Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 6 (934) от 19.02.2014
Раздел: Городской пейзаж

Большой ковш

Зароет ли завод «Хитачи» тверское производство экскаваторов

В конце января состоялась презентация первых экскаваторов, собранных на тверском заводе «Хитачи». Помпезное представление освещалось лишь придворной «прессой» в строго в позитивных тонах. «Караван» решил разобраться, как действительно обстоят дела в «экскаваторной» отрасли тверской экономики и стоит ли местным производителям бояться японского инвестора

 

ЗЕЛЕНИН И ШЕВЕЛЕВ. СОЧЕТАНИЕ «УТОНЧЕННОГО И ГРУБОГО»

 

На открытии завода губернатор Шевелев щедро улыбался, принимая на свои плечи все лавры, заслуженные, скорее, его предшественником.

Напомним предысторию прихода в Тверь знаменитой японской фирмы.

В ноябре 2010 года в Токио Дмитрий Зеленин и президент «Hitachi Construction Machinery Co» Мичиджиро Кикава подписали принципиальное соглашение о строительстве экскаваторного завода в Твери. Через два месяца делегация компании прибыла в Тверь для завершающих согласований. Японцы тогда подарили Зеленину модель экскаватора и традиционную куклу в кимоно. Тот фотографировал подарки на телефон и восхищался сочетанием «утонченного и грубого». Торжественная закладка первого камня завода прошла 28 ноября 2011 года близ деревни Лебедево.

Инвестиционным соглашением предусматривалось, что «Хитачи» будет производить отличную от выпускаемой на российских предприятиях продукцию. Объем инвестиций должен был составить 6 млрд японских йен (около 2 млрд рублей). В регионе должны были появиться 200 новых высокооплачиваемых рабочих мест. Объем производства уже к 2013 году должен был составить 776 единиц техники. Однако самый северный завод в мире «Hitachi Construction Machinery» едва выпустил пробные машины в январе 2014-го. Впрочем, столь масштабные проекты трудно реализовать без сбоев.

По планам на тверском заводе HCMR будут производиться стрелы, рукояти и рамы экскаватора, осуществляться его окраска и сборка. Компания уже подписала два соглашения на поставку компонентов с тверским заводом «Центросвармаш» и компанией «Инком», а также два соглашения со своими традиционными поставщиками из Японии.

 

«ХИТАЧИ»: ЯПОНЦЫ НЕ ДОЛЖНЫ ВЫТЕСНИТЬ ТВЕРСКИХ

 

Сегодня на заводе гидравлических экскаваторов «Хитачи» в промзоне «Раслово» в Калининском районе работают около 150 человек. Завод следует отнести к производству «отверточного» типа. Его производственная мощность – 2000 экскаваторов в год. Он попадает в категорию «средних» предприятий, открытие которых позитивно сказывается на росте иностранных инвестиций в региональную экономику, однако существенно не изменит ее структуру в целом.

– Изменения могут коснуться только миграции рабочей силы (со старого экскаваторного завода) на «Хитачи» за счет более высокой оплаты труда, – считает Олег Белоусов, руководитель отдела экономической политики, инвестиционной деятельности и предпринимательства постоянного комитета по экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству Законодательного собрания Тверской области.

Зампред этого комитета депутат ЗС Владимир Баюнов уточняет, что возникновение абсолютно любого производства на территории региона следует считать благом как с экономической, так и с социальной точки зрения.

– Новые рабочие места с хорошей заработной платой, общий рост экономики – все это хорошо. Однако ожидания принимающей стороны на занятость своего населения не всегда совпадают с действительностью, – поясняет депутат. – Построенный в Ленинградской области корейский автозавод сначала активно трудоустраивал местных жителей, однако прошло время и 85% рабочих мест на заводе заняли корейцы. Такая ситуация обрушивает надежды на высокие сборы НДФЛ. Поэтому еще на стадии предварительной договоренности следует обсудить как широкое использование местных кадров (а в Твери есть как минимум хороший технический университет), так и промышленную кооперацию с местными заводами. В противном случае, если не закрепить это в договоре, через пару лет на любом новом заводе не окажется ни местных работников, ни связей с местными производителями.

 

ТВЕРСКОЙ ЭКСКАВАТОРНЫЙ: МЫ ИДЕМ СВОИМ ПУТЕМ

 

Всем известен Тверской экскаваторный завод, отметивший в ноябре 2013 года свое 70-летие. Старейшее предприятие города знало и взлеты, и падения. И как только впервые прозвучало слово «Хитачи», тут же раздались голоса скептиков о скором конце отечественного производителя. Так ли это?

– Насколько мне известно, сегодня завод «Хитачи» сконцентрирован на выпуске экскаваторов на гусеничном ходу размером от 20-30 тонн. Это не наш сегмент. Более того, гусеничная техника составляет всего 5% всей продукции, выпускаемой заводом «Тверской экскаватор». Мы специализируемся на выпуске колесных экскаваторов, а также развиваем производство экскаваторов-погрузчиков, – заявляет управляющий директор ЗАО «Тверской экскаватор» Владимир Чекалин.

«Тверской экскаватор» входит в компании «РМ-Терекс» – совместное предприятие корпорации «Русские Машины» и многоотраслевого мирового производителя «Terex Corporation». Кроме «Тверского экскаватора» в компанию входят также заводы «Брянский Арсенал», «Челябинские строительно-дорожные машины», «Заволжский завод гусеничных тягачей».

Генеральным директором компании «РМ-Терекс» недавно стал Кристиан Кремер, сделавший карьеру топ-менеджера в концерне BMW. На «Тверском экскаваторе» не связывают это назначение с появлением японского завода под Тверью в контексте конкурентной борьбы.

В прошлом году «Тверской экскаватор» запустил производство экскаваторов серии «TVEX», а также новый экскаватор-погрузчик TLB-825 и целится на экспортные рынки. Численность завода составляет 672 сотрудника. В 2014 году завод вошел с практически нулевыми складскими остатками, что говорит о высоком спросе на продукцию.

В Твери есть еще и завод «Эксмаш», который основали бывшие работники экскаваторного завода в 2005 году. Завод входит в холдинг UMG, как и еще два производственных предприятия, расположенные в Твери и Рыбинске. «Эксмаш» выпускает экскаваторы, перегружатели, машины для расчистки просек. Компания отказалась комментировать влияние, которое может оказать на ее бизнес выход на проектную мощность завода «Хитачи».

Дмитрий ХОДАРЕВ


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Цирк Филатовых

Оформи подписку на газету "Караван+Я"