Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 20 (896) от 22.05.2013
Раздел: Портрет

Алексей Лебедев: «В голову Зеленина я влезал 5 лет»

Речи бывшего спичрайтера – о политике, пресс-службах и патриотизме

Алексей Лебедев – самоучка. В пресс-службу областной администрации его, 20-летнего студента-математика, привел губернатор Платов, бежецкий сосед и товарищ по шахматам. А с 2007-го по 2011-й, в расцвет эпохи Зеленина, Алексей стал главным спичрайтером региона: сочиняя речи для первых лиц Тверской области, он, кажется, освоил все тонкости своей мудреной профессии, которыми сегодня делится с «Караваном»

 

Белая рубаха, двухдневная небритость, волосы зачесаны назад. Алексей Лебедев ушел из спичрайтеров через год после пришествия Шевелева, как говорит, «не вписавшись в новую информационную политику области». Он пьет кофе, рассуждает, почему спичрайтер должен быть патриотом, и отзывается о губернаторе Зеленине без приставки «экс». Мы публикуем монолог Алексея почти без купюр. Ведь жанр «речь» не терпит посторонних вкраплений – он лишь ждет аплодисментов.

 

РЕЧЬ 1. О ПРОБЛЕМАХ

 

– Есть дурацкий роман Андрея Колесникова «Спичрайтеры», где заглавные герои представлены как каста очень умных и циничных людей. Они искусно манипулируют толпой, плетут интриги и прожигают жизнь в клубах… По-моему, это чистой воды снобизм. Стеб людей, живущих в пределах Садового кольца. Да, в Москве есть спичрайтеры, которые ничего не делают: их речи отличаются от «эталонных», как роман Суркова «Околонуля» от «Войны и мира» Толстого.

Настоящий спичрайтер – это подсобный рабочий. Он помогает своему руководителю, который физически не может освоить всю поступающую информацию. Он наводит мосты между шефом и его слушателями – разными фокусными группами.

Это весьма сложно. С одной стороны, нельзя выставлять, например, главу региона в дурном свете. С другой – нельзя замалчивать проблемы, надо вскрывать их… Иначе гражданское общество никогда не наступит. Поэтому спичрайтер всегда находит компромисс.

Пример – речь Дмитрия Зеленина на Российском съезде фермеров. Выступавшему перед ним Путину не аплодировал никто. А тверскому губернатору рукоплескал весь зал, потому что он не побоялся назвать проблему: да, фермерское хозяйство в упадке, но ведь так было не всегда… Давайте разберемся, почему это случилось. И фермеры очень удивились, что с ними заговорили на одном языке.

Сверхзадача спичрайтера – написать речь так, чтобы она была понятна и докладчику, и его аудитории. Поэтому надо «влезть» в голову губернатора и среднестатистического фермера – и переплавить их мысли в одном тексте.

Со временем я понял, что есть два типа спичрайтеров.

Первый тип всегда смотрит в рот руководителю. Он пишет лишь о том, что нравится шефу, не заморачиваясь актуальными проблемами. По этому принципу сегодня работает вся пресс-служба правительства области. Например, сейчас в Твери 70%-ный дефицит бюджета, мы один из самых упадочных регионов России. А проадминистративная газета «Тверская жизнь» пишет о развитии хоккея и хоре ветеранов, обходя все важные темы стороной.

Второй тип спичрайтеров ориентирован на внешние тренды. Он говорит о том, что действительно волнует народ, не скрывая правду о положении в регионе – а патрон уж сам решит, соглашаться с этим или нет. Именно так он заботится о благе своего начальника и своего региона.

Я спичрайтер второго типа. Когда я приехал в Тверь, у меня в кармане было 55 рублей. Еще утром на эти деньги можно было купить два билета Тверь – Бежецк, а к обеду – всего два мороженых. Это был 1993 год, жуткая инфляция. И жизнь меня учила быстро.

