергетику, теплосети, канализационные сети. Когда мы заходили на эту территорию, нам пришлось решать вопрос с коммуникациями радикально: строить новую подстанцию «Октябрьская» и стать самым крупным ее потребителем. Однако более грамотно – это когда крупный объект потребления получает от города выделенные мощности и точки вреза.

Застройщик – это мощный фактор развития территории. Если ты тянешь газовую трубу до гипермаркета, то потом к ней можно подключить другие объекты, в том числе жилые дома. Осознавая это, тверские власти относятся к инвесторам очень доброжелательно – в отличие, например, от обжитого Подмосковья, где застройщиков не так сильно ценят.

 

«МАРШРУТКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА ПОДХВАТЕ»

 

Игорь САВЧЕНКО, замдиректора «Автобазы Тверская-2»:

– Один из важных факторов развития города – грамотная транспортная политика. Сейчас в Твери это самый больной вопрос. У нас есть и муниципальные транспортные предприятия (такие как «Горэлектротранс» и ПАТП-1) и много частных компаний в виде ИП и ООО. Система в этом плане несколько запущенна: маршрутки во многих местах вытеснили общественный транспорт. Это неправильно: соотношение общественного и частного транспорта должно быть 70 к 30. В идеале необходимо продлить и время его работы. Например, в Калуге на троллейбусе в час ночи можно уехать в любую точку города. Вообще, нужно закупать новые большие низкопольные автобусы, троллейбусы и трамваи. Маршрутки должны быть «на подхвате», на периферии.

Усовершенствовать транспортную систему можно введением системы электронного контроля оплаты. В Твери об этом идет речь с 2010 года. Это удобно: покупается карта на все виды ОТ, где оплачивается энное число поездок. Потом контролер с помощью валидатора «снимает» одну поездку. К этой системе можно приспособить часть типовых маршруток. Это удобно в двойне! Сейчас в маршрутках царит произвол: водитель поворачивается, принимая деньги и отсчитывая сдачу, при этом трогается с места или уже едет. Какая тут безопасность? К тому же эта электронная система вместе с Глонасс/GPS позволяет осуществлять полный контроль над работой транспорта.

На сайте Администрации Твери опубликован проект развития транспортной инфраструктуры города на 25 лет. Там есть проекты по возведению еще четырех мостов, разработки кольцевой системы движения транспорта, в том числе по набережным. В перспективе это избавит город от пробок. Теперь дело за малым – чтобы планы были реализованы.

 

«ГОРОД ВЫЖИВЕТ, ЕСЛИ ЕГО КТО-ТО ЛЮБИТ»

 

Геннадий КЛИМОВ, политолог:

– Тверь стоит перед серьезным выбором. В связи с процессами мировой глобализации сегодня все города – это конкурирующие системы. Они живут, пока растут и развиваются. Когда город перестает расти, как Тверь сейчас, он начинает стремительно деградировать. Молодое активное население уезжает, его место занимают мигранты из третьего мира, у которых проблемы с культурой и поведением.

При этом дешевеет недвижимость, жилые кварталы превращаются в трущобы, бизнес сворачивается, зато растет количество социальных обязательств, так как много людей живет на социальное пособие.

Судьба города всегда зависит от сообщества и местных властей, которым он дорог.

Мышкин в Ярославской области строится и процветает, потому что там нашлись 10 активистов, взявших на себя ответственность за свой город.

Однако у жителей Твери другая ментальность, они не склонны сотрудничать и договариваться друг с другом.

Власть в этой ситуации может выбрать три сценария поведения. Первый – она видит проблемы и ищет пути спасения. Второй – видит проблему, но не действует, ожидая то крупного инвестора, то нового губернатора, который спасет город. Третий – не видит проблем и, соответственно, не решает, а лишь занимается имитацией бурной деятельности.

Если сейчас включить тверское телевидение и сравнить выступления властей с записями десятилетней давности, вы почти не найдете отличий: мэр и губернатор говорят одно и то же, почти слово в слово. При этом проблемы остаются, но они не решаются: все уходит в слова.

Если судить по сегодняшней ситуации, то у Твери нет перспектив. К 2030 году здесь будет захолустье. Наше общество субпассионарно, это общество соглашателей. Они кивают в ответ на все действия властей, потому что живут своими интересами и только сегодняшним днем. При этом реальная судьба города никого не интересует.

Любовь КУКУШКИНА


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Грандиозное новогоднее шоу Гии Эрадзе

Оформи подписку на газету "Караван+Я"