Новостной виджет для Яндекса

Архив номеров

Номер 18 (894) от 08.05.2013
Раздел: Образ жизни

Двухколесная философия

Дадут ли горожанам массово пересесть на велосипед

По краю проезжей части, увиливая от ям, или по тротуару, маневрируя между пешеходами, – со всех концов Твери к памятнику Афанасию Никитину спешат велосипедисты. Утро 28 апреля не выдалось теплым, но на открытие велосезона – 2013 прибывает около тысячи человек

 

ДЕТИ И МАНЬЯКИ

 

– Я и на работу на нем езжу, и в длительные путешествия, – рассказывает участник велопробега Александр Шарков, седой мужчина на дорожном велосипеде. – В последний раз мы с друзьями побывали в Белоруссии. Что касается Тверской области, то ее точно объездили всю.

История велодвижения в Твери насчитывает более 20 лет, однако юридическое оформление клуб «ВелоТверь» получил в 2009-м. Каждый год он устраивает праздничное открытие сезона. Существуют также неформальные объединения «ВКонтакте» – тамошняя группа «Веломаньяки», по сути, информационная площадка «ВелоТвери».

Участники другого тверского объединения – «Вело 69» – наоборот, преподносят себя как «альтернативную велогруппу» и не закрывают сезона: они катаются и летом, и зимой.

Между тем у памятника Афанасию Никитину собираются люди на дорожных, горных, BMX, триальных, а также трех– и четырехколесных велосипедах. Велопробегу до поляны на Дорошихе, где планируются конкурсы, все возрасты покорны: колонна, протянувшаяся почти на километр, двигается со скоростью не более 10 км/ч, впереди едут родители с маленькими детьми на специальных задних сиденьях.

– Принять участие в коллективной поездке легко, – рассказывает на ходу Наташа, девушка с флагом «ВелоТверь». – Для этого нужно найти на сайте клуба или в группе «ВКонтакте» объявление о поездке и созвониться с организатором. Сначала лучше покататься по Твери, потом отправиться за город. В недельные путешествия, конечно, берут проверенных. Главное – освоиться, а здесь в этом помогут.

 

ЖИЗНЬ БЕЗ ПРОБОК

 

Конкурсы на Дорошихе представляют собой настоящее шоу: упражнения спецов велотриала, метание дротиков с велосипеда, кросс-кантри по холмам и оврагам…

И, конечно, велоориентирование. Плутая в лесу в поисках контрольных точек, обозначенных на карте, увязываюсь за проворным мужиком на самодельном велосипеде с колесом от мопеда 70-х. Исключительным знанием леса мой «экспедитор» напоминает то ли грибника, то ли лесничего.

– Много лет назад я сам составлял маршрут для велоориентирования, – рассказывает Игорь Петров. – Вообще я председатель автоклуба, и раньше совместно с велосипедистами мы устраивали такие соревнования. Точки были одни, маршруты – разные.

Игорь увлекается авто– и мотоспортом, а также ретротехникой. Однако на работу он всегда ездит на велосипеде, причем и летом, и зимой: из-за пробок ехать на машине как минимум в два раза дольше. Однако в Твери совершенно не развита велоинфраструктура. Здесь ездить негде (нет специальных велодорожек) и некуда ставить двухколесный транспорт (нет велопарковок). В генеральном плане эта тема затрагивается лишь одним предложением, когда просто говорится, что велодорожки должны быть.

– Проблема не просто назревшая, а перезревшая, – комментирует Алексей Шабашов, председатель ассоциации «Здоровые регионы». – Количество автомобилей в Твери постоянно увеличивается, дороги ухудшаются – настоящий транспортный коллапс. Загазованный, шумный, задушенный в пробках, город недружественен по отношению к жителям. По результатам исследования, которое проводилось в 2009-м, более 100 тысяч взрослого населения имеют велосипеды, 86% поддерживают идею создания велоинфраструктуры. Действительно, это решило бы комплекс проблем: транспортную, экологическую, экономическую: срок службы велодорожек гораздо дольше наших ненадежных автодорог. Кроме того, передвижение за счет мускульной силы оздоровило бы население. Не у всякого найдутся время и деньги, чтобы ходить в фитнес-клуб, а велосипед – очень демократичная вещь.

Уже несколько лет у общественников идет война с бюрократией за создание велотранспортной сети. Но есть странная закономерность: как только достигаются какие-либо договоренности, резко происходит смена власти. И все приходится обговаривать заново. Так, в бытность Василия Толоко сити-менеджером Твери, например, было решено проложить дорожки от Речного вокзала до базы «Динамо». И где теперь Толоко, где дорожки?

Символично, что ровно два года назад, 28 апреля 2011 года, состоялся круглый стол с участием тогда замгубернатора Светланы Вержбицкой, на котором, в частности, было запротоколировано решение установить в городе велопарковки и создать велодорожки, но реальных результатов не последовало.

2012 год – пора особенного ажиотажа: редактор журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич и руководитель клуба «ВелоПитер» Юрий Гуревич постарались проложить Первый национальный веломаршрут Москва – Санкт-Петербург. Путь проходил в том числе и через Тверскую область: Тверь – Торжок – Кувшиново – Осташков. Веломаршрут определенно повысил бы туристическую привлекательность региона. Тогда была создана рабочая группа при Тверской городской думе, точечно начали устанавливать велопарковки. Но думу экстренно распустили, и работа свернулась.