 

РЕЧЬ 2. О РЕФОРМАХ

 

– Сейчас в Твери ликвидирован институт спичрайтерства – в том смысле, в каком я его понимаю. Областные пресс-службы работают на уровне 90-х. Но тогда это была необходимость: советские схемы не до конца отмерли в СМИ, а новые еще не сформировались. И применялся классический механизм управления газетами «сверху». Так некоторое время было и при Зеленине. А потом системный кризис в 2009 году привел к необходимости реформ. И в два последних года зеленинской власти произошел резкий качественный скачок в подготовке пресс-служб.

Губернатор стал позиционировать область как информационно открытую, он велел реагировать на любые проблемы региона, поднятые в СМИ и Интернете. Он начал собирать совещания спичрайтеров, проясняя свою позицию по разным вопросам.

Пример: когда ДВЗ хотел стать президентом Федерации парусного спорта России, он беседовал со мной шесть часов, детально формулировал свое отношение к этой теме. Ему предстояло победить Котенкова, полномочного представителя президента в Совете Федерации… Я тогда написал программную речь на 40 минут, и Зеленин все-таки занял желанное место.

Отсюда вывод: спичрайтер второго типа должен контактировать с руководителем, доверять ему и уважать то, что он делает. Он должен быть искренним в своей работе.

К фальши и драпировке действительности склонен первый тип спичрайтеров.

Взять хотя бы последний отчет Шевелева – на мой взгляд, иезуитский.

Там не упомянуты три основные вещи: почему Тверской регион находится на грани банкротства, почему мы не вошли ни в одну федеральную программу, почему средняя зарплата по области не выросла… Много говорится о разном, но не о самом «больном».

При Шевелеве я числился спичрайтером, но не был востребованным. Темы остались те же, но уровень был уже другой. Мы перестали оголять проблемы, все тексты сводились к общим фразам. Потому я понял, что губернатор просто не хочет проявлять себя. Он хочет жить незаметно, как буддист.

 

РЕЧЬ 3. О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

 

– Написание речи – процесс многоступенчатый. Изначально он строился так. Областная приемная граждан вела мониторинг общественного мнения, отбирая самые частые просьбы и жалобы граждан. Параллельно мы изучали СМИ. По необходимости делали запросы в структурное подразделение – УМВД, УФСИН и т.д.

Но после реформы 2009-го Зеленин решил, что никому нельзя доверять. Тогда спичрайтеры и я, как главный из них, стали искать материалы самостоятельно, по альтернативным источникам. Их масса: заксобрание, Контрольно-счетная палата, Интернет…. При этом, конечно, все факты должны быть проверенными.

Спичрайтер должен писать и делать выводы самостоятельно, дотошно анализируя все имеющиеся факты.

Пример. Подготавливая речь на совещание по сельскому хозяйству, я долго читал отчет профильного департамента. Там была масса цифр. Чувствую, что-то меня напрягает... И вдруг понял: год от года финансирование сельхоз. отрасли увеличивается, а показатели остаются прежними.

В докладе Зеленина я обозначил эту проблему через метафору: «Мы что, как в сказке «Алиса в Зазеркалье»? Чтобы стоять на месте, надо очень быстро бежать?» В тот раз мы добились своего: руководство департамента сменили, так как всем стало ясно, что деньги разворовываются.

 

РЕЧЬ 4. О НАЧАЛЬНИКАХ

 

– В конце 2000-х я напрямую работал с Зелениным и двумя его замами – Пищулиной и Ялышевым. Тогда я осознал, что речь – это полная аутентификация с говорящим. Это постепенное внедрение в его сознание.

В голову Ольге Ивановне Пищулиной я влезал два года. К Ялышеву – три года, к Зеленину – 5 лет. Улавливал темпоритм, отслеживал ход мыслей, подмечал стилистику высказываний… Важно, чтобы структура личности четко проецировалась на структуру речи. Тогда речь будет складной и гармоничной.

