Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 16 (944) от 30.04.2014
Раздел: Социум

Армянское гнездо

В Тверской области прошел траур по жертвам геноцида

Хачкар в Кимрах

99 лет назад, 24 апреля, были арестованы и затем убиты солдатами Османской Турции более 800 деятелей армянской культуры. Всего в результате армянского геноцида были уничтожены 1,5 млн человек. На неделе памяти «Караван» встретился с Сейраном Кочканяном, руководителем регионального отделения Союза армян России.

 

– Впервые в Тверском регионе мы посвятили памяти жертв геноцида не один день, а всю неделю, с 21 по 27 апреля. Мероприятия прошли в Кимрах, Конакове, Лихославле, Твери… В кинотеатре «Звезда» были показаны фильмы «Гнездо жаворонка» и «Ахет» о самом страшном событии в истории нашего народа. В следующем году исполняется 100 лет геноциду армян – мы проанализируем, как прошли мероприятия на этой неделе, сделаем выводы. У нас уже есть задумки, их надо доработать и реализовать.

– Более 20 стран признают геноцид, а Турция по-прежнему отрицает это. Тем не менее премьер-министр Турции выразил соболезнование потомкам погибших армян. Как вы думаете, признает ли Турция геноцид к 100-летию?

– Премьер-министр предложил создать совместную историческую комиссию для научных исследований событий 1915 года. Конечно, это шаг вперед, но все-таки характер и текст этого заявления ставит под сомнение давно доказанный факт. В Турции так и не отменили закон, в соответствии с которым за утверждение о геноциде армян сажают в тюрьму. Нет, мы не требуем выплат со стороны Турции, нам нужно, чтобы они признали то, что было в истории. Иначе это все может повториться. Совсем недавно в сирийском Кесабе, по утверждению официальных властей Сирии, нападения боевиков произошли при активной военной поддержке Турции. Было уничтожено армянское население, осквернены армянские храмы.

– Как геноцид повлиял на судьбу армянского народа?

– Часть армянского народа была уничтожена, другая часть переселилась в соседние государства, кто сумел – уплыли на кораблях в разные страны. Так свыше одного миллиона армянских беженцев расселились практически по всему миру. Кроме того, в результате притеснений народ разделился на две части – западную и восточную, так возникли два языка, с незначительными, но отличиями.

В нашей культуре нет такого художника, писателя, композитора, который не возвращался бы к теме геноцида. Это сидит в душе каждого. Например, великий армянский композитор Комитас, наблюдая ужасы геноцида, не смог с этим спокойно жить – он провел в психиатрической лечебнице почти 20 лет до самой смерти.

– Как вы проводите эти траурные дни?

– В Тверской области примерно 15.000 армян, и среди них нет ни одного человека, который бы не пришел с детьми в церковь и не поставил свечку. Если есть армянская церковь, мы идем туда, если нет – идем в православный храм. Армяне – народ, первым принявший христианство как государственную религию, и у нас нет противоречий с православной религией. С древних веков наши миссионеры проповедовали христианство и на территориях, где население уже было обращено в веру, ставили деревянные кресты. Но дерево недолговечно, и враги христианства могли его сжигать – тогда армяне придумали Хачкар – камень-крест. И Тверская область уникальна тем, что здесь Хачкары в память о погибших в геноциде устанавливаются прямо на территории православных храмов.

– Какие национальные особенности у армянского народа?

–Мы очень трудолюбивы. И, конечно, испокон веков у нас принято считать, что дети в семье – самое святое, и они тоже чтут своих родителей. Наш народ легко адаптируется и, где бы ни приходилось жить, верой и правдой служит этому государству.

– Говорят об особом армянском гостеприимстве…

– В нашем языке есть поговорка: «Гость – это посланник Бога». Именно так армянская семья и воспринимает того, кто приходит к ним домой.

– Как удается армянам, рассеянным по всему миру, сохранять национальную идентичность?

– Во время гонений люди всегда сохраняли и оберегали свою веру, язык и культуру. Во время переселения людей под конвоем через пустыню Тер Дзор многие погибли от голода и жажды. Но, когда конвой останавливался покормить лошадей, бабушки собирали детей и писали на песке армянские буквы, тем самым передавая им знания алфавита с надеждой, что хоть кто-то выживет и сможет сохранить нашу письменность.

Где бы мы ни жили, мы стараемся сохранить свой древний язык. Мои дети, например, родились в России, но мы в семье говорим только по-армянски. В нашем регионе действуют четыре воскресные школы, тверская носит имя Месропа Маштоца – основателя армянского алфавита, возникшего в 405 году. И мы боремся за чистоту языка, избегаем заимствований. Например, сначала мы использовали слово «компьютер», но потом стали говорить «hамакаркич» (от армянского «упорядочить»). Мне кажется, эта практика может быть актуальна и для русского языка.

– Поддерживаете ли вы связь с Арменией?

– Конечно, у меня там родственники. Однако многие наши соотечественники отрезаны от своей исторической родины. Для этого министерством Диаспоры Республики Армения разработана специальная программа «Ари Тун» – «Приезжай домой». Детям от 13 до 20 лет дается возможность посещать в Армению на две недели. Все расходы министерство берет на себя, кроме перелета туда и обратно. Таким образом прививается тяга к родине.

– Каких известных людей – символов Армении вы можете назвать?

– Французский певец Шарль Азнавур на самом деле Шахнур Вахинак Азнавурян. Он родился во Франции, но он потомок переселенцев-армян. Шарль Азнавур гордился своим происхождением, и мы его за это очень уважаем. То же можно сказать, например, об американском писателе Вильяме Сарояне. А недавно один тверской журналист брал интервью у Карена Шахназарова. Мы от Тверского отделения «Союз армян России» решили передать режиссеру книгу об истории Армении. У Карена Шахназарова отец армянин, и ему было приятно получить такой подарок.

 

P.S. 16 мая в 18.30 в ДК «Химволокно» состоится Фестиваль «Диалог культур», посвященный 10-летию основания, отделения Общероссийской общественной организации «Союз армян России» в Тверском регионе. Посетители познакомятся с культурными достижениями разных народов, в том числе и армянского. Вход свободный, приглашаются все желающие.

Дмитрий КОЧЕТКОВ


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Цирк Филатовых

Оформи подписку на газету "Караван+Я"