Сейчас рабочая группа по созданию «Концепции развития велотранспорта г. Твери на период до 2017 года» действует при администрации города. По словам Алексея Шабашова, готовится базовый политический документ, который должен быть актуален при любой власти. В мае состоится заседание, на котором будет рассмотрен вопрос о его принятии, затем концепцию направят в ТГД. В соответствии с этим документом должны разрабатываться планы конкретных дел.

– Обжегшись на молоке, дуешь на воду, – комментирует Юрий Кобцев, экс-депутат Тверской городской думы и член рабочей группы по созданию концепции. – По сути, для реализации идей, которые продвигают энтузиасты, нужна одна лишь политическая воля. Сам город с его вечными пробками, шумом и стрессом подсказывает, что необходимо что-то менять.

 

КАРЕТА ПРОШЛОГО

 

По словам организатора открытия велосезона Ольги Матвеевой, в этом году клуб «ВелоТверь» планирует походы в Финляндию, Белоруссию, Калининград. Конечно, продолжатся путешествия по Тверской области. Состоится мультиспортивная приключенческая гонка «Авантюр», соревнования по скоростному спуску, кросс-кантри. А после майских праздников пройдет ежемесячный «Зачетный кадр» – квест по городу в поисках определенных точек, которые нужно узнать по фотографии.

Многие велосипедисты проедут сотни километров по городу и области, стране и зарубежью. Это тренд, но не норма нашего времени, поэтому такой образ жизни порой вызывает удивление.

– Люди, путешествующие на велосипеде, вызывают удивление только в дикой России, – поясняет Алексей Шабашов. – Европа покрыта сетью трансъевропейских, национальных и региональных веломаршрутов. В одной Германии они составляют более 70 тыс. км. Мы же в России только пытаемся продвинуть Первый национальный веломаршрут, и все делается силами энтузиастов.

– Предпочтение автомобиля – это поддерживаемый большими деньгами стереотип, символ комфорта из устаревшей картины мира, – уверена Ольга Дуванова, пресс-секретарь клуба «ВелоТверь».

 

НЕСЛУЧАЙНОЕ СОВПАДЕНИЕ

 

Праздничное открытие подходит к концу, победители конкурсов награждаются дипломами и призами, и велосипедное братство начинает разъезжаться.

Возвращаясь домой, наблюдаю удивительное зрелище на набережной Афанасия Никитина: мужчина крутит педали на лигераде – велосипеде, на котором не сидят, а лежат. Сзади – прицеп с кучей багажа. Признаться, такое в Твери я вижу в первый раз. С трудом догоняю этого оригинала.

– Можно с вами поговорить?

– I don’t speak Russian! – кричит он сквозь шум от потока машин, но останавливается.

Поджарый иностранец с аккуратной бородой, Франсуа Марк ничего не знает об открытии в городе велосезона: он только что приехал в Тверь.

– Я живу во Франции, в коммуне Клермон-ле-Ферм. По профессии я программист, – объясняет он на хорошем английском. – Вот взял отпуск и отправился в путешествие на велосипеде. Германия – Нидерланды – снова Германия – Литва – Латвия – Россия – вот мой маршрут. Сейчас я направляюсь в Иркутск, поглядеть на озеро Байкал. Это первое мое большое путешествие по России, до этого я колесил по Норвегии, Китаю, Индии. Вообще, занимаюсь этим с 19 лет.

– И где лучше всего ездить?

– Лучше, конечно, в Нидерландах. Во Франции таких условий для велосипедистов нет.

– А в сравнении с Россией?

Франсуа Марк смеется и обезоруживает меня своей деликатностью:

– Ну, Франция маленькая, Россия большая, поэтому у вас все тяжелей.

Неужели в такой большой стране нет места велосипедам?

 



 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Самая известная тверская велопутешественница Юлия Михайлюк 7 мая отправилась в свое очередное турне – на сей раз по святым местам и городам, связанным с историей императорского рода (так как в 2013 году отмечается 400-летие дома Романовых).

72-летняя спортсменка планирует проехать на велосипеде 16 тысяч километров – через Нилову Пустынь, Великий Новгород, Карелию, Мурманск, Чувашию, Удмуртию, Татарстан и Еврейский автономный округ. Перезимовать Юлия Михайлюк хочет в монастыре близ Владивостока, чтобы осенью 2014 года двинуться дальше: сначала поездом до Тюмени, а оттуда – на юг: в Чечню, Дагестан, Ставропольский край и, возможно, в Киево-Печерскую лавру. В Тверь Юлия Михайлюк планирует прибыть осенью 2014 года.

Дмитрий КОЧЕТКОВ


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.



Добавить комментарий

     

 

 




Караван выходит в городах:

Тверская область
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер
Московская область
  • Волоколамск
  • Дмитров
  • Дубна
  • Клин
  • Лотошино
  • Солнечногорск
  • Шаховская

 

Тверской цирк

Оформи подписку на газету "Караван+Я"

Абитуриент-2018