Например, Пищулиной обязательно нужны были гуманитарные вкрапления в речи. На открытии канала «Бибигон» она «вспомнила», что в Твери снимался фильм «Чучело», и этим расположила к себе публику.

Зеленин мог процитировать крупнейшего в мире инвестора Уоррена Баффета, а Ялышев – Томаса Кука, основателя туристической индустрии. Я предлагал им то, что они, может быть, и не знали – но могли бы знать. И этим достигалась логика их высказываний, когда речь полностью соответствовала имиджу докладчика.

У каждого из моих руководителей были свои сильные стороны. У Зеленина – четкий математический ум. В его речи все было жестко структурировано.

Он мог знать больше и сказать умнее, но люди бы не поняли. Потому важная задача спичрайтера – перевести мысли босса на более доступный язык.

Пищулиной важна был привязка к ее темам: социальная политика, образование... А Ялышев любил рассуждать о построении гражданского общества.

Все начальники по-разному реагировали на написанные речи. Зеленин вносил много своего и всегда читал без бумажки. Восьмистраничную речь, написанную мелким шрифтом, он мог выучить в машине, пока ехал на выступление.

 

РЕЧЬ 5. О ПУБЛИКЕ

 

– Специфика речей зависит от аудитории. В целом все они делятся на четыре типа.

Первое. Выступление перед вышестоящим начальством. Например, Зеленина – в Совете Федерации. Оно должно быть очень конкретным:

– обозначение проблемы;

– анализ, почему она возникла;

– один яркий пример или шутка.

А потом вывод: регион сделал все, что можно. Теперь мы просим вас помочь.

В ситуации с «Сапсаном» эта тема хорошо прошла. Когда скоростной поезд только запустили через Тверскую область, железную дорогу перекрывали за час до его проезда. Естественно, часть электричек отменили, и люди начали всюду опаздывать. Зеленин тогда ездил на прием к министру транспорта Игорю Левитину. Его речь была длинная, а в финале звучала фраза: «Игорь Евгеньевич, а вы на что больше опаздывали – на урок или на перемену? На 15 минут или на 45?» И тогда многие тверские электрички, до этого отмененные из-за «Сапсана», возобновили свое расписание.

Второе. Аудитория – областные и муниципальные руководители. Здесь просто жестко ставятся задачи. Никаких шуток, лишь сухость и конкретика.

Третье. Речь перед общественностью, например, в районе. Тогда говорится о гражданском обществе и его проблемах. Это длинные и аморфные речи, снабженные конкретными примерами. Например, я знаю, в Торжке обвалился холм под храмом, а под Кимрами, в Белом Городке, не работает судоверфь… Мы обещаем принять меры.

Четвертое. Это речи на предприятиях. Как правило, на проблемных фабриках и заводах, потому что на процветающие губернатор ездил редко. Подобные речи строятся по схеме:

– я знаю ваши проблемы;

– их удалось решить в таком-то регионе;

– не переживайте, ситуация под контролем.

Сейчас Шевелев ввел пятый тип речей. «Нужно быть патриотом, ура!» Но патриот не может быть голодным, об этом еще Аверченко писал в «Дюжине ножей в спину революции». А в Тверской области сейчас критическая ситуация. Если в Фировском районе убита вся промышленность – какой может быть патриотизм?

 

РЕЧЬ 6. О ВЫБОРЕ

 

Чтобы стать спичрайтером, надо уважать тот регион, где ты живешь. Без этого ты не будешь понимать его проблемы и не сможешь писать качественные тексты. Нужно иметь хорошее образование – чтобы уметь находить и анализировать информацию, а также желание и опыт работы в СМИ.

Из всех знаменитых спичрайтеров мне наиболее импонирует Вячеслав Костиков – спичрайтер Бориса Ельцина. В его книге есть гениальная фраза, сказанная о первом Президенте России: «И тут он посмотрел на меня, и я понял: он сообразил, о чем я написал».

Любовь КУКУШКИНА


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Тверской цирк

Оформи подписку на газету "Караван+Я"

Абитуриент-